Бюджетирование в 1с упп обучение. – Концепция подсистемы с примерами

В данной статье мы продолжим рассмотрение темы бюджетирования, начатую в предыдущей статье . Мы рассмотрим методы планирования бюджетов и некоторые инструменты, используемые в программных продуктах, предназначенных для автоматизации данного процесса.

Методы планирования

Приступая к планированию бюджетов, руководители компании, прежде всего, должны определиться с тем, какой именно метод планирования они будут использовать?

Различают следующие методы планирования:

  • «сверху вниз»;
  • «снизу вверх»;
  • «снизу вверх/сверху вниз».

Методология «Сверху вниз» используется при формировании бюджетов руководителями компании. Суть данного метода заключается в том, что руководство компании предоставляет функциональным подразделениям целевые показатели на планируемый период (показатели по прибыли, товарообороту, минимизации налогов и т.д.). Далее функциональные подразделения делают детализацию и расшифровку бюджетов, основываясь на этих показателях.

Методология планирования «Снизу вверх» применяется при стратегии планирования «от возможностей компании». Она заключается в том, что функциональные подразделения предоставляют бюджет, формируемый на основании своих возможностей (производственных мощностей, данных логистических подразделений, складских мощностей и т.д.). Недостатком этого подхода является то, что эти показатели являются субъективными, т.к. подразделения перестраховываются, закладывают дополнительные риски, что приводит к формированию «раздутых» бюджетов, неоптимальному использованию ресурсов и тормозит развитие бизнеса.

Методология планирования «Снизу вверх/сверху вниз» заключается в формировании бюджетов, которые являются результатом согласования финансовых целей, поставленных руководителями компании и возможностей подразделений, оцененных менеджерами подразделений. Такая методология является максимально эффективной для развития компании.

Периоды планирования

В зависимости от потребностей компании для формирования бюджетов используются различные периоды планирования . Например, для мелких компаний чаще всего формируются бюджеты на месяц. Для крупных компаний и холдингов обычно составляются стратегические планы развития, поэтому периоды планирования могут составлять до нескольких лет.

Долгосрочные бюджеты могут разбиваться на более мелкие контрольные периоды, по которым подводятся промежуточные итоги. Так, например, годовой бюджет может иметь детализацию по месяцам, что дает возможность не только увидеть результат исполнения бюджета за год целиком, но и по каждому месяцу отдельно. Также это дает возможность распределить общий годовой бюджет по более мелким периодам, например, равномерно распределить сумму на каждый месяц.

Построение бюджетов

Менеджеры компании разрабатывают бюджеты для проектов, направлений деятельности, подразделений с детализацией по периодам, контрагентам или даже конкретной номенклатуре.

Возлагаемая на менеджера, формирующего бюджет, ответственность за исполнение бюджетных показателей стимулирует его к достижению наилучших результатов и максимально точному формированию бюджетов.

Какие же бюджеты необходимы? – ответить на этот вопрос однозначно нельзя. Обычно формируются следующие бюджеты:

  • Бюджет доходов и расходов (БДР) – бюджеты, отражающие доходы и расходы предприятия, структурированные по видам и экономическому содержанию.
  • Бюджет движения денежных средств (БДДС) – бюджеты, отражающие источники поступлений и направления расходов денежных средств.
  • Бюджеты, которые необходимы компании для планирования по конкретным направлениям затрат и прибылей, например функциональные бюджеты, бюджеты проектов, инвестиционные бюджеты, бюджеты ЦФО и т.д.
  • В крупных компаниях также часто используется Бюджет по балансовому листу (ББЛ) – прогноз соотношения активов и пассивов компании.

Каждый бюджет имеет доходную и расходную часть, состав которых является индивидуальным для каждой компании. Статьи бюджетов могут содержать не только суммовые показатели, но и количественные. Например, статья бюджета может содержать информацию о количестве сотрудников предприятия, количестве необходимой для обеспечения их работы мебели или количестве произведенной продукции и т.д.

Пример набора статей простейшего бюджета приведен на Рисунке 1.

Рисунок 1 - Пример набора статей бюджета

После предварительного формирования бюджетов производится их корректировка и разрабатываются различные варианты их реализации - сценарии . Примером использования нескольких сценариев может послужить формирование оптимистического и пессимистического прогнозов, в которых учитываются различные факторы, влияющие на исполнение бюджета.

После утверждения бюджетов они становятся основой для управления на весь период планирования бюджета.

С определенной периодичностью (например, раз в месяц или квартал) проводится сбор фактических данных по исполнению бюджетов и план-фактный анализ. На основании план-фактного анализа производят корректировку бюджетов и принимают меры для минимизации отклонений от поставленных целей и максимальному соответствию бюджетам. К таким мерам могут относиться:

  • Перераспределение средств;
  • корректировка бюджета с учетом «новых обстоятельств»;
  • привлечение дополнительных источников финансирования;
  • применение мер персональной ответственности к лицам, ответственным за соблюдения бюджета;
  • и т.д.

Так как структура бюджетов из периода в период обычно остается неизменной, то используют формирование бюджетов одним из следующих способов:

  • Формирование бюджета с ручным заполнением плановых показателей.
  • Формирование бюджета на основании имеющихся плановых и фактических данных, которые хранятся в системе в различных документах и регистрах.
  • Формирование бюджета путем копирования данных из бюджета за предыдущий период (может использоваться копирование с изменением на какой-то коэффициент или на жестко заданную сумму).
  • Формирование бюджета путем копирования данных из бюджета за предыдущий период с учетом планового изменения курса валют.
  • Консолидация данных из нескольких бюджетов, созданных для различных подразделений на различные периоды и с различными наборами статей оборотов, созданными с использованием различных сценариев.

Инструменты бюджетирования

Сценарии планирования

Для формирования различных вариантов исполнения бюджетов и задания периода планирования в большинстве используемых на данный момент систем применяется такой инструмент, как «Сценарии планирования» . Сценарии часто формируют для получения оптимистического и пессимистического вариантов исполнения бюджета. Также сценарии могут быть построены на периоды различной длительности с целью получения возможности более детального планирования с учетом «текущих обстоятельств».


Рисунок 2 - Параметры сценария планирования в «1С:Управление производственным предприятием»

В ряде конфигураций 1С есть возможность формирования сценария с прогнозом изменения курса валют, например, повышения курса на определенную сумму каждый месяц или квартал – это дает возможность предварительного расчета плановых показателей на длительные периоды с учетом инфляции.


Рисунок 3 - Задание планового курса валюты в сценарии планирования

Установка лимитов бюджетов

Одним из важных инструментов в Бюджетировании является лимитирование.

Наиболее часто используют Ограничивающие лимиты и Целевые лимиты .

Ограничивающие – это лимиты (ограничения), превышение которых не допустимо. Такие лимиты могут использоваться для ограничения затрат:

  • по определенным статьям бюджетов;
  • по конкретным ЦФО;
  • по проектам;
  • по конкретной номенклатуре;
  • и др.

Также может быть использована комбинация из нескольких показателей, например: лимит на затраты по заработной плате для работающих по проекту N, или лимит на затраты по канцелярским товарам для бухгалтерии.

Контроль за соблюдением лимитов обычно происходит автоматически учетной системой и не дает формировать платежные документы или заявки на расходование денежных средств по данной статье затрат при превышении бюджета. Однако если «очень нужно», то, имеющий на это права пользователь системы, может с помощью специальных инструментов разрешить оплату «сверх лимита». Так же существуют механизмы позволяющие переместить часть средств с одной статьи бюджетов на другую, если на ней остались неиспользованные в нужном периоде средства.


Рисунок 4 - Установка лимитов в «1С:Управление производственным предприятием»

Целевые – лимиты, которые являются целями, при достижении которых выполняются определенные действия. Такие лимиты могут устанавливаться как на расходные, так и приходные статьи. Например, может быть оповещение при выполнении плана продаж или при достижении необходимого значения может формироваться премиальная часть бюджета для отдела продаж.

Платежный календарь

Еще одним важным инструментом, который присутствует в большинстве программных решений, используемых для автоматизации Бюджетирования, является Платежный календарь . Данный инструмент обычно представляет из себя таблицу с необходимой детализацией по периодам, в которой на основании документов, планирующих приход и расход денежных средств и учетом данных о фактическом движении денежных средств можно визуально увидеть картину достаточности средств. Например, если расход превышает доход, то недостающая сумма выводится красным, если не превышает, то черным. В случае недостаточности средств, ответственное лицо может принять решение необходимое для изменения ситуации. Например, может быть привлечен сторонний капитал или переброшено финансирование с одного объекта\проекта\подразделения на другое.

На любом предприятии бюджетирование является важнейшей составляющей системы управления. Основная задача бюджетирования — это планирование различных хозяйственных операций, которые направлены на достижение материальных целей организации.

Ниже речь пойдет о том, какие функции содержит в себе обычная подсистема для в 1С 8.3 от сторонних разработчиков: , Инталев Корпоративные финансы, и так далее. При желании Вы можете обратиться к нам за помощью во внедрении. Мы объективно подберем систему для Вас и произведем внедрение на более привлекательных условиях, нежели монополисты-разработчики ().

Модуль бюджетирования в 1С представлен подсистемами для финансового учета, которые обычно включают в себя финансовое планирование, контроль, учёт расходов и доходов на уровне организации в целом, а также на уровне ЦФО. Благодаря этим модулям можно анализировать фактическую и прогнозируемую информацию бюджетирования.

Если Вас интересует автоматизация бюджетирования на 1С, внедрения казначейства или учета по МСФО, ознакомьтесь с нашим .

Внедрение Бюджетирования в 1С 8

Использование подсистем начинается с оценки и анализа уже существующей финансовой системы отчётности организации. Сначала создаётся список показателей отчётов. Обычно используют два типа показателей: оборотные и остаточные. На основе перечня остаточных показателей пользователи создают план счетов бюджетирования в информационной базе. В справочнике 1C «Статьи оборотов» заполняется перечень оборотных показателей.

Во время описания движений по оборотным статьям и счетов можно использовать большое количество аналитических разрезов, доступных в подсистемах «Бюджетирование 1С 8»:

  • проекты;
  • разные статьи оборотов;
  • различная номенклатура;
  • контрагенты;
  • и так далее.

Значение показателя может обладать суммовым и количественным выражением. Для каждого показателя можно указывать источник для получения фактической информации. В данных есть готовый перечень алгоритмов для того, чтобы заполнять источники информации бюджетирования, этот список в случае необходимости пользователь может дополнять по своему усмотрению.

Следующим этапом является внесение финансовых отчётов в базу данных системы. В справочнике «Бюджеты» хранится список бюджетов, который вводит пользователь. Далее в модуле « Бюджетирование 1C» для указанных бюджетов необходимо вносить наполнение показателями в справочники «Счета бюджета» и «Статьи Бюджета». Чтобы получить информацию о структуре и состоянии бюджета, имеется функция «Отчёт по бюджету».

Далее заполняется справочник «Сценарии». Данный справочник необходим для того, чтобы описывать версии и виды планов, а также чтобы отличать фактические данные от плановых. В этой системе нет отдельных регистров для того, чтобы учитывать плановые и фактические данные материального учёта, существует только сценарий. Сценарию можно указывать степень детализации, периодичность, нужную валюту и прочую информацию.

Основные функции программ 1C для учета финансов:

  • контроль результатов работы организации;
  • экономические прогнозы;
  • средство координации работы подразделений компании;
  • основа для того, чтобы принимать решения по развитию организации.

Программа обладает набором инструментов для финансового планирования в организации, который соответствует универсальной модели бюджета. С помощью данных конфигурацийможно реализовывать такие функции бюджетирования в 1С 8.3:

  • финансовое планирование сразу по нескольким разным сценариям; создание текущих бюджетов на основании стратегических бюджетов с поправкой по фактическому выполнению (в завершённом периоде) бюджета;
  • планирование движения материальных средств организации на любой период по временным интервалам, подразделениям предприятия, проектам, контрагентам, номенклатуры и пр.;
  • отображение фактической работы организации в тех разрезах, в которых осуществлялось планирование;
  • контроль соответствия поступивших заявок на расходование материальных средств согласно плану работы на период;
  • финансовый анализ;
  • анализ доступности материальных средств;
  • сопоставление отклонений фактической и плановой информации.

Бюджетирование в 1С даёт пользователям большие возможности в настройке получения отчётной информации. Первым примером отчёта, создаваемого пользователем, является «отчёт по бюджету». Его структура собирается сотрудником из оборотов по статьям и остатков бюджетирования. Другим примером является «Финансовый расчёт», который играет роль конструктора расчёта показателей. Создавая состав строк данного отчёта, пользователь выбирает для этой строки вид показателя:

  • источник фактической информации;
  • оборот или же остаток по информации подсистемы бюджетирования;
  • расчёт по прочим строкам отчёта (есть возможность указания формулы).

Чтобы сделать отчёты в подсистеме «Бюджетирование 1С» привычными для российских пользователей, большинство расчётных данных имеет комментарии, которые описывают их экономический смысл. По итогам разных разделов отчёта программа выводит сжатые экспертные заключения.

Внедрение подсистемы бюджетирования на предприятии позволит повысить экономическую эффективность предприятия и прозрачность предприятия в целом.

P.S. Мы имеем большой опыт во внедрении учета финансов и бюджетирования на предприятиях различных отраслей и рады предложить свои услуги Вам в Москве и регионах. Мы работаем на более выходных условиях с абсолютно различными программами — Инталев, 1АБ Управление финансами, и т.д. Подробности на странице .

Пример построения системы бюджетирования в 1С ERP:



Постановка задачи:

1. Необходимо обеспечить формирование бюджета движения денежных средств (БДДС) на первый квартал текущего года. Необходимо обеспечить формирование (план-факт) следующих отчетов:

  • Сравнительный анализ оборотов по бюджетам.
  • Финансовый расчет. Бюджет должен формироваться (рассчитываться) автоматически, основываясь на учетных данных других подсистем УПП.

    В подсистему бюджетирования должны попадать фактические данные, должна быть возможность план-фактного анализа за выбранный пользователем период.

    2. Продукция, услуги, технология производства

    3. Организационная структура предприятия


  • В основном цехе происходит выпуск полуфабрикатов и готовых изделий.
  • В ремонтом цехе (вспомогательное производство) осуществляют (в частности) оказание услуг заказчикам: ‘Ремонт оборудования заказчика” (нормативная расценка – 300$ за 1-н ремонт)

    4. Затраты на производство
  • Все технологические операции (сборка, обработка и пр.) – оплачиваются по указанным сдельным расценкам.
  • Материальные затраты на выпуск – прямые.
  • Управленческие затраты (на управление производством) – общепроизводственные. Ежемесячно, они нормируются; на январь (по нормативам) – они составляют – 10000$.
  • В процессе решения задачи, необходимо будет рассчитать доли (ОПР) на производство пропорционально запланированным выпускам в разрезе цехов (ЦФО) выпуска продукции/услуг.
    5. Закупки материалов, расчеты с поставщиками
  • Закупка материалов – производится у контрагента «Основной поставщик». Затраты на закупку материалов в текущем году следует планировать, основываясь на аналогичных затратах предыдущего года, но с учетом их 20% увеличения.
  • При планировании затрат обязательно следует учесть сезонность потребности в материалах в течении года:


    6. Продажи, расчеты с покупателями
  • Продажа «Изделия 1» - контрагенту «Основной покупатель». Выпуск продукции производится после получения предоплаты (30% от запланированной суммы продажи). Реализация (отгрузка) – на следующий месяц, после выпуска.

    7. Структура бюджета движения денежных средств (далее БДДС).

  • Весь учет (поступление и списание д/с) ведется по «безналу» на расчетном счете в валюте управленческого учета – USD.
  • Суммы плановой сдельной зарплаты должны быть рассчитаны и зафиксированы в бюджете, согласно нормативным трудозатратам технологии производства в каждом цехе.
  • По статье “Выплата на управленческие расходы”, необходимо поставить ограничение (в соответствии с запланированными суммами, относительное отклонение 10%) на формирование документов «Заявка на расходование денежных средств”. За январь текущего года сформировать заявку на расходование д/c (на ОПР основного цеха), в размере 150000 руб. Списать с расчетного счета эту сумму. Все выплаты (списания) по этой статье оборотов - проводить строго по «Заявкам на расходование денежных средств».
  • По этой статье оборотов, за январь "попробовать" сформировать заявку на 200000 руб; cкорректировать ее, в соответствии с имеющимися бюджетными ограничениями.

    8. Управленческий план счетов и счета бюджетирования.

  • Необходимо использовать "типовой" план счетов управленческого учета (бюджетирования), заложенный в 1С:УПП.
  • Плановые обороты и остатки (по счетам управленческого учета и статьям оборотов по бюджету) должны отражаться по сценарию планирования "Бюджетирование (суммовой, помесячный)", фактические - по "пустому" (без указания) сценарию.

  • Учет будет осуществляться на следующих счетах УУ:

    9. Для плановых расчетов необходимо учесть следующие зависимости:

  • Выпуск продукции опережает ее продажу на 1 месяц;
  • Производство начинается по факту предоплаты от покупателя - 30% (остальные 70% покупатель оплачивает на следующий месяц)
  • Плановые затраты на закупку материалов нужно рассчитать с учетом 20% увеличения по сравнению с прошлым годом, так же необходимо учесть сезонность (потребности) в материалах.
  • Расчет сдельной зарплаты нужно осуществлять по формуле: Расчет суммы сдельной зарплаты = затраты по з/п на единицу продукции * кол-во продукции * поправочный коэффициент (1.1)
  • Распределение сумм ОПР(управленческие расходы на производство) распределить по ЦФО (цехам) – пропорционально объемам запланированной к выпуску продукции. Решение задачи:

    1. Необходимо добавить бюджет (БДДС), ввести статьи оборотов, статьи бюджета. Так же важно настроить источники данных, что бы выполнялось автоматическое заполнение (расчет) оборотов.



  • 2. Необходимо рассчитать (и установить) плановую себестоимость продукции и полуфабрикатов. Для этого можно использовать обработку "Расчет плановой себестоимости"


  • 3. Необходимо ввести начальные остатки (фактические) на счетах управленческого учета (бюджетирования). Сделать это можно автоматически, так как ранее мы настроили источники данных для расчета бюджетирования.



  • 4. Необходимо ввести план продаж. Важно понимать, что именно данные плана продаж является исходными для остальных планов и бюджетов.

    5. Далее, необходимо сформировать бюджет продаж и бюджет оплат от покупателей. При этом нужно обеспечить автоматический расчет бюджета оплат (так как 30% покупатель платит при отгрузке, а 70% процентов в следующем месяце).

  • (1) Сначала, настроим зависимость между оборотами по продажам и оплатам:

    (2) Затем, выполним расчет и сформируем обороты (плановые, по основному сценарию планирования) по статьям бюджетирования и по управленческому плану счетов.

    5. Далее, рассчитаем бюджет выплат поставщикам (за поставку материалов). Исходными данными будет объем закупок (по сумме) за предыдущий год увеличенный на 20%. Так же нужно распределить полученную (запланированную) сумму по месяцам, учитывая сезонность потребности в материалах.

    6. Далее, рассчитаем бюджет выплат сдельной заработной платы. Исходными данными будет запланированное количество продаж продукции, текущее (имеющееся) количество продукции, плановая с/c выпуска единицы каждой продукции, дополнительный коэффициент =1.2.

    Важно понимать, что программа позволяет настроить произвольный алгоритм расчета (формулу расчета).

    7. Далее, запланируем общую сумму (на основное и вспомогательное производство) общепроизводственных расходов. Затем, распределим эти расходы пропорционально выручке (продажам) между основным и вспомогательным производством.


  • 8. Настроим в программе ограничение (не превышать бюджет более чем на 10%) на предельную сумму расхода денежных средств (по статье оборотов "Выплаты на упр. расходы") .

    После этого программа будет автоматически контролировать (запрещать оформление заявок на расходование денежных средств) если общая запланированная (по заявкам) сумма будет превышать бюджет на 10%.


    Нужно понимать, для того, что бы использовать данный функционал, расход денежных средств следует оформлять строго с привязкой к заявке на расходование денежных средств.

    9. На этом, подготовка и настройка программы в части бюджетирование завершается. Далее, в программе будут отражаться фактические данные (в нашем случае, оплаты поставщикам, оплаты покупателей, выплаты сдельной зарплаты, списание д/с на общехозяйственные расходы). В конце выбранного периода (например ежемесячно) необходимо ввести в систему бюджетирования данные о фактических оборотах (по статьям бюджетирования и счетам управленческого учета).


  • Заполнение происходит автоматически, по кнопке "Заполнить.."



  • 10. Итого: на данном шаге подсистема бюджетирования содержит плановые и фактические данные.

    Таким образом, теперь можно сформировать отчеты: сравнительный анализ оборотов по бюджету и финансовый расчет.


  • Для автоматизации бюджетирования для сторонних работников: Рарус УКФ, БИТ Финанс, Инталев Корпоративные финансы и др.

    «Бюджетирование 1С» - подсистемы, разработанные на основе программного продукта «1С 8» для финансового учета, в которые обычно входят контроль, финансовое планирование, учет и расходов на основе предприятия в целом, а также на уровне . С помощью данных модулей существует возможность проводить анализ фактических и прогнозируемых данных бюджетирования.

    Внедрение «Бюджетирование в 1С 8»

    Использование подсистем берет начало с анализа и оценки существующей финансовой системы отчетности. Сначала формируется список показателей отчетов. Почти во всех случаях используют 2 типа показателей: остаточные и оборотные. На базе списка остаточных показателей пользователи в информбазе формируют план счетов бюджетирования. В справочнике 1C под названием «Статьи оборотов» заполняется необходимый перечень оборотных показателей.

    В ходе описания движений по оборотным счетам и статьям существует возможность использования значительного количества аналитических разрезов, которые доступны в подсистемах под названием «Бюджетирование 1С 8»:

    Различного рода статьи оборотов;

    Разнообразная номенклатура;

    Контрагенты.

    Важно сказать, что значение показателя может обладать количественным и суммовым выражением. Каждому из показателей существует возможность указывать источник в целях получения фактических данных. В названных программных продуктах фирмы «1С» содержится готовый список алгоритмов с целью заполнения источника данных бюджетирования. Также данный список пользователь имеет возможность дополнять по своему усмотрению.

    Следующий этап - внесение финансовых отчетов в базу информационной системы. Справочник под названием «Бюджеты» содержит перечень введенных пользователем бюджетов. После этого в модуле с именем «Бюджетирование 1C» в справочниках «Счета бюджета» и «Статьи бюджета» для указанных бюджетов нужно ввести показатели. Чтобы получить данные о состоянии и структуре бюджета существует функция под названием «Отчет по бюджету».

    Далее нужно заполнить справочник «Сценарии», который предназначен для описания видов и версий планов, а также для того, чтобы отличать плановую информацию от фактической. Эта система не имеет отдельных регистров для того, чтобы учесть фактическую и плановую информацию материального учета, существует только сценарий. С помощью последнего существует возможность указывать нужную валюту, степень детализации, периодичность и др.

    Основные функции программного продукта «1C» позволяют:

    Проводить экономические прогнозы;

    Контролировать результаты работы предприятия;

    Координировать работу всех подразделений организации;

    Принимать необходимые решения по развитию компании.

    Программный продукт имеет ряд инструментов, которые применяются с целью финансового планирования на предприятии, который соответствует универсальной модели бюджета. С помощью этих изменений в «1С 8.3» существует возможность реализовывать следующие функции бюджетирования:

    Планирование движения материальных средств фирмы на определенный период по временным интервалам, контрагентам, проектам, подразделениях организации и др.;

    Финансовое планирование по нескольким сценариям, которые отличаются между собой; формирование текущих бюджетов на основе стратегических бюджетов с поправкой по фактическому исполнению бюджета;

    Отображение фактической деятельности предприятия в тех разрезах, в которых реализовывалось планирования;

    Проведение контроля на соответствие заявок, поступивших на расходование материальных средств, в соответствии с планом работы на период;

    Проведение финансового анализа;

    Сопоставление отклонений плановых и фактических данных;

    Проведение анализа по доступности материальных средств.

    Бюджетирование в 1С открывает для пользователей широкие возможности в настройке получения отчетных данных. Первый пример созданного пользователем отчета называется «Отчет по бюджету». Структура последнего работником предприятия собирается с остатков бюджетирования и оборотов по статьям. Другой пример - это «Финансовый расчет», который в расчете показателей играет роль конструктора. Создавая состав строк этого отчета, пользователь программного продукта для этой строки выбирает вид показателя:

    Источник фактических данных;

    Расчет по другим строкам отчета. Также существует возможность указания формулы;

    Оборот или остаток по данным подсистемы бюджетирования.

    Чтобы отчеты в подсистеме под названием «Бюджетирование 1С» для российских пользователей сделать привычными, большинство расчетных данных содержат комментарии, которые описывают их экономический смысл. По итогам разного рода разделов отчета программный продукт выводит сжатые экспертные выводы.

    Методология «бюджетирования» в 1С: Управление Производственным Предприятием

    Существует две основные методологии , используемые при автоматизации бюджетирования – методология, основанная на принципе «двойной записи» и методология, основанная на принципах оборотов по статьям бюджетов .

    «Двойная запись» подразумевает использование при учете и планировании управленческого плана счетов и проводок по счетам, все отчеты по бюджетам формируются исходя из остатков и оборотов по плану счетов. Другая методология, основанная на оборотах по статьям бюджетов, использует в качестве рабочего инструмента планирования и учета оборот по статьям движения денежных средств, статьям затрат и т.д.

    У «двойной записи» есть существенное преимущество в достоверности данных, обеспечиваемое главным образом защитной функцией самой «двойной записи», но данный подход более сложен и понятен в основном специалистам в области бухгалтерского учета.

    Обороты по статьям более понятны «не бухгалтерскому» большинству, более просты в использовании, но данные, полученные таким путем трудней проверить на предмет взаимосвязанности, сложно получить аналитический баланс и т.д.

    В УПП подсистема бюджетирования использует некий скомбинированный вариант, методология которого основана на использовании оборотов по статьям бюджетов, но параллельно формируются проводки по плану счетов, что позволяет использовать преимущество обоих подходов к ведению бюджетирования.

    Статьи оборотов по бюджетам

    При планировании и отслеживании исполнения плана различают два вида показателей: оборотные и остаточные . К оборотным относятся такие показатели, как продажи, затраты, движение денежных средств и т.п., то есть те показатели, которые оцениваются за определенный период.

    К остаточным относятся показатели, оцениваемые на определенную дату. К ним относятся остатки активов, обязательств и собственного капитала предприятия на определенную дату. Остаточными показателями являются, например, сумма дебиторской задолженности, материальные запасы, остаток денежных средств.

    Большинство общепринятых бюджетов оперируют оборотными показателями, при этом в них могут присутствовать и остаточные. Например , бюджет закупок нацелен на планирование и отслеживание оборотного показателя “закупки” за определенный период, но при этом может содержать данные об остатках материальных запасов на начало и конец бюджетного периода. В целом же остаточные показатели сосредоточены в прогнозном балансе, в котором оборотные показатели отсутствуют.

    Планирование и отслеживание оборотных показателей происходит постатейно, то есть планируется и отслеживается каждый показатель отдельно. Показатели оборотов в системе носят название статей оборотов по бюджетам . При этом все процессы бюджетирования привязаны именно к статьям оборотов, а сами бюджеты служат лишь для внешнего представления данных по статьям в определенной форме .

    Одна и та же статья оборотов может присутствовать в нескольких бюджетах, а может и вовсе не входить ни в одну бюджетную форму. В приведенном примере статья оборотов “Розничные продажи ” фигурирует как в бюджете продаж, так и в бюджете доходов и расходов. При этом планирование, отслеживание и контроль применяются к самой статье, независимо от того, в каких бюджетах она участвует .

    Таким образом, бюджетирование в системе осуществляется в привязке не к собственно бюджетам, а к статьям оборотов, а бюджеты служат формой представления этих данных для пользователя.

    Для планирования и отслеживания остаточных показателей в рамках подсистемы бюджетирования предусмотрен отдельный план счетов “Бюджетирование”.

    В стандартной поставке системы этот план счетов заполнен списком предопределенных счетов. Это означает, что пользователь не может удалить эти счета или изменить их тип. При этом такие счета можно свободно переименовывать, менять их код, устанавливать дополнительную аналитику.

    Список счетов иерархический, то есть все счета сгруппированы по принадлежности к группе активов или пассивов . Например, счета “Готовая продукция” и “Сырье и материалы” принадлежат счету “Запасы”, а тот, в свою очередь, подчинен счету “Текущие активы”:

    В проводках, как правило, используются счета нижнего уровня, а по счетам верхнего уровня можно видеть итоги в отчетах.

    Схема работы механизма проводок по счетам выглядит следующим образом:

    Таким образом, остатки и обороты по счетам учитываются раздельно для каждого сценария планирования, также отдельно учитываются остатки и обороты по фактическим данным. При этом проводки по оборотам формируются не вручную, а автоматически через дополнительную настройку справочника “Статьи оборотов по бюджетам “.

    Сценарии планирования

    Планирование в рамках бюджетирования может осуществляться на различные промежутки времени. Так, бюджет доходов и расходов может составляться на очередной месяц, при этом одновременно составляются такие же бюджеты на квартал и год.

    Для возможности составления планов разной периодичности в системе предусмотрено понятие сценариев планирования. Сценарий планирования – это основная аналитика планирования в бюджетировании. Иными словами, планирование данных по бюджетам производится для каждого сценария отдельно. Это позволяет хранить в системе сразу несколько различных планов на один период.

    Необходимые сценарии настраиваются в справочнике “Сценарии планирования “:

    Справочник “Сценарии планирования”

    Набор сценариев определяется пользователем в процессе настройки подсистемы бюджетирования.

    Аналитика бюджетирования

    Бюджетирование в части планирования и отслеживания фактических данных в системе может вестись по следующим видам аналитики:

    ЦФО. Плановые данные по бюджетам, а также фактические данные всегда учитываются в подсистеме бюджетирования в разрезе центров финансовой ответственности. Таким образом, при планировании там, где это необходимо, данные должны разбиваться по ЦФО, к которым они имеют отношение.

    В этом случае аналитику по ЦФО можно будет получить в отчетах. Если нет необходимости в использовании аналитики по ЦФО, то в документах можно просто оставлять соответствующее поле пустым. Также это поле не заполняется, если какую-либо статью нельзя однозначно отнести к определенному ЦФО.

    Проекты. Проекты – это дополнительная аналитика бюджетирования, которая может использоваться по усмотрению пользователя. Например , можно рассматривать как проекты различные направления бизнеса, инвестиционные проекты, или работу на различных крупных объектах.

    В этом случае при планировании и отслеживании фактических данных необходимо указывать проект, к которому эти данные относятся. В этом случае можно будет строить отчеты в разрезе проектов или с отбором по конкретному проекту.

    Номенклатура. Аналитика по номенклатуре относится уже не ко всей системе бюджетов, а к определенным статьям. Аналитику по номенклатуре имеет смысл вводить для статей продаж, производства, закупок в том случае, когда необходимо более подробно планировать данные по этим статьям.

    Эта аналитика может вестись в двух вариантах: по конкретным позициям номенклатуры или по укрупненным номенклатурным группам.

    Контрагенты. Эта аналитика также относится только к определенным статьям. Например , в случае если компания работает с небольшим количеством крупных клиентов, продажи и другие статьи можно отслеживать в разрезе конкретных контрагентов. Закупки также могут разбиваться по поставщикам.

    Краткое резюме по структуре бюджетной подсистемы

    Если попытаться очень сжато представить структуру программы, то она будет выглядеть следующим образом:

    Существует справочник статей бюджетов – статей доходов и расходов, статей движения денежных средств.

    Есть документ «Бюджетная операция », в котором указывается статья бюджета (например , «Заработная плата»), сумма по статье (например : 100 000 руб.), подразделение (например : Бухгалтерия) и дата планирования (когда планируется выплатить 100 000 руб. зарплаты работникам бухгалтерии).

    Есть справочник «Бюджеты », в котором находиться перечень бюджетов. По кнопке «перейти» можно открыть подчиненный справочник «Статьи бюджета », в котором задается состав статей бюджета (например , затраты бухгалтерии, где две статьи: «Заработная плата» и «ЕСН»).

    Отчетом «Отчет по бюджету » формируется бюджет, который можно распечатать и подписать.

    Для того, чтобы можно было составлять несколько вариантов бюджетов на один период необходим справочник «Сценарии планирования ».

    Бюджетам можно указывать счета из плана счетов бюджетирования; остатки по счетам, также, как и обороты по статьям, выводятся в отчете по бюджету (в бюджете).

    Бюджетирование в системе управления финансами предприятия

    Зачастую под управлением финансами подразумевают существующую на предприятии систему финансового учета и отчетности, позволяющую оценивать результативность деятельности компании, эффективность работы подразделений, рентабельность и т.п.

    Действительно, без продуманной и стабильной работающей системы учета принимать управленческие решения затруднительно. Однако само по себе существование системы учета не позволяет построить полноценную систему управления предприятием, так как в такой ситуации руководство является пассивным потребителем отчетных данных за истекший период:

    В такой ситуации поле для принятия управленческих решений сильно ограничено, так как руководство оперирует уже свершившимися фактами и получает данные в тот момент, когда менять что-либо уже поздно.

    Поэтому следующим шагом после построения системы финансового учета становится внедрение на предприятии системы внутрифирменного бюджетирования , которая дает возможность предвосхитить неприятный поворот событий и своевременно принять управленческое решение.

    Тем самым бюджетирование позволяет руководству принимать более активное участие в оперативном и стратегическом управлении предприятием:

    При этом роль бюджетирования в системе управления предприятием не сводится только к планированию, хотя планирование является неотъемлемой частью бюджетирования. Основные функции бюджетирования представлены на схеме:

    Функция планирования заключается в детальной разработке плановых показателей деятельности всех подразделений. Планы могут составляться на различные периоды, исходя из их назначения. Оперативные планы составляются, как правило, на очередной месяц или квартал, тогда как стратегические планы могут составляться на период от 1 до 5 лет и даже больше.

    Отслеживание исполнения заключается в фиксации фактических данных в системе бюджетирования для их последующего сравнения с плановыми показателями. Фактические данные должны учитываться в системе бюджетирования в тех же разрезах, в которых производится планирование , это обеспечивает наглядное сравнение данных.

    Функция контроля состоит в анализе отклонений фактических показателей от плановых и выявлении причин таких отклонений. Также функция контроля обеспечивает своевременное принятие решений еще до момента возникновения отклонения.

    Например , если одно из подразделений истратило заложенную в бюджете на месяц сумму уже в середине месяца, система контроля исполнения бюджетов должна просигнализировать руководству, что затраты по этой статье в конце месяца, скорее всего, превысят плановые.

    В случае отклонения показателей от плана на месяц, может быть скорректирован, например, план на квартал. Таким образом, бюджетирование предполагает непрерывное планирование, то есть утвержденный план может подлежать обоснованным корректировкам.

    Существенным отличием бюджетирования от простого планирования является функция установки целей и мотивации . Утвержденный бюджет может быть не просто прогнозом деятельности на следующий период, но скорее ориентиром или даже требованием для руководителя подразделения и компании.

    Например , бюджет продаж на следующий месяц часто является не столько прогнозом, сколько “заданием” отделу продаж, за выполнение которого руководитель несет ответственность. От степени выполнения такого плана может зависеть вознаграждение руководителя.

    Таким образом, система бюджетирования может тесно взаимодействовать с системой мотивации на предприятии.

    Функции контроля и установки целей служат также для обратной связи с функцией планирования. На планирование очередного периода будут влиять как пожелания руководства в установке целей, так и результаты контроля исполнения бюджетов в предыдущих периодах.

    Так, если бюджет затрат на оплату труда превышался в течение нескольких периодов, то в последующем бюджете эта статья затрат может быть увеличена, даже если поставлена задача сократить затраты на персонал.

    Задачи, решаемые при помощи подсистемы бюджетирования

    Основными задачами, решаемыми с помощью подсистемы “Бюджетирование”, являются:

    • формирование основных бюджетов предприятия, контроль за их выполнением;
    • управленческий и финансовый анализ сформированных бюджетов, а также фактической деятельности предприятия.

    Однако универсальность механизмов подсистемы позволяет с ее помощью решать очень широкий круг задач планирования и анализа, например :

    • ведение управленческого учета деятельности предприятия на бухгалтерском плане счетов;
    • формирование и анализ выполнения материальных планов;
    • распределение затрат предприятия по данным управленческого учета;
    • расчет предварительной себестоимости готовой продукции и полуфабрикатов;
    • и т.д.

    Формирование бюджетов

    Подсистема “Бюджетирование ” позволяет формировать неограниченное количество бюджетов на любые периоды. Все бюджеты, независимо от вида бюджета, формируются по одинаковым принципам:

    • Автоматизированный расчет по предварительно настроенным источникам данных. В качестве источников данных могут выступать все без исключения регистры системы, обороты по любому из планов счетов (бухгалтерский. налоговый, МСФО, бюджетирования ).
    • Ручной ввод бюджетных транзакций.
    • Комбинированное заполнение. Например , суммы бюджета по некоторым статьям рассчитываются, а по некоторым вводятся вручную; или сумма по статье бюджета вносится вручную и автоматически распределяются по ЦФО или проектам.
    • Автоматическое формирование бюджетных транзакций по зависимым статьям бюджета при ручном или автоматизированном формировании оборотов по влияющим статьям.

    Набор и структуру бюджетов пользователь может разработать самостоятельно. Для настройки бюджетов в системе предусмотрен справочник “Бюджеты “, а также подчиненные ему справочники “Статьи бюджета ” и “Счета бюджета “. Общую схему построения структуры бюджета можно представить следующим образом:

    Для настройки структуры бюджета достаточно указать счета и статьи бюджета. Бюджет может состоять только из статей (например, бюджет продаж) или только из счетов (прогнозный баланс), а может содержать и счета, и статьи (бюджет движения денежных средств).

    Набор разработанных бюджетов может дать определенное понятие об эффективности деятельности компании и перспективах ее развития на ближайшие периоды. Однако анализ бюджетов в чистом виде не всегда нагляден.

    Как правило, аналитику приходится в отдельных таблицах рассчитывать определенные количественные и качественные коэффициенты, наиболее часто используемые при анализе финансовых результатов и финансового состояния предприятия.

    Между тем в международной практике финансового анализа сформировался ряд стандартизированных методов и подходов, которые могут применяться практически в любом предприятии независимо от профиля его деятельности.

    Наиболее распространенные из этих методов включены в стандартную поставку “1С:Управление производственным предприятием ” в виде отчета “Финансовый анализ данных бюджетирования ” состоящего из двух основных блоков: аналитического баланса и отчета о прибылях и убытках.

    Финансовый анализ баланса

    Первый блок анализа основывается на отчете, который принято называть аналитическим балансом. Эта форма баланса отличается тем, что все активы в ней разделены на 4 группы по степени их ликвидности, а все пассивы – по степени их срочности.

    Под ликвидностью понимается способность активов быстро обратиться в денежные средства. Так, основные средства относятся к низколиквидным активам, так как продать их сложно, а иногда и невозможно. Товарные запасы легче превратить в деньги, поэтому они более ликвидны. Денежные средства обладают абсолютной ликвидностью.

    Срочность пассивов определяется сроком погашения долгов. Так, текущую кредиторскую задолженность нужно погасить в краткосрочном периоде, долгосрочные займы имеют более длительный срок погашения, к выплате можно подготовиться. Собственный капитал вообще не требует погашения.

    Суть аналитического баланса состоит в том, чтобы понять, насколько пассивы каждой группы обеспечены соответствующими активами. Например, достаточно ли высоколиквидных средств для погашения краткосрочной задолженности.

    Данная форма баланса позволяет помимо анализа структуры активов и пассивов проводить следующие виды анализа:

    • Горизонтальный анализ подразумевает анализ изменения статьей баланса за период. Возможности горизонтального анализа предоставляет колонка “Изменение”
    • Вертикальный анализ предполагает анализ веса каждой статьи в валюте баланса. Валютой баланса называют общую сумму одной из сторон баланса (любой, так как сумма активов равна сумме пассивов). Для целей вертикального анализа предусмотрены колонки “% к валюте баланса

    Финансовый анализ отчета о прибылях и убытках

    Второй блок финансового анализа основан на оценке финансовых результатов деятельности компании за период. Применяемые методы базируются на отчете о прибылях и убытках (по сути, аналог бюджета доходов и расходов) в аналитической форме.

    Особенностью отчета является поэтапное формирование чистой прибыли, такое представление более удобно для анализа. Иными словами, отчет показывает, каким образом был “проеден” маржинальный доход от продаж, случилось ли это за счет основной деятельности, либо внереализационных расходов.

    Сравнительный анализ и контроль

    Сравнительный анализ данных бюджетирования

    В подсистеме бюджетирования можно проводить несколько видов сравнительного анализа:

    План-факт анализ подразумевает сравнение плановых и фактических данных за определенный период с целью выявления отклонений и анализа причин этих отклонений.

    Сценарный анализ отвечает на вопрос “Что если? “, то есть позволяет прогнозировать деятельность компании в различных ситуациях. Например , если в систему введены три сценария – оптимистичный, пессимистичный и наиболее вероятный – то сценарный анализ позволит сравнить планируемую результативность компании в каждом из трех случаев.

    Анализ динамики позволяет оценить как фактическую, так и планируемую динамику изменений определенных бюджетных показателей за произвольное число периодов.

    Для реализации сравнительного анализа оборотов по бюджетам в системе предусмотрен отчет “Сравнительный анализ оборотов по бюджетам “.

    Отчет “Сравнительный анализ оборотов по бюджетам”

    Этот отчет позволяет сравнивать между собой произвольное количество наборов данных, что позволяет проводить сравнительный анализ любого из видов, описанных выше.

    Контроль бюджетов

    Помимо сравнительного анализа разных типов данных, в системе предусмотрен и более оперативный механизм, позволяющий еще до наступления неприятного поворота событий принять решение по исправлению ситуации. Этот механизм называется контролем бюджетов и включает следующие основные составляющие:

    Установка целевых показателей предполагает побуждение руководителей к достижению определенного уровня показателей. Например , для руководителя отдела продаж может быть установлена сумма продаж, которую он должен обеспечить в следующем месяце. При этом цель может быть установлена как в абсолютном выражении (например, $100 000), так и в относительном (например, на 15% больше, чем в предыдущем месяце).

    От степени достижения целевых показателей может зависеть зарплата руководителя, то есть установка целей по бюджетам является элементом мотивации руководителей. Как правило, установка целей применяется к статьям доходов.

    Установка ограничений подразумевает установку лимитов по определенным статьям бюджетов для определенных ЦФО или для предприятия в целом. Например , может быть утвержден лимит на расходы на мобильную связь в абсолютном или относительном выражении. Различают два вида использования ограничений:

    • При планировании. Это ограничение накладывается на плановые данные по бюджетам. Например , установлено ограничение на плановую сумму расходов на аренду в размере 25 000 долларов США на следующий месяц. В этом случае при составлении бюджетов на следующий месяц будет контролироваться превышение этой суммы, и система не позволит запланировать больше, чем 25 000.

    В системе такой контроль сработает при попытке ввести бюджетную операцию по статье, ограничение по которой в случае проведения этой операции будет превышено. Такой документ система провести не позволит.

    • При исполнении. Такое ограничение действует при фактическом исполнении бюджетов. То есть, если установлен лимит на выдачу денежных средств на компенсацию проезда, то система будет контролировать фактическую выдачу средств на эти цели и не позволит выдать деньги, если лимит превышен.

    Такой контроль в системе предусмотрен в документе “Заявка на получение денежных средст в”. При проведении заявки по статье, на которую наложено ограничение, система произведет анализ превышения лимита и не позволит провести документ в случае, если лимит превышен.

    Для установки целевых и контролируемых показателей по бюджетам в системе предусмотрен документ “Установка контролируемых значений по бюджетам “.

    Решение других задач в подсистеме “Бюджетирование”

    Для решения специфических задач планирования и анализа могут быть использованы те же механизмы:

    • автоматизированный расчет сумм и количеств по статьям бюджетов;
    • трансляция фактических данных в подсистему “Бюджетирование “;
    • финансовый анализ данных бюджета и фактических данных.

    Целесообразность использования подсистемы для решения других задач (с примерами решения таких задач)

    Практически за счет универсальности подсистемы с ее помощью можно решать любые задачи планирования, учета и анализа.

    Но для эффективного использования подсистемы требуется хорошее знание ее механизмов; настройка справочников подсистемы; четкое понимание того, что при изменении условий деятельности потребуется ее перенастройка.

    Рассмотрим примеры решения таких задач.

    ПРИМЕР . План производства предприятия формируется таким образом, чтобы обеспечить максимальную загрузку производственных мощностей.

    Данная стратегия планирования не является типичной, поэтому не реализована в “Помощнике планирования”. Такой план производства может быть реализован при помощи механизмов бюджетирования .

    В рассматриваемом примере формируется план производства продукции одного вида (диван для отдыха) исходя из месячного фонда рабочего времени участка сборки диванов и нормы времени изготовления одной единицы продукции на этом участке.

    Месячный фонд рабочего времени участка сборки диванов определяется по данным регистра сведений «Доступность ключевых ресурсов предприятия» по ключевому ресурсу Труд. Участок сборки диванов и по тому же сценарию, по которому формируется план. Норма времени вводится вручную и равна 8 ч.

    Автоматическое определение нормы времени исходя из технологической карты или сведений о производственных мощностях возможно, однако в данном примере не рассматривается, т. к. планирование производства таким способом эффективно, если номенклатура готовой продукции на предприятии невелика или однотипна; в таком случае нормы времени изготовления на ключевых рабочих центрах проще ввести вручную.

    Таким образом, планируемое количество продукции определяется как объем доступности ключевых ресурсов предприятия / 8.

    ПРИМЕР . Требуется распределить коммерческие расходы торгового предприятия между подразделениями пропорционально оборотам их продаж.

    Фактические коммерческие расходы периода определяются по данным регистра накопления «Затраты» по статьям затрат, имеющим характер Коммерческие расходы . Для их распределения используется профиль распределения Продажи по ЦФО . По этому профилю распределение производится пропорционально объему фактических продаж каждого подразделения (ЦФО) за тот же период.

    Для распределения фактических затрат используется документ «Расчет по модели бюджетирования», который предназначен для планирования и, в котором, поэтому обязательно указание сценария. В документе используется сценарий, специально созданный для распределения фактических данных.

    ПРИМЕР . Предварительная себестоимость производимой продукции определяется как фактическая сумма прямых затрат и плановая сумма косвенных затрат.

    Фактическая сумма прямых затрат на весь объем выпуска каждого вида продукции за период определяется по данным регистра накопления «Затраты на выпуск продукции» по этому виду продукции.

    Плановая сумма косвенных затрат на единицу каждого вида продукции определяется по регистру сведений «Плановая себестоимость». Определяется суммарная плановая себестоимость по этому виду продукции по всем статьям затрат, кроме статей, имеющих характер производственные .

    Объем выпуска каждого вида продукции за период определяется по данным регистра накопления «Выпуск продукции» по этому виду продукции.

    Таким образом, предварительная себестоимость выпуска продукции определяется по формуле:

    фактическая сумма прямых затрат на выпуск + (плановая сумма косвенных затрат на единицу продукции * объем выпуска продукции)

    Как и в предыдущем примере, в документе используется сценарий, специально созданный для распределения фактических данных.

    Альтернативные варианты решения задач по формированию бюджетов

    Подсистема позволяет построить бюджеты различных видов вручную либо путем автоматизированного расчета, а также контролировать выполнение бюджетов. Однако, если задачи финансового планирования на предприятии достаточно просты, могут быть предложены альтернативные варианты.

    Бюджет движения денежных средств может быть построен при помощи механизма “План движения денежных средств “. Преимуществом построения бюджета при помощи механизма “План движения денежных средств” является упрощение работы за счет использования специализированных, частично уже настроенных источников планирования, возможность более подробной детализации взаиморасчетов.

    Преимуществом построения бюджета при помощи подсистемы бюджетирования является возможность использования практически неограниченного перечня источников планирования, возможность ограничивать расход денежных средств в соответствии со статьями бюджета.

    Очень простой бюджет доходов и расходов торгового предприятия может быть построен при помощи подсистемы материального планирования, заполнением документов «План продаж » и «План закупок ». Однако при этом придется вручную заполнять суммы расхода по всем статьям бюджета, кроме себестоимости товаров .

    Как правило, бюджет доходов и расходов формируется при помощи подсистемы бюджетирования .

    Четыре ресурса по изучению «Бюджетирования» в 1С:УПП в формате видео

    Выделим четыре основных ресурса по возможности изучению «бюджетирования» в 1С в формате видео (на момент написания статьи ):

    1. YOUTUBE

    Описываем понятия и модели предметной области:

    • Ради чего вообще запускают бюджетирование
    • Как понять, что именно хочет получить заказчик
    • Какие показатели - что означают

    Перекладываем это в пошаговые схемы в 1С:

    • Как реализуются базовые теоретические модели
    • Из каких шагов состоит реализация задач

    Не просто показываем - объясняем связи и причины:

    • Видео-демонстрация решений
    • Со всеми необходимыми пояснениями
    • На сквозном практическом примере

    3. Проект «GROOFFE »

    Все действия в курсе совершаются шаг за шагом в хронологической последовательности – с момента, когда Вы садитесь за компьютер не зная ничего о бюджетной подсистеме и настройках учетной подсистемы (какая учетная политика на предприятии, как распределяются затраты и т.д.) и заканчивая рабочей бюджетной моделью – настроенными бюджетами, источниками получения фактических данных, отчетами и правами пользователей, а также изменениями в учетной подсистеме под потребности бюджетной модели.

    4. Проект “1С:Образование”

    Интернет-курс “Планирование и Бюджетирование в программе “1С:Управление производственным предприятием 8” позволяет получить любому пользователю, имеющему доступ в Интернет, системное представление о возможностях программы в части функционала, обеспечивающего формирование календарных планов продаж, производства и закупок, расчета производственной программы, расчета графика работы рабочих центров, а также о возможностях подсистемы бюджетирование.

    Ресурс «1С:Образование» является официальным проектом самой фирмы 1С.

    Подведем итог: главным достоинством «платных» проектов является полнота, целостность и последовательность в изложении материала. В тоже время, достоинством Youtube является «свободный» контент и огромное количество разнообразных видео по одному и тому же вопросу, что позволяет увидеть решение проблемы со всех возможных сторон.