Античное наследие — атмосфера, почва и арсенал европейской культуры. Историческое значение античного наследия Что такое античное наследие

Западная римская империя пала. Несмотря на то, что в ранний период истории западных "варварских королевств" было забыто значительное число достижений материальной и духовной античности, многое ею созданное продолжало жить и на Западе. На Востоке же, в Византии, античная традиция, переосмысляясь, по существу никогда не прерывалась. И на западе и на востоке Европы господствовало христианство впитавшее в себя ценности античной культуры. Благодаря трудам "отцов церкви" (Марк и др.) грамотные люди знакомились с некоторыми положениями античной философии, с историей, мифами.

Когда славянские страны, в том числе Русь, приняли христианство, эти труды, доставлявшиеся из Византии, как и другие христианские произведения, исторические хроники, романы от Александра Македонского, стали известны и здесь. На Западе же латынь оставалась языком церкви и науки еще много столетий после падения Рима. В монастырях переписывали рукописи античных авторов, благодаря чему они дошли до нас. Архитектура церквей воспроизводила римскую архитектуру (в частности, римских базилик), хотя и со значительными вариациями, в разных странах и областях.

Жила и сама идея Рима как политического и духовного центра, объединяющего народы. Константинополь назывался "вторым Римом", византийцы именовали себя римлянами - "ромеями", а своего императора - "римским кесарем".

На Западе продолжателями, наследниками Рима считали себя Карл Великий, а затем государи "Священной Римской империи". После падения Константинополя на Руси укрепилось представление о Москве как "третьем Риме", наследие православного Рима - Константинополя, и это сыграло немалую роль в идеологии 15-16 вв., в изучении истории и литературы Рима, из которой черпался материал для оправдания политических концепций (как, например, в переписке Грозного с Курбским).

И на Востоке, и на Западе в центре внимания стояла философия Аристотеля, приспособленная к христианской философии. Его труды, как и другие античные сочинения, были переведены, например, на арабский язык. Опираясь на наследие александрийских материалов, арабы создали алгебру, знали они и Галена (римский врач), и греческих астрономов. Именно с арабского языка сочинения Аристотеля были переведены на латынь. Непререкаемым авторитетом вплоть до Нового времени остались Птоломей (создатель геоцентрической системы мира) и Гален, а когда настала возможность отвергнуть их санкционированную церковью непогрешимость, Коперник, создавая свою гелиоцентрическую систему опирался на Аристарха Самосского и его теорию обращения Земли и планет вокруг Солнца.



Римское право постоянно изучалось юристами средневековой Европы, приспосабливалось к нуждам феодального общества.

Если восточноевропейские славянские страны знакомились с античным наследием через Византию, то в Западной Европе знали лишь то, что осталось от Рима. Только, когда с наступлением турок многие византийские ученые стали переселятся в Италию, здесь они познакомились с античным наследием в его полном объеме, что стимулировало расцвет культуры Возрождения. Теперь труды и римских и греческих авторов извлекались из монастырских хранилищ, переписывались, изучались, комментировались становились оружием в борьбе с властью церковной догмы над умами людей, пропаганде новых идей гуманизма, просвещения, свободы мыслей, гармоничного развития личности, величия науки.

Велико было в то время влияние античного искусства. Извлеченные при раскопках статуи служили образцом великим творцам Возрождения, воплощая идеал прекрасного, но земного человека в противоположность средневековым изображениям святых. За образцы бралась и римская архитектура, основы ее осваивались и развивались далее. Знаменитый тогда автор труда по архитектуре Палладий во многом основывался на Витрувии. В обращении к античности современники Возрождения видели путь к духовному освобождению от засилья догм и утверждению науки, творческих исканий во всех сферах жизни.

С течением времени влияние античного наследия все более крепло. Латынь продолжала оставаться языком ученых всего европейского мира, углублялось знакомство с греческим языком и греческими мыслителями. В 18 в. сложилась теория "греческого чуда" - абсолютного совершенства искусства классической Греции, по сравнению с которыми искусство эллинизма и Рима было упадком и эпигонством. Развитие книгопечатания стимулировало изучение греческих и латинских авторов и знакомство с ними.

Теорема Пифагора, геометрия Евклида, закон Архимеда стали основой обучения в школе. Труды античных географов, исходивших из шарообразности Земли и вычисливших ее объем, сыграли немалую роль в Великих географических открытиях. Философские системы античных мыслителей вдохновляли философов Нового времени.

В 18 в., в предверии Великой французской революции, философы - материалисты обращаются к Лукрецию. Его учение возникновения мира из атомов, об эволюции природы и человеческого общества без божественного промысла, о естественном договоре, объединяющем людей для общей пользы, о законе, который не бог, а люди устанавливают для той же пользы и отменяют его, когда он этой пользе перестает удовлетворять было созвучно передовым теориям того времени. И столь же созвучны были идеи народовластия, равенства, свободы, справедливости, хотя, став революционными лозунгами 18 в., они понимались гораздо шире, чем в античности.

Европейский театр и литература постоянно обращались к античности, и все более многообразными становились их связи с нею. Обрабатывались античные сюжеты: "Антоний и Клеопатра" и "Юлий Цезарь" у Шекспира, "Андромаха", "Федра", "Британик" у Расина, "Медея", "Гораций", "Помпей" у Корнеля. Воспроизводились целые пьесы. Например, "Комедия ошибок" Шекспира повторяла "Менехмов" Плавта, а "Скупой" Мольера - плавтовский "Ларчик".

Слуги комедий Мольера, Лопе де Вега, Гольдони похожи на ловких, умных рабов Плавта, помогавшим господам устраивать свои любовные дела. Переводились античные романы и в подражание им писались новые. Множество античных образов и сюжетов - богов, богинь, героев, битв и празднеств - служило темами художникам и скульпторам, трактовавшим их в соответствии со вкусами своего времени. Так, активный участник Великой французской революции художник Давид в противоположность художникам, угождавшим вкусам изнеженной знати, писал античных героев, преисполненных патриотических и гражданских чувств: "Клятва Горациев", "Смерть Сократа", "Леонид у Фермопил".

Римское право легло в основу права других западных государств.
В Новое и Новейшее время античный мир сохранил свое значение в самых разных сферах духовной и умственной деятельности. К нему обращаются историки, социологи, культурологи. Античный мир как некий замкнутый цикл известный с возникновения до гибели, постоянно служит эталоном для культурологов.

Без знакомства с античной культурой невозможно понять многочисленные греческие и римские реминисценции у классиков русской литературы. В России еще в 18 в. переводили античных авторов, и уже Державин написал свой "Памятник" в подражание "Памятнику" Горация. Прекрасно знал римскую литературу А.С. Пушкин. Его переводы по адекватности подлиннику не знают себе равных. К античным сюжетам обращались Д.С. Мережковский ("Юлиан Отступник"), Л. Андреев (пьесы "Похищение сабинянок" и "Конь в сенате").

Неоднократно в "Капитале" Маркс ссылался на античных авторов. В значительной мере на античном материале построил свою работу "Происхождение семьи, частной собственности и государства" Ф. Энгельс, посвятивший также три статьи раннему христианству. Высокую оценку античной культуре и науке давал В.И. Ульянов-Ленин.

Таким образом, тысячи нитей связывают культуру Европы с древними цивилизациями Греции и Рима. Фундамент современной Европы был заложен в Древней Греции и Риме.

Под наследием античной культуры стоит понимать все, что оставили нам предки, жившие в период античности, а также все, что можно считать культурными достижениями той эпохи. Это очень важно определить сразу, поскольку речь здесь будет идти именно об этих достижениях в разных культурных сферах: в архитектуре, литературе, скульптуре, а также в науке. Какое же наследие античности имеет сегодня человечество и какова его роль для современных людей?

Архитектурное наследие

В настоящее время известны несколько античных цивилизаций, и все они оставили свои следы, их можно увидеть и по сей день. В первую очередь речь идет о множестве архитектурных объектов. Они сохранились преимущественно на территории южной Европы и Азии, там, где были Древняя Греция, Древний Рим, Македония, Персия, Вавилон и другие государства. Даже сейчас можно посмотреть на эти объекты, разнообразие в их формах, планировки помещений и, конечно же, обратить внимание на формы и декорации.
Но важно даже не столько то, что это памятники античности, сколько то, как эти идеи трансформировались в современной архитектуре. Если здание украшено колоннами, например, то смело можно сказать, что этот элемент заимствован из античной архитектуры. То же самое и со стилизованными фасадами, стадионами-колизеями и другими постройками – множество элементов трансформировались из античных в современные, а другие были переняты дважды, первый раз в эпоху Возрождения, второй – сейчас.

Скульптура

Античных памятников скульптуры также крайне много. Это как сохранившиеся целиком образцы, так и неполные скульптурные композиции. Все античные скульптуры для той эпохи были огромным культурным прорывом, а сейчас они ценятся как достояние. Чем же привлекателен именно этот вид искусства? В первую очередь совершенством форм. Это удивительно, но вспомнив древнегреческие скульптуры, например, бюсты, можно отметить сходство черт лица и пропорций. Античные скульптуры очень точны в исполнении, это довольно тонкая работа, причем даже современные профессионалы могут выполнить с помощью дополнительных приспособлений и долгого моделирования. Античные же мастера выполняли их только с опорой на свои умения.
Скульптура сегодня многое переняла из античного прошлого. Это и сами формы, и материалы, и методы выполнения. Именно античная скульптура считается одной из самых прогрессивных, она же является классической, потому как все ее известные образцы не имеют аналогов и выполнены крайне точно.

Литература

Литературное наследие невероятно богато. Это в основном труды философов и поэтов. В основном литература мифологична, что позволяет многое узнать о верованиях в античном обществе.
Литературных произведений в большем количестве дошло из Древней Греции и Древнего Рима. Здесь можно оценить поэтический слог того времени – гегсаметр. Такие поэтические произведения на оригинальном языке можно спеть, а при долгом пении возникает чувство погружения в транс. Не до конца понятно, как именно это делали предки, потому что в истории ничего подобного даже на античных языках написано не было.
Что касается письменности, то самой интересной можно назвать не латынь, хотя она по сей день употребляется, а клинопись. Это письменность в Древнем Вавилоне и у шумер, открытие ее поразило мир.

Наука

Античность – время и научных открытий. Наследием можно считать знания геометрии, математики, некоторых физических и химических законов. Также в науку были привнесены многие изобретения, такие как система водоснабжения и орошения. Впечатляют географические и астрономические открытия античности.
Античная наука была толчком к развитию всех цивилизаций. До сих пор многие научные сведения, полученные в то время, можно назвать бесценными. Также множество механизмов и изобретений, открытых в то время, используются и по сей день, и лишь немного они были усовершенствованы.

Античное культурное наследие оставило глубочайший след в культуре современного человечества. Практически в любой его области можно обнаружить идеи, повлиявшие на характер и особенности духовной и материальной культуры народов Средневековья, Нового и новейшего времени. Собственно античный мир – это общества Древней Греции и Рима в период с IX–VIII вв. до н. э. по IV–V вв. н. э. Отсюда следует, что культура крито-микенской цивилизации остается вне античности. Дело в том, что государственность, экономические и социальные институты и условия жизни населения Греции III–II тыс. до н. э. радикальным образом отличались от аналогичных сфер жизни эллинов более позднего времени. На смену крито-микенской цивилизации с ее теократическими монархиями, мало чем отличавшимися от многих древневосточных государственных образований с громоздким бюрократическим аппаратом управления и контроля непосредственных производителей, в Грецию начала I тыс. до н. э. пришли иные, абсолютно отличные по своему характеру формы государственности, социальной и экономической жизни – полисные структуры с республиканскими типами управления. Их население и стало творцом той уникальной в истории человечества культуры, которую мы именуем античной.

Греческий мир архаического и классического времени состоял из нескольких сот самостоятельных и независимых городов-государств – полисов с характерной для них политической и экономической независимостью, строго замкнутыми гражданскими коллективами, члены которых, обладая всей полнотой политических и экономических прав, стояли много выше неполноправного и бесправного рабского населения. Каждый такой полис был административным, хозяйственным и культурным центром небольшого города-государства, население которого занималось не только ремеслом, но и земледелием.

Именно в таких наиболее передовых греческих полисах сложились основы античной культуры. Дальнейшее ее распространение на Восток после завоевания Александром Македонским северо-западной Азии и Египта и создания на развалинах его империи эллинистических царств значительно обогатило культуры местного населения. Вместе с тем происходило и обратное влияние: эллинская культура сумела вобрать в себя многие передовые достижения древневосточных народов. В результате этого взаимодействия на основе греческой культуры возникла новая синкретическая культура – эллинистическая.

Однако как только на арену мировой истории того времени вышел Рим, подчинивший себе сначала земли и народы Апеннинского полуострова, а затем и территории эллинистических царств, полисы Балканской Греции, племена и народы Северной Африки, Западного Средиземноморья, Придунавья, эллинистическая культура слилась с римской. В результате достижения античной культуры распространились по территории огромной Римской державы, с одной стороны, влияя на населявшие римские провинции народы и племена, а с другой – испытывая обратное воздействие с их стороны. В связи с этим под внешним покровом эллинизации и романизации культуры населения, оказавшегося в пределах Римской средиземноморской державы, продолжали свой сложный и противоречивый путь развития даже после падения Западной Римской империи.



Как известно, творцом культуры является человек, человеческая личность, но личность социально обусловленная. Поэтому процессам эллинизации и романизации в условиях формирования и развития античной культуры предшествовал социальный фактор. Для человека античной эпохи такой социальной средой, в которой он реализовывал свои творческие способности, была среда античного полиса, античной гражданской общины. Там, где возникали и развивались социально-политические структуры, аналогичные античной гражданской общине, будь то греческий полис или римская цивитас, и находили свои проявления те уникальные аспекты культуры, которую мы называем античной. В зависимости от качественного состояния полисных структур формировались и основные особенности античной культуры.

Какие же основные особенности формировали ее облик? Прежде всего то, что для гражданина античного полиса на первый план всегда выходила идея значимости и единства той гражданской общины, в которой он реализовывал свои творческие способности. При этом его благо, благо отдельного гражданина, всегда было неразрывно связано с благом всего коллектива граждан, к которому он принадлежал. Сама эта гражданская община являлась наивысшей ценностью для всех сограждан. Поэтому высшим долгом и прямой обязанностью гражданина являлась обязательная реализация этого блага. Вне полиса, вне цивитас свобода существования и творчества для граждан была немыслима, так как только членство в них, только принадлежность к гражданскому коллективу были гарантиями этой свободы. Следствием этого было то, что в античной культуре всегда органически и неразрывно сочетались начала коллективное и частное.

Идея верховной власти народа – еще одно обстоятельство, в значительной мере определившее характер античной культуры. Полисная жизнь полностью исключала необходимость слепого подчинения граждан какой-либо отдельной личности (царю, например, как это было в монархиях-деспотиях Древнего Востока). Отсюда – принцип свободы и независимости для всех граждан в рамках их коллектива и для конкретного полиса в пределах всей полисной системы. Именно в условиях свободы и независимости, по крайней мере теоретически, и должна была проходить жизнь гражданина как творца античной культуры.

С этой идеей связана еще одна особенность полисного строя жизни – теснейшая связь гражданской общины с ее покровителями и защитниками – полисными богами и героями. Они рассматривались гражданами как ее сочлены, заботившиеся о благе и процветании всех и каждого. Греческие и римские божества, имевшие антропоморфный облик, могли страдать, переживать, как и все смертные. Они, конечно, требовали почитания и уважения к себе, но никогда не воспринимались греками и римлянами в качестве безусловно самовластных божеств (как это было на Древнем Востоке), требовавших непререкаемого и жесткого подчинения, исключавшего любую инициативу в действиях человека. Подобное «демократическое» восприятие божества у греков и римлян давало возможность осуществлять свободный, творческий поиск и инициативу в общественной и культурной жизни на благо всего гражданского коллектива.

Фундаментальное значение античной культуры неоспоримо. Грамотность была широко распространена в античном обществе. На основе греческого алфавита еще в древности был создан латинский алфавит, а в IX в. н. э. – славянская азбука. Таким образом, письменность народов нынешней Европы, Америки, Австралии, части Азии и Африки возникла именно на греческой почве.

Пронизанное глубоким гуманизмом и психологическим реализмом художественное творчество древних греков достигло небывалой высоты. Многогранное греческое искусство, отличающееся гармонией и тонким чувством меры, стало образцом для художественного творчества более поздних эпох. Характерно, что живопись в собственном смысле этого слова появилась именно в Древней Греции. Основные архитектурные стили, созданные древнегреческими мастерами, стали примером для подражания архитекторов и строителей Средних веков, Нового и новейшего времени.

Древние греки создали основные литературные жанры – эпос, лирику, прозу. Здесь, в Древней Греции, было положено начало и театру. Следствием этого стало формирование основных видов драматического искусства – трагедии и комедии. Ораторское искусство возникло также на греческой почве.

Важно отметить, что эллинская наука, развивавшаяся в рамках свободных от религиозных догматов условий, носила глубоко светский и рациональный характер. Именно греками было положено начало многим важнейшим отраслям современных наук – астрономии, анатомии, ботанике, геометрии, грамматике, зоологии, истории, математике, механике, физике, филологии, философии и ряду других. Характерно, что все эти наименования – древнегреческие по своему происхождению.

Оживленная политическая жизнь в эллинских полисах способствовала развитию не только ораторского искусства, но и греческого законодательства. Каждый полис имел свою конституцию, свод законов государственного устройства. В эллинистическую эпоху греческое право достигает значительного уровня, превзойденного лишь позже только римскими законодателями. Греки положили начало разработке теории государства и государственного устройства. Такие термины, как «демократия», «олигархия», «аристократия» и многие другие, пришедшие из Древней Греции, органически вошли в политическую терминологию современности.

Хотя творцами античной культуры наряду с греками были и римляне, все же следует отметить, что последние по своему характеру отличались от изумительно одаренных в области художественного и научного творчества эллинов. Греки, в отличие от римлян, очень редко были способны почувствовать свое этническое единство, создать твердую администрацию, дисциплинированный и строгий образ жизни, поэтому римляне все свои творческие способности проявили именно в практической деятельности. Целеустремленность, внутренняя дисциплина, чувство превосходства римлян над всеми другими завоеванными народами, практицизм в действиях – все эти черты римского склада характера не могли не наложить заметного отпечатка на их культурные достижения. Хотя римская культура формировалась на базе эллинской, она была оплодотворена культурными достижениями народов, вошедших в состав огромной Римской державы. При этом римляне охотно пользовались культурным наследием всех своих предшественников, творчески перерабатывая и приспосабливая его для своих потребностей.

Именно задачи реальной жизни, цели практического характера определили появление у римлян такой отрасли науки, как агрономия. Авторы трудов этого характера детально освещали вопросы, связанные с земледелием и скотоводством, организацией труда сельскохозяйственных производителей. В настоящую систему римляне превратили гражданское право. Основные положения римского права позже стали основой для кодексов права многих европейских стран. Потребности широкого градостроительства вызвали к жизни появление у римлян теоретических и практических трудов по зодчеству, организации строительства дорог, мостов и других коммуникаций, снабжения городов питьевой водой и др. Римляне изобрели бетон, усовершенствовали такие строительные конструкции, как свод и купол.

Несмотря на то, что первыми врачами в Риме были греки, римлянам тем не менее удалось поставить теоретическую и практическую медицину на значительную высоту. Появились совершенные медицинские инструменты, талантливые хирурги, специальные руководства по медицине, труды по анатомии и физиологии человека, терапии, фармакологии и гигиене. Римляне научились делать пластические операции, впервые применили наркоз. Преуспели римляне и в таких областях научных знаний, как история, география, картография, минералогия, металлургия и многие другие. По сути говоря, творческое наследие народов античности стало реальной основой культуры всего современного человечества.

Средние века (V – перв. пол. XVII в.)

Средние века – один из важнейших этапов в истории развития европейской цивилизации, охватывающий период с V по середину XVII в. Сам термин «Средневековье» возник в начале XV века в кругу итальянских ученых-гуманистов, которые ввели новую трехчленную периодизацию всемирной истории: античность – Средние века – Новое время. Поскольку под «Новым временем» они понимали собственную эпоху, Средние века в их представлении заканчивались на рубеже XIV–XV вв. Традиция считать наступление Ренессанса верхней границей Средневековья закрепилась в западноевропейской историографии и в истории культуры. Сторонники такой периодизации в наши дни именуют период XV – начало XVII в. «ранним Новым временем».

С другой стороны, начиная с конца XVII–XVIII вв. в исторической науке наряду с термином «Средние века» используется понятие «феодализм», обозначающее не столько хронологические рамки периода, сколько существо наиболее характерных для этого времени социально-экономических и политических процессов. Феодализм как экономический и политический уклад существовал в течение более продолжительного времени, чем Средние века в их классическом понимании, охватывая не только период Ренессанса, но также XVII–XVIII вв. В современной науке существуют различные точки зрения относительно того, какое из столетий считать его верхним пределом и какие критерии выбрать как показатель деформации феодальной системы и вызревания в ее недрах новых буржуазных отношений – Английскую революцию середины XVII в., Великую французскую революцию или так называемую «промышленную революцию» XVIII в.

По традиции, сложившейся в отечественной историографии, хронологические рамки периода феодализма определяют как V – середина XVII в., т. е. от Великого переселения народов и падения Западной Римской империи до Английской революции. Принято также выделять три основных этапа внутри этой эпохи:

ü раннее Средневековье (V-первая половина XI в.);

ü развитое, или классическое Средневековье (вторая половина XI-первая половина XV в.);

ü позднее Средневековье, или раннее Новое время (конец XV-первая половина XVII в.).

Средневековье внесло огромный вклад в развитие европейского общества. Прогресс, достигнутый в это время в сфере материальной культуры и техники, позволил Европе захватить экономическое и политическое лидерство в мире; в этот период были заложены основы современной системы мировой экономики.

Именно в рамках феодальной Европы произошло оформление современных государств в их нынешних границах, складывание наций, языков и культур с присущими им национальными особенностями. Возникли новые формы власти и политической культуры, институты и методы управления. Одним из важнейших достижений этого периода стало зарождение принципа парламентаризма. На новый уровень поднялась политическая теория – осмысление природы индивида в его взаимоотношениях с обществом и государством.

Неоценимый вклад внесли Средневековье и эпоха Ренессанса в развитие мировой культуры – архитектуры, изобразительного искусства, литературы, музыки, театра.

В конфессиональной сфере чрезвычайно важными были последствия многовекового развития европейской христианской цивилизации и ее трансформации в эпоху Реформации, поскольку в это время окончательно сложились те религиозно-философские течения и церковные организации, которые продолжают играть важную роль в современном мире.

Наконец, итогом эволюции средневекового общества стал генезис нового типа личности, близкой по своим этическим ориентирам и психологическому складу человеку нового времени.

Раннее Средневековье (V – перв. пол. XI в.)

Нередко называют «тёмными ве-ками» Европы, подразумевая под этим в первую очередь резкий и продолжительный упадок культуры по сравнению с эпохой Ан-тичности. Однако подобное суждение справедливо лишь отчасти. Безусловно, крушение Западной Римской империи и образование варварских королевств привело к запустению многих городских центров, резкому сокращению, а в некоторых регионах и полному прекращению каменного строительства, разрушению римской сис-темы образования, снижению общего уровня образованности даже в высших слоях общества , утрате чистоты латинского языка . Одна-ко культурное наследие Античности не исчезло бесследно. Эпоха Раннего Средневековья стала временем синтеза трёх важнейших элементов куль-туры: античного , христианского и варвар-ского .

Важнейшую связующую роль в преем-ственности античной и средневековой культуры сыграл латинский язык. Именно латынь стала основой для развития евро-пейских национальных языков, а латин-ская письменность донесла до жителей средневековой Европы достижения ан-тичной науки и философии.

Даже в эпоху складывания варварских королевств (V-VII вв.) интеллектуальное развитие Европы не прекращалось. Дея-тельность таких мыслителей, как Боэций (ок. 480-524), Кассиодор (ок. 490-585), Исидор Севильский (ок. 570-636), способ-ствовала переосмыслению античной философской и педагогической мысли в духе христианского мировоззрения. В своих сочинениях они соединили дос-тижения античной философской мысли, в частности Платона и Аристотеля, с христианской религиозной догматикой. Благодаря трудам этих выдаю-щихся авторов часть античного интеллектуального наследия была допущена в мир христианской культуры. Это было очень важным достижением, поскольку христианская церковь была активным го-нителем и разрушителем языческого античного наследия. Напри-мер, Папа Григорий I (590-604 гг.) выступал ярым противником распространения античного знания, да и образования вообще, по-скольку считал, что лишь простая христианская проповедь, доступ-ная всем, поможет людям обрести непоколебимую веру, а не тер-заться ненужными размышлениями. Материал с сайта

И всё же образование, вклю-чавшее наряду с познанием христианской догматики усвоение элементов античной культуры , смогло отстоять свои позиции. В го-родах, при монастырях сохранялись школы, а в основанном Кассиодором на юге Италии монастыре Виварий были созданы первая в средневековой Европе библиотека и первый скрипторий — мас-терская по переписке книг.

Таким образом, в V-VIII вв. европейской интеллектуальной эли-те удалось не только сохранить античное наследие, но и положить начало его органическому вовлечению в культуру христианско-варварской Европы.

Значение наследия античности в мировой культуре огромно. В России история Древней Греции и Древнего Рима всегда привлекала внимание деятелей науки и культуры.

А.С. Пушкин, В.Г. Белинский, Л.Н. Толстой, Н.В. Гоголь и другие выдающиеся русские поэты, писатели, ученые любили и восхищались античной литературой и искусством, часто обращались к античным сюжетам и источникам. Л.Н. Толстой, уже будучи автором «Войны и мира», настолько увлекся греческой литературой, что стал изучать древнегреческий язык, чтобы в подлиннике читать Гомера, Геродота, Ксенофонта и других интересовавших его поэтов и писателей. Между прочим, первый русский экономико-географ К.И. Арсеньев,

Восторженно писал о значении античной культуры В.Г. Белинский. «Илиада, переведенная Гнедичем, - пишет он Станкевичу, - для меня есть источник такого наслаждения, от силы которого я изнемогаю в каком- то сладостном мучении». «Новый мир искусства открылся передо мною», - сообщает он Боткину, читая трагедии Софокла. С ним же он делится впечатлением о «Биографиях» Плутарха:

«Книга эта свела меня с ума, я весь в идее гражданской доблести, весь в пафосе правды и чести... Принимаясь за Плутарха, я думал, что греки заслонят от меня римлян - вышло не так... Я понял через Плутарха многое, чего не понимал. На почве Греции и Рима выросло новейшее человечество... Обаятелен мир древности».

Античность явила миру выдающиеся достижения искусства. И.С. Тургенев, увидев фриз Пергам- ского алтаря, вывезенного из Турции и смонтированного в Берлинском музее Псргамон, восторженно писал об этом шедевре эллинистического искусства: «Все эти - то лучезарные, то грозные, живые, мертвые, торжествующие, гибнущие фигуры, эти извивы чешуйчатых змеиных колец, эти распростертые крылья, эти орлы, эти кони, оружия, щиты, эти летучие одежды, эти пальмы и эти тела, красивейшие человеческие тела во всех положениях, смелых до невероятности, стройных до музыки, - все эти разнообразнейшие выражения лиц... это торжество злобы, и отчаяние, и веселость божественная, и божественная жестокость - все это небо и вся эта земля - да это мир, целый мир, перед откровением которого невольный холод восторга и страстного благоговения пробегает по всем жилам... Как я счастлив, что я не умер, не дожив до последних впечатлений, что я видел все это!» .

Попытаемся представить обобщенный образ ученых античности (при всем различии их судеб, интересов и времени деятельности):

Они были первыми. Впервые в истории человечества они переходили от религиозных мифов к научному знанию. Это был величайший скачок в интеллектуальной истории человечества .

Мы не случайно подробно рассказали выше о Богах и мифах Древней Греции. Необходимы были огромные усилия ума, мощь интеллекта, чтобы разорвать тысячелетнюю традицию объяснять все явления мироздания деятельностью богов и прийти к первым научным гипотезам и открытиям;

  • - они много работали над собой. Демосфен на скульптуре Полиевкта выглядит утомленным, мужественным, волевым, умным. История сохранила некоторые подробности его жизни. Этот впоследствии блестящий, пламенный оратор, от рождения имел слабый голос и, чтобы научиться выступать перед большими аудиториями, он отправлялся на берег моря и учился говорить, стараясь перекрыть шум волн. Чтобы добиться четкости речи, он говорил с шариком во рту, стремясь к безукоризненной дикции;
  • - неверно, что ученые древности не интересовались практическими делами. Плутарх, упоминая об изобретениях Архимеда, говорит, что философу, конечно, не пристало заниматься такими вещами, но Архимеда оправдывает крайность, в которой находилось его отечество. На самом деле ученые античности, как правило, путешествовали, изобретали, ставили опыты, решали практические задачи.

Что касается Архимеда, то, как известно, изобретенная им система зеркал, отражающая солнечные лучи, позволила сжечь римский флот, вошедший в гавань Сиракуз;

  • - они были преданы своей науке, своим убеждениям. Сократ принял чашу с ядом (цикутой), но отказался бежать из Афин, так как считал, что бегство может поставить под сомнение его верность своим убеждениям. Архимед сказал римскому солдату, который пришел его убить: «Не трогай моих чертежей!». Открыв один из своих легендарных законов, Архимед выскочил на улицу с криком «Эврика!»
  • («Нашел!») !
  • - часто родина не баловала своих гениев. Демосфен, Аристотель были преданы остракизму и умерли в изгнании, Сократ и Фидий покончили с собой и т.д. Нелегкая судьба часто не щадит пророков в своем отечестве: мрачный опыт, который многократно повторялся и в будущем (в России - Пушкин, Лермонтов, Капица, Ландау, Королев, Сахаров - будем же ценить пророков в своем отечестве).

Нравственный образ и судьбы первых героев науки поучительны. В истории географии особенно важен вклад античной науки в следующем:

  • - гигантское расширение географического горизонта и географических знаний. Человек впервые увидел землю (во всяком случае, часть ее) и запечатлел ее на первых картах и в первых описаниях;
  • - впервые зародились два направления в географии - естественно научное и социально-историческое (социально-географическое, страноведческое). Гуманитарный характер и исторический подход многих произведений античной науки не противостоит, а дополняет естественно научное содержание других произведений и эти впервые наметившиеся различия и взаимосвязи очень важны. Здесь начало многих концепций и споров - о взаимосвязи общества и природы, географическом детерминизме, соотношении общего и регионального и др.;
  • - впервые в распоряжении науки оказалось такое могучее средство исследования как географическая карта (пусть в первых своих, очень несовершенных образцах);
  • - многие греческие и римские имена и названия, казалось бы давно забытые, постоянно оживают в терминах современной географической науки. Союз аркадских городов на острове Пелопоннес во главе с Мегалополем («большим городом») дал повод Ж. Готтману предложить термин «мегалополис» для обозначения систем городских агломераций, срастающихся в большие урбанизированные зоны; этот термин широко вошел в современную научную литературу, а «мегаполисами» в современной научной литературе называют города с населением выше определенного порога (в официальной статистике ООН - свыше 8 млн человек). Один из самых известных географических журналов так называемых радикальных географов в недавнем прошлом был назван «Геродот». Этот ряд примеров можно было бы продолжить;
  • - многие географические идеи и концепции в зародыше можно найти в работах античных географов (как это говорил Энгельс о философии). Разрывая туман суеверий и мифов, они впервые попытались найти объяснения тайнам мироздания, высказали эмпирически или умозрительно обоснованные гипотезы о шарообразности земли, ее делении на широтные пояса, об изменении во времени пространств суши и моря и другие; довольно точно измерили окружность Земли; поняли важнейшую задачу географии - уви-