"Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!" (Воланд). Лучшие цитаты из "мастера и маргариты" Депутат Виталий Рыбаков проверил состояние дорог города Орла

В последнее время вопросы консолидации третьего сектора и создания общей стратегии развития все чаще стали звучать на встречах экспертов. Эти темы были сквозными и на очередном собрании на «Кухне благотворительности», организованном Форумом Доноров.

Заседание на "Кухне благотворительности". Фото Юлии Ковальчук

На этот раз, 14 апреля, на «кухне» готовили «салат». Главными составляющими были ответы на вопросы: Нужна ли третьему сектору стратегия? Как ее создавать? Могут ли в этом деле помочь социологические исследования?

Кроме экспертов благотворительности в этом процессе участвовали представители академического сообщества – авторы книги «Потенциал и пути развития филантропии в России», выпущенной ГУ-ВШЭ при поддержке Evolution&Philanthropy.

Какие исследования нужны благотворителям?

Книга вызвала у экспертов явный интерес, но она не ответила на все их вопросы.

«Нам нужно понимать, какова деятельность сектора, — считает Лариса Зелькова, генеральный директор БФ В. Потанина. – В книге же этого очень мало: часть, посвященная институциональной благотворительности, никак не отражает общую картину с институциональной благотворительностью… Кроме того, не хватает качественных исследований».

Площадка «Кухня благотворительности» создана Форумом Доноров (в рамках издательского проекта) для организации клубных встреч. Первая такая встреча — кулинарный поединок «Как благотворителям «склеить» разбитое зеркало общественного мнения?» — состоялась два года назад, в апреле 2009 года. С тех пор книги и исследования на тему благотворительности регулярно обсуждаются организаторами в этом клубном формате.

Татьяна Тульчинская, директор БФ «Здесь и сейчас», предложила исследователям проводить экспертные интервью. Это позволило бы понять, какие стереотипы (в частности, о мотивации благотворительности) существуют внутри сектора и сравнить их с теми, что «снаружи».

Звучали также пожелания изучать новые формы гражданских объединений – общественные движения, формирующиеся в социальных сетях (Елена Шаталова, консультант дирекции по социально-экономическим проблемам развития Института современного развития).

Интересный исследовательский ракурс предложила Анна Белокрыльцева, редактор программы «Адреса милосердия»: включить в опросы пункт о том, получали ли реципиенты помощь от НКО или благотворительных фондов. «Мы раз в год сами проводим опросы на улице, и ни разу не столкнулись с положительным ответом на вопрос: «А Вы сами принимали помощь от какой-либо организации?» — рассказала Анна. – Если бы мы знали, кто получает такую помощь, понимали бы ее реальный масштаб».

В ответ авторы книги подчеркнули, что продукт их труда, прежде всего, — научный. Потому монография включает большую историческую и теоретическую части. Они согласились с тем, что практический раздел, касающийся институциональной российской филантропии, — явно слабее. «Частные фонды, например, не рассматривались, так как мы посчитали, что некорректно исследовать их в разгар кризиса» — рассказала Ирина Мерсиянова, директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ГУ ВШЭ.

Другой автор — Владимир Беневоленский, ведущий научный сотрудник Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ГУ ВШЭ, сознался, что такое внимание к исследованию со стороны НКО — неожиданно. «Мы не надеялись, что вы эту книгу прочтете, — сказал он. – Мечтали, но не надеялись. И теперь готовы учесть ваши практические надобности».

В свою очередь, мы будем надеяться, что товарищи ученые теперь-то станут учитывать и ожидания благотворителей.

«Чего не хватишься, ничего-то у вас нет»

Однако, даже внятной и детальной картины настоящего, которую ждут и, может быть, дождутся от социологов благотворители, явно не достаточно для стратегического планирования.

«Проблема в том, что в нашей сфере не хватает самоорганизации, нет единого коммуникационного поля, — считает Елена Тополева, директор АСИ. – Регионы практически не участвуют. Даже создаются коалиции региональных организаций, противопоставляющих себя центру».

В третьем секторе нет легитимного представительства, такого, как, например, в бизнесе, — нет профсоюзов, ассоциаций. «Есть Форум Доноров, слава Богу, но этого мало, — говорит Елена Тополева. — Не хватает внутренней энергетики сектора. Кроме того, не хватает веры в то, что реально мы можем чего-то достичь. Мне кажется, что у нас часто либо циничное, либо цинично-демонстративное отношение к тому, что мы с вами делаем. Как-то мы все стесняемся ставить позитивные оценки иногда. Критикуем очень много и себя, и то, что происходит. Для того чтобы куда-то идти, нужен особый душевный настрой… К тому же мало людей, готовых в это вкладываться. Просто дикая нехватка личностей, готовых над этим работать».

Наталья Каминарская, исполнительный секретарь Форума Доноров, подытожила: «Я представила салат из самоорганизации, энергетики, приправленный верой, из которого получается стратегия…». Она выделила четыре основных группы необходимых составляющих — люди, институты, площадки, инструменты, — полагая, что для появления стратегии развития благотворительности, прежде всего, нужны заказчики, а также лидеры, которые возглавят подготовку документа. Из контекста следовало, что всего этого, по крайней мере, пока, не достаточно.

Невольно вспомнилась цитата классика: «Чего не хватишься, ничего у вас нет…»

«Пока гром не грянет» или «рисуем образ будущего»?

Может быть, что-то все-таки есть? И что такое «стратегия» — написанный талмуд, который реально мало на что влияет, или ориентиры, которые организуют самосознание сообщества, и, собственно конституируют, задают его как именно самосознание?

«У нас была стратегия – иначе мы бы не выжили более 20 лет, — уверена Валентина Мельникова, ответственный секретарь Союза комитетов солдатских матерей России. — Эта стратегия: «Боремся с государством»… Обще-стратегическое может появиться при осознании опасностей, которые есть у всех. Мы должны договориться, как в 1990-е гг. договорились правозащитники, что есть общее направление, где у каждого – своя часть».

Само слово «стратегия» появилось в военной сфере. Стратегия предполагает проведение долгосрочных кампаний. А стратегия развития — это стратегия специальной кампании, а не просто какие-либо благие пожелания. Если в сообществе нет осознания необходимости целенаправленного развития благотворительности, и кампании развития благотворительности также нет — говорить о стратегии проблематично.

«Стратегия нужна в том случае, когда все чувствуют, что происходят изменения, — поделилась опытом проведения стратегических семинаров Вера Басова, исполнительный директор московской школы менеджмента НКО. — Когда есть понимание изменений – что было вчера, что будет завтра».

Проблема также и в том, что участники третьего сектора фактически не осознают себя единой общностью. А как же можно создавать стратегию того, что не оформлено как целое?

«Кто такие «Мы», которым нужна стратегия?» — задала вопрос Татьяна Тульчинская. Без ответа на него вряд ли возможны дальнейшие шаги.

Формирование стратегии может помочь и консолидации благотворительного сообщества, и организации его самосознания. «Важен даже не результат, а сам процесс составления стратегии, — уверен Вячеслав Бахмин, консультант фонда Ч.С. Мотта в России. – Этот процесс чрезвычайно необходим, так как в нем происходит осознание проблем, и мы начинаем понимать, что происходит вокруг и внутри».

Возможно, Форума Доноров послужит катализатором консолидации НКО.

«Реалии таковы, что, если мы сами не разработаем стратегию, это сделают за нас» — убеждена Елена Тополева.

    Ирина

    Добрый день всем, я готова участвовать в процессах по объединению сектора. Тем более, что стратегии сектора и стратегии в общем нас учили в Стенфорде. Думаю, что как и подавляющее большинство среди активистов сектора, я почти пассивно жду, что появится у этого процесса ЛИДЕР. В идеале, он мне скажет: «у меня есть финансирование для администрирования процесса», или » у меня есть свободное время, которое я могу этому посвятить». Дальше я обрадуюсь, если этот человек совпадает с моими представлениями о том, каким этот лидер должен быть. И я ему отвечу: «когда и куда приходить, чтобы внести свой посильный вклад?»
    Кто думает также, как я?

    Иван Шаравин

    Лидия, спасибо за статью.

    Очень верная статья. И подмечено очень правильно о разделении НКО на «столичные» и «не столичные».
    Тот же «Форум доноров» воспринимается в Сибири больше как очередное московское НКО.

    • L.Tikhonovich

      Иван, спасибо за отзыв.
      Не понятно, чем не угодили сибирякам московские НКО. Казалось бы все делают что-то свое в общем поле. Или нет? Или же и здесь работает провинциальная любовь/ненависть к столице: дескать, здесь солнца больше и фрукты слаще:). Насчет солнца могу сказать определенно — меньше его здесь, чем в Сибири — я сама из Красноярска, есть с чем сравнивать. А ресурсы всяческие тоже на дороге не валяются.

      Б.а.рмалей

      тут есть любопытный теоретический момент:
      если в дела НКО вмешиваются по-существу ПОЛИТИЧЕСКИЕ вопросы, то НКО, хотят они того или нет, придется политикой заниматься.
      под политикой имеется в виду то, что под этим термином понимал аристотель, а не грылов.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений Серов Вадим Васильевич

Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!

Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!

Слова Воланда из романа (гл. 3 «Седьмое доказательство») «Мастер и Маргарита» (1940) Михаила Афанасьевича Булгакова (1891 - 1940).

Раздражение таинственного «профессора черной магии» вызвала беседа с критиком Берлиозом и поэтом Иваном Бездомным, состоявшаяся на одной из лавочек у Патриарших прудов. Сначала его собеседники объявили, что Бога нет, потом сказали, что и Евангелия лишены исторического содержания, наконец, заявили, что и дьявола тоже нет. На что Воланд «расхохотался так, что из липы над головами сидящих выпорхнул воробей.

Ну, уж это положительно интересно, - трясясь от хохота, проговорил профессор, - что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет! - Он перестал хохотать внезапно и, что вполне понятно при душевной болезни, после хохота впал в другую крайность - раздражился и крикнул сурово: - Так, стало быть, так-таки и нету?» (Булгаков М. А. Собр. соч.: В 5 т. М., 1992. Т. 5).

Из книги Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях автора Ильин Андрей

Глава пятая Транспортные катастрофы, или От чего мы гибнем, но без чего и жить не

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВС) автора БСЭ

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Всё или ничего Название пьесы «Всё или ничего» норвежского драматурга Генрика Ибсена (1828-1906), а также девиз ее главного героя Бранда. Иносказательно о позиции

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении автора Новиков В И

Из ничего и выйдет ничего С латинского: Ex nihilo nihil fit [экс нихило нихиль фит].Слова древнеримского поэта-философа Лукреция (98-55 до н. э.), содержащиеся в его сочинении «Природа вещей», в 1-й и 2-й книгах. Сама же эта мысль была им позаимствована у древних авторов (Эпикура, Мелисса,

Из книги Преступники и преступления. Законы преступного мира. Побеги, тюремные игры автора Кучинский Александр Владимирович

Много шума из ничего С английского: Much ado about nothing.Название комедии (1600) Уильяма Шекспира (1564-1616), которое стало поговоркой в этом переводе Татьяны Львовны Щепкиной-Куперник (1874-1952).Иронически: о большом волнении, суете по незначительному поводу, о шумных, эмоциональных, но в

Из книги Полная энциклопедия наших заблуждений автора

О мертвых - или хорошо, или ничего С латинского: De mortuis aut bene, aut nihil или De mortuis nil nisi bene [дэ мортиус аут бэнэ, аут нихиль] или [дэ мортиус ниль низи бэнэ].Слова одного из великих греческих «семи мудрецов» - Хилопа (VI в. до н. э.), которые были приведены историком Диогеном Лаэртским

Из книги Полная иллюстрированная энциклопедия наших заблуждений [с иллюстрациями] автора Мазуркевич Сергей Александрович

Уж не жду от жизни ничего я Из стихотворения «Выхожу один я на дорогу» (1841) М. Ю. Лермонтова (1814-1841). Уж не жду от жизни ничего я, И не жаль мне прошлого ничуть; Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и

Из книги Полная иллюстрированная энциклопедия наших заблуждений [с прозрачными картинками] автора Мазуркевич Сергей Александрович

Чего ни хватишься, ничего нет! см. Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего

Из книги Я познаю мир. Живой мир автора Целлариус А. Ю.

Много шума из ничего (Much Ado About Nothing) Комедия (1598)Действие происходит в городе Мессина на Сицилии. Гонец сообщает губернатору Леонато о прибытии в город после победоносного завершения войны дона Педро, принца Арагонского, со свитой. Рассказывая о сражении, посланец

Из книги Бестселлер на миллион. Как написать, издать и раскрутить ваш бестселлер автора Масленников Роман Михайлович

Нет ничего хуже, чем непогода Если бы семь лет назад почетному комбайнеру из глухой украинской деревни Леониду Сердюку сообщили, что через те же семь лет он начнет косить не только зерновые, но и «капусту», Сердюк бы удивился. Тем не менее его судьба дала поворот, вырвала

Из книги Парижанка и ее шарм автора Жирар Анн-Софи

Из книги автора

Ребенок ничего не понимает Многие родители думают, что дети (особенно маленькие) ничего не понимают, и поэтому при них можно ссориться, смотреть по телевизору совсем не детские передачи, «перемывать косточки» знакомым и т. п. Однако следует отметить, что на самом деле

Из книги автора

Ребенок ничего не понимает Многие родители думают, что дети (особенно маленькие) ничего не понимают, и поэтому при них можно ссориться, смотреть по телевизору совсем не детские передачи, «перемывать косточки» знакомым и т. п. Однако следует отметить, что на самом деле

Из книги автора

Все из ничего Полихеты или их какие–то вымершие близкие родственники дали начало двум высшим ветвям мира беспозвоночных – моллюскам и членистоногим. Моллюски – живой пример того, каких вершин можно достичь, пользуясь самыми простыми средствами. Моллюски, в общем, не

Из книги автора

Прочитал и ничего не понял Если вам все понятно, но не ясно, кто это все делать пошагово – советую обратить внимание на наш с Александром Белановским тренинг «Бестселлер на Миллион». Его можно найти на просторах Интернета, а если не найдете вдруг – пишите мне в социальных

Из книги автора

Нам ни то ничего не должен… но и мы ни ому ничего не должны! Долгое время считалось, что мелкий ремонт по дому должны делать только мужчины… Поэтому мы нуждались в них, ибо кто будет делать эту работу?Но дамы! Эти времена прошли! На этом заканчивается долгая история

Начало Батыева нашествия на Русь. В эти декабрьские дни началось нашествие войск Батыя на Русь. Мы вспоминаем начало нашествия и чтим память наших земляков – княжескую супружескую чету: Фёдора и Евпраксию с их малолетним сыном Иваном. Начало зимы 1237 года. Хан Батый с огромным войском стоит на реке Воронеже, близ границ Рязанского княжества. Железные, непобедимые тумены замерли в ожидании приказа двинуться на русские земли, чтобы рубить, жечь, грабить, сеять ужас. И первым на их пути стоит Рязанское княжество. Предчувствие неотвратимой, непоправимой, не виданной доселе беды липкой пеленой окутало Рязанские земли. В зимнем, студёном воздухе разлит запах смерти. Но великий князь Юрий Ингваревич Рязанский вовсе не сидит, сложа руки. Он шлёт гонцов во Владимир к великому князю Георгию Всеволодовичу с просьбой о помощи. Но Владимирский князь не даёт свою дружину, полагая, что она понадобится ему для обороны собственной земли. Тогда Юрий Рязанский посылает за своими братьями: Давыдом Муромским и Глебом Коломенским и за князьями Олегом Красным, Всеволодом Пронским и другими князьями. Рати дружественных Юрию Ингваревичу князей стягиваются к Рязани. Но для того, чтобы собрать войско и выдвинуть его к границам Рязанской земли, нужно время, а его то как раз и не хватает. Чтобы оттянуть момент вторжения вражеских войск в свою землю, великий князь Юрий посылает к Батыю своего сына Фёдора со свитой и богатыми дарами и с просьбой не ходить на Рязанское княжество. Любой отец без труда может представить и понять, какой ценой далось князю Юрию такое решение. Что произошло дальше, читаем в «Повести о разорении Рязани Батыем»: «И некто из вельмож рязанских по зависти донес безбожному царю Батыю, что имеет князь Фёдор Юрьевич Рязанский княгиню из царского рода и что всех прекраснее она телом своим. Царь Батый лукав был и немилостив, в неверии своём распалился в похоти своей и сказал князю Фёдору Юрьевичу: «Дай мне, княже, изведать красоту жены твоей». Благоверный же князь Фёдор Юрьевич Рязанский посмеялся и ответил царю: «Не годится нам, христианам, водить к тебе, нечестивому царю, жён своих на блуд. Когда нас одолеешь, тогда и жёнами нашими владеть будешь». Безбожный царь Батый оскорбился и разъярился и тотчас повелел убить благоверного князя Фёдора Юрьевича, а тело его велел бросить на растерзание зверям и птицам и других князей и воинов лучших поубивал». Тут Батый впервые столкнулся с русским духом, с русским характером. Русские жить не умеют, а умирать они умеют! Князь Фёдор первым из наших князей отказался выполнить волю хана. Не покорился, не встал на колени. А что же княгиня Евпраксия? «И один из пестунов князя Фёдора Юрьевича, по имени Апоница, укрылся и горько плакал, смотря на славное тело честного своего господина. И увидев, что никто его не охраняет, взял возлюбленного своего государя и тайно схоронил его. И поспешил к благоверной княгине Евпраксии и рассказал ей, как нечестивый царь Батый убил благоверного князя Фёдора Юрьевича. Благоверная же княгиня Евпраксия стояла в то время в превысоком тереме своём и держала любимое чадо своё – князя Ивана Фёдоровича, и как услышала она смертоносные слова, исполненные горести, бросилась она из превысокого терема своего с сыном своим князем Иваном прямо на землю и разбилась до смерти». Князь Фёдор, княгиня Евпраксия с малолетним сыном Иваном первыми воспротивились врагу и тем самым заложили далёкую пока ещё победу над завоевателями. Смерть княжеской семьи вовсе не была напрасной. Время было выиграно, что дало возможность собрать войска на рубеже Рязанских земель. Великий князь Юрий Рязанский, узнав о гибели сына, очень переживал, горевал, но вовсе не терял присутствия духа и верности своей земле. «И едва отдохнул князь от великого того плача и рыдания, стал собирать воинство своё и расставлять полки». Я полагаю, что собирать воинство и расставлять полки князь Юрий начал намного раньше, как только отправил сына Фёдора к Батыю. Иначе бы он не успел подтянуть к Рязани рати дружественных ему князей и выстроить их в боевые порядки. Теперь же великий князь Юрий Рязанский был готов к встрече с врагом. «И пошел против нечестивого царя Батыя, и встретили его около границ Рязанских, и напали на него, и стали биться с ним крепко и мужественно, и была сеча зла и ужасна. Много сильных полков Батыевых пало… И едва одолели их сильные полки татарские». 16 декабря 1237 г. Войска Батыя подошли к Рязани, начался штурм. Целых пять дней город оборонялся и отбивал атаки врага. 21 декабря Рязань была взята. Так что поход Батыя по Рязанской земле вовсе не был увеселительной прогулкой. Здесь самонадеянные, надменные ханы встретили сильное сопротивление. Князь Фёдор Юрьевич отдал свою жизнь не только за Рязанскую землю. Отсрочив переговорами момент нападения Батыя на Русь, он дал возможность коалиционным силам русских князей собраться под Коломной и дать захватчикам бой. В этом очень упорном, кровопролитном сражении Батый понёс ощутимые потери. В бою был убит даже прямой потомок Чингизхана царевич Кулькан. Это был единственный царевич-чингизид, убитый во время похода Батыя на Восточную Европу. После ухода Батыя из пределов Рязанской земли, князь Ингварь Ингваревич взял тело князя Фёдора, отвёз его в Зарайск, где разбилась, «заразила» себя княгиня Евпраксия, и похоронил его вместе с верной супругой и малолетним сыном, установив в 1238 году каменные кресты на месте погребения. Могилы эти на протяжении веков оберегались, обустраивались и являлись местом особого уважения и поминания для жителей города Зарайска, да и для всех русских людей. В 1665 году вместо обветшавших от времени старых крестов стольник Никита Григорьевич Гагарин «по обещанию» поставил памятник-надгробие. До 1822 года могилы с надгробием находились в алтаре храма Иоанна Предтечи, что говорит об особом почитании земляками своих героических предков. Со временем храм обветшал, его разобрали до основания и поставили новый, но уже не на прежнем месте. Надгробие оказалось под открытым небом, и над ним установили навес в виде шатра на четырех каменных колоннах. В 1930 году могилы Зарайских князей-мучеников сравняли с землёй. Далее шли годы забвения. И только в августе 1997 года на месте погребения княжеской семьи были установлены деревянные кресты. В настоящее время над местом захоронения героев стараниями добрых людей вновь установлены каменные кресты. Особое поминовение князей-мучеников в городе Зарайске с панихидой и с литией у их праха перед тремя крестами совершается 10 и 11 августа, в день принесения Чудотворной иконы святителя Николая в Зарайск и встречи образа князем Фёдором. Считаю вполне возможным чтить память князей-мучеников и 19 декабря, на Николу-Зимнего, так как предположительно они погибли в районе этой даты. Князей-мучеников чтят не только в Зарайске. Имена их вошли в соборные памяти, установленные в 1960-1990 годах и вошли в список Всех святых (по ликам) в земле Российской просиявших (май 1987 года). Жаль, что святые благоверные князья Зарайские Фёдор, Евпраксия и Иоанн до настоящего времени не канонизированы, но это ни в коей мере не умаляет их подвига и светлой о них памяти! К чему я всё это рассказал? А всё к тому, что для нас, озерчан, зарайских князья-мученики Фёдор, Евпраксия и их малолетний сына Ивана являются земляками и мы вполне можем установит для себя обычай чтить их память, как образец мужества, служения Родине, любви и супружеской верности. Сергей Рогов

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений Серов Вадим Васильевич
Из книги Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях автора Ильин Андрей

Глава пятая Транспортные катастрофы, или От чего мы гибнем, но без чего и жить не

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВС) автора БСЭ

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Всё или ничего Название пьесы «Всё или ничего» норвежского драматурга Генрика Ибсена (1828-1906), а также девиз ее главного героя Бранда. Иносказательно о позиции

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении автора Новиков В И

Из ничего и выйдет ничего С латинского: Ex nihilo nihil fit [экс нихило нихиль фит].Слова древнеримского поэта-философа Лукреция (98-55 до н. э.), содержащиеся в его сочинении «Природа вещей», в 1-й и 2-й книгах. Сама же эта мысль была им позаимствована у древних авторов (Эпикура, Мелисса,

Из книги Преступники и преступления. Законы преступного мира. Побеги, тюремные игры автора Кучинский Александр Владимирович

Много шума из ничего С английского: Much ado about nothing.Название комедии (1600) Уильяма Шекспира (1564-1616), которое стало поговоркой в этом переводе Татьяны Львовны Щепкиной-Куперник (1874-1952).Иронически: о большом волнении, суете по незначительному поводу, о шумных, эмоциональных, но в

Из книги Полная энциклопедия наших заблуждений автора

О мертвых - или хорошо, или ничего С латинского: De mortuis aut bene, aut nihil или De mortuis nil nisi bene [дэ мортиус аут бэнэ, аут нихиль] или [дэ мортиус ниль низи бэнэ].Слова одного из великих греческих «семи мудрецов» - Хилопа (VI в. до н. э.), которые были приведены историком Диогеном Лаэртским

Из книги Полная иллюстрированная энциклопедия наших заблуждений [с иллюстрациями] автора Мазуркевич Сергей Александрович

Уж не жду от жизни ничего я Из стихотворения «Выхожу один я на дорогу» (1841) М. Ю. Лермонтова (1814-1841). Уж не жду от жизни ничего я, И не жаль мне прошлого ничуть; Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и

Из книги Полная иллюстрированная энциклопедия наших заблуждений [с прозрачными картинками] автора Мазуркевич Сергей Александрович

Чего ни хватишься, ничего нет! см. Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего

Из книги Я познаю мир. Живой мир автора Целлариус А. Ю.

Много шума из ничего (Much Ado About Nothing) Комедия (1598)Действие происходит в городе Мессина на Сицилии. Гонец сообщает губернатору Леонато о прибытии в город после победоносного завершения войны дона Педро, принца Арагонского, со свитой. Рассказывая о сражении, посланец

Из книги Бестселлер на миллион. Как написать, издать и раскрутить ваш бестселлер автора Масленников Роман Михайлович

Нет ничего хуже, чем непогода Если бы семь лет назад почетному комбайнеру из глухой украинской деревни Леониду Сердюку сообщили, что через те же семь лет он начнет косить не только зерновые, но и «капусту», Сердюк бы удивился. Тем не менее его судьба дала поворот, вырвала

Из книги Парижанка и ее шарм автора Жирар Анн-Софи

Из книги автора

Ребенок ничего не понимает Многие родители думают, что дети (особенно маленькие) ничего не понимают, и поэтому при них можно ссориться, смотреть по телевизору совсем не детские передачи, «перемывать косточки» знакомым и т. п. Однако следует отметить, что на самом деле

Из книги автора

Ребенок ничего не понимает Многие родители думают, что дети (особенно маленькие) ничего не понимают, и поэтому при них можно ссориться, смотреть по телевизору совсем не детские передачи, «перемывать косточки» знакомым и т. п. Однако следует отметить, что на самом деле

Из книги автора

Все из ничего Полихеты или их какие–то вымершие близкие родственники дали начало двум высшим ветвям мира беспозвоночных – моллюскам и членистоногим. Моллюски – живой пример того, каких вершин можно достичь, пользуясь самыми простыми средствами. Моллюски, в общем, не

Из книги автора

Прочитал и ничего не понял Если вам все понятно, но не ясно, кто это все делать пошагово – советую обратить внимание на наш с Александром Белановским тренинг «Бестселлер на Миллион». Его можно найти на просторах Интернета, а если не найдете вдруг – пишите мне в социальных

Из книги автора

Нам ни то ничего не должен… но и мы ни ому ничего не должны! Долгое время считалось, что мелкий ремонт по дому должны делать только мужчины… Поэтому мы нуждались в них, ибо кто будет делать эту работу?Но дамы! Эти времена прошли! На этом заканчивается долгая история