Маньчжурская династия Цин (1645—1911). Династия цин Правление Чжу Юнвэня

В результате крестьянского восстания власть монголов была свергнута. На смену (иноземной) пришла династия Мин (1368 - 1644 гг.). С конца XIV в. Китай процветает экономически и культурно. Старые города начинают развиваться, появляются и новые, в которых преобладают торговля и ремесло. Процесс эволюции страны подкрепляется возникновением мануфактур, где внедряется разделение труда. К императорскому двору привлекают лучших ученых, зодчих, художников. Основной упор делается на городское строительство.

Китайская династия Мин: преобразования в сфере экономики

Практически сразу после пришествия этой династии начали внедряться меры для улучшения существующего положения крестьян, так как именно они помогли произвести смену власти. Династия Мин возродила на Севере надельную систему, которая ликвидировала экономическое могущество землевладельческой верхушки (северокитайской), союзнючавшей ранее с Юанямм. А на Юге все обстояло ровно наоборот - помещичье землевладение было сохранено. Модернизация существующей учетно-налоговой системы, а также особое внимание со стороны властей к ирригации - все это поспособствовало быстрому экономическому росту.

Прослеживался рост городской экономики, причина которого - областная специализация (в Цзянси располагалось фарфоровое производство, а в Гуандуне - преимущественно железнодорожное), возникновение новых направлений, особое место среди которых занимало строительство 4-палубных кораблей.

Постепенно развиваются и товарно-денежные взаимосвязи. На основе купеческого капитала появляются частные мануфактуры. Центральный и Южный Китай стал местом появления ремесленных посадов. Впоследствии сформировались предпосылки к созданию общекитайского рынка (количество официальных ярмарок было приближено уже к 38).

Обратная сторона медали

Одновременно с вышеуказанными прогрессивными явлениями присутствовал ряд помех, сдерживающих развитие предпринимательства (это было характерно для всего Востока). К таковым можно отнести госмонополии, казенные мануфактуры, в которых трудилось более 300 тыс. ремесленников, госпоборы с торговой и Именно они не давали экономике возможность перейти на качественно иное производство.

династии Мин

В период экономического подъема и укрепления госвласти проводится преимущественно наступательная политика (вплоть до 1450 г. она называлась «лицом к морю», а после перешла в «лицом к варварам»).

Самое значимое событие данного времени - экспансия Китая, затронувшая государства Южных морей.

Династия Мин, ввиду нарастающей потребности решения проблемы японского, китайского, корейского пиратства, была вынуждена создать флот, который насчитывал 3500 кораблей. Дальнейший экономический подъем способствовал совершению целых семи экспедиций обособленного флота, которым руководил главный евнух Чжен Хэ, до Восточной Африки. У этого флотоводца было в распоряжении 60 крупных 4-палубных кораблей, длина которых достигала 47 метров, они имели такие претенциозные названия, как «Чистая гармония», «Благоденствие и процветание». На каждом находилось по 600 человек экипажа, включая группу дипломатов.

Выдержка из бортовых журналов

Согласно им, по ходу путешествия к побережью Чжен, изъясняясь современным языком, в море действовал спокойно и смиренно. Однако изредка мелкие иноземцы не подчинялись благим намерениям императора.

Правление династии Мин: история

Основной упор Чжу Юаньчжан (первый в период 70-80 гг. сделал на окончательное изгнание монголов из своей страны, пресечение попыток социального протеста среди китайских крестьян посредством процедуры оздоровления экономики и укрепления личной власти. Такого рода задачи решались при помощи увеличения армии, усиления централизации, применения наиболее жестких методов, которые вызвали недовольство во всех слоях населения.

Одновременно с ограничением полномочий местной власти император понадеялся на многочисленных родственников, впоследствии ставших правителями - ванами (титул) удельных княжеств из-за того, что, по его мнению, самыми надежными являются дети и внуки.

Ванства были по всей стране: около периферии они выполняли оборонительную функцию против угрозы с внешней стороны, а в центре выступали в качестве противовеса сепаратизму, мятежам.

В 1398 г. скончался император Чжу Юаньчжан, после чего придворная камарилья, обойдя его прямых наследников, возвела на трон Чжу Юнвэня - одного из его внуков.

Правление Чжу Юнвэня

Он в первую очередь положил глаз на систему уделов, созданную дедом. Это послужило причиной возникновения войны с Цзиннань (1398 - 1402 гг.). Противостояние окончилось захватом столицы империи Нанкин правителем Пекина - старшим сыном Чжу Юаньчжана, Чжу Ди. Она сгорела в пожаре вместе с его противником.

Третий император династии Мин

Чжу-Ди продолжил политику своего отца по централизации государства, при этом отказавшись от существующей системы ванств (в 1426 г. был подавлен мятеж недовольных ванов). Он осадил титульную знать и усилил значимость дворцовых секретных служб в процессе управления государством.

При нем окончательно решился вопрос относительно что существенно влияло на политический вес Юга и Севера. Так, последний, выступающий в качестве колыбели китайской цивилизации, теряет свою весомость в III - V вв. в пользу первого по причине постоянной угрозы кочевников. Эти части страны - носители принципиально разных традиций, менталитетов: южане - благодушные, беспечные, а северяне - решительные, жесткие, имеющие более высокий социальный статус - «хань-жень». Все это подкреплялось существующими языковыми (диалектическими) различиями.

Юани и Суны выбрали политической базой Север, а вот династия Мин, напротив, Юг. Именно это и дало им возможность победить.

В 1403 г. новый император существующий Бейпин (переводится как «Усмиренный Север») переименовал в Бейцзин («Северная столица»). Так вплоть до 1421 г. в Китае было две столицы - императорская на севере и правительственно-бюрократическая на юге. Чжу Ди тем самым избавился от влияния и опеки южан, одновременно лишив излишней самостоятельности южную бюрократию (нанкинскую).

В 1421 г. произошло окончательное закрепление столицы на Севере. В связи с Мин обеспечила себя поддержкой северокитайского населения и укрепила обороноспособность страны.

Императоры Мин

Как уже упоминалось ранее, эта династия правила в Китае с 1368 по 1644 гг. Мин пришла на смену монгольской Юань в ходе народного восстания. Всего шестнадцать императоров этой династии правили в течение 276 лет. Для удобства восприятия императоры династии Мин перечислены в таблице ниже.

Годы правления

Девиз

1. Чжу Юаньчжан

1368 - 1398 гг.

Хунъу («Разлив Воинственности»)

2. Чжу Юньвэнь

1398 - 1402 гг.

Цзяньвэнь («Установление гражданского Порядка»)

1402 - 1424 гг.

Юнлэ («Вечная Радость»)

4. Чжу Гаочи

1424 - 1425 гг.

Хунси («Великое Сияние»)

5. Чжу Чжаньцзи

1425 - 1435 гг.

Сюаньдэ («Распространение Добродетели»)

6. Чжу Цичжэнь

1435 - 1449 гг.

Чжэнтун («Законное Наследие»)

7. Чжу Циюй

1449 - 1457 гг.

Цзинтай («Сверкающее Благоденствие»)

8. Чжу Цичжэнь

1457 - 1464 гг.

Тяньшунь («Небесная Благосклонность»)

9. Чжу Цзяньшэнь

1464 - 1487 гг.

Чэнхуа («Совершенное Процветание»)

10. Чжу Ютан

1487 - 1505 гг.

Хунчжи («Великодушное Правление»)

11. Чжу Хоучжао

1505 -1521 гг.

Чжэндэ («Истинная Добродетель»)

12. Чжу Хоуцун

1521 - 1567 гг.

Цзяцзин («Чудесное Умиротворение»)

13. Чжу Цзайхоу

1567 - 1572 гг.

Лунцин («Возвышнное Счастье»)

14. Чжу Ицзюнь

1572 - 1620 гг.

Ваньли («Бесчисленные Годы»)

15. Чжу Юцзяо

1620 -1627 гг.

Тяньци («Небесное Руководство»)

16. Чжу Юцзянь

1627 - 1644 гг.

Чунчжэнь («Возвышенное Счастье»)

Исход крестьянской войны

Именно она вызвала падение династии Мин. Известно, что в отличие от восстания, не только многочисленна, но и затрагивает разные слои населения. Она более масштабная, длительная, хорошо организованная, дисциплинированная из-за присутствия руководящего центра и наличия идеологии.

Стоит более подробно разобрать это событие, чтобы понять то, как же произошло падение династии Мин.

Первый этап крестьянского движения начался в 1628 г. и продолжался на протяжении 11 лет. Свыше 100 очагов не сумели объединиться, ввиду чего были подавлены. Второй этап пришелся на 1641 г. и длился всего 3 года. Возглавлял объединившиеся силы восставших способный главнокомандующий Ли Цзычен. Он сумел из существующих многочисленных хаотично возникших отрядов сформировать крестьянскую армию, которая отличалась дисциплинированностью, имела четкую тактику и стратегию.

Ли стремительно наступал под популярными в массах лозунгами касательно свержения династии Мин. Он пропагандировал всеобщее равенство, давал обещание относительно невзимания налогов по окончании войны.

Как стало известно, ранним утром 26.04.1644 г. на звон колокола, который призывал министров прибыть к императору Чун Чженю на аудиенцию, совершенно никто не пришел. Тогда он сказал, что это конец, его приближенные стали рыдать. Императрица в последний раз обратилась к своему мужу и сказала ему о том, что на протяжении 18 лет она была предана ему, однако он ни разу не удосужился ее выслушать, что и привело к подобному. После этого императрица повесилась на своем поясе.

Императору ничего не оставалось, как неумело убить дочь и наложницу мечом и повеситься самому на поясе на ясене. Вслед за императором, по обычаям того времени, ушли из жизни все 80 тыс. чиновников. Согласно одной из версий, Великий Государь оставил записку на кусочке шелка, которая адресовалась Ли Цзычену. В ней он говорил, что все чиновники - изменники, ввиду чего заслуживают смерти, их необходимо казнить. Император обосновал свой уход из жизни нежеланием быть обязанным самому последнему, презренному из подданных. По истечении нескольких часов посланцы захватчика сняли тело императора с дерева, а затем поместили его в гроб, который предназначался нищим.

Гробница великой династии Мин

Точнее сказать, гробницы, так как на территории знаменитого мемориала расположены могилы тринадцати императоров этой династии. Гробница династии Мин простирается на 40 кв. км. Она находится приблизительно в 50 км от Пекина (к северу) у подножия великой Горы Небесного Долголетия. Гробница династии Мин внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Многие приезжают в Пекин именно для того, чтобы увидеть ее.

Заключение

Маньчжурское иго новоиспеченной династии Цин, можно сказать, было навязано стране во времена европейских что обрекло Китай на целых 268 лет политического и социально-экономического застоя перед нарастающей колониальной экспансией со стороны Европы.

Две самые могущественные династии - Мин и Цин. Но отличия между ними колоссальные: первая показала народу возможность выйти на новый, прогрессивный путь, позволила ему почувствовать себя свободным, значимым. Вторая же разрушила все то, что было создано многолетним трудом, сделала государство затворническим.

Строго говоря, однозначным термином «закат» характеризовать всю историю китайской империи после Сун не вполне справедливо: на протяжении шести с лишним веков после гибели южносунской империи под ударами монголов Китай знал и периоды упадка, и времена стабилизации, и порой даже некоторый расцвет, по крайней мере в сфере политики. Достаточно напомнить, что многие ныне окраинные районы этой страны были присоединены к ней именно в эти столетия его истории. И все же в целом на фоне расцвета Тан‑Сун последующие века были уже периодом если и не всегда упадка, то во всяком случае стагнации. Иными словами, движение вперед, пусть даже зигзагообразное, было сокращено в это время до минимума, кроме, разве что, развития демографического и связанной с этим существенной интенсификации сельского хозяйства.

Как только что было упомянуто, сунская империя пала под ударами монголов – тех самых, что вихрем промчались по всей Евразии в XIII в., оставив после себя разрушенные города, опустошенные поля, многие миллионы трупов. Что же представляли собой эти монголы в XIII в.?

Монголы и династия Юань (1280–1368)

Сам термин «монголы» восходит лишь ко временам Чингис‑хана. До того собственно монголы были лишь частью большей этнической общности сибирских татар и именовались, в отличие от остальных, «черными татарами». Едва ли вообще можно говорить о монголах как о сложившейся этнической общности (пусть даже просто «черных татар») ранее, нежели применительно к XII в. До того существовали лишь протомонгольские этноплеменные группы и народы, одним из которых были кидани (речь о монгольском языке и этносе, но не о монголоидности как расовом типе!). Протомонгольские и раннемонгольские группы являли собой степной народ кочевников, разводивший лошадей и рогатый скот, кочевавший по степи от пастбища к пастбищу, живший в войлочных юртах и организованный преимущественно в небольшие родоплеменные коллективы, связанные друг с другом общностью происхождения, языка, культуры и т. п. Соседство на юге с развитой китайской цивилизацией оказывало на кочевников степной северной зоны немалое влияние, содействовавшее, в частности, убыстрению процесса создания племен, а затем мощных племенных союзов во главе с влиятельными вождями, которые при благоприятном стечении обстоятельств объявляли себя императорами, как то было с тангутами, киданями, чжурчжэнями. Монголы были очередным такого рода этносом, обладавшим, по терминологии Л.Н. Гумилева, неслыханным до того запасом пассионарной энергии. Ускорение процесса социального развития и имущественного неравенства способствовало созданию протогосударств у монголов, а тенденция к интеграции привела в ходе жестких междоусобных схваток влиятельных вождей к победе Темучина, сына Есугея. На всемонгольском курултае 1206 г. он был провозглашен вождем всех монголов под именем и с титулом Чингис‑хан.

Чингис‑хан начал с того, что создал строго организованную армию, состоявшую из десятков, сотен, тысяч и 10‑тысячных отрядов во главе с десятскими, сотскими, тысячниками и темниками, причем начальники назначались не по принципу родства или знатности (хотя и то, и другое всегда учитывалось), а на основе свойственного ранним политическим структурам принципа меритократии, т. е. из лучших воинов, что сыграло огромную роль в укреплении боеспособности армии. Армия Чингис‑хана была новым важным политическим фактором в степной зоне, до того еще не знавшей боевых организованных формирований подобного типа и в таком количестве. Собственно, именно созданная Чингисом армия и явилась решающим фактором в последующих успехах сравнительно немногочисленного этноса монголов (во времена Чингиса их было едва ли более 100 тыс., если считать только воинов, а воин у кочевников каждый четвертый, а то и третий). Только хорошо организованная армия, послужившая костяком всей военно‑политической структуры монголов, помогла им завоевать и подчинить себе почти полмира, да еще и всерьез угрожать многим из остальных стран и народов.

Покорив народы Южной Сибири, соседние с монгольской степью, армия Чингиса в 1210 г. начала войну с чжурчжэнями и в 1215 г. уже заняла Пекин. За 1219–1221 гг. была превращена в руины цветущая Средняя Азия и разбито государство Хорезм‑шахов. В 1223 г. был нанесен решающий разгром ополчению русских князей, в 1226–1227 гг. было уничтожено государство тангутов на северо‑западных рубежах Китая, причем тангуты были вырезаны с особой жестокостью, а немногие уцелевшие были превращены в рабов. И наконец, в 1231 г. основные силы монголов вернулись назад в Северный Китай и довершили здесь разгром чжурчжэньского государства Цзинь (1234). И хотя одновременно с этим значительная часть монгольской армии продолжала свои завоевания в других районах Азии и в Европе, основным делом их в этом направлении с 1235 г. стало завоевание южносунского Китая, на что ушло свыше сорока лет.

Цифра эта, если сопоставить ее с молниеносными темпами военных захватов в других районах мира, вызывает невольное уважение к сунскому Китаю – тому самому, что десятилетиями откупался от воинственных кочевников и предпочитал за эту немалую цену сохранять мир на границах, пусть урезанных, и пользоваться процветанием в экономике и культуре. Когда пришел срок и понадобилось воевать, южносунский Китай все же сумел мобилизовать все силы для сопротивления. Только в 1276 г. пала столица Ханчжоу, но и после этого последние южносунские императоры оказывали сопротивление около четырех лет, в конечном счете чуть ли не на кораблях, которые вынуждены были отчалить от захваченной монгольскими войсками береговой полосы Южного Китая. Только в 1280 г. Китай целиком оказался под властью монголов, а великий хан Хубилай стал китайским императором монгольской династии Юань (1280–1368).

Династия Юань просуществовала – если считать не формальные годы ее в китайских летописях, а фактическое господство в основной части Китая – свыше века, может быть, даже, для Северного Китая, около полутора веков. Это было едва ли не самое тяжелое время для Китая, по крайней мере после Нань‑бэй чао. Для примера можно напомнить, что на первых порах монголы вообще склонны были истребить всех отказывавшихся добровольно им сдаться, – то, что они подчас практиковали и на западе (а в сунском Китае сорок лет сопротивлялись почти все) Потом возник проект истребить китайцев пяти самых распространенных фамилий (а таковых в стране, где количество фамилий исчисляется немногими десятками, от силы сотней‑другой, была едва ли не половина, во всяком случае это была весомая часть населения страны). И если эти кровожадные проекты не были осуществлены – во многом благодаря киданину Елюй Чу‑цаю, который был советником хана и настойчиво рекомендовал ему не уничтожать тех, кто может приносить регулярный доход, – то уж в рабство к монголам попало великое множество китайцев, особенно на севере. Пожалуй, никогда в истории Китая не было так много рабов, как по количеству, так и в процентах к остальному населению, как в период Юань. Не приходится и говорить, что экономика Китая к началу правления монголов (после полувека войн) пришла в упадок, земледелие и торговля были расстроены. Что же касается администрации, то конфуцианские чиновники были вынуждены уступить свое место монгольским ханам и военачальникам, а также малознакомым с Китаем выходцам из иных районов Азии, прежде всего из исламских стран. Китайцы севера и тем более юга страны считались соответственно людьми третьего и четвертого сорта (после самих монголов и сэму‑жэнь, т. е. выходцев из других стран).

Потребовалось несколько десятилетий, чтобы Китай постепенно обрел привычную для него норму существования. На протяжении этих десятилетий с нарастающей активностью действовали свойственные ему ассимиляционные и адаптирующие факторы: восстанавливалось разрушенное кочевниками земледелие, затем и ремесло, торговля; рос объем налоговых поступлений (во второй половине Юань, по некоторым данным, в 20 раз против времен Хубилая); в администрацию снова шли конфуцианские чиновники (с 1317 г. начала функционировать система экзаменов); потомки первых монгольских правителей, нередко бравших китаянок в жены, все больше превращались в обычных китайцев. Быть может, в иных условиях все эти и иные аналогичные процессы постепенно и мирно сумели бы выправить ситуацию таким образом, что монгольская династия в конечном счете осталась бы монгольской в основном только по названию, как то случилось несколькими веками позже с маньчжурами в Китае. Но условия оказались неблагоприятными – как для китайцев, живших под монгольским игом и тяжело ощущавших это, так и для самих монголов, которые мало делали для блага управляемой ими страны.

Наиболее наглядно проявилось это в связи с потребностями ирригационного строительства. Хотя ирригационное земледелие не было главным либо жизненно важным для китайского сельского хозяйства, оно все‑таки имело большое значение для страны, особенно после создания рисового пояса на юге. Немалую роль играла ирригация и в деле защиты населения от разливов рек, особенно наполненной лёссом своенравной Хуанхэ, время от времени выходившей из берегов и затоплявшей страну, как то было, в частности, во времена Ван Мана. В функции любого китайского правительства входило заботиться о водном строительстве и вовремя ремонтировать каналы, дамбы, чистить русла и т. п. Монголы этим почти демонстративно пренебрегали. А конфуцианских чиновников, которые могли бы своими силами на местах что‑либо организовать, действуя в соответствии с традицией, в стране долго не было. Неудивителен и результат.

Система дамб на Хуанхэ давно пришла в негодность. Великая река то и дело прорывала дамбы и широко разливалась по долине, затопляя поля и жилища. В 1334 г. прорыв оказался настолько мощным, что река вновь, в очередной раз изменила русло, уничтожая на своем пути сотни тысяч жизней. В стране резко возросло недовольство монголами. Усилилось патриотическое движение, набиравшее силу и проявлявшееся как в литературе (юаньская драма, патриотические романы типа «Троецарствия»), так и в политике. Вскоре страну охватило мощное народное движение, тут и там вспыхивали с трудом подавлявшиеся восстания. Власти попытались было в 1351 г. восстановить систему дамб и заставить реку вернуться в старое русло. Но было уже поздно. Объединение в районе строительства сотен тысяч людей лишь подлило масла в огонь: восстания вспыхнули с новой силой, причем во главе их оказались вожди тайного общества «Бай‑ляньцзяо». Буддийская по своей религиозной основе, эта секта «Белого лотоса» существовала в Китае издавна, по меньшей мере с V в. Однако в XIV в. она превратилась в тайное общество, выдвинувшее на передний план эгалитарные крестьянские идеалы и предрекавшее скорое наступление века будды грядущего Майтрейи и соответственно новой династии Мин (свет), которая покончит с мрачным господством монголов.

Покрыв свои головы красными повязками (символ грядущего царства Света), восставшие сорганизовались в отряды «красных войск», которые начали решительную борьбу с монгольскими угнетателями. Восстание приняло не столько сектантско‑крестьянский, сколько национально‑патриотический характер. И хотя первая его фаза закончилась в 1363 г. поражением красных войск, антимонгольское движение разгоралось в стране со все большей силой. Особенно когда во главе его стал Чжу Юань‑чжан.

Родом из крестьян, хлебнув в молодости горя, Чжу Юань‑чжан (1328–1398) был послушником в буддийском монастыре. Когда сторонники секты подняли восстание, он примкнул к нему и, проявив недюжинные способности, быстро выдвинулся в первые ряды вожаков. После разгрома первой фазы движения именно Чжу оказался во главе восставших. Опираясь на примкнувших к нему конфуцианцев, ученых знатоков китайской истории и культуры, он успешно действовал и в конечном счете, разгромив монгольские войска, провозгласил себя императором новой династии – Мин. Кроме названия, от эгалитарно‑буддийских основ первоначального движения осталось к этому времени не так уж много. И это в общем понятно. Оставаясь вождем восставших крестьян, Чжу Юань‑чжан, как и его далекий предшественник Лю Бан, с готовностью воспринял давным‑давно апробированную конфуцианскую систему управления государством и обществом, конфуцианские принципы и порядки. Хотя как личность новый император был далек от конфуцианского идеала мудрого и справедливого правителя и скорее был деспотом типа Цинь Ши‑хуанди и суйского Ян‑ди, он тем не менее последовательно проводил конфуцианскую политику, в том числе в организации администрации, столь подорванной за время правления монголов. И это, безусловно, сыграло немаловажную роль в деле упрочения Мин.

Эпоха династии Мин (1368-1644 гг.) характеризуется возрождением национальной культуры. В XIV – начале XV вв. был возведен крупнейший культовый комплекс Пекина – Храм Неба – императорский жертвенный алтарь. Здесь три раза в году император задабривал верховные божества Неба и Земли. Перед рассветом он всходил на алтарь Неба и приносил в жертву животных и птиц, зерно, шелк и драгоценные камни. Внешне сооружение похоже не на храм, а на ритуальный город. Стены храма обладают удивительным акустическим эффектом: произнесенные шепотом слова на алтаре Неба разносятся эхом на расстоянии 60 метров. Крыши главных строений покрыты глазурованной черепицей. Ансамбль храма Неба был завершен на севере круглым павильоном с трехъярусной синей крышей. Его синяя окраска напоминает цвет неба. Цвет крыш зависел от назначения здания и закреплялся канонами. Крыши императорских построек имели черепицу с глазурью желтого или красно-коричневого цвета, храмы – синего или зеленого. Остальные сооружения крылись простой серой черепицей.

В эпоху маньчжурской династии Цин (1644-1911 гг.) усиленно строились монастыри, в архитектуру которых вводятся черты тибетского и монгольского зодчества. Господствует чопорная, официальная архитектура, появляется множество мемориальных ансамблей, почетных ворот пайлоу. Проводятся работы по реконструкции Пекина, завершается ансамбль Императорского города. В ходе массового городского строительства и реконструкции старые здания храмов с их прогнутыми от тяжелой черепицы крышами становятся эталонами красоты, и прогиб стали делать умышленно. Вероятно, в формировании «китайского» типа крыши сыграло свою роль также и знакомство с праздничными крылатыми шатрами кочевников и тибетцев. По другой версии, прогиб кровли и приподнятость углов крыши отражает традиции раннего китайского зодчества, использующего в качестве основного строительного материала бамбук.

(XVII-XVIII вв.), включающий более 90 построек, 300 помещений, уступает в размерах пекинскому «Запретному городу». Среди его экспонатов – предметы искусства из слоновой кости, музыкальные инструменты, мебель и картины. Главное сооружение комплекса – дворец Да Чжэн («Великое правление»), в котором император вел государственные дела и проводил торжества.

Дворцы императоров династий Мин и Цин в (с начала XV в.) составляют крупнейший в мире дворцовый комплекс, состоящий из 9999 комнат. Он служил резиденцией 24 императоров маньчжурских династий Мин и Цин. Ныне он известен как «Запретный город» Гугун. В архитектурный ансамбль, окруженный стеной, входит три основных павильона («Высшей гармонии», «Полной гармонии» и «Сохранения гармонии»), огромные ворота, залы для аудиенций и жилые помещения. Вокруг располагаются второстепенные дворцы, ныне служащие резиденциями и приемными для руководства Китая.

И его окрестностях созданы в соответствии с принципами фэн-шуй, отражающими культурные традиции, идущие с XIV в. Гробницы богато украшены каменными скульптурами, и изразцами с изображениями драконов. Недалеко от центра Пекина находится район Шисаньлин («Тринадцать усыпальниц»). Здесь находится прах 13 императоров династии Мин. Другие усыпальницы расположены в 50 км к северу от Пекина у подножия «Гор безграничного как небо долголетия». Погребальный комплекс императоров династии Цин-Дунлин является крупнейшим по величине среди всех дошедших до нашего времени. Здесь покоятся пять императоров, 14 императриц и около 100 наложниц. Усыпальницы расположены в удивительных по красоте местах и окружены высокими горами, покрытыми лесами. К ним вела священная дорога, оформленная скульптурными изображениями животных и вельмож.

Находится в 20 км к северо-западу от центра города. Этот роскошный парковый ансамбль включает озеро Куньминь, залы, павильоны и дворцы династии Цин. Парк Цзиншань («Безмятежного отдыха») служил резиденцией китайских императоров. Шедевром садово-паркового искусства Китая является Летний дворец. Он был построен в середине XVIII в. Парк Ихэюань содержит свыше трех тысяч строений на берегу озера близ холма Ваньшоушань («Гора долголетия»). Вдоль берега озера тянется деревянная галерея «Чанлан» с уникальными росписями (свыше 1400 картин). Здесь же стоит знаменитая Мраморная лодка, где любила обедать императрица Цыси.

Горная императорская резиденция и окружающие ее храмы в городе Чэндэ (провинция Хэбэй, т.е. «к северу от реки») включает около 1900 памятников старины. Самый знаменитый памятник – построенная в XVIII в. летняя резиденция китайских императоров династии Цин, в которой они жили по полгода. Надписи на дворцовых постройках выполнены на пяти языках: китайском, маньчжурском, тибетском и тюркском. Это подчеркивало, что Китай – многонациональная империя. Строительство летней резиденции было организовано по приказу маньчжурского императора, задумавшего создать «горное убежище от летней жары». К северо-востоку от дворца расположен храмовый ансамбль, включающий храм Путоцзунчэн, построенный в стиле тибетского дворца Потала. Другие храмы комплекса: Пулэсы («Всеобщего веселья»), Анаюаньсы («Безопасности») и Пунинсы, возведенный в стиле тибетского храма Санъесы.

(провинция Хубэй, т.е. «к северу от озера») охватывает величественные даосские архитектурные ансамбли императорских династий Юань, Мин и Цин. После вступления на престол императора Минской династии Чжу Ди, он, в целях укрепления своего могущества, повелел соорудить здесь дворцы, храмы и монастыри. Согласно канонам даосизма, они должны были образовывать единство с природой. Мощеная камнем дорога длиной 70 км ведет от подножия гор к павильону Уцзиньдянь на пике Тяньчжуфэн. По обеим ее сторонам построены восемь дворцов, два монастыря, 36 павильонов, 72 храма, 39 мостиков и 12 беседок и террас.

(провинция Аньхой) находятся в горном районе Ваньтань, недалеко от реки . В этом живописном уголке впечатляют сотни жилых построек, выполненных в период правления династий Мин и Цин. В жилых домах повсюду видна художественная резьба по кирпичу, камню и дереву. В деревне Сиди находится три храма и 224 жилых дома, построенных с XIV по XIX вв. Дворы вымощены или черными каменными плитами, или разноцветными булыжниками, образующими орнаменты. Деревня Хунцунь хранит 137 сооружений, среди которых наиболее интересными являются объекты двух ирригационных систем. Архитектурным шедевром здесь считается дом Чэнчжитан («Зал наследования воли»), имеющий неповторимую ажурную резьбу на деревянных окнах и дверях.

Для китайцев характерна особая любовь к природе, проявляющаяся в чутком к ней отношении и восприятии ее как важной составной части жизненной среды. Не случайно, что в Китае были достигнуты большие успехи в создании парковых ансамблей (с беседками, мостиками, галереями и т.п.) – глубоко продуманных, насыщенных религиозной символикой и тонким пониманием красоты природы. (провинция Цзянсу) являются классикой китайского паркового искусства. Город Сучжоу, основанный в VI в. до н.э., находится в дельте реки Янцзы, в 100 км к западу от Шанхая. Сучжоу называют «Китайской Венецией» – здесь вместо улиц каналы, через которые переброшены горбатые мостики. Созданные здесь архитектурно-парковые ансамбли носят поэтичные названия, например, «Лес Львов», «Павильон Вздымающихся Волн», «Сад Уединения», «Сад Благовонных Трав». К числу самых маленьких относится «Сад Мастера Сетей». Наибольшую известность получил «Сад Скромного Чиновника», созданный в начале XVI в. Планировка каждого сада отличается умелым сочетанием павильонов, искусственных горок, прудов, мостиков, башен, деревьев и цветов. В Сучжоу сохранилось 70 садов, девять из них открыты для посещения.

Представляют собой многоэтажные дома-крепости, которые стали возникать здесь в начале XVII в., во время заката династии Мин. Тогда жители были вынуждены защищаться от основавшихся в округе разбойников. Многоэтажные дома с толстыми стенами, железными дверьми и маленькими окнами спасали не только от набегов, но и от частых в этих местах разливов реки Янцзы. Мода на дома Дяолоу возродилась в первой трети ХХ в., когда их стали возводить богатые китайцы, вернувшиеся из Австралии и США. Сейчас в Кайпине существует около 1400 домов этого типа. В их архитектуре причудливо сочетаются элементы средневековой готики, итальянского ренессанса, оттоманского стиля и местных традиций.

Город Макао (Аомынь) с середины XVI в. находился под управлением . В 1999 г. этот город-порт, имеющий стратегическое значение для развития мировой торговли, был возвращен . Историческими памятниками здесь являются улицы, семь площадей и более 20 архитектурных ансамблей, построенных в , французском и бразильском стилях. Город был интернациональным, в нем проживали выходцы из Европы, Азии, Америки и Африки. В конце периода династии Мин и в начале правления династии Цин сюда приехали католические миссионеры, превратившие город в опорную базу христианства на Дальнем Востоке. Благодаря этому в XV-XVI вв. в Макао появились изумительные по своей красоте католические храмы. Гармоничное соединение западной стилистики и традиционного китайского колорита придает городу особую привлекательность.

И просуществовала около 260 лет.

Династия была основана в 1616 году на территории Маньчжурии (северо-восток современного Китая) и вскоре, воспользовавшись нестабильной ситуацией в Китае, где центральная власть была ослаблена многочисленными крестьянскими восстаниями, подчинила себе весь Китай, а затем часть Монголии и Средней Азии. Таким образом, нация численностью менее 1 млн человек покорила 150-милионный народ. На первом этапе династия Цин, чтобы укрепить свою власть и позиции в Пекине, издала указ, согласно которому под страхом смертной казни каждый мужчина в империи был обязан одеваться в маньчжурском стиле и брить макушку, как это было принято у маньчжуров.

Тем не менее, маньчжурское правительство довольно быстро окитаезировалось, и, начиная со второго цинского императора в Китае (Канси), правители стали говорить на китайском языке, а правительственные должности отдавались китайским ученым. Все это помогло преодолеть напряжение между китайской и маньчжурской аристократией, и в стране более чем на 1,5 столетия наступили мир и процветание, словно затишье перед последовавшей за этим бурей.

Первая половина цинского периода отмечена ростом населения и развитием экономики. Вплоть до конца XVIII века после отмены в 1684 году запрета на торговлю с другими странами Китай, торгуя шелком и чаем, получал огромное количество серебра, пока этот поток не был перекрыт поставками опиума. Однако в целом цинское правительство продолжало политику самоизоляции, которая, в конце концов, привела к насильному открытию страны европейскими державами.

Наука Китая, когда-то занимавшая лидирующее положение во всех областях, все больше отставала от европейской, углубляясь в философию. Знания, полученные от европейских миссионеров, китайцы воспринимали с недоверием и не использовали для развития собственной науки. В конечном итоге это постоянно растущее отставание стало самым большим недостатком китайском цивилизации.
Больших успехов Китай достиг в искусстве, которое переживало очередной подъем. Создавались фундаментальные энциклопедии, содержащие накопленные знания, развивалась живопись, драматургия и литература (появился первый роман, написанный разговорным языком - «История камня, или Сон в Красном тереме», рассказывающий о судьбе аристократической семьи).

Мирное правление династии Цин было нарушено в последние годы жизни императора Гао-цзуна (1736 - 1795 гг.). В это время среди низших слоев населения, а затем и среди недовольных образованных людей, не попавших на государственную службу, распространился культ «Общество Белого Лотоса». Неконтролируемый рост секты вызвал подозрение у правительства, приказавшего провести расследование, но последовавший за этим беспредел чиновников на местах привел к вооруженному восстанию. Члены «Общества Белого Лотоса», чьи ряды пополнили разбойники, стали нападать на правительственные конторы в деревнях. В это же время на юге взбунтовались племена мяо. На подавление восстаний у императорской армии ушло несколько лет, что показало Западу несостоятельность китайских вооруженных сил и сильно подорвало авторитет правящего дома. В дополнение к этому в конце XVIII века на Тайване стали формироваться тайные преступные группировки - «триады», которые в тот период выступали против маньчжурского императора и изнутри подтачивали фундамент династии Цин. Интересно, что эти криминальные сообщества существуют по сей день.
Отмена запрета на торговлю с другими странами совершила настоящий торговый бум: в конце XVIII - начале XIX вв. португальцы, голландцы, англичане и американцы закупали в Кантоне и Макао чай и шелк, оплачивая товар импортом текстиля и американским серебром. Экспорт Китая значительно превышал импорт, пока англичане, а вслед за ними и американцы, не стали ввозить в Китай опиум. Наркотик оказался насколько хорошо продаваемым товаром, что уже с 1828 по 1836 гг. импорт превысил экспорт на 36 млн. долларов.

К тому времени Англия стала самой мощной капиталистической страной, а торговля опиумом в Кантоне заняла важное место в британской экономике. Объемы наркотика, поставляемого в Поднебесную, росли в геометрической прогрессии. Многие аристократы и чиновники превратились в настоящих наркоманов, деградация охватила все слои населения. Китайское правительство наложило запрет на торговлю зельем, но это привело только к нелегальной торговле, контрабанде и коррупции. В попытке пресечь неиссякаемые потоки опиума в Китай в марте 1939 года специальный уполномоченный Линь Цзе-сюй потребовал у британских и английских торговцев прекращение ввоза наркотика и конфисковал у них наличных запасы опиума, уничтоженные в морской воде. Вслед за этим английское правительство объявило действия китайцев незаконными и потребовало компенсации убытков, а также дополнительных льгот для своих предпринимателей и предоставление в их распоряжение некоторых территорий. Не получив ответа от Китая, в апреле 1840 года Великобритания объявила войну. Вскоре к англичанам присоединились американцы. Китай потерпел в первой опиумной войне поражение и в 1842 году был вынужден подписать Нанкинский мирный договор, согласно которому помимо значительных сумм контрибуции Великобритания получала в бессрочное владение Гонконг, доступ для торговли в пяти портах: Гуанчжоу, Сямынь, Фучжоу, Шанхай и Нинбо - низкие пошлины на ввоз своего товара и другие привилегии.

Этот договор стал переломным моментом в китайской истории, после которого начался период новой истории Китая. Нанкинский договор и дополнительное к нему соглашение поставили Китай в неравноправное положение в его отношениях с Великобританией. За ними последовала серия подобных же неравноправных соглашений.

В 1844 году были подписаны договоры с США и Францией, распространявшие на эти страны права и привилегии, которые были предоставлены Великобритании. На 60 лет страна превратилась в полуколониальное и полуфеодальное государство.

Аппетит Запада, нашедшего в лице Китая гигантский рынок сбыта и постоянный источник дохода, постоянно возрастал. Спустя несколько лет после подписания мирного договора, англичане потребовали пересмотра условий и открытия городов, т.к. до этого все иностранцы жили в специальных концессиях. Одновременно с этим Китай стали разрывать бесконечные мятежи, пиратство, процветающая контрабанда, в том числе нелегальная торговля китайскими рабочими. Ненависть местного населения к «варварам» достигла своего апогея: на европейцев нападали на улицах, забрасывали камнями, но это не остановило англичан. В октябре 1856 году Англия и Франция развязала новую войну против Китая. В мае 1858 года объединенная армия захватила Тяньцзинь, расположенный всего в 150 км от Пекина: цинское правительство было вынуждено в спешном порядке заключить новый договор. Условия Тяньцзиньского договора стали еще более тяжелыми для Поднебесной: к огромной контрибуции прибавлялось создание в Пекине постоянных иностранных посольств, открытие дополнительных портов, разрешение иностранным миссионерам свободно проповедовать свою религию, открытие реки Янцзы вплоть до Ханькоу, низкие торговые пошлины и, наконец, легализация торговли опиумом (Источник: Р.Крюгер, «Китай: полная история Поднебесной»).

Война, однако, на этом не закончилась. В 1859 году Англия и Франция потребовали снять оборону на реке Байхэ, но получила отказ. Вскоре за этим произошла случайная военная стычка в окрестностях Тяньцзиня, в котором китайцы одержали победу, убив около 400 солдат противника. В ответ на это в 1860 году объединенная армия захватила Тяньцзинь и подошла к Пекину. Император Сяньфэн бежал, укрывшись за Великой Китайской стеной. В октябре того же года англо-французская армия разграбила Летний дворец Юаньминъюань в окрестностях Пекина. Вскоре цинское правительство вновь было вынуждено подписать позорный и неравноправный мирный договор. Пекинский договор подтверждал все пункты Тяньцзиньского, кроме того, Англия получала полуостров Коулун, а Китай обязан был выплатить дополнительную контрибуцию.

Практически одновременно со второй опиумной войной в Китае разгорелось самое жестокое в истории Поднебесной крестьянское восстание, впоследствии получившее известность как Восстание тайпинов (1850 - 1864). Предводителем восстания стал китаец-христианин Хун Сюцюань, родом из крестьянской семьи, провозгласивший себя младшим братом Иисуса Христа. «Тайпин» (taiping, 太平) в переводе с китайского означает «Великое спокойствие».

Идеи Хуна вместе с ненавистью к маньчжурам и варварам с Запада очень быстро нашли отклик в широких народных массах: за несколько лет общество превратилось во влиятельную и агрессивную силу. Основную массу тайпинов составляли разорившиеся крестьяне, городские рабочие, частично - члены триад, желающие свергнуть правительство. Одним из признаков тайпинов были длинные волосы - протест против маньчжурской стрижки, которую обязаны были носить все мужчины в Империи Цин. В 1851 году около 20 тысяч тайпинов объявило о создании Небесного государства Великого равновесия. В марте 1953 года разросшаяся до двух миллионов человек армия тайпинов заняла Нанкин, который Хун Сюцюань переименовал в Тяньцзин и сделал своей столицей. Так, тайпины фактически строили свое государство внутри циньской империи. Они издавали новые законы, проводили земельную реформу и даже создали новый календарь. В Небесном государстве было запрещено вино, табак, опиум, азартные игры, внебрачные связи, а также наложницы и бинтование женских ног. Земля, принадлежавшая Богу, справедливо распределялась между всеми мужчинами и женщинами.

В 1856 году в руководстве государства между небесными князьями начались споры за власть, как обычно сопровождаемые убийствами. Воспользовавшись ослаблением власти в Тайпине, цинская армия начала наступление. Европейцы в этой войне предпочли поддержать маньчжуров, отказав на призыв китайских «братьев-христиан», считая, что общество тайпинов не только является аморальным, но и представляет собой угрозу для торговли. В 1864 году Тяньцзинь был захвачен, а «небесный князь» покончил жизнь самоубийством, приняв смертельную дозу яда. Так при поддержке Англии, Франции и США цинскому правительству удалось подавить крестьянское движение тайпинов, продержавшееся 14 лет.

Последующие 40 лет Китай продолжали делить мировые державы, находя для военной агрессии все новые поводы, а также устанавливая протекторат над странами-данниками Поднебесной, среди которых оказались Бирма, Корея и Вьетнам. К концу XIX века Тайвань и остров Рюкю стал принадлежать Японии, России на двадцать пять лет достался Порт-Артур, Англия господствовала в Гонконге, Кантоне, Шанхае и на северной оконечности полуострова Шаньдун, Германия взяла в аренду на 90 лет область Цзяочжоу на севере провинции Шаньдун, Франция арендовала на 99 лет залив Гуанчжоу.

В то же время, начиная с 60-х годов XIX века, цинское правительство, поняв свое кризисное положение, предприняло попытки к заимствованию у Запада передовой науки. Однако процесс индустриализации шел очень медленно, что было во многом связано с традиционным китайским менталитетом, рассматривающим любые другие народы как варваров, а подражание им - как унижение нации. К тому же правящая тогда в качестве регента при малолетнем сыне, а затем при малолетнем племяннике, вдовствующая императрица Цыси плохо представляла себе положение дел в стране, тратя миллионы на строительство роскошных дворцов, в то время как стана была вынуждена брать кредиты у России, Британии и других держав.

Реформаторы с новой силой дали о себе знать после коронации восемнадцатилетнего императора Гуансюя, племянника Цыси, в 1889 году, после которой императрица официально уступала трон новому правителю, но фактически ее влияние при дворе осталось прежним. Гуансюй был увлечен западными знаниями и с интересом отнесся к идеям Кан Ю-вэя, молодого ученого из Кантона, активно выступающего за реформирование страны. В результате личной встречи императора с ученым было объявлено о начале «100 дней реформ»: изменения должны были затронуть промышленность, образование и государственное устройство. Чиновничество забило тревогу, а вдовствующая императрица при поддержке своей партии в сентябре 1898 года осуществила государственный переворот, отстранив императора от власти и снова заняв трон. Все указы, принятые во время «100 дней» были отменены, но машина реформирования была уже запущена, и ничто не могло заглушить общественное мнение, все громче требующее перемен.

Народное недовольство выливалось в восстания, среди которых самым масштабным стало «боксерское» или ихэтуаньское движение (1899 - 1902 гг.). «Боксеры» выступали против вмешательства «варваров» в экономику, религию и политику Китая и жестоко расправлялись с христианами и «заморскими дьяволами», а также со всеми символами присутствия иностранцев - железными дорогами, телеграфными линиями и т.д. «Боксеры» смогли завоевать расположение Цыси, и императрица стала оказывать им поддержку, что взволновало иностранную общественность. В 1900 году мятежники ворвались в Пекин, сжигая христианские церкви, посольства и дома иностранцев. Западные державы отреагировали немедленно: через месяц была сформирована 20-тысячная объединенная армия из британцев, американцев, японцев, австрийцев, французов и итальянцев, которая довольно быстро смогла захватить столицу. Цыси бежала в Сиань, «боксеры» были жестоко убиты. Китай был вынужден подписать еще более унизительный «Заключительный протокол», после которого цинское правительство полностью стало орудием в руках держав, контролирующих Китай.

14 ноября 1908 года император Гуансюй умер после непродолжительной болезни, а на следующий день скончалась сама вдовствующая императрица Цыси. С ее смертью эпоха Цин фактически закончилась, хотя номинально династия продолжала существовать, новым наследником был назначен 3-летний племянник Цыси Пу-И. Окончательно Цинская империя перестала существовать после Синьхайской революции (1911 - 1913 гг.), в 1912 году был подписан акт об отречении императора от трона, а в 1924 году император был низложен окончательно, лишен титулов, объявлен обычным гражданином республики и изгнан из Пекина.

К концу XVI века северные соседи империи Мин - потомки чжурчжэньских племён, разбитых в своё время Чингисханом, - объединяются вокруг владения Маньчжоу под предводительством вождя Нурхаци. В 1609 Нурхаци прекращает платить дань Китаю, а затем провозглашает собственную династию Цзинь. С 1618 маньчжуры усиливают вооружённое давление на Китай. За восемь лет они выходят практически к Великой китайской стене (на крайнем востоке).

Преемник Нурхаци — Абахай — провозглашает себя императором и меняет название династии на Цин. Маньчжурская конница начинает совершать регулярные набеги на Китай, грабя и обращая в рабство сотни тысяч китайцев. Императору Мин приходится направить на северные рубежи свою лучшую армию под командованием У Саньгуя.

Тем временем в Китае разгорается очередное крестьянское восстание. В 1644 крестьянские отряды под предводительством Ли Цзычэна, разгромив все остальные армии, занимают Пекин, а сам Ли Цзычэн провозглашает себя императором. Командующий У Саньгуй пропускает маньчжурскую конницу на Пекин и те разбивают Ли Цзычэна в Шанхайгуаньской битве. 6 июня 1644 маньчжуры захватывают столицу. Ли Цзычэн вскоре гибнет, а маньчжуры объявляют своего малолетнего императора Айсиньгёро Фулиня правителем всего Китая. У Саньгуй вместе со всей армией переходит на службу к завоевателям.

Китай таким образом утратил государственный суверенитет и стал неотъемлемой частью другого государства - маньчжурской империи Цин, хотя борьба против маньчжурских захватчиков продолжалась ещё долго: последний оплот сопротивления - Тайвань захвачен маньчжурами в 1683.

Маньчжуры были вторым чужим народом, захватившим Китай. В руках маньчжурской знати находились высшие органы власти и руководство армией. Смешанные браки были запрещены, и тем не менее маньчжуры быстро приспособились к китайской культуре, тем более что, в отличие от монголов, они не противопоставляли себя китайской культуре.

Начиная с Канси (годы правления 1663-1723), маньчжурские императоры были буддистами, а в этике - конфуцианцами, управляя страной по древним законам. Китай под властью династии Цин в XVII-XVIII вв. развивался достаточно интенсивно. К началу XIX века в империи Цин насчитывалось уже около 300 млн человек - примерно в пять раз больше, чем на той же территории в среднем на протяжении предыдущих двух тысяч лет, что привело к интенсивному развитию сельского хозяйства при активном участии государства. Маньчжуры обеспечили покорность китайского населения, но при этом заботились о процветании экономики страны и благосостоянии народа.

Правители государства Цин проводили политику изоляции Китая от внешнего мира. Католические миссионеры, игравшие заметную роль при императорском дворе до конца XVII века, были постепенно высланы, а христианские церкви закрыты. К середине XVIII века была ликвидирована торговля с европейцами за исключением одного порта в Кантоне (Гуанчжоу). Опорным пунктом иностранной торговли оставался остров Макао, находившийся под контролем португальцев.

В течение первых двух веков империя Цин осуществляла экспансию во всех направлениях и увеличила свою территорию более чем в два раза. В 1757 было уничтожено Джунгарское ханство, и территория его вместе с покорённым к 1760 Восточным Туркестаном была включена в состав Цинской империи под названием Синьцзян (Новая граница). Вассалом империи Цин стала Корея. В конце XVII века сюзеренитет маньчжурских императоров признали князья Внешней Монголии. В конце XVIII века было завоевано государство Тибет. Экспансия простиралась и на северо-запад, что привело к конфликту с Россией в Приамурье. Однако при этом следует отметить, что Цинская империя - не Китай: последний был лишь одной из её частей.

Опиум и Японско-китайская война. В конце 18 века торговля Китая с внешним миром вновь начала расширяться. Китайский шелк, фарфор, чай и другие товары пользовались большим спросом в Европе, но китайцы отказывались что-либо покупать у европейцев, так что тем приходилось платить серебром за китайские товары. Тогда англичане начали ввозить в Китай опиум — преимущественно контрабандным путем из Индии. Вскоре местное население, особенно в приморских районах, было приобщено к курению опиума.

Ввоз опиума в Китай постоянно возрастал и стал подлинным бедствием для страны, что привело к серии Опиумных войн в середине 19 века. Поражение в этих войнах привело к постепенному превращению Китая в фактическую полуколонию европейских держав.

Результатом первой опиумной войны стала победа Великобритании, закреплённая Нанкинским договором от 29 августа 1842, выплата империей Цин контрибуции в размере 15 млн серебряных лян (21 млн долларов), передача Великобритании острова Гонконг и открытие китайских портов для британской торговли, в том числе опиумом.

В результате поражения во второй «опиумной» войне (1856-1860), Китай был вынужден полностью принять требования западных держав:

— открытие в Китае иностранных дипломатических представительств;

— открытие иностранцам для проживания и торговли специально оговоренных портов, включая Кантон, Амой, Фучжоу, Нинбо и Шанхай, а также полное отделение Гонконга;

— учреждение специальных сеттльментов в этих портах, находящихся под управлением иностранной администрации;

— экстерриториальность граждан западных держав в Китае;

— свобода плавания иностранных судов в китайских территориальных водах;

— участие иностранных держав в регулировании китайских таможенных тарифов, деятельность таможен под руководством таможенных управлений с иностранным персоналом, находящимся на китайской службе;

— доступ христианских миссионеров в глубинные районы Китая.

Кроме того, угрозу для маньчжурского двора представляло восстание тайпинов (1848-1864) под предводительством христианина Хун Сюцюань. Целью восстания было изгнание чужеземцев, низвержение манчжурской династии и создание Тайпинского небесного царства, где все равны между собой. Тайпинское восстание охватило южные регионы Китая. Тайпины были подавлены цинской армией при поддержке англичан и французов лишь в 1864 году. Война привела к огромному количеству жертв - по оценкам, от 20 до 30 миллионов человек.

Восстания происходили и в других регионах Китая. В 1852-1868 годах на севере Китая вспыхнуло восстание няньцзюней. в 1856-1873 — восстание в провинции Юнань, а в 1862-69 годах происходило Дунганское восстание.

В этот же период происходили и другие события: смерть императора Айсиньгёро Ичжу (август, 1861) привела на трон его пятилетнего сына Цзайчунь, рожденного от Драгоценной наложницы И. А уже в ноябре произошел государственный переворот, в результате которого регентский совет, который должен был править до совершеннолетия императора был отстранен от власти: старший — князь Айсиньгёро Сушунь был казнен, двум князьям пришлось совершить самоубийство, а оставшиеся были просто отстранены. Новыми со-регентами стали конечно же, инициаторы переворота: Драгоценная наложница И, сменившая титул на «Вдовствующая императрица Цыси» и «Вдовствующая императрица Цыань», и князь Гун, назначенный Князем-регентом.

Великий князь Гун был инициатором и проводником курса реформ, известного как «Движение самоусиления» или «Движение по усвоению заморских дел». Князь Гун в 1861 году учредил и возглавил Цзунли ямэнь — институт правительства империи Цин, выполнявший функции министерства иностранных дел вместо традиционного Министерства ритуала. на следующий год основал Тунвэньгуань — училище, где студенты изучали западные науки. Переводилась на китайский язык западная литература.

Надо отметить, что эти реформы были задуманы еще при жизни покойного императора: В январе 1861 года на имя императора был направлен меморандум за подписью Гуна, в котором предлагалось создать специальный орган для разработки политики, призванной найти пути выхода из кризиса в отношениях Цинской империи с внешним миром.

Причиной появления меморандума послужили наработки ученых, изучавших причины поражения Цинской империи в Опиумных войнах. Очень показательным было мнение Фэн Гуйфэнь, хорошо изучившего достижения Западного мира. С его точки зрения, превосходство морально-этических принципов конфуцианства было несомненным. Поэтому, допуская заимствование паровых судов и современного огнестрельного оружия, следовало сохранять верность конфуцианскому учению: «восточное учение - основное; западное учение - прикладное».

Однако привилегии, которыми пользовались иностранцы в Китае, вызывали недовольство местного населения. Нередко вспыхивали бунты, направленные против иностранцев. Наиболее серьезным из них стала Тяньцзиньская резня в 1870 г.

В январе 1875 в возрасте 19 лет умер император Цзайчунь, так и оставшийся всю жизнь в тени матери, Вдовствующей императрицы Цыси, которая настояла чтобы власть была передана 4-летнему Цзайтянь, сыну князя Чуня и Ваньчжэнь - родной сестры Цыси. Таким образом она скрепляла свой род с императорским и продолжала осуществлять фактическую власть в стране. Император был объявлен под именем Гуансюй. А страна тем временем продолжала совершенствоваться: появилась первая железная дорога, современные школы, телеграфная связь; развивалось машиностроение и горное дело, совершенствовался военный флот.

К 1884 году Северный Вьетнам по-прежнему номинально находился в вассальной зависимости от Цинской династии, а Центральный и Южный захватила Франция. В 1884-1885 годах разгорелась Франко-Китайская война, развязанная Францией за право обладания северным Вьетнамом. Французские армия и флот действовали независимо друг от друга. Французский флот смог уничтожить китайский фуцзянский флот и разрушить арсенал в Фучжоу, а затем обстрелял укрепления на Тайване и в Чжэньхае. Менее успешно действовала французская армия. Китайцы нанесли им несколько поражений. Французкое правительство было вынуждено подать в отставку, а новое решило не затягивать войну, и заключило с Китаем Тяньцзиньский договор, по которому Китай выводил войска из северного Вьетнама и передавал его французам.

В 1894 году в Корее произошёл военный переворот. Новое правительство вышло из-под покровительства Китая, и под японским давлением попросило Японию изгнать китайцев со своей территории. 1 августа 1894 года Япония объявила Китаю войну. Цинскими войсками командовал престарелый Ли Хунчжан. Китайцы сперва проиграли сражение у Сонхвана, а затем в битве у Пхеньяна была разгромлена Хуайская армия. Затем Бэйянский флот потерпел поражение в битве при Ялу. Японские войска вторглись на территорию Китая и захватили крепость Люйшунь. Ли Хунчжан был объявлен виновным в поражениях и отстранён от командования. Японцы, тем временем, высадились у Вэйхайвэя — базы Бэйянского флота, и захватили его. Сухопутные войска подступали к столичной провинции Чжили. Цинское правительство запросило перемирие, но в Токио умышленно затягивали переговоры, потому как японцы ещё не захватили земли, которые хотели получить. 17 апреля 1895 года был заключён Симоносекский договор, по которому к Японии отходили Тайвань и острова Пэнху.

Ослаблением Китая после войны воспользовались Россия и Германия. В 1896 году Россия арендовала полосу земли в Маньчжурии для строительства Китайской Восточной железной дороги, а в 1898 — Ляодунский полуостров с портами Далянь (Дальний) и Люйшунь (Порт-Артур). В 1897 году немцы, в ответ на убийство немецких миссионеров, захватили Циндао и вынудили Китай подписать договор о его аренде на 99 лет, Англия также на 99 лет арендовала часть полуострова Цзюлун рядом с Гонконгом.

Уступки иностранным державам вынудили императора Гуансюя согласиться на проведение предложенных Кан Ювэем реформ. Эти реформы вошли в историю как «сто дней реформ», они длились всего 104 дня и были прекращены императрицей Цыси. Кан Ювэй вынужден был бежать из страны, его брат был казнён, а император Гуаньсюй отстранён от власти императрицей Цыси. Отказ от реформ усилил революционные настроения.

В 1898 году на Севере Китая началось восстание Ихэтуаней(1898-1901), или Боксёрское восстание, направленное в первую очередь против засилья иностранцев. Императрица Цыси, первоначально пытавшаяся подавить восстание, затем решила использовать его для вытеснения иностранных держав. Однако, видя неменуемую неудачу, перешла на сторону Альянса восьми держав, подавившего восстание. В результате Китаю пришлось пришлось подписать Заключительный протокол, по которому он обязался уплатить огромную контрибуцию и предоставить ряд новых льгот иностранцам.

В 1901 году была принята новая программа реформ, названная «Новая политика». Впервые китайское правительство решило поощрять предпринимательство, а не ограничивать его. Была создана «Новая армия», обученная и укомплектованная по западному образцу. В 1906 году была начата работа по созданию конституции, а когда в ноябре 1908 года умерли Цыси и Гуаньсюй, реформы ускорились, власть перешла к 3-летнему императору Пу И, от имени которого были изданы указы о создании комитетов по подготовке конституции и созыве парламета.

Одновременно с этим развивалось революционное движение. В 1895 году на Гаваях Сунь Ятсеном был основан «Союз возрождения Китая» (Синчжунхуэй), который вербовал сторонников среди тайных обществ Южного Китая и китайских эммигрантов. Летом 1905 года в Японии несколько революционных организаций объединились в «Китайский объединённый революционный союз» (Чжунго Гэмин Тунмэнхуэй). В основу деятельности были положены «три народных принципа» Сунь Ятсена: национализм, демократизм и народное благоденствие.

14 ноября 1908 года умер Император Гуансюй, которого Императрица Цыси ранее отстранила от власти. Гуансюй был отравлен, так как Цыси не хотела, чтобы он её пережил. На следующий день скончалась и сама Императрица. На престол взошёл Император Пу И, которому было два года. Регентом был назначен его отец князь Чунь.

В 1911 году в Китае началось Учанское восстание. Оно стало началом Синьхайской революции (1911-1913), в результате которой была свергнута маньчжурская династия. Империя Цин развалилась и было провозглашено создание Китайской республики.