Касимовские цари. Касимовское ханство - гусь - история - каталог статей - любовь безусловная

В 15-17 вв. Касимов пережил один из наиболее замечательных периодов своей истории. Он был столицей небольшого татарского ханства, зависимого от Москвы. Особое значение имели ближайшие родственники ханов, сыновья или братья. Их именовали в Москве "царевичами", поскольку сами ханы удостаивались титула "царей".

В1446 г. на Руси объявились два "царевича" - Касим и Якуб, сыновья казанского хана Улу-Мухаммеда. На территории Московской Руси полыхала в это время феодальная война. Когда феодальная война завершилась победой Василия Тёмного, он "пожаловал" царевичу Касиму Городец Мещерский. Это произошло около 1452 г. Кроме того, под властью Касима оказалась обширная территория. Так на восточных рубежах московских владений появилось целое татарское ханство во главе с потомками ханов Золотой Орды, принадлежавшими к одной из ветвей династии Чингисидов, восходящей к Чингисхану.

Касимовское ханство было создано самой Москвой на территориях, входивших в то время в состав Московского государства.

Около 1468 г. царевич Касим умер. Его преемником стал сын - царевич Даньяр. С 1471 г. он стал называться Касимов - по имени первого татарского правителя.

Во главе Касимова стоял хан ("царь") или султан ("царевич"). Он мог быть только мусульманином. Татарское население ханства исповедовало ислам. С населения ханства в ханскую казну поступали налоги (дани и оброки). Их сбор осуществляли специальные чиновники (даруги). Контролировал доходы и расходы ханства вельможа, имевший должность казначея. Касимовские татары несли военную службу в составе российских войск. Во главе со своими ханами они активно участвовали практически во всех крупных войнах. Которые вело Московское государство и в конце15 в., и в 16-17 вв. Таким образом, касимовские ханы и их сподвижники постоянно присутствуют на страницах русской истории.

Касимовские ханы приносили Московскому государю присягу на верность (шерсть). Делами касимовского ханства в Москве ведал Посольский приказ, что также свидетельствовало об особом статусе ханства, наличии некоторых признаков отдельного государства. На самом деле касимовские ханы оставались в полной зависимости от московских великих князей. Москва была заинтересована в возведении на казанский трон лояльного по отношению к ней хана. Существование Касимовского ханства во главе с правителями-мусульманами показывала всем сопредельным странам, что Московское государство вполне лояльно относится к иноверцам. Это укрепляло позиции сторонников Москвы, прежде всего в татарских ханствах Крыма, Казани, Астрахани, Сибири.

Всего на касимовском троне побывало 14 правителей. Все татарские правители Касимова были чингисидами, то есть прямыми потомками Чингисхана и его старшего сына Джучи поскольку именно на территории его улуса возникло Золотая Орда. Иногда после смерти или отставки хана московское правительство не сразу успевало назначить в Касимов его преемника, тогда в городе на Оке возникало своего рода "междуцарствие" .

Нур-Даулет стал "царем" в Касимове в 1486г. Он получил этот титул, поскольку ранее некоторое время был ханом крымским. Его предшественники и ряд преемников носили титул "царевичей".

Шах-Али принадлежит к числу наиболее известных касимовских ханов. Он обладал проницательным умом и воинскими способностями. Участвовал Шах-Али в походах Василия 3 и Ивана грозного против Казанского ханства. После Шах-Али касимовский трон занял Саин-Булат. Он также принадлежит к числу потомков хана Ахмата и был дальним родственником Шах-Али. Саим-Булат имел титул " царя ", хотя ранее нигде не был ханом.

В 1600 году по повелению Бориса Годунова касимовским царем стал Ураз-Мухамед, происходивший из ханов Киргиз-Кайсацкой Орды. В середине 19 века на Старопосадском кладбище в Касимове был обнаружен могильный камень с именем Ураз-Мухаммеда. Вероятно, касимовским татарам во времена Смуты удалось отыскать в Оке тело своего предвадителя, привезти в Касимов и похоронить.

По завершению Смуты в 1617 г. царем в Касимове стал Арслан, внук сибирского хана Кучума, с которым в 16 в. воевал знаменитый Ермак.

Значительно ослабла к концу 17 в. и угроза со стороны Крымского ханства. В этой связи предпринимаются усилия по христианизации населения ханства, как татар мусульман, так и еще поклонявшимся своим языческим богам мордвы.

В 17 в. усиливается власть воеводы, который назначался из Москвы. Он наблюдал за деятельностью хана, доносил в Москву о любых своих подозрениях, особенно о контактах с мусульманами за рубежом. Воевода контролировал сбор налогов и пошлин, часто вмешивался в дела внутреннего управления. Сам Арслан считал себя подданным царя Михаила Федоровича, обращаясь к царю он именовал себя холопом.

Во всех нас течет немного татарской крови. У кого-то ее чуть больше, у кого-то чуть меньше. В меня, видимо, тоже немного попало. Проявляет она себя по-разному. Стремление к кочевому образу жизни, перемене мест, ну и периодически сильно тянет на родину. Башкирия и Татарстан далековато, на выходные не наездишься. Что же делать?
Алга за мной, я покажу ханство поближе!

01 -

Оказывается, ну это для меня оказывается, вы-то наверняка все это знаете уже давно, буквально под боком, в Рязанской губернии, существовало самое настоящее татарское ханство.

02 -

Казанское, Крымское, Астраханское ханства были отдельными государствами со своими законами, правителями и вообще, имели непосредственное отношение к Золотой Орде. Касимовское царство по сути никогда не было самостоятельным и всегда зависело от Московского княжества.

03 -

История с татарами старая и долгая. Опуская все события до 1445 года, вспомним битву Московского княжества с казанскими татарами под Суздалем. Да, это который с кучей церквей и пробками из туристических автобусов. Тогда татары победили и даже взяли Василия II Темного в плен. Через несколько месяцев Василий был отпущен домой за огромный выкуп.

04 -

Но отпущен не просто так, а в сопровождении татарского отряда под предводительством Касима-хана, сына тогдашнего казанского хана Улу-Мухаммеда. Официальной версией присутствия этого отряда было наблюдение за соблюдением договора правителей о разделе земель. Нижний Новгород оставался под татарами, Суздаль, Муром, Владимир под московскими князьями. Как-то так получилось, что Касим остался на службе у русских до конца своих дней.

05 -

В 1446-м он получил в удел Звенигород, а в 1452-м переехал в Городец Мещерский, который и стал столицей будущего Касимовского царства. Умер он в 1469-м году, следующие семнадцать лет царством правил его сын Данияр, а после его кончины казанская династия уступила место крымской.

06 -

Иван III (про которого можно рассказывать много и долго) пожаловал княжество опальному крымскому хану Нур-Девлету. Его старший брат в то время был ханом в Бахчисарае и в 1502 году занял Сарай большеордынских татар в Астрахани, мы к этому факту еще вернемся. Два сына Нур-Девлета так же в последствии стали местными правителями, впрочем, не долго. Кстати, оба участвовали в походах против Казанского ханства на стороне русских войск.

07 -

Так вот, крымский хан Менгли Гирей в 1502-м году взял столицу астраханского ханства и, конечно же, изгнал оттуда ханов. Сын тамошнего правителя Шейх-Аулияр сбежал в Российское Государство и через десять лет получил в правление Касимовское царство, став основоположником большеордынской династии правителей.

08 -

В 1516-м году он умирает и престол переходит к его сыну Шах-Али хану. Жизнь этого человека была противоречива и насыщена событиями и стоит рассказать про него отдельно.
Итак, в возрасте одиннадцати лет он получает в наследство Касимовское царство, а уже через три года оставляет Касимовское царство брату Джан-Али и принимает приглашение занять казанский престол. Шах-Али изначально был московским ставлеником, вместе с ним в Казань приехал русский посол Федор Карпов и воевода Василий Поджогин. Оба активно вмешивались в политику ханства, что вызвало неудовольствие новым ханом ипривело к скорому свержению весной 1521-го года. Юный хан вернулся в Россию, участвовал в русско-казанской войне и был приближен к великому князю Василию III. Ему были переданы во владения Кашира и Серпухов, но после всплывшего сговора с Казанью, где престол занял его брат Джан-Али, в 1533-м году Шах-Али был сослан в Белозерск и провел там в заточении три года.

09 -

Это было время начала правления Ивана Грозного. Тогда ему было всего пять лет и страной правила его мать Елена Глинская. Именно она помиловала хана, вернула ему Касимовское царство. К тому времени его брат успел жениться на дочери ногайского бия Сююмбике, но ни ее, ни трон удержать не смог и был свергнут с казанского престола. Шах-Али принимал участие в нескольких походах против тогдашнего казанского правительства, а в 1546-м году даже ненадолго вернул престол себе. Прогнал его следующий муж Сююмбике Сафа-Гирей.

10 -

Впрочем, он тоже недолго оставался у власти, а после его свержения Сююмбике была передана Ивану Грозному вместе с частью казны. Тот, не долго думая, отправил ее жить в Касимов и отдал замуж за Шах-Али. А сам в это время отстроил Свияжск и взял Казань, положив конец Казанскому ханству. Если вы помните, в центре Казани Иваном был отстроен Кремль. В нем уже тогда существовала башня, через сто лет названная башней Сююмбике. В принципе, в Москве есть ее сестра - башня Казанского вокзала.

11 -

Но вернемся в Касимов. Вскоре после женитьбы на роковой женщине Шах-Али задумался о бренности бытия и построил для себя двухкомнатный мавзолей. Одна комната для себя и жены, а вторая для посетителей. Но воспользоваться новой жилплощадью пока не спешил. В возрасте пятидесяти двух лет он возглавил поход русских войск на Ливонию, разорил тамошние земли и вернулся победителем. Позже участвовал в походе на Полоцк и охранял российскую границу в районе Великих Лук. Умер он в апреле 1566-го года и был похоронен в собственном мавзолее, он на фотографии.

12 -

По поводу постройки знаменитой касимовской мечети есть две версии. По одной, ее построили при Шах-Али практически одновременно с мавзолеем, по другой, инициатором строительства был первый местный хан Касим. В любом случае, от первоначального варианта здания до нас дожил только минарет. Местная легенда говорит, что Петр Первый во время плавания по Оке в 1702-м году принял мечеть на берегу за церковь и перекрестился на нее. Какой-то смельчак указал на его оплошность и Петр велел снести мечеть. К тому времени ислам в Касимове заметно сдал и уступил место православию. По каким-то причинам минарет оставили, может быть в качестве дозорной башни. А основное здание мечети восстановили только через 66 лет по разрешению Екатерины Второй.

13 -

Следующий хан Касимовского княжества был не менее харизматичен, чем предыдущий. Потомок Чингизхана, внук правящего Большой ордой Ахмат-хана, герой Ливонских походов Саин-Булат хан, в крещении ставший Симеоном Бекбулатовичем. Он неоднократно принимал участие в военных походах, в том числе на Орешек и Колывань. Первой женой была Марья из рода Кутузовых, а после крещения по настоянию Ивана Грозного (а он умел убеждать людей) он женился на княгине Анастасии Черкасской. Княгиня была какой-то родственницей Софьи Палеолог, бабушки Ивана IV, т.е. была царских кровей.
Этот факт позволил Ивану Грозному сделать свою знаменитую рокировку.

14 -

Тут надо немного напомнить исторические события, предворявшие этот хитрый ход. Иван Грозный завоевал Казанское и Астраханское ханство, что никак не радовало мусульманский мир, и основным противником Ивана был внук Менгли Гирея (я про него упоминал) Девлет Гирей. Это был талантливый военачальник, причинивший немало неприятностей Российскому государству. Весной 1571 года при поддержке Османской империи и согласия Речи Посполитой он совершил поход на российские земли, окончившийся разорением многих районов и сожжением Москвы. Грозный бежал в Ростов. Девлет отступил, уводя 150 тысяч пленных, и выдвинул требование отдать Астрахань и Казань. Иван Грозный не согласился и через год состоялась битва при Молодях. На реке Пахре огромная 120-титысячная армия крымской орды и турков была разбита 25-тысячным русским войском под командованием князей Михаила Ивановича Воротынского и Дмитрия Ивановича Хворостинина. Такого не ожидал никто. Довлет потерял не только армию, домой вернулось едва ли больше десяти тысяч, но и своих сыновей. Этот поход стал последним крупным военным мероприятием. Примерно в то же время была ликвидирована опричнина (причем, верхушка ее ликвидирована физически) и одновременно царь избавлялся от любой конкуренции и ближайшего окружения. Даже герой битвы на Пахре Михаил Воротынский был обвинен в колдовстве и сожжен. Досталось и духовенству, помогавшему в свое время бороться с митрополитом Филиппом. Недовольство царем зрело и в верхах, и в низах. Грозный отрекся от трона и посадил на царство Симеона Бекбулатовича, а сам якобы отстранился от управления государством. На самом деле это было, конечно же, не так. Новый царь отобрал у церквей и монастырей грамоты на земли, которыми они пользовались несколько сотен лет. Естественно, по многочисленным просьбам духовенства и церкви, Иоанн забрал власть у крещеного хана и вернул трон себе. Конечно же, он дал возможность выкупить по-новой грамоты. Тем самым пополнив свою казну и заметно пошатнув власть церковников. Ну а Симеон, сохранив звание великого князя, получил во владение Тверь, куда и отправился доживать свой век. Зачем Иван Грозный сажал вместо себя Симеона и почему именно его? Историки до сих пор не могут ответить на эти вопросы.
После смерти Грозного Борис Годунов видел в Симеоне реального конкурента и требовал от подданых «царя Симеона Бекбулатовича и его детей и иного никого на Московское царство не хотети видети…» Тверь отобрали, дети к тому времени уже умерли, Симеон жил в тверской деревеньке Кушалино. Позже он принял постриг в иноки в Кирилло-Белозерском монастыре и стал старцем Стефаном, побывал на Соловках, вернулся обратно в Кириллов где и умер в начале 1616-го года.

15 -

К тому времени в Касимовском княжестве успели поправить его племянник Мустафа-Али и Ураз-Мухаммед, представитель казахской ветви потомков Урус-Хая. Ураз-Мухаммед был видным военным деятелем в Российском государстве, участвовал в русско-шведской войне, походах против крымских татар. Но в 1608-м году вместе со своим другом Петром Урусовым и людьми принял сторону Лжедмитрия II Тушинского Вора, а 1 апреля 1610-го Касимов был уже взят войсками Василия Шуйского. Урус-Хай был убит тем же летом лично Лжедмитрием, которому кто-то сказал о том, что хан готовит на него покушение. Только Урусов сказал Лжедмитрию в глаза, что тот был неправ и совершил убийство невиновного. Петр на шесть недель был посажен в тюрьму, но переубедить его в невиновности друга не смогли. В декабре того же года Петр Урусов лично зарубил Лжедмитрия на прогулке. А тело хана было найдено и похоронено на старом касимовском кладбище. Вроде даже до сих пор можно найти надгробный камень.

16 -

Постепенно мы подходим к завершению истории Касимовского княжества. Последней династией правителей стала сибирская. Арслан хан был внуком знаменитого противника Ермака сибирского хана Кучума. В то время уже началось повальное крещение татар, основная власть перешла к воеводе. До царя доходили жалобы на то, что Арслан "бусурманит" своих подданых, но это были уже мелочи и никто особого внимания не обращал.

17 -

Его преемником в 1623-м году стал сын Сеид-Бурхан, который без особых эксцессов управлял 53 года, практически всю свою жизнь. К тому времени у касимовского царя, так он назывался, в Москве на Кулишках (это современный Китай-город) был собственный двор. В конце 1653 года царевич Сеид-Бурхан крестился под именем Василия Арслановича, но остался правителем ханства, что противоречит всем правилам. Естественно, этот факт не вызвал восторга у местных татар, но был очень удобен Москве.

18 -

Незадолго до крещения будущий Василий отстроил мавзолей-текие для своего родственника Афган-Мухаммеда. Инициатором строительства была жена Афгана, которая скончалась вскоре после окончания строительства и была похоронена тут же.

19 -

Строили рязанские мастера, поэтому не смотря на "восточный" облик, кладка кирпича характерна для русских строений.

20 -

Долгое время мавзолей находился в закрытом состоянии, но в данный момент стоит нараспашку.

24 -

После смерти Василия Арслановича власть на два года перешла к его матери Фатиме-Султан, жене Арслан хана. Про ее правление сказать особо нечего. По отзывам современников, отличалась она любовью к власти и к ее проявлениям. Умерла в 1681 году то ли от старости, то ли была задушена. Справа от мавзолея Афган-Мухаммеда до сих пор можно разглядеть остатки фундамента. Это следы от мавзолея Арслан хана и Фатимы-Султан.т

25 -

Со смертью Фатимы кончилось и ханство. Петр Первый ликвидировал единицу и Касимов стал управляться на общих основаниях, через сто лет став уездным городом.
Вот и вся история местного ханства. Хотя нет. В 1722-м году в Касимове появился еще один хан, на этот раз точно последний. Во время Персидского похода Петра Первого сопровождал шут Балакирев и, глядя на проплывающий за бортом Касимов, в шутку попросил у царя права именоваться Ханом Касимовским. Царь был тоже не дурак пошутить и такое согласие дал. Титул был формальным, но после смерти Петра Екатерина издала указ и Балакирев получил право владения бывшими имениями касимовских царей, чин поручика лейб-гвардии и титул «царя касимовского». Он похоронен тут же, за алтарем Богоявленской церкви.

На фото: «Осколок» Касимовского царства — ханская мечеть с минаретом в Касимове. Наиболее древняя часть этого комплекса — минарет 1467 года постройки.

История появления на территории нынешней Рязанской области Касимовского ханства (Касимовского царства ) темна и запутана; на сей счет существует множество, часто абсолютно противоположных, точек зрения. Приведем наиболее распространенную версию.

Сам город Касимов официально отсчитывает свой «возраст» с 1152 года, однако и тут не все гладко — до революции около касимовского Богоявленского храма лежал камень с надписью, сообщавшей, что Городец Мещерский (а именно так назывался Касимов в древности) был крещен святым князем Глебом Владимировичем в 1010-х годах. Да-да, тем самым князем Глебом, погибшим от рук приспешников Святополка Окаянного и ставшим наряду со своим братом .

Как бы то ни было, история Городца Мещерского до середины XV века практически не просматривается. Известно лишь, что в 1376 году его полностью сожгли татары; после город отстроили заново, «передвинув» его чуть выше по Оке. Следующее упоминание о нем в летописях относится ко времени нестроений в недавно образованном Казанском ханстве. В 1440-х годах старший сын хана Улу-Мухаммеда в борьбе за власть лишил жизни своего отца и брата. Два других брата, которым грозила та же участь, бежали в Московское княжество. Одного из них звали Касим.

Поступив на службу к великому князю Московскому Василию II Темному, Касим оказал ему неоценимые услуги на поле брани, за что был пожалован Городцом Мещерским — с разрешением устроить собственное полу-вассальное государство. Так образовалось Касимовское ханство (царство) со столицей в Городце Мещерском, после смерти Касима переименованном в Касимов.

На протяжении двух с половиной веков существования Касимовского ханства в нем сменилось несколько династий. Одному из касимовских правителей, крещеному , по странной прихоти Ивана Грозного пришлось даже несколько лет побыть русским царем — правда, вполне номинальным.

С начала XVII века права касимовских властей неуклонно урезались Москвой, и в 1681 году Касимовское царство было окончательно ликвидировано.

Касимов относится к числу тех древних русских городов, в истории которых - как небо в капле воды - отражена история всего Российского государства. Своеобразие же его заключается в том, что мы вряд ли где-либо ещё встретим минарет мусульманской мечети полуторавековой давности среди куполов православных церквей. С постройки этой мечети в 1467 году и началось возникновение удельного татарского Касимовского ханства внутри России. Существовало оно 225 лет - от эпохи Василия Темного до Петра Великого. Правили им 14 владетельных царей. Весьма интересна, пестра событиями и мало изучена его история.

Панорама Касимова с минарета мечети

Что приходит в голову при упоминании Касимова? Ну конечно же, «Касимовская невеста» - из романа В.С.Соловьева. История о том, как в 1647 году 18-летний московский царь Алексей Михайлович задумал жениться, и на «конкурсе красоты» из 200 самых видных красивых девушек, собранных в Москву, сердце его покорила Ефимия Всеволжская. Её отец Федор был тогда воеводой в Касимове. Однако свадьба не состоялась из-за того, что девушка упала в обморок в самый ответственный момент, когда её вывели к державному жениху в пышном наряде для официальной помолвки. Это теперь мы знаем из уцелевших документов, что расстроить царскую свадьбу стремился боярин Борис Морозов, воспитатель царя, у которого были свои «протеже» на роль жены государя. Англичанин С.Коллинз, врач Алексея Михайловича, свидетельствовал, что «Морозов приказал так крепко завязать ей венец на голове, чтобы она упала в обморок». Царедворцы добились своего: юный царь был убеждён, что Всеволжская больна падучей немочью. Семью воеводы сослали в Сибирь, а «порушенная» царская невеста скончалась совсем молодой в глухой деревне Касимовского уезда.

Этот сюжет достаточно известен. А вот взаимоотношениям Московского престола со своими мусульманскими подданными исследователи уделяли не много внимания. И поскольку вопрос межнациональных отношений в нашей стране стоит сейчас как никогда остро, попробуем заглянуть в историю маленького городка на Оке, которому исполнилось в этом году 852 года.

Городец Мещерский основан в 1152 году великим князем Суздальским Юрием Долгоруким. Свое название получил по имени полудикого племени мещера, проживавшего в этих краях. Древний городец первоначально располагался на высоком кургане над Окой, имел деревянные стены и пять земляных крепостей.

В 1263 году здесь, в Богоявленском мужском монастыре, скончался великий князь Владимирский Александр Невский. Возвращаясь из Золотой Орды, куда русские князья ходили на поклонение с данью, он в дороге заболел и остановился в Мещерском городце. Почувствовав приближение смерти, князь принял схиму под именем Алексея и вскоре отдал Богу душу.

В начале XIV века Мещерский купил великий князь Московский Дмитрий Донской и владел им вплоть до нашествия монголов в 1376 году, когда городец был истреблён вместе с другими городами вплоть до Мурома и превращён в пепел. Впоследствии он был выстроен вновь выше по течению Оки. И быть бы ему обычным провинциальным городком на восточной окраине Московского княжества, если бы не пожалование его в 1452 году Василием Тёмным татарскому царевичу Касиму. История такова: в 1445 году на востоке от Москвы образовалось Казанское царство. Оттуда бежали, спасаясь от ханских междоусобиц, два брата, Касим и Якуб, на службу к Московскому князю. Поступив в Государево войско, Касим особо отличился преданностью Василию Тёмному в борьбе со своим двоюродным братом Шемякой. Василий II принял мудрое решение: иметь на границе с Казанским царством верных слуг из татар, зависимых от русского царя. Так и возникло внутри России «удельное татарское ханство».

Касим царствовал в городце 17 лет и остался в народной памяти как строитель мечети и первого дворца. А в 1471 году Мещерский городец был переименован в честь своего первого владельца в Касимов. Стало быть мечети исполнилось в этом году 537 лет. Судьба её висела на волоске в 1702 году, когда Касимов посетил Петр I. Проезжая мимо, царь перекрестился на неё, приняв за православный храм. Когда же ему сообщили об ошибке, пришёл в ярость и приказал мечеть уничтожить выстрелами из пушки. Еле уговорили татары царя оставить единственный тогда в стране мусульманский молитвенный дом. Скандал закончился тем, что снесли верхушку минарета...

После Касима владельцем города стал его сын Дапьяр. Он принимал участие со всем своим войском в походе Иоанна III на Новгород в 1471 году. То была битва при Шелони. Новгородцы успешно отражали атаки москвичей у переправы через реку, пока в битву не вступил Даньяр. Появившись в тылу у новгородцев, он так напугал их страшным видом своего войска, что они бежали и были побеждены. Интересная деталь: татарам в бою было запрещено брать в плен русских людей. Держа у себя на службе мусульман, Иван III всё же не хотел отдавать в их руки православных христиан. В битве при Шелони Даньяр потерял более 40 татар. Сейчас трудно себе представить, как велика была власть и сила Московского государя, если мусульмане соглашались на таких условиях служить России. Но и Москва не забывала о преданности иноверцев. Летописи сообщают, что государь ежегодно посещал Даньяра в Касимове, а Дапьяр был непременным гостем на всех пирах в Кремле.

Следующим царём в Касимове был Нур-Дуалет, сын Крымского хана. Иоанн III взял на службу этого, сбежавшего в Литву царевича, дабы он не вредил оттуда Крымскому ханству. В 1480 году Иоанн послал Нур-Дуалета с воеводой князем Василием Ноздреватым напасть на столицу Золотой Орды. Нур-Дуалет разгромил её, но не уничтожил, уступив мольбам знатных татар: они напомнили ему, что он тоже родом из Золотой Орды. Через 6 лет за безупречную службу Москве Нур-Дуалету был пожалован титул царя Касимовского. Умер он около 1491 года, и сведений о его царстве почти не имеется.

Старая мечеть с минаретом

Сын его Салтыган, правивший в Касимове 15 лет, продолжал честно служить Иоанну Васильевичу. Он водил своих татар на улусы Золотой Орды, вместе с князем Василием Холмским стоял у Мурома, ожидая нападения очередного казанского хана на Нижний Новгород. О Салтыгане также мало что известно. После него в Касимове правил его брат Джанай, продолжавший оборонять рубежи России от набегов Казанского ханства. После Джаная султаном в Касимове был Шеик-Аулиар, потомок Чингизхана. В 1516 году на касимовский престол вступил его сын Шах- Али, через три года назначенный Московским князем ханом Казанским. Тогда Казань жила мирно с Россией. После смерти хана Мухамет-Амина казанцы обратились с просьбой к великому князю Московскому Василию назначить им царя, что и было исполнено. Шах-Али сел на престол в Казани, а Касимов получил во владение его брат Джан-Али и правил им до 1532 года. Ко времени его управления относится поход касимовских татар на Путивль против крымского хана.

Набережная. Купеческий дом XVIII в.

В 1532 году Джан-Али по воле Московского князя переехал царствовать в Казань. Мятежная Казань была тогда для Москвы постоянной головной болью, наподобие Чечни в наше время. На казанский престол регулярно претендовали крымские ханы, и Москве приходилось лавировать, стараясь не портить отношений ни с теми, ни с другими. Джан-Али царствовал в Казани один год и был там убит.

Несколько лет Касимов оставался без владельца, пока в 1546 году царём его вновь стал Шах- Али. Он правил Касимовским царством 21 год и оставил о себе в летописях немало упоминаний.

Зимой 1550 года Иоанн Грозный IV двинулся из Нижнего Новгорода на Казань во главе многочисленного войска в сопровождении Шах-Али с его татарами. Поход был неудачным: русские отступили от Казанских стен через 11 дней осады. На обратном пути по совету Шах-Али Иоанн основал в устье реки Свияги город Свияжск, ставший впоследствии опорным пунктом русских в следующих военных походах.

Далее Шах-Али вновь был посажен Грозным на казанский престол по слёзным просьбам татар, уставших от войны с Россией. Московский государь хотел иметь Казанское ханство в таком же подчинении, что и Касимовское. Однако Шах- Али не справился с коварным Казанским двором, присягавшим то ему, то Московскому князю, и покинул Казань в 1552 году. Иоанн IV отпустил его в Касимов.

В октябре того же года Шах-Али со всеми своими татарами, князьями и мурзами подошёл к стенам Казани в составе войска Ивана Грозного. Летопись сообщает, что когда Иван, приобщившись Святых тайн, выехал на коне к полю битвы, рядом с ним находился касимовский царь Шах-Али. При въезде в побежденную Казань оба царя также были рядом.

А в конце 1557 года Иоанн IV назначил Шах- Али начальником русского войска, шедшего против Ливонского ордена. Русские воины вместе с касимовскими татарами произвели в Казани страшные опустошения, подходили к Дерпту, были около Риги и Ревеля и, наконец, с победой и богатой добычей вышли обратно к русской границе. Вскоре поле этого Шах-Али вызвали в Москву, и государь принял его с большими почестями.

Шах-Али скончался в 1567 году и был похоронен в Касимове, где и сейчас есть его надгробие. Это так называемое Текие-Али - здание, построенное татарами как усыпальница для своих царей.

После Шах-Али, умершего бездетным, Касимов отдали во владения царевичу Саин-Булату с титулом царя Касимовского. Он ходил с Иоанном к Новгороду, затем участвовал в походе на Эстонию. Здесь, у замка Лодеко, войска наши потерпели крупное поражение.

В половине 1573 года Саин-Булат принял христианство и получил имя Симеон. После крещения он был лишён владения Касимовым. К тому времени государство разделилось на опричнину и земщину. Опричниками управлял сам государь, а земщину отдал Симеону Бекбулатовичу. Женили Симеона на дочери московского боярина Андрея Кутузова Марии. Носил Симеон титул царя и Великого князя всея Руси. Целый год он даже сидел на Московском престоле один; числился ещё и князем Тверским. Затем он впал в немилость, был сослан и умер простым монахом под именем инока Стефана в 1616 году.

Вслед за Саин-Булатом царём Касимовским стал Мустафа-Али, сын султана Абдуллы-Ак-Кубекова. Он, как и предыдущий правитель, достиг царского звания очень молодым. В ноябре 1585 года государь Фёдор Иоаннович задумал войну со Швецией, и царю Касимовскому было приказано готовиться к походу. В 1584 году русский посланник Борис Петрович Благов в Константинополе при дворе турецкого султана говорил следующее: «Вы жалуетесь на утеснение мусульманской веры в России, но кого же мы утесняем? В сердце Московских владений, в Касимове стоят мечети и памятники мусульманские - царя Шах-Али, царевича Кайбуллы (Абдулл-Ак-Кубекова); Саин-Булат, ныне Симеон, Великий князь Тверской принял христианство добровольно, а на место его сделан царём Касимовским Мустафа-Алей, закона Магометова, сын Кайбуллин».

Следующим, девятым царём в Касимове, стал Ураз-Мухаммед, племянник Киргиз-Кайсацкого царя Тевкаля, знаменитого тем, что привёл свой народ в русское подданство в 1594 году. Ураз-Мухаммед прибыл в Россию при государе Фёдоре Иоанновиче и поступил к нему на службу в 1588 году. Через два года участвовал в походе государя против шведов; а в 1598 году принимал участие в знаменитом походе против Крыма с вновь избранным русским царём Борисом Годуновым, который и пожаловал Касимов Ураз-Мухаммеду в 1600 году.

Сохранилось свидетельство пышного вошествия на престол Касимова этого сына султана. Все жители города - татары и русские, присутствовали на торжестве. Мусульмане собрались в мечети. После молитвы в честь хана четыре самых главных в царстве человека взяли за четыре конца золотую кошму и подняли па ней хана под радостные возгласы ликующей толпы: «Да помилует его Господь и да живёт он на многия лета!» Потом вельможи осыпали царя деньгами и стали приносить поздравления. Торжества и пиры продолжались несколько суток, на которых водка и мёд лились без меры. Множество пленных отпустил царь на волю, бедных вдов и сирот осыпал милостями. Было тогда Ураз-Мухаммеду всего 28 лет от роду.

Здесь любопытно отметить, как органично переплетались обычаи двух культур: поднятие царя на кошме было принято у древних монгол, а осыпание деньгами при возведении на престол - чисто русский обычай.

Пять лет царствования Ураз-Мухаммеда прошли относительно спокойно, пока не настали в России смутные времена. При воцарении на московском престоле Лжедмитрия II, прозванного в народе «Тушинским вором», Ураз-Мухаммед вместе с жителями Касимова открыто стал на его сторону. Прибыв в лагерь Лжедмитрия, он жил в нём несколько месяцев. Тем временем Касимов был осаждён войсками царя Василия Шуйского. Осада была долгой, жители защищались храбро. После взятия города множество касимовцев было убито и взято в плен.

Лжедмитрий, опасаясь измены, бежал в декабре 1609 года в Калугу. Туда же последовал за ним и Ураз-Мухаммед со своим сыном. В результате заговора касимовский царь был убит людьми самозванца. Князь Урусов, крещённый татарин, сын Ногайского князя Измаила, поклялся отомстить Лжедмитрию за гибель своего любимого царя. Заманив поляков на охоту за пределы Калуги, он застрелил самозванца и отсёк ему голову со словами: «Я научу тебя топить ханов и сажать в темницы князей, которые служили тебе верно, негодный обманщик!»

После смерти Ураз-Мухаммеда касимовский престол пустовал более трёх лет. А затем его занял властью государя Михаила Фёдоровича сибирский царевич Арслан, внук царя Кучума. Видимо, предательство Ураз-Мухаммеда настолько скомпрометировало казанских претендентов на престол, что следующего хана взяли с другого конца России.

И снова документы тех лет (1614 год) доносят до нас интересные особенности взаимоотношений Московского престола со своими иноверными подданными. В первый же приезд Арслана в Москву произошёл спор бояр, назначенных государём встречать и рассаживать гостей на приёме. Из документов следует, что приглашенный в тот же день посланник английского короля Иакова Джон-Мерик был посажен значительно дальше от государя, чем касимовский Арслан. Это при том, что к этому периоду власть его в Касимове была далеко не полной и распространялась лишь на татар и посадских людей. Русское правительство, опасаясь предательства, стало всё более стеснять круг влияния касимовских царей.

Сохранились многочисленные челобитные посадских людей государю московскому на притеснения и насилие царя Арслана, а также «объяснительные» самого царя. Из документов вырисовывается картина нарастающего противостояния народа с Арсланом, который скончался в 1627 году. Его жена Фатима, намного пережившая мужа, была впоследствии последней владетельной царицей в Касимове.

Сын Арслана Сеид-Бурган унаследовал Касимов ещё ребёнком, воспитывался опекунами - матерью Фатимой и дедом Ак-Мухаметом. Русское правительство убеждало Сеид-Бургана креститься в христианство с самых юных лет, обещая ему даже за это руку государевой дочери. Недоверие к татарским царевичам всё усиливалось. Ни сам Сеид-Бурган, ни его подданные не имели права напрямую общаться с иноземными мусульманами. Адам Олеарий, посетивший Касимов в 1636 году по пути из Москвы в Персию, послал царевичу фунт табака и бутылку французской водки. Подарки понравились, но пришлось посылать нарочных к послам с благодарностью и подношениями, извиняясь за невозможность их принять.

В 1653 году Сеид-Бурган вместе со своими тремя родственниками был представлен государю в Москве. Состоялось их торжественное приведение к присяге на верность Русскому престолу. В том же году Сеид-Бургана крестил патриарх Никон, и он наречён был Василием. Таким образом, Сеид-Бурган сделался первым христианским царём этого края. Отдельное Касимовское царство внутри России становилось всё более тягостным и опасным. Поэтому с первой четверти XVII века дальновидное русское правительство осторожно, но настойчиво стало ограничивать права касимовских царей. Край стал быстро заселяться русскими людьми, строились православные храмы и монастыри. В самом Касимове был основан Казанский девичий монастырь. В царствование Василия Арслановича главной заботой Москвы стало обращение мусульман в православие. Этот процесс происходил чаще всего добровольно. В качестве поощрения крестившимся Москва выделяла денежные средства и провизию. Здесь надо отдать должное самоотверженному служению пастырей Русской православной церкви. Были и мученические венцы.

Вознесенский собор на торговой площади

Окрестив в православие более 4 000 человек в Тамбовском и Шацком уездах, архиепископ Рязанский о.Михаил отправил челобитную патриарху Никону с просьбой благословить на крещение татар Касимова и Мордвы. В 1656 году он прибыл в ту область Шацкого уезда, где иноверцы отказывались креститься. Мордва и татары объединились и вышли навстречу о.Михаилу с рогатинами и топорами. Они поставили условие: без царского указа креститься не будут. Дважды присылал государь грамоты непокорным, но сопротивление всё усиливалось. Тогда бесстрашный архиепископ с несколькими верными людьми подъехал к мятежной деревне и вышел к народу с третьей царской грамотой. Но охрана его была разогнана, а пастырь получил стрелу в сердце. Похоронен он был с великими почестями, гробница с его прахом находится в рязанском Архангельском соборе и по сей день.

Василий Арсланович участвовал в двух походах: против шведов в Ригу с государём Алексеем Михайловичем Тишайшим и в Малороссию - с гетманом Чигириным и князем Ромодановским. Он до конца своей жизни сохранил владение Касимовым. Весьма положительные отзывы об этом городе на Оке оставили нам два иностранных писателя - Мейерберг и Стрюис, побывавшие там в 1665 году. Стало быть, 26-летнее правление бывшим мусульманским городом крещённым в православие Сеид-Бурганом принесло добрые плоды.

Набережная Оки

В окладных книгах за 1676 год в Касимове числится уже шесть деревянных церквей и два монастыря. Прежние касимовские цари посещали московский двор не более одного раза в год. Василий же проводил в Москве почти всё время, доверяя управление Касимовым русскому воеводе. Самого Василия и его сыновей сажали в кремлевских палатах всё дальше и дальше по отношению к государю. Лишая власти касимовского царя, правительство щедро одаривало его землями и крестьянами, которых было у него около 3 000 человек. Таким образом, настойчиво, но деликатно подготовлялась почва для ликвидации Касимовского царства.

После смерти Василия Арслановича касимовский престол заняла его мать Фатима Султан-Сеитовна. К этому времени царству Касимовскому, казалось, пришёл конец. Христианство восторжествовало над магометанством и язычеством, более двух третей населения края составляли русские люди. Однако власть московская пожалела Фатиму и на склоне жизни присвоила ей права умершего сына. Власть её была ничтожна: городом управлял воевода.

Однако Фатима ещё старалась заявлять о своём царственном положении: она любила разъезжать по городу в богато украшенной золочёной колымаге, запряжённой «чёрными людишками». Но и этой забаве пришёл конец: как-то очередные «людишки» наотрез отказались впрягаться. Ханша побранила их; но с тех пор колымага управлялась только лошадями. Существует предание, что Фатима была задушена своими царедворцами, когда стало известно о её тайном крещении в православие.

Ещё в первой половине XVII века Касимов с его жителями состоял в ведомстве Посольского Приказа. Оттуда же назначались в Касимов и воеводы. Эта привилегия, как бы выводившая лиц царственного дома из ряда обыкновенных подданных и равнявшая их с иностранцами, была упразднена около 1670 года путём перевода Касимова в Приказ Казанского дворца. А Приказ этот заправлял Астраханью и всеми понизовыми городами. Таким образом, Касимов при существовании только на словах отдельного царства сравнялся в правах с прочими русскими городами. А воины татарские, крещёные и некрещёные, составлявшие сотни в Государевом полку, получали вотчины в подмосковных городах. Они женились на русских женщинах, обзаводились семьями и растворялись в народе, уже и не помышляя о возвращении в касимовские земли.

Год кончины царицы Фатимы - 1681-й можно считать концом Касимовского ханства и окончательным вхождением его под единодержавное правление российских государей. При Петре I Касимов был приписан к Воронежской губернии, а татары - к корабельным верфям государя.

Впоследствии город развивался по той же схеме, что и вся русская провинция. Взамен деревянных возникали каменные храмы. Основывались монастыри. Город 1780 года строился по новому плану. Были снесены старые городские стены. В руках воеводы, наместника царя, сосредоточилась военная, гражданская и судебная власть. При Екатерине II в Касимове была учреждена городская дума. Возник уездный суд для дворян, магистрат для купцов и мещан, казначейство, нижний земский суд для полиции. В первой четверти XIX века появилось духовное училище. Не забыты были и татары: по их просьбе разрешено было построить новую мечеть на месте обветшавшей старой. А в 1854 году на главной торговой площади архитектор Н.И.Воронихин возвёл великолепный Вознесенский собор, совмещающий в своём облике русские и татарские архитектурные мотивы.

В связи с выгодным географическим положением Касимов к концу XIX века стал крупным торговым центром. Здесь успешно развивалась и промышленность: несколько кожевенных заводов и две канатно-прядильные фабрики. Было очень развито кузнечное дело. Касимовские купцы первыми открыли на Оке регулярное движение пассажирских и грузовых пароходов. Славились по России богатейшие Касимовские ярмарки, где наряду с другими товарами татары торговали своими знаменитыми сапогами, а также мерлушковыми шубами и мехами. О размахе торговли можно судить и сейчас по четырём огромным комплексам торговых рядов на Соборной площади. А по своей красоте и чистоте улиц Касимов вплоть до революции считался одним из самых опрятных городов Рязанской губернии.

Советская власть превратила Касимов в классический образец провинциального захолустья. Автору довелось побывать там в середине 80-х годов прошлого века, после многочисленных поездок по городам и весям России. В те годы маленькие городки представляли собой по большей части грустное зрелище. Но Касимов по заброшенности и разрухе поражал воображение даже опытного путешественника. Облупленные старинные усадьбы, храмы в руинах, заросшие буйным сорняком овраги и улочки, разбитые дороги - всё это являло собой фантастическую картину, достойную кисти художника-сюрреалиста. Из архитектурных памятников одна только старая мечеть со своим приземистым круглым минаретом была в целости и сохранности, - да и то, наверное, потому, что там размещался краеведческий музей.

Только за последнее десятилетие усилиями администрации Касимов вновь похорошел и обрёл некоторые черты прежнего цветущего торгового города. Чем же может заинтересовать нас, людей новой эпохи, история маленького Касимовского царства? Может ли она быть нам полезной? Попробуем разобраться.

Взаимоотношения Московского престола с Касимовским царством являют собой модель мудрой, тонкой и дальновидной политики православного государства со своими мусульманскими подданными. Отдавая во владение татарским царькам русские земли, правительство почти не вмешивалось в дела их управления, принимало с почётом в Кремле, одаривало дорогими подарками. Взамен требовалась беззаветная преданность государю, бесстрашная военная служба и охрана государственных границ. Предательство каралось смертью. Эта модель взаимоотношений устраивала обе стороны и работала почти 200 лет, вплоть до измены Ураз-Мухаммеда. Как только Москва почувствовала, что Касимовское царство стало мешать ей, дробя Русскую землю, начался постепенный, неспешный и деликатный процесс обрусения мусульман. Сначала крестили в православие царей, затем и народ татарский. Причём крестили не мечом и огнём, а пламенным словом пастырей и обещанием материальных благ. После ликвидации царства была даже такая практика: крещёным татарам отдавались насильно вотчины их некрещёных родственников. Жёсткая, но действенная мера. Власть в царстве переходила от царей касимовских к московским воеводам.

Крещёным татарам-воинам давались вотчины в подмосковных городах, что способствовало бы обрусению татар и смешиванию их с русским населением. Наверняка было ещё немало рычагов влияния у Москвы, о которых мы не знаем и которыми она умело пользовалась. А можно было бы перебить касимовских царевичей с их татарами, нагнать в город русский люд и быстро «закрыть проблему». Но московские государи были мудры и дальновидны. Они не хотели портить отношений с Казанью и мусульманским миром за пределами России.

Такая политика дала свои плоды: царство Касимовское незаметно и как бы по своей воле растворилось в государстве Российском, оставив после себя благополучный, богатый торговый город и край с интересно переплетёнными элементами русско-татарской культуры.

Троицкий храм и торговые ряды

Если вы приедете в Касимов сегодня и заглянете в бывшую татарскую часть города, прилегающую к старой мечети, вас наверняка приятно удивят добротные одно-двухэтажные дома красного кирпича, украшенные восточным орнаментом и изразцами. Этот восточный дух живёт в самых различных деталях городской архитектуры: в деревянных домах простого люда, общественных постройках и усадьбах купцов. Здесь всё приземисто, толстостенно, без особого изящества, но построено на века. И два комплекса мечетей с минаретами - старой и новой - прекрасно сочетаются с многочисленными куполами православных церквей. Особенно хорошо наблюдать это сочетание культур с другого берега Оки, на закате, когда подпаливает багряное солнце кресты куполов православных храмов вперемешку с мусульманскими полумесяцами минаретов.

Главной Соборной мечети Москвы и России ныне исполнилось 100 лет. Здесь собирается Совет муфтиев, работает Исламский университет. В годы войны отсюда шла помощь фронту. Деньги на строительство мечети пожертвовал касимовский купец Салих Ирвин в 1904 году.

Касимовское ханство

Как совершенно особый осколок Золотой Орды, вспыхнуло небольшое, вассальное от Московии Касимовское ханство: плод торговли казанских ханов, желавших пристроить куда-то своих сыновей, и московитов. После рокового для Василия II поражения 7 июля 1445 года у Суздаля от казанского войска, и сам Василий II, и его двоюродный брат Михаил Верейский были взяты в плен. За освобождение они уплатили немало денег, отдали ряд городов на кормление казанским татарам, а кроме того, в пределах России, в Мещере создавалось особое ханство.

Первоначально территория ханства ограничивалась городом «Мещёрским», и ханство тоже называлось Мещёрским, позже Мещерским.

Позже в него вошли бейлики, то есть полунезависимые правления татарских мурз, а Мещерский городок стал называться Касимов. Касимовское ханство, потому что первым ханом в нем сделался царевич Касим, сын Улу-Мухаммеда. Само название, как видите, образовывалось по степной традиции, от имени правителя и основателя.

Само создание Касимовского ханства показывает по крайней мере три важных обстоятельства:

– границы Руси и Орды проницаемы и нестойки;

– казанские ханы хотели, чтобы их сыновья правили в таком, зависимом от Москвы, ханстве. Стало быть, не сомневались, что их там не обидят;

– самой Руси зачем-то было важно нести в себе эдакий татарский заповедник… Искусственно созданный внутри Руси кусок Орды.

Это ханство настолько необычное, что одни историки считали его таким же осколком Золотой Орды, как Казанское, Астраханское и Крымское, только Касимовское якобы попало в вассальную зависимость от Московии.

Но «Касимовское царство» с самого начала было как бы вассальным.

Другие считают Касимовское ханство удельным княжеством Московии, которое почему-то выделялось московскими князьями не своим верным слугам, а «татарским царям» и «царевичам», переходившим на русскую службу.

Но в Касимовском царстве сидела на престоле династия потомков Касима.

Третьи историки вообще не уверены, что Касимовское ханство было реальным государством. Якобы это было просто место проживания чингизидов, которых Москва жаловала титулом «царя» и давало «кормления» с этой земли.

Но с какой стати Москва кого-то из чингизидов жаловала и за какие такие заслуги давала кормления? И ведь вовсе никто не «жаловал» титулом царя Касимовского хана, этот титул принадлежал ему по наследству.

Это государство никогда не играло самостоятельной роли. Территория ханства то росла, то уменьшалась; с самого начала около половины населения составляли русские. Христианизация шла с самого начала самыми стремительными темпами.

Последней мусульманской правительницей Касимовского ханства и вообще последним его правителем стала ханша Фатима-Султан (1679–1681), жена касимовского правителя, хана Арслана и мать его сына, касимовского правителя, царевича Сеид-Бурхана. Во время малолетства своего сына Сеид-Бурхана она и ее отец Ак-Мухаммед сеид были при нем опекунами. Происходила она из знатного касимовского рода сеидов Шакуловых.

Во время ее правления воеводами в Касимове были Афанасий Ворыпаев и Иван Андреевич Аксенов.

Около 1683 года Сеид-Бурхан был крещен под именем Василия и стал Василием Арслановичем, а ханство незаметно исчезло.

Но до самого Смутного времени касимовские ханы были в исключительном почете. Сам титул «царь» ставил их по меньшей мере в равное положение с великими князьями московскими: ведь в 1445 году при образовании Касимовского ханства-царства правители Москвы этого титула еще не носили. За Иваном III и Василием III этого титула никто не признавал, а московиты за касимовскими «царями» признавали.

Касимовские цари – вассалы московских великих князей… Ситуация такая, как если бы короли были вассалами герцогов!

Впрочем, царями официально именовали и другого казанского царевича, Кайбула, который правил в Юрьеве, прежнего астраханского хана Дербиш-Али, помещенного в Звенигороде. На родине они были ханами, а на Руси стали царями.

Известен приближенный Ивана IV Грозного, царевич Сеин-Булат, окрещенный в 1573 году Симеоном. В 1575 году Иван даже провозгласил его царем, посадил на престол, а себя провозгласил «рядовым князем», Иваном Московским.

Конечно, Симеон был царь «не настоящий»: Иван посадил на престол Симеона, не посоветовавшись с Боярской думой. Симеона не венчали на царство, знать не присягала ему. И тем не менее он некоторое время сидел на престоле Московии, а Иван Грозный обращался к нему с челобитными, ездил к нему в простом возке, а в ворота заходил пеший.

Говоря о «втором издании опричнины» в полтора года правления «царя Симеона», историки находят самые разнообразные выгоды от поступка Ивана IV:

– под видом «Московского удела» царь воскресил в стране опричные порядки и завершил погром боярства;

– Иван подумывал, не бежать ли в Англию, и оставлял надежнейшего человека;

– Иван получал возможность править без согласия Думы;

– Иван вел политику террора как бы от имени ненавистного татарина.

Часто указывают, что хотя внутренние документы Московии издавались от имени Симеона, вся внешняя политика оставалась сосредоточена в руках Ивана Грозного.

Все так! Но тем не менее Московия больше года была отдана во власть не русскому (пусть с примесью татарской крови) князю, а татарскому царю. Сам Иван IV заявлял иноземным послам, что «передал сан в руки чужеродца, нисколько не родственного ни ему, ни его земле, ни его престолу». Но именно этому «чужеродцу» земно кланялись бояре, перед ним простирались ниц жители Москвы обоего пола, ему возглашались многия лета в церквах.

И ведь ни слова протеста! Окажись на месте царя Симеона князь Шереметев, Куракин или Вяземский, и Русь не приняла бы его даже в бутафорской роли «как бы царя». А татарского хана – приняла!

Отстранить Симеона от власти было легче легкого: сделав с его помощью все, что необходимо, Иван легко переместил его на «великое княжение» в Тверь. Но и много после этого права Симеона на престол Московии всерьез обсуждались – например, в Смутное время. Федор Иванович лишил его Тверского княжества. Борис Годунов ослепил Симеона, всерьез боясь его как вероятного соперника. По одним данным, Симеон умер на Соловках в 1611 году, по другим – в Москве, уже в правление Михаила Федоровича Романова, в 1613 году.

В любом случае, отметим: в Московии признаются особые титулы татарских ханов, царские, и их особые права на престол Московии.

Отметим и то, что русские бояре – менее надежные слуги авторитарного режима, чем татары. Русского вместо себя на престол так просто не посадишь, своей марионеткой не сделаешь.

Из книги Покорение Сибири: Мифы и реальность автора Верхотуров Дмитрий Николаевич

Неспокойное ханство Обстановка в Сибири практически вышла из-под контроля русских. Возобновление войны с Кучумом, недовольство наложенным ясаком, грабежами и притеснениями привели к тому, что большая часть населения Сибирского ханства стала поддерживать Кучума. Кто

Из книги Крымское ханство автора Тунманн Иоганн

КРЫМСКОЕ ХАНСТВО Чтобы представить этот труд в цельном виде, мы должны издать описание этого государства в том его состоянии, в каком оно было перед осуществлением российских притязаний на него. Как только нынешнее устройство Крыма, превращенного теперь в Таврию, будет

Из книги Татары и Русь [Справочник] автора Похлёбкин Вильям Васильевич

II. КАЗАНСКОЕ ХАНСТВО Отношения между Казанским ханством и Московским великим княжеством (1437-1556 гг.) 1. Обстоятельства, приведшие к образованию Казанского ханства (1406 - 1436 гг.) 1. Время создания ханства:

Из книги Рюриковичи. Собиратели Земли Русской автора Буровский Андрей Михайлович

Крымское ханство До монголов Крым был местом, где жили вместе разные народы. Половцы обитали в степной и предгорной части полуострова, а на южном берегу - армяне, аланы, готы, греки, русские. Аланы и греки жили здесь с глубокой древности. Славяне - со времен расселения

автора Груссе Рене

6. Кипчакское ханство Джучи и его сыновья. Золотая Орда, Белая Орда и улус Шейбани Известно, что Чингиз-хан отдал своему сыну Джучи, который умер в феврале 1227 г., на шесть месяцев раньше самого Чингизхана, долины к западу от Иртыша, где находятся современные Семипалатинск,

Из книги Империя степей. Аттила, Чингиз-хан, Тамерлан автора Груссе Рене

Кокандское ханство Фергана, как мы уже видели, была частью Трансоксианского ханства в эпоху Шейбанидов и во время правления первых Астраханидов. Однако, при Астраханидах, это владение было не более чем номинальное, и Фергана в большей своей части подпала под власть

автора Рахманалиев Рустан

Чагатайское ханство Рассмотрим Туркестан под властью дома Чагатая. Остановимся подробнее на истории Чагатайского ханства, поскольку именно территории этого ханства станут в последующем ядром Великой Тюркской империи Амира Темура, именно земли Мавераннахра будут

Из книги Империя тюрков. Великая цивилизация автора Рахманалиев Рустан

Казанское ханство Обескровленные бесконечными междоусобными военными кампаниями ханов, степные улусы превращались в безлюдные области. Бесконечные войны звали к демографическому истощению Золотой Орды. Численность тюрко-монголов резко сокращалась, и Золотая Орда из

Из книги Империя тюрков. Великая цивилизация автора Рахманалиев Рустан

Крымское ханство После изгнания Улуг-Мухаммеда из Сарая и Саид-Ахмеда из Крыма территорией внушительных размеров завладел Кичи-Мухаммед, и стал он называться ханом Большой Орды.Бежавший из Крыма Саид-Ахмед обосновался со своей ордой в районе Подолья, откуда совершал

автора

Бухарское ханство Важным политическим последствием раскола в роде Шибана после смерти Пулад-султана явилось то, что уже в 20-х годах XV в. на коренной территории Шибанидов одновременно правило несколько независимых правителей. Одним из них был Джумадук-хан (правил в

Из книги Государства и народы Евразийских степей: от древности к Новому времени автора Кляшторный Сергей Григорьевич

Хивинское ханство Хорезм, или Хива, - область в нижнем течении Аму-Дарьи. Хивинское ханство было создано в 1511 году совместной деятельностью двух братьев, Илбарса и Билбарса, сыновей Буреке-султана, потомка Шибанида Арабшаха. Эта ветвь династии Шибанидов была враждебна

автора Мизун Юрий Гаврилович

АСТРАХАНСКОЕ ХАНСТВО Казанское, Сибирское, Астраханское, Ногайское, Крымское ханство и Турция представляли собой единую угрозу для России. Турция была заинтересована в дешевых русских рабах. Крымское ханство было под пятой у Турции. Казанское, Ногайское,

Из книги Ханы и князья. Золотая Орда и русские княжества автора Мизун Юрий Гаврилович

НОГАЙСКОЕ ХАНСТВО Ногайское ханство окончательно сформировалась к концу XV века. С запада его граница проходила по левому берегу Волги, от устья реки Самары до реки Бузен. Восточной границей Ногайской Орды был Верхний Иртыш. Территория Ногайской Орды – это

Из книги Тайны российской аристократии автора Шокарев Сергей Юрьевич

Касимовское ханство и его правители В лето 6953 от сотворения мира (1445) на Руси выпала череда тяжких бедствий. Двадцатый год продолжалась, то затихая, то, вновь разгораясь, кровопролитная усобица между князьями московского дома. Второй сын Дмитрия Донского, князь Юрий

Из книги Русь и ее самодержцы автора Анишкин Валерий Георгиевич

Крымское ханство Независимое от Золотой Орды Крымское ханство образовалось в начале XV в. в связи с разложением и распадом Золотой Орды. В 1475 г. в Крым вторглись турки и превратили крымских татар в своих данников. Турки использовали крымских татар в борьбе против

Из книги Теленгеты автора Тенгереков Иннокентий Сергеевич

ТЕЛЕНГЕТСКОЕ ХАНСТВО. В древних китайских источниках, в частности в Суйской династийной хронике сказано «Предки теле были потомками хунну» . В другом китайском источнике в Вэйской летописи рассказывающей о происхождении предков гаогюйцев от хуннов, утверждается о