Диагностика образования родственных слов у дошкольников. Проект "ознакомление дошкольников с родственными словами"

Работа над родственными словами.

Учитель-логопед Лукашева Н.А. ЦРР- д/с «Родничок» г. Беломорск.

Игра – упражнение «Семья – слов родственников»

Цель: показать детям, что от существительных (слов, обозначающих предметы) могут образовываться глаголы (слова, обозначающие действия) и другие существительные. (авт. Е.А. Левчук)

Материал: рассказ «Обещание», стихотворение «Оркестр», мяч.

Ход: Логопед читает рассказ «Обещание»:

Петя попросил папу: - Подари мне, пожалуйста, барабан и трубу». - Я бы подарил, сынок, да боюсь, что ты будешь то трубить, то барабанить и мешать мне работать. -Честное слово, папочка, я буду барабанщиком, когда ты отдыхаешь, а трубачом, когда ты спишь» (по Ф.Рау)

Вопросы к ребенку:

Что Петя просил подарить? (барабан и трубу)

Чего боялся папа? (папа боялся, что Петя будет трубить и барабанить)

Что обещал Петя? (Петя обещал, что он будет барабанщиком, когда папа отдыхает, а трубачом, когда он спит)

Задание: «Назови слова, похожие на слово «барабан» (барабанить, барабанщик); на слово «труба» (трубить, трубач)» Логопед объясняет ребенку, что есть слова-родственники. Они похожи, словно из одной семьи, поэтому так и называются – родственные.

Упражнение для пальчиков (имитируя игру на музыкальных инструментах)

Оркестр:

«Я играю на гитаре,

Друг мой Вася – на баяне,

Таня может на трубе

Поиграть готов тебе.

Ты, я слышал, пианист.

Поиграем вместе твист».

Игра в мяч

Перекидывая мяч, логопед (воспитатель) играют с ребенком в слова.

Кто играет на баяне? – баянист.

На пианино – пианист.

На гитаре – гитарист.

На контрабасе – контрабасист.

На флейте – флейтист.

На органе – органист.

На трубе – трубач.

На скрипке – скрипач.

На барабане – барабанщик.

На балалайке – балалаечник.

На арфе – арфист.

Предложить пересказать рассказ «Обещание», используя родственные слова: труба, трубить, трубач; барабан, барабанщик, барабанит.

На закрепление материала использовать игру «Лото » (музыкальные инструменты, музыканты оркестра - кому что нужно).

Игровое упражнение «Назови родственные слова»

Цель: продолжить знакомство со словами – родственниками (родственными) по теме «Зима» (авт. Ткаченко Т.А.).

Ход: Логопед рассказывает детям сказку, и одновременно выставляет на доску картинки, названия предметов на которых, являются родственными словами.

«Давным-давно потеряли люди слово «снег», забыли о нем. а слово попало в землю и стало расти – в нем появились ростки – было слово «снег», появилось слово «снегурочка», за ним – «снеговик», «снежок», «снежинка». Посмотрели люди, послушали, а слова-то похожи, родные. И назвали люди эти слова…(как?) родственными. Назовите общую часть, повторяющуюся в каждом слове (снег, снеж). Дети вместе с логопедом проговаривают слова, логопед одновременно под каждой картинкой выставляет схемы – полоски одной длины и цвета: часть «снег», «снеж» и приставляет прямоугольники разного цвета к каждому следующему слову, акцентируя внимание на повторяющуюся главную часть слова и на меняющуюся часть новых слов, после чего поясняет смысловую общность названных слов. Аналогично разбираются слова – родственники ЛЕД – ЛЕДЫШКА – ЛЕДЯНКИ – ЛЕДНИК. Логопед тщательно анализирует получившуюся цепочку слов, уточняя с детьми их звуковую и смысловую общность.

В заключении, чтобы закрепить понятие «родственные слова», логопед читает стихотворение:

«Слова, как родные, похожи чуть-чуть,

И если поставить и в ряд,

Немного послушать и вдуматься в суть –

они об одном говорят».

Игра «Собери семейку слов»

Цель: подбор однокоренных слов.

Ход игры. Логопед предлагает ребенку: «Посмотри на картинку. Какое время года на ней нарисовано? (Зима). А теперь подбери слова – «родственники» к слову «зима».

Каким словом можно ласково назвать зиму? (зимушка).

А как можно назвать день зимой? (зимний).

Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (зимующие).

А как по-другому можно сказать «живут зимой»? (зимуют).

Вот, оказывается, сколько слов - «родственников» у слова «зима».

«Еще раз посмотри на картинку и сам скажи, что здесь можно назвать зимним». (Зимний лес, зимняя дорога, зимнее солнце, зимнее небо, зимняя стужа, зимняя пора, зимняя погода).

«А сейчас постарайся сам подобрать семейку слов к слову «снег». Смотри на картинку – она тебе поможет». (Снег, снежинка, снежок, снеговик, снежный, подснежник…).

Логопед: «Подбери родственные слова к слову «лес». (Лес, лесок, лесной, лесник).

Так же подбираются «семейки» к словам:

гора – горка, гористый, горный, пригорок, горняк;

гриб – грибок, грибник, грибной;

вода – водный, водяной, водолаз, наводнение;

лист – листик, листок, листочек, листва, лиственница, лиственный;

ёж – ёжик, ежиха, ежонок, ежата, ежовый;

весна – весенний, веснянка, веснушка;

сахар – сахарный, сахарница, сахарок.

Игра «Найди общее»

Цель: выделение корня в родственных словах.

Логопед предлагает: «Назови общую часть слов –«родственников» (называя слова, интонационно выделяет голосом корневую часть слова в случае затруднений у ребенка в выделении корня).

зимушка, зимовать, зимний (зим);

животное, живет, живой (жив);

пастух, пасти, пастушка (пас);

двор, дворник, дворовый (двор);

сорить, мусор, насорить (сор);

позвонить, звонок, звонкий (звон).

Упражнение «Найди родственные слова»

Цель: выделение родственных слов к слову медведь.

Ход упражнения: Логопед предлагает выполнить задания от медведя – Потапа. Он просит найти и назвать слова, похожие на слово медведь. На каждое правильное слово ребенок получает фишку.

1. Медпункт, медвежонок, медведица, медвежий, медленно.

2. Медуза, медведушка, медведка, медведица, медаль.

3. Медный, медведик, медвежатник, мед, медицина.

Логопед уточняет у детей, почему не подходят слова медпункт, медленно, медуза, медаль, медный, мед, медицина (слова имеют другое значение).

Еще раз вспоминают родственные слова к слову медведь. Медвежонок, медведица, медвежий, медведушка, медведка, медведище, медведик, медвежатник.

Игровое упражнение «Выбери родственные слова из стихотворения».

Цель: упражнять в нахождении из текста родственных слов.

Материал: тексты стихотворений.

Ход: Логопед читает стихотворение.

1. Мыло душистое, белое, мылкое .

Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою. Пенится.

Если б грязнуля вспомнил про мыло,

Мыло его, наконец, бы отмыло .

Вопрос к детям: «Какие слова в стихотворении повторяются и похожи?»

После того, как дети отыскивают родственные слова, аналогичные картинки выставляются логопедом:

Мыло в мыльнице - мыло пенистое - чистый мальчик.

МЫЛО- МЫЛКОЕ- ОТМЫЛО.

Анализируется цепочка слов-родственников. Отыскивается общая часть, которая повторяется в других словах и имеет общий смысл.

2. Упражнение предложено авт. Т.Ткаченко:

«У рыбаков небывалый улов.

Рыбу поймал и старик-рыболов.

Мы рыболовную сеть соберем,

Рыбного супа в тарелки нальем».

Отбор родственных слов. Выставляются картинки, анализируется цепочка родственных слов.

Упражнение «Лишнее слово».

Цель: выделение однокоренных слов среди группы слов. сходных по звучанию.

Задание: «Найди среди этих слов лишнее – слово не из этой «семейки». Вот послушай пример: лес, лесовик, лестница (-).

Слова «лес», «лесник» и «лесовик» - родственники, они все из одной семьи, все они произошли от слова «лес». А вот слово «лестница» не имеет к лесу никакого отношения – оно здесь лишнее.

Задание: «Теперь попробуй сам(а) найти лишнее слово».

Боль, болеть, больница, большой (-).

Вода, водить (-), водный. водяной.

Морщины (-), море, морской, мореплаватель.

Гора, горный, горе (-), горняк.

Соседка (-), беседа, беседка, собеседник.

Игровое упражнение «Найди неродственное слово».

Цель: упражнять в различении родственных и неродственных слов.

Материал: картинки в соответствии с речевым материалом.

Ход игрового упражнения: Логопед напоминает, что родственные слова имеют похожее звучание и что-то общее в значении. Далее говорит: «Сейчас я буду называть слова, но среди них не все слова будут родственниками. Найдите среди слов, которые я назову слово, которое не будет родственным другим словам». (1) На доску выставляются картинки: конь, конюх, конюшня, жеребенок, конница.

Анализируются смысл и звучание слов, отыскивается общая часть слова, сходная по звучанию с каждым из названных слов. Выбирается неродственное слово «жеребенок».

(2) Выставляются и называются картинки: лев, львенок, львица, львы, клевать.

Аналогично анализируется смысл и звучание слов, выбирается неродственное слово.

Использование речевых игр с дошкольниками своими руками

Утюжникова Светлана Сергеевна,учитель-логопед,МАДОУ д/с"Буратино",районный центр Кыра

Слово есть первый признак сознательной,разумной жизни.
Слово есть воссоздание внутри себя мира.(К.С.Аксаков)

Успешное речевое развитие зависит от восприятия детьми окружающего мира и от предметной деятельности.Предлагаю речевые упражнения,которые будут полезны педагогам,детям,весь иллюстративный материал рисовали сами,с помощью акварели сделали цветным.В игровой форме дошкольники познакомятся со словообразованием,научатся образовывать новые слова,понимать значение и происхождение сложных слов,выделять родственные слова.Под словообразованием понимается образование от одних слов других однокоренных слов с новым смысловым значением.
Цель: развитие словарного запаса у детей;
Задачи:
-научить отличать "родственные" по смысловому значению слова;
-обеспечить точное понимание смыслового значения усвоенных слов;
-воспитать простейшие навыки словообразования;
Оборудование: предметные картинки своими руками;
Рассмотрим наиболее простые,доступные для детей способы образования новых слов.

Варианты игр с использованием картинок

Игра "Большой-маленький"
Цель: учить детей правильному образованию и употреблению уменьшительно-ласкательных форм имен существительных;
Ход игры:
Детям показываются картинки с изображенными на них большими и маленькими предметами и по этим картинкам задаются вопросы,стимулирующие их к самостоятельному образованию слов с нужными уменьшительными суффиксами.Подберите для каждого большого предмета такой же,но маленький.Назовите маленькие предметы ласково.
Например:
Вот это большой дом.А как сказать про маленький?(домик);

Дом-домик


На картинке большой шар.А как сказать про маленький?(шарик);

Шар-шарик


А про маленький гриб?(грибочек);

Гриб-грибочек

Игра"Найди родственников"
Цель игры: развитие у детей представлений о родственных связных слов,овладение навыком подбора родственных слов,уточнение и активизация словарного запаса;
Ход игры:
Разложите картинки.Предложите детям назвать картинки.Затем попросите для каждой картинки найти пару-картинку,которая называется родственным словом.Подберите пары слов по смыслу например:

Чай-чайник

Лист-листья

Хлеб-хлебница

Снег-снеговик

Море-моряк

Рыба-рыбак


Картинка поможет проверить выполнения задания.Для того чтобы установить родство слов,необходимо понимать их,уметь объяснять значения.Попросите детей составить предложения по картинкам.Можно придумать предложения по отдельным картинкам или используя пары родственных слов.

Игра "Словообразование"
Отгадай загадки.Найди и назови картинки-отгадки.
Объясни,из каких слов составлено каждое слово-отгадка.

Вот стальная птица
В небеса стремится,
А ведёт её пилот.
Что за птица?(самоЛЁТ)


Красивые колёсики
Там их обычно два.
Ещё на нём подножка есть.
Что это,детвора?(самоКАТ)


Руки в боки,как начальник,
Раньше всех на стол встает,
Сам себе плита,и чайник-
Сам заварит,сам нальет.(самоВАР)


Есть у нас в квартире робот,-
У него огромный хобот,
Любит робот чистоту,
И гудит,как лайнер:"Туу-у"
С большой охотой пыль глотает,
Но не болеет,не чихает...(пылеСОС)


Игра"Слова-братишки"
Рассмотри и назови картинки.
Где подберезовик?
Где подосиновик? Чем эти слова похожи друг на друга?

Осинки растут в осиннике
И тянутся к небу синему.
Под осинами-подосиновики,
Такие грибы красивые!


Березовые рощи нарядны и светлы,
Березки много света с собою принесли.
Березоньки красивы,растут в березняке,
А березняк тот светлый спускается к реке.


Таким образом,дети в игровой форме познакомились со словообразованием,развивали свой словарный запас,это было интересно,познавательно и увлекательно.

Александрина Ирина Николаевна,
ГБОУ города Москвы «Школа с углублённым изучением французского языка № 1265», дошкольное отделение № 3.
Статья впервые была опубликована в журнале «Логопед», № 1, 2008г.

Изучение родственных слов при работе с детьми с общим недоразвитием речи
(из опыта работы)
В статье подчеркивается важность обучения детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня употреблению родственных слов. Приведена методика и технология ознакомления детей с родственными словами. Подобран лексический материал и предложены оригинальные рифмованные авторские тексты, способствующие осознанию и усвоению родственных слов детьми.
Дети старшего дошкольного возраста с ОНР Ш уровня имеют бедный словарный запас. При обследовании выясняется, что они не понимают, не знают значения многих слов, часто не умеют правильно употребить знакомые слова, то есть их словарный запас количественно и качественно отличается от нормы речевого развития. Обычно дошкольники 5-6 летнего возраста хорошо выполняют задания на словообразование, дети с ОНР самостоятельно, без предварительного обучения с этими упражнениями не справляются.
Одно из направлений в коррекции и формировании лексической стороны речи у детей с ОНР Ш уровня - это обогащение словарного запаса за счет обучения их навыкам словообразования. Дети практическим путем учатся устанавливать родственные связи между однокоренными словами. На занятиях предлагались занимательные стихи, рифмованные тексты, загадки, которые помогают раскрыть тему в доступной для детей форме.
Работа над родственными словами проводилась с детьми на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях. Отдельные задания дети выполняли с родителями дома.
Можно предложить следующую последовательность ознакомления детей с родственными словами.
Наблюдения, которые подводят детей к осознанию родственных слов в тексте.
Упражнения в определении родственных слов в тексте.
Упражнения на группировку родственных слов и самостоятельный их подбор.
Упражнения, направленные на использование родственных слов детьми в собственной речи(например, составление предложений с заданными словами, пересказ текстов, составление рассказов).
Детям объясняется, что есть слова- родственники. Эти слова чем-то похожи друг на друга. Чем же? Во всех словах повторяется общая часть. Слова-родственники должны звучать похоже. В семье родственники похожи друг на друга. Вы похожи на своих мам, пап, бабушек....Дети подводятся к пониманию того, что многие слова могут иметь «родственников». Слова- родственники не просто имеют похожую часть, но и должны быть связаны по смыслу.

Мы слова похожие,
Как родственники схожие.
Мы живем одной семьёй
Поиграть хотим с тобой.

Детям читается стихотворный текст «Яблоко».

На пригорке яблонька стояла,
Яблочко на яблоне поспевало.
Солнышко пригрело – яблоко созрело.
Ветерок подул – яблоко спугнул

По тропинке яблоко покатилось,
На варенье яблоко пригодилось.
Получилось яблочное варенье,
А пирог с ним яблочный –
просто объеденье!

Детям объясняется, что в этом стихотворении «спрятались» слова-родственники, что они похожи на слово «яблоко». Одновременно на доске выставляется картинка с изображением яблока. Стих читается логопедом во второй раз, и совместно с детьми выделяются родственные слова, а на доске выставляются новые картинки.
Потом с помощью картинок детям предлагается вспомнить и самостоятельно назвать слова - родственники к слову «яблоко».
Для упражнения детей в определении родственных слов в тексте на занятиях использовались следующие стихи.
Солнечное.
Солнышко утром проснулось, Солнечно всем улыбнулось. Будет солнечный день-Подсолнух не прячется в тень.
Солнце по небу гуляет, Подсолнух за ним наблюдает. Подсолнечный свой наряд Солнцу показывать рад.

За грибами.

Наступила грибная пора,
Отправляемся в лес мы с утра...
На опушке-
грибы волнушки,
А вот пеньки,
и на них грибки.
Под дубом гриб боровик,
Под березой грибок подберезовик.
Грибникам про грибы все известно,
И грибам в их корзинках тесно.
А красавец- мухомор
Пусть стоит, как светофор!
Снежное.
Снег, снежинки, снегопад!
Назвать слова я эти рад...
Веселой снежною зимой
Играем мы в снежки с тобой.
Из снега будет снеговик.
Ведь к снегопадам он привык,
А Дед Мороз на Новый год
С собой Снегурочку ведет.
Но улетят вдруг снегири,
И стихнут лютые метели,
Подснежник- первенец весны
Проснется в снежной колыбели.
Лесное
Шел я в лес, пришел в лесок.
Вот растет лесной цветок.
На лесной опушке - ягоды, волнушки.
Уже пора домой идти,
А дороги не найти...
Вдруг навстречу мне лесник,
С лесом он дружить привык.
Лесник дорогу указал,
И домой я побежал.
Березовая роща.

На пригорке в березовой роще
Птичьи песни слышны весной.
Свить гнездо на березке проще,
Чем весны дожидаться зимой.

Все березы весной нарядны,
В косах ленты зелены,
В своих белых сарафанах
Издалека березки видны.

Теплым летом подберезовики
Появляются тут и там.
Грибники соберут эти гвоздики,
Рада роща грибным дождям.
К каждому стихотворению подобраны сюжетные иллюстрации и предметные картинки. Сюжетные иллюстрации во время чтения логопедом стихов выставляются на доске, а предметные картинки находятся на столах у детей. После повторного чтения стихотворения дети самостоятельно выделяют слова - родственники, предметные картинки при этом играют вспомогательную роль. По мере нахождения родственных слов в тексте предметные картинки выставляются детьми на доске. Задание усложняется, если предметные картинки детям не раздаются. В этом случае логопед показывает предметную картинку после того, как ребенок назовет родственное слово, тем самым подкрепляя правильный ответ.
Упражняя детей в определении родственных слов в тексте, можно использовать загадки. Данные загадки были специально составлены к теме «Родственные слова». Детям предлагают отгадать загадку. Найти в тексте загадки слова - родственники к слову - отгадке.

Если песню он поет,
Если паром он чихает,
Значит чашки он зовет
И на чай нас приглашает.
(Чайник)
Вот осиновая роща,
Под осинкой я расту.
В ярком красненьком берете...
Меня заметишь за версту.
(Подосиновик)
Из-под снега в лесочке Появились цветочки. Снежок, растай! Нам проталинку отдай!
(Подснежники)
Длинные и теплые Сапожник сшил из кожи, Зимой обуть их сможем.
(Сапоги)

Любит зверь малину, мед.
Очень грозно он ревет.
Летом ходит без дороги,
А зимой он спит в берлоге.
(Медведь)

Прилетят весной скворцы,
Для них построим мы дворцы.
(Скворечники)
Посадили зернышком,
Летом стал он солнышком.
Стоит у дорожки
На зеленой ножке.
С солнцем дружит,
Все лето не тужит.
Осень придет- решето отдает.
В решете зернышки,
Что дружили с солнышком.
(Подсолнух)
Работа с загадками всегда интересна для детей, потому что в загадке дается поэтическое, метафорическое описание предмета, уделяется внимание каким-то отдельным чертам, по которым он может быть узнан. При этом выясняется, что загадка имеет еще один секрет- это слова- родственники, которые спрятаны в ней, и их надо услышать и назвать.
После того, как дети начнут легко узнавать родственные слова, научатся выделять их из текстов, целесообразно начать проводить упражнения на их группировку и самостоятельный подбор.
Детям предлагается закончить рифмованные строчки нужными словами-родственниками. Логопед просит детей вместе с куклой Катей разложить продукты питания в нужную посуду.

Мама сыплет соль в солонку.
Масло я кладу в... (масленку).

Много хлеба в хлебнице,
А конфет в...(конфетнице).

Льется чай из чайника,
Кофе- из... (кофейника).

Вот салат в салатнице,
А сухарь в... (сухарнице).

Все разложим по местам,
А теперь закончи сам!

При повторном чтении дети самостоятельно заканчивают каждую строчку словом - родственником.
Вспомнить названия детенышей животных. Дети подводятся к пониманию того, что давно известные им слова являются родственными.

Вот идет усатый кот
и ведет... (котенка).

На поляне рыжий лис,
а рядом два... (лисенка).

Белка спит в дупле с... (бельчонком),
Зайчиха прыгает с... (зайчонком).
Умение быстро подбирать родственные слова говорит о том, что дети глубже начинают осознавать их значение, смысловые связи между ними.
В упражнениях на словообразование простые, легкие формы дети называют сами, а сложные- сначала логопед, а потом дети.
Придумала я три словечка: Река, реченька и речка.
Ну, а хитренький мальчонка Подсказал слово... (речонка).
Бородатый старичище
Вдруг назвал слово... (речища),
А с косичками девчушка Слово вспомнила... (речушка).
У реки песок какой?
Все ответили:... (речной).
На реке цветы какие?
Ну, конечно же... (речные).

А вода в реке какая?
Ясно всем, она... (речная).
Раз, два, три, четыре, пять! Пора родственников звать!
Текст проговаривается с помощью детей еще раз, потом логопед предлагает назвать из него родственные слова. Побеждает тот, кто вспомнит больше всех слов-родственников. Выполняя это задание, дети слышат не один раз словесные цепочки из родственных слов, что позволяет им лучше запомнить лексический материал.

Дети с ОНР часто подбирают родственные слова по одним внешним, звуковым признакам, не вдумываясь в значение слов. Для них родственными могут быть такие слова: газ - газета, лес- лиса, дом- домино. На данном этапе обучения личные наблюдения ребенка над словообразовательным явлением позволяют ему проводить дифференциацию между родственными и похожими по звучанию словами, но имеющими другой смысл. Для этой цели рекомендуется такое задание: послушать цепочку слов и назвать слово, которое не подходит. Детям предлагались для анализа следующие цепочки слов:
баран, бараний, барабан, барашек, баранина;
дом, домик, домашний, домино, домище;
лес, лесок, лесник, лиса, лесной;
собака, собачка, собачий, пес, собачонка;
лис, лиса, лесок, лисий, лисенок;
песок, пес, песочек, песочница, песчаный;
баранка, бараночка, баран, бараночный;
богатырь, богатый, богатырский.
Чтобы лишнее слово «не обиделось», дети подбирают к нему настоящие родственные слова. Это задание вырабатывает у детей привычку задумываться над значением слова.
Упражняя детей в самостоятельном подборе родственных слов, можно использовать следующие задания.
1. Подобрать с помощью картинок пары родственных слов:
лес - лесок рыбка - рыбища
дуб - дубок домик - домище
пень - пенек носик - носище
гриб - грибок карандашик - карандашище
сук - сучок альбомчик - альбомище
2. Закончить цепочку слов.
Волейбол- волейболист- ... (волейболистка)
Теннис- теннисист- ... (теннисистка)
Журнал- журналист-... (журналистка)
Телеграф- телеграфист-... (телеграфистка)

Учить - учитель- ... (учительница) Писать- писатель-...
Продавать-продавец- ...
Дрессировать- дрессировщик-...

Кот- котенок-... (котеночек)
Лис- лисенок-...
Лось- лосенок-...
Медведь- медвежонок-...
3. Игра с мячом «Назови слово- родственник».
Логопед называет слово и бросает ребенку мяч. К заданному логопедом слову ребенок должен быстро подобрать свое родственное слово и вернуть мяч. Игра активизирует мыслительные способности детей, учит использовать накопленный по теме речевой материал, самостоятельно устанавливая между словами смысловые связи. Проводя это игровое упражнение, логопед имеет возможность увидеть, как быстро дети подбирают родственные слова, много ли их знают, насколько осознанно идет подбор.
4. Закончить объяснение слова.
Строитель-тот, кто...
Рыбак-тот, кто...
Учитель- тот, кто...
Овощевод- тот, кто...
Садовник- тот, кто...
5. По данному объяснению назвать слово-родственник.

Посуда, которая нужна для селедки,-... (селедочница)
Посуда, которая нужна для конфет, -... (конфетница)
Посуда, где хранят хлеб, -.... (хлебница)
Посуда, где хранят перец,- ...(перечница)

Тот, кто очень добрый,-... (добряк)
Тот, кто очень сильный, -... (силач)
Тот, кто очень храбрый, -... (храбрец)
Тот, кто очень мудрый, -... (мудрец)
Тот, кто варит, - ... (повар)
Тот, кто помогает, -... (помощник)
Тот, кто пасет, -... (пастух)
Тот, кто освобождает, -... (освободитель)

6. Придумать слова- действия родственные слову «летел» (ходил, ехал).
прилетел залетел влетел
улетел налетел отлетел
облетел слетел подлетел
Дети, придумывая родственные слова - действия, объясняют их значение, составляя предложения.
Листья на деревьях давно облетели.
Из клетки вылетел щегол.
Налетел сильный ветер.
Снегирь прилетел, поклевал корма и опять улетел.
Данные упражнения развивают мышление детей, так как подводят их к решению проблемной задачи: объяснению значения слова, которое позволяет подобрать родственное слово. Таким образом логопед постоянно уделяет внимание осознанию детьми возможных родственных связей между словами.
Предшествующая работа позволяет перейти к упражнениям, направленным на использование родственных слов детьми в собственной речи. На это этапе учим детей пересказывать тексты с установкой на то, что не должны «потеряться» слова-родственники, предварительно просим детей найти эти слова. Можно предложить следующие тексты.

Малинник.
Осенью дедушка посадил в нашем саду кустики малины. Он сказал: «Скоро у нас будет малинник. Малинка- полезная ягодка». Весной мы заметили, что какая-то птичка свила в малиннике гнездо. Это была малиновка. Все лето мы лакомились малиной, а бабушка сварила душистое малиновое варенье.
Веснянка.
Пришла весна. Выглянули из-под снега подснежники и раскрыли свои нежные лепестки. Только один цветок не спешил раскрываться. Весенний солнечный лучик своей ладошкой погладил его. Тихо раскрылись лепестки, и все увидели, что там спит девочка Веснянка, а на носу у нее золотые веснушки. Улыбнулось ласковое солнышко и сказало: «Просыпайся, Веснянка, твоя пора наступила!».
Постепенно усложняем задания и просим детей придумать свои небольшие рассказы из 4-х - 7-и предложений, чтобы в них были слова-родственники, например:
лес, лесной, лесник;
снег, снежки, снеговик;
снег, снежок, подснежник;
рыба, рыбак, рыбка, рыбища, рыбный;
гриб, грибок, грибник, грибной.

Примерные варианты детских рассказов.
Летом мы ходили в лес. Там было много лесных цветов и ягод. В лесу мы заблудились и долго шли по лесной тропинке. Нам встретился лесник. Он указал нам дорогу домой.
Наступила весна. В лесу стал таять снежок. На проталинке из-под снега появился первый подснежник.
Зимой часто идет снег. Вчера мы играли в снежки, а сегодня будем лепить большого снеговика.
Летом я был на море и ловил рыбу удочкой. Рядом сидели другие рыбаки. Они тоже рыбачили. Я видел, как у одного рыбака сорвалась с крючка огромная рыбища, все очень расстроились. А когда я поймал маленькую рыбку, то очень обрадовался. Потом я поймал еще одну небольшую рыбку. Рыбалка была удачной.Потом мы варили рыбный суп- уху. Было очень вкусно.
Оценивая работу детей, отмечаем, все ли названные слова- родственники вошли в рассказ. Это задание можно предложить для выполнения дома с родителями. Ребенок вместе со взрослым составляет мини- сочинение с заданными родственными словами, сочинение записывается и красочно оформляется. Дети любят, когда их домашние сочинения зачитываются и обсуждаются в группе. Им нравится сравнивать свою работу с работой других детей.
По теме «Родственные слова» для родителей оформлена ширма, на которой частично представлен лексический материал, описанный в статье. Для воспитателей подготовлены карточки со стихами, загадками и рассказами. Материал карточек отрабатывается воспитателем с детьми во второй половине дня.
Предложенные в статье упражнения и задания можно оформить в самостоятельные занятия, а можно использовать, как фрагменты других занятий по формированию лексико- грамматических представлений и развитию связной речи.
Мы познакомились со словами- родственниками. Какие вы запомнили «дружные семейки»? Дети называют цепочки из 2-х - 4-х родственных слов. Оценка работы детей.
Целесообразный подбор дидактического языкового материала и строгая система заданий и упражнений к нему позволяет добиться необходимого коррекционного эффекта при ознакомлении детей с родственными словами. В этом случае языковый материал становится для детей источником знаний, средством, способствующим развитию речевых навыков. У детей вырабатывается умение выделять родственные слова по двум их признакам; они близки по смыслу и имеют общую часть.
Представленная последовательная система упражнений и заданий позволяет логопеду планировать руководство умственной деятельностью детей.
Использование родственных слов делает речь ребенка богаче и выразительнее. Таким образом решается коррекционная задача: уточнение и расширение пассивного и активного словарного запаса за счет развития практических навыков словообразования.
Развиваются мыслительные способности детей, так как вырабатывается привычка задумываться над значением слова.
Упражнения способствуют развитию их памяти, поскольку слова-родственники группируются детьми в словообразовательные цепочки.
Развивается языковое чутье и осуществляется пропедевтическая задача: закладывается основа для орфографически грамотного письма в школе.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе

(Показано на городском методическом объединении логопедов.

Цель:

1. Воспитывать сочувствие и доброе отношение к окружающим и природе.

2. Развивать образное и логическое мышление.

3. Закреплять полученные графические навыки.

4. Развивать монологическую и диалогическую речь.

5. Активизировать словарь по теме: « Семья ».

6. Познакомить с понятием « родственные слова ».

7. Учить выделять в слове корень. Различать сходные по написанию, но разные по смыслу корни слов.

8. Показать, как образуются новые слова.

9. Закреплять навык слогового чтения слов.

Оборудование: таблицы на тему «Сад, лес, вода», перфокарты на тему «Лес, сад», муляжи грибов, корзинки; костюмы лесовичка, садовника, воды; различные картинки по теме, таблицы, ведерки и картонные рыбки, удочка…

Ход занятия

I.Дети стоят около логопеда, который предлагает отгадать ребус: ЯЯЯЯЯЯЯ (7я). Семья.

Уточняется лексическое значение слова «семья». Затем логопед делает вывод, что семья – это близкие родственники, живущие вместе.

Дети составляют короткие описательные рассказы про свою семью.

Логопед спрашивает о других родственниках (бабушка, дедушка, тетя, дядя…)

Логопед: У всех людей есть семья. А у кого еще есть? (у птиц, рыб, животных) . Докажите это.

Дети читают стихи, выученные на прошедших занятиях (см. приложение)

Логопед соглашается с детьми. Объясняет, что семья бывает не только у людей, животных. Птиц, но и у слов. И дети сегодня в этом убедятся.

В это время появляется плачущий медвежонок, он приговаривает:

Медвежонок: Бедный я, несчастный я, Где же, где моя семья.

Дети задают ему вопросы. (Почему ты плачешь? Что случилось?)

Медвежонок отвечает, что он потерялся, не может найти свою семью.

Логопед предлагает детям помочь. (А тот все приговаривает)

Звучит музыка. Гайдн «Детская симфония».

Дети отправляются на поиски.

II. Перед нами САД. Детей встречает садовник, который поливает цветы. Они интересуются, не встречал ли тот родственников медвежонка. Садовник отвечает, что у него другие родственники, что он не простой, а волшебный садовник, т.к. выращивает в саду слова.

Дети интересуются, разве бывает такое?

Садовник: «Бывает, хотите расскажу?» Рассказывает сказку (см. приложение), которая сопровождается показом картинок. Дети читают слова, объясняя лексическое значение слов: садовник, садик, садовод, посадки, садовый. Делается вывод, что все слова выросли из слова САД. Это слова – родственники. Сад- это корень.

Садовник: «Так же, как и у цветов, у деревьев и кустов, корень есть всегда у слов».

Он дарит детям волшебный цветок, который поможет идти дальше. Дети рассматривают его, образуя от корня «цвет» новые слова (цветы, цветок, цветник, цветной). Благодарим и двигаемся дальше под музыку Шостаковича («Вальс- шутка»).

Дети идут осторожно по камешкам, чтобы не замочить ноги. Их встречает тетушка-вода, которая загадывает про себя загадку. Вода рассказывает детям о том, что с ней произошло (см. приложение). Просит детей отгадать, кто был лишний. Дети смотрят на таблицу и определяют, что лишнее слово «водитель». Логопед обращает внимание на то, что в воде много рыбы, какая она красивая. Вода предлагает в каждой семье найти чужака:

море, моряк, мороз, морской

Рыба, рыбка, рыбак, рычать

Под музыку дети ловят рыбу на удочку, собирают в ведерки, а лишнее убирают. Затем нужно собрать слова по частям: вод + ян +ой, вод + ичк + ка

Логопед напоминает детям о цели путешествия, предлагает двигаться дальше, используя 3 лесенки. Используя картинки: лист, дом, кот, нужно определить корень слов на каждой лесенке и прочитать полученные слова (коты, котик, котята, дома, домик, домовой, листы, листок, листать).

Под «Марш» Шостаковича дети входят в лес. Их встречает лесовичок. На вопрос детей о родственниках медвежонка, он предлагает поискать под елью. Там дети находят только грибы. Составляют из букв слова- названия грибов. Лесовичок читает детям стихотворение (см. приложение).

Дети находят слова- родственники

Лесовичок просит детей помочь ему собрать грибы. Под музыку проводится игра с закрытыми глазами. После игры, пройдя несколько шагов, дети замечают вывеску «медведь, медведица медвежонок», а рядом медведицу, которая ищет сына. Дети возвращают медвежонка, взамен получают бочонок с медом.

Лесовичок просит детей навести порядок в лесу, просит заполнить гнезда словами:

Город - городок - городской - города, гора - горный - горочка - гористый - горка

Рис - рисовый - рисинка - рисовод, рисовать - рисование-рисунок-рисуночек

Каждый ребенок вставляет слово в нужное гнездо.

Логопед: «Нам пора возвращаться, мы помогли медвежонку найти семью, а также узнали, что у слов есть родственники, а главное в слове - корень. (Под музыку дети возвращаются назад). Как вы это запомнили, мы сейчас проверим».

Дети выполняют задание на перфокартах. На яблоне слова с корнем – сад, на елке – с корнем лес.

Логопед прощается с детьми, благодарит за путешествие.

Приложение

Стихи:

Грачиха говорит грачу:

«Слетай с грачатими к врачу, Дети называют членов "семьи" грач - грачиха - грачата

Прививки делать им пора

Для укрепления пера ».

«Га - га - га», - гогочет гусь:

«Я семьей своей горжусь, гусь – гусыня - гусята

На гусят и на гусыню

Я гляжу, не нагляжусь».

Сказка садовника:

Много лет назад появилось на свете слово «воз». Нашли его люди и думают, что же с ним делать. А слово говорит: «Посадите меня, я разрастусь в большое красивое дерево». Люди так и сделали. Стало это слово расти, сначала один росток пустила, потом другой, третий.… Много родственников появилось, все они похожи. Вот какое выросло дерево. Посмотрели люди, сравнили и увидели, что есть у слов одна общая часть и решили назвать корнем. И правильно сделали: от нее как от корня дерева образуются (растут) новые слова родственники. Корень как сердце в слове (рассказ сопровождается показом таблицы).

Рассказ тетушки - воды.

Был у меня день рождения. Пригласила я своих родственников. Собрались все. Водичка по камушкам играет, водомерка по водорослям прыгает, вылез даже сам водяной. Водолаз на солнышке греется, водовоз приехал в гости, бурный водопад с водицей беседу завели, а водитель пришел с гармошкой. Посмотрела я на гостей и сразу заметила чужого, не из нашей семьи. Велела я ему уходить прочь. А вы догадались, кто лишний?

Слайд 1

Родственные слова. Игры и упражнения.

Копылова Елена Владимировна учитель-логопед

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад «Родничок» г. Выборг

Слайд 2

ограниченность активного словарного запаса детей является причиной того, что многие слова незнакомы детям по лексическому значению, по грамматическим формам, по произношению, по нормативному ударению, неумение отбирать из своей лексики и правильно употреблять в речи слова, наиболее уместные для какого-либо определенного высказывания

Дошкольный возраст:

Школьный возраст:

с трудом усваивают основной морфологический принцип орфографии; не могут успешно применять правила грамматики ни в разговорной речи, ни при письме

Речевые недочеты

Слайд 3

р’одственный, -ая, -ое; -вен, -венна - близкий другому (другим) по происхождению, содержанию, каким-нибудь признакам (Толковый словарь Ушакова)

Слайд 4

ЦЕЛИ: показать богатство родного языка и его выразительных средств привлечь детей к активному участию в процессе словообразования

Слайд 5

ЗАДАЧИ: формирование умения анализировать, сравнивать слова по смыслу и звучанию, классифицировать их качественное и количественное обогащение лексики, практическое различение родственных слов по принадлежностям к основным частям речи (существительному, прилагательному, глаголу) обогащение словарного запаса за счёт обучения словообразования развитие зрительного восприятия, слухового внимания, вербальной памяти, логического мышления

Слайд 6

Участники проекта

Слайд 7

Принцип коммуника-тивности

Принцип последовательности

Принцип отбора лингвистического материала

Принцип индивидуально-личностного ориентирования

Слайд 8

Основные методы обучения

Слайд 9

Алгоритм работы по обучению детей понятию «родственные слова»

Слайд 10

Первый этап. Первый год обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь) Цель: - знакомство с основными правилами словообразования на основе ориентировочно – исследовательской деятельности детей - Знакомство с понятием «Родственные слова»

Формирование словообразовательных операций у дошкольников в системе работы над родственными словами

Слайд 11

«Какое слово длиннее?» Цель: развивать умение образовывать родственные слова с опорой на картинку Ход упражнения. С помощью вопросов уточнялось значение слов (двор – дворник, гриб – грибник) изображенных на картинке, устанавливалась семантическая общность слов. Давалось задание определить, какое слово длиннее «Запомни, повтори» Цель: увеличивать объём слуховой линейной памяти до 5-ти единиц Ход упражнения. Педагог предлагает детям послушать и повторить за ним цепочку слов в том же порядке, в каком он их произносит (грибок, гриб, грибник, грибной, грибница)

«Лото» Цель: учить различать слова по смыслу и по звучанию, находить «лишнее» слово Ход упражнения. Ребёнку предлагается карточка, разделенная на две части. В левой половине карточки изображение, например, «сапожник». Уточняется значение данного слова. Затем ребёнку предлагают назвать две предметные картинки (ботинок и сапог), выбрать из двух картинок ту, которая похожа по звучанию с картинкой на карточке и положить свою в правую части большой карточки.

Игры и игровые упражнения

Слайд 12

Второй этап. Первый год обучения (декабрь - май) Цель – формирование навыков образования производных слов Приёмы работы: - выделение родственных слов из контекста - подбор родственных слов по вопросам; - составление цепочки родственных слов, с опорой на наглядность (предметные картинки); - нахождение «лишнего слова» (неоднокоренного) из ряда родственных слов; - определение общей части родственных слов.

Слайд 13

«Ответь на вопросы» Цель: учить образовывать родственные слова по вопросам логопеда Ход упражнения. Педагог задаёт детям вопросы, дети отвечают: Как называется одежда, которую мы носим зимой? Зимняя Какие птицы остаются зимовать? Назовите их одним словом. Зимующие Назовите зиму ласково. Зимушка Если хлеб посели под зиму, то он какой? Озимый Зверь в лесу пережил зиму. Что он сделал? Перезимовал «Найди лишнюю картинку» Цель: учить выделять «лишнее» слово в группе родственных слов. Развивать зрительное внимание, мышление, память Ход упражнения. Педагог предлагает детям картинки с родственными словами, среди которых одна лишняя. Дети должны догадаться и назвать её. Объяснить, почему она лишняя

Слайд 14

Третий этап. Второй год обучения (сентябрь – май) Цель - закрепление навыков осознанного образования производных слов. Задачи: - закрепление навыков подбора производных слов по знакомым словообразовательным моделям; закрепление навыков применения словообразовательных правил Формы работы: индивидуальные занятия в малых подгруппах (2 – 3 человека), подгрупповые занятия (5-6 человек)

Слайд 15

«Родственники» Цель: учить образовывать родственные слова по опорным схемам Оборудование. Схемы слов 1-й вариант. Педагог называет родственные слова. Дети подбирают схему к каждому слову и составляют с ним предложение 2-ой вариант. Дети самостоятельно подбирают родственные слова к главному слову, используя схему и составляет предложение с запомнившемся словом - главное слово - сложное слово - слово-предмет (не главное) - множественное число существительного - слово-действие - слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом - слово – признак - существительное, образованное с суффиксом увеличения - слово, образующееся от взаимодействия человека с главным словом

Слайд 16

«Ребусы» Цель: учить детей ориентироваться в звукобуквенном составе слов. Совершенствовать навыки чтения. Развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, логическое мышление Оборудование. Карточки-задания