Методология написания научной работы. Методологические подходы и методы научного исследования

Цель:

1. Провести исследование по выбранной теме.

2. Осуществить сбор и оформление информации по требованиям документального обеспечения.

3. Составление глоссария по теме.

4. Оформление иллюстративного материала.

Темы исследования (студенты очной формы обучении согласовывают тематику с преподавателем):

1. Защита интеллектуальной собственности

2. Компьютерная преступность

3. Налоговые преступления

4. Латентная преступность

5. Уголовно-правовые меры борьбы с наркоманией

6. Уголовно-правовые меры борьбы с коррупцией

7. Роль прокуратуры в обеспечении законности и правопорядка

8. Административная ответственность несовершеннолетних

9. Места заключения для несовершеннолетних

10. Уголовная ответственность за заведомо ложное сообщение об акте терроризма

11. Конвенция о правах ребенка

12. Причины преступности несовершеннолетних

13. Общественно-опасные действия несовершеннолетних связанные с наркоманией

14. Девиантное поведение несовершеннолетних под воздействием алкогольных напитков

15. Террористические акты в Российской Федерации

16. Судебная система Российской Федерации

17. Торговля людьми

18. Бытовое насилие

19. Судебная система Республики Казахстан

20. Суды присяжных в Российской Федерации

Методика подготовки и оформления

Для выполнения научно-исследовательской работы (НИР) выберите одну тему, из предложенных в перечне.

НИР представляет собой письменную работу на определенную тему, подготовленную на основе изучения связанных с ней теоретических материалов, монографий, журнальных и газетных статей, а также на основе обобщения личных наблюдений и практического опыта.

НИР обязательно готовится на основе нескольких источников. В работе должны присутствовать характерные поисковые черты: освещение основных концепций проблемы, отражение мнений специалистов, ссылки на источники, список использованной научной литературы.

При оформлении НИР следует придерживаться следующей структуры: титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение, список литературы, приложение.

Общие требования

Работа набирается на компьютере. Текст печатается на одной стороне стандартного листа бумаги формата А-4.

Ниже приведены основные требования.

Размер шрифта: 14

Название шрифта: Times New Roman

Интервал между строками: 1 единица

Выравнивание текста : по ширине

Абзац: 5 знаков.

Размер левого поля: 30 мм

Размер правого поля: 10 мм

Размер верхнего поля: 20 мм

Размер нижнего поля: 20 мм

Каждая структурная часть работы (оглавление, введение, главная часть, заключение и т.д.) начинается с новой страницы.

Расстояние между главой и следующим за ней текстом, а также между главой и параграфом составляет 2 интервала.

После заголовка, располагаемого посредине строки, не ставится точка. Не допускается подчеркивание заголовка и переносы в словах заголовка.

Номера страниц ставятся внизу в середине листа. Страницы нумеруются в нарастающем порядке. Титульный лист включается в общую нумерацию, но номер страницы на нем не проставляется.

Оформленная работа должна быть сброшюрована.

Структура работы:

Объем работы должен составлять 15-20 страниц печатного текста.

Основные части работы

Каждая структурная часть имеет свое назначение. Оформляя работу, автор должен помнить, что каждая структурная часть (оглавление, введение, основная часть, заключение, глоссарий, список литературы) начинается с новой страницы.

Введение

Работа всегда начинается с введения, в котором осуществляется постановка конкретной проблемы - проблемы написания работы, откуда следует обоснование актуальности темы, объекта и предмета исследования, задач, методов исследования, возможно краткого обзора литературы по теме. Затем формулируются вопросы, рассматриваемые в работе, и оговаривается, какие вопросы, имеющие непосредственное отношение к проблеме, не будут затронуты. Далее раскрывается структура работы и дается сжатое изложение ее основных положений.

Формулировка цели работы - следующий элемент разработки программы. Дабы успешно и с минимальными затратами времени справиться с формулировкой цели, нужно ответить себе на вопрос: "что ты хочешь создать в итоге организуемого эксперимента?" Этим итогом могут быть: новая методика, классификация, новая программа или учебный план, алгоритм, структура, новый вариант известной технологии, методическая разработка и т.д. Очевидно, что цель любого эксперимента, как правило, начинается с глаголов: выяснить, выявить, сформировать, обосновать, проверить, определить, создать, построить.

Определение задач работы . Задачи - это, как правило, конкретизированные или более частные цели. Цель, подобно вееру, развертывается в комплексе взаимосвязанных задач. Например, если цель эксперимента - разработать методику оптимальной организации учебно-воспитательного процесса в условиях пятидневной недели, то эта цель может предполагать следующие задачи: разработать рекомендации, выявить динамику и др.

Основная часть

Основная часть делится на главы и параграфы; может содержать теоретическое обоснование; анализ литературы; историю вопроса; ход рассуждений и доказательства основных положений; анализ существующей практики.

Заключение

Заключение содержит краткую формулировку результатов, полученных в ходе работы. В заключении, как правило, автор исследования суммирует результаты осмысления темы, выводы, обобщения и рекомендации, которые вытекают из его работы, подчеркивает их практическую значимость, а также определяет основные направления для дальнейшего исследования в этой области знаний.

Необходимо иметь в виду, что введение и заключение никогда не делятся на части. Объем заключения примерно равен объему введения.

5. Глоссарий включает список определений и сокращений по тематике реферата.

Список литературы

Список литературы - это перечень книг, журналов, статей с указанием основных данных (место и год выхода, издательство и др.). Список литературы составляется по алфавиту и нумеруется по порядку. В нем указываются выходные данные книги, статьи. Библиографический список должен всесторонне охватывать исследуемую тему (не менее 10 наименований).

Критерии оценки работы:

1. Степень раскрытия темы.

2. Связь материала с современностью.

3. Связь рассматриваемых вопросов с профилем вуза.

4. Качество изложения материала: последовательность, логичность.

Они широко развиваются и применяются в науке XX. в. и представляют собой своеобразную промежуточную методологию между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук. К общенаучным чаде всего относят такие понятия, как информация, модель, изоморфизм (от греч. изос -- одинаковый и морфо -- форма), структура, функция, система, элемент и т. д.

На основе общенаучных понятий и концепций формулируются соответствующие методы и принципы познания, которые и обеспечивают связь и оптимальное взаимодействие философской методологии со специально-научным знанием и его методами. К числу общенаучных принципов и подходов относятся системный и структурно-функциональный, кибернетический, вероятностный, моделирование. формализация и др. Важная роль названных подходов состоит в том, что в силу своего промежуточного характера они опосредствуют взаимопереход философского и частнонаучного знания (и соответствующих методов).

ЧАСТНОНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ, т. е. совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной отрасли науки, соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики, химии, биологии и гуманитарных (социальных) наук.

ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ МЕТОДЫ, т. е. системы приемов, применяемых в той или иной дисциплине, входящей в какую-либо отрасль науки или возникшей на стыке наук. Каждая фундаментальная наука, как мы уже выяснили, представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют специфический предмет и своеобразные методы исследования.

МЕТОДЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ как совокупность ряда синтетических, интегративных способов (возникших в результате сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин.

Таким образом, в научном познании функционирует сложная, динамичная, целостная, субординированная система многообразных методов разных уровней, сфер действий, направленности и т. п., которые всегда реализуются с учетом конкретных условий.

Рассмотрим кратко некоторые методы, приемы и средства научного исследования, применяемые на разных его этапах и уровнях.

НАУЧНЫМИ МЕТОДАМ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ являются НАБЛЮДЕНИЕ -- целенаправленное восприятие явлений действительности (связанное с их описанием и измерением), СРАВНЕНИЕ и ЭКСПЕРИМЕНТ, где происходит активное вмешательство в протекание изучаемых процессов.

Среди НАУЧНЫХ МЕТОДОВ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ чаще всего выделяют формализацию, аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы;

  • 1. ФОРМАЛИЗАЦИЯ -- отображение содержательного знания в знаковой форме (формализованный язык). Он создается для точного выражения мыслей с целью исключения возможности неоднозначного понимания. При формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования знаками (формулами). Отношения знаков заменяют собой высказывания о свойствах и отношениях предметов. Формализации играет существенную роль в уточнении научных понятий. Однако формальный метод -- даже при последовательном его проведении -- не охватывает всех проблем логики научного познания (на что уповали логические позитивисты).
  • 2. АКСИОМАТИЧЕСКИЙ МЕТОД -- способ построения научной теории, основанный на некоторых исходных положениях-аксиомах (постулатах), из которых все остальные утверждения этой теории выводятся чисто логическим путем, посредством доказательства. Для вывода теорем из аксиом (и вообще одних формул из других) формулируются специальные правила вывода.
  • 3. ГИПОТЕТИКО-ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД -- способ теоретического исследования, сущность которого заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых в конечном счете выводятся утверждения об эмпирических фактах. Тем самым этот метод основан на выведении (дедукции) заключений из гипотез и других посылок, истинностное значение которых неизвестно. А это значит, что заключение, полученное на основе данного метода, неизбежно будет иметь лишь вероятностный характер.

В науке широко используются т. н. ОБЩЕЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Из них можно выделить:

  • 1. АНАЛИЗ -- реальное или мысленное разделение объекта на составные части и СИНТЕЗ -- их объединение в единое целое.
  • 2. АБСТРАГИРОВАНИЕ -- процесс отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств.
  • 3. ИДЕАЛИЗАЦИЯ -- мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных (идеализированных) объектов, принципиально не осуществимых в действительности («точка», «идеальный газ», «абсолютно черное тело» и т. п.). Данные объекты не есть «чистые фикции», а весьма сложное и очень опосредованное выражение реальных процессов. Они представляют собой некоторые предельные случаи последних, служат средством их анализа и построения теоретических представлений о них. Идеализация тесно связана с абстрагированием и мысленным экспериментом. методология наука философия исследование
  • 4. ИНДУКЦИЯ -- движение мысли от единичного (опыта, фактов) к общему (их обобщениям в выводах) и ДЕДУКЦИЯ -- восхождение процесса познания от общего к единичному.
  • 5. АНАЛОГИЯ (соответствие, сходство) -- установление сходства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами. На основании выявленного сходства делается соответствующий вывод -- умозаключение по аналогии. Его общая схема: объект В обладает признаками а, в, с, д; объект С обладает признаками в, с, д; следовательно, объект С, возможно, обладает признаком а. Тем самым аналогия дает не достоверное, а вероятное знание.
  • 6. МОДЕЛИРОВАНИЕ -- метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте -- модели, которая представляет собой аналог того или иного фрагмента действительности (вещного или мыслительного) -- оригинала модели. Между моделью и объектом, интересующим исследователя, должно существовать известное подобие (сходство) в физических характеристиках, структуре, функциях и др. Формы моделирования весьма многообразны. Например, предметное (физическое) и знаковое. Важной формой последнего является математическое (компьютерное) моделирование.

Методология научного познания, как и сама наука, -- явление конкретно-историческое. Что касается современного, ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОГО этапа развития науки, то для него характерны следующие основные МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ НОВАЦИИ:

  • 1. Изменение характера объекта исследования (им все чаще становится саморазвивающиеся открытые сложные «человекоразмерные системы») и усиление роли междисциплинарных, комплексных программ в их изучении.
  • 2. Осознание необходимости глобального всестороннего взгляда на мир. Отсюда -- сближение естественных и социальных наук (и обмен их методами), восточного и западного мышления, рациональных и иррациональных, научных и вненаучных подходов и т. п. Все более характерным для современной науки становится методологический плюрализм.
  • 3. Широкое внедрение во все частные науки и научные дисциплины идей и методов синергетики -- теории самоорганизации, ориентированной на поиск законов эволюции открытых неравновесных систем любой природы -- природных, социальных, познавательных.
  • 4. Выдвижение на передовые позиции таких понятий, как неопределенность (вид взаимодействий, лишенный конечной устойчивой формы), схоластичность, вероятность, порядок и хаос, нелинейность, информация и др., выражающих характеристики нашего неравновесного, нестабильного мира в целом и каждой из его сфер. Обрели вторую жизнь и плодотворно работают в современной науке категории случайности, возможности, развития и противоречия, причинности.
  • 5. Внедрение времени во все научные дисциплины, все более широкое распространение идеи развития -- «историзация», «диалектизация» науки.
  • 6. Соединение объективного мира и человека, разрушение жесткого разветвления естественных и социальных наук, сближение и взаимодействие их методов, все более растущее значение «антропного принципа», устанавливающего связь между Вселенной и эволюции жизни человека на Земле.
  • 7. Усиливающаяся математизация научных теорий и возрастающий уровень их абстрактности и сложности, повышение роли количественных формально-абстрактных методов познания. Этот процесс тесно переплетается с ростом значимости философских методов, без которых сегодня не может обойтись ни одна наука.
  • 8. Повышение роли «понимающих методик» (аппарата герменевтики), «личностных методов» (например, биографического), ценностного и информационного подходов, метода социально-гуманитарных экспертиз, ролевых и имитационных игр, количественных и статистически-вероятных приемов и средств познания и др.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ"

НА ТЕМУ "НАПИСАНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ"

Выполнил:

Студент: Конкин Р.В.

Факультет: ДПО. группа БТПП-346.

Проверил: Круглов В.П.

ТВЕРЬ 2010 г.

1. Композиция научной работы

3. Язык и стиль научной работы

4. Редактирование и вылёживание научной работы

6. Заключение

Список литературы


Введение

Прежде чем станешь писать, научись…мыслить!

А выражения за мыслью придут сами собой.

К.Гораций(65-8 гг.до н.э.) римский поэт

Наука – это основная форма человеческого познания, включающая в себя не только совокупность знаний. Наука в наши дни становится всё более значимой и существенной составной частью той реальности, которая нас окружает и в которой нам так или иначе надлежит ориентироваться, жить и действовать. Философское видение мира предполагает достаточно определённые представления о то, что такое наука, как она устроена и как она развивается, что она может и на что она позволяет надеяться, а на что недоступно.

Предпосылки для возникновения науки появились в странах Древнего Востока: в Египте, Вавилоне, Индии, Китае. Достижения восточной цивилизации были востребованы и переработаны в стройную теоретическую систему Древней Греции, где появляются мыслители, специально занимающиеся наукой. С точки зрения великих учёных наука рассматривалась как система знаний, особая форма общественного сознания.

В Древней Греции много уделялось времени и сил науке, научным исследованиям, и неудивительно, что именно здесь появлялись всё новые и новые научные достижения. Однако, им, был неведом тот реальный, практический опыт массированного и даже драматического воздействия научно-технических достижений на повседневное существование человека, который приходится осмысливать сегодня.

Современная наука имеет две основные функции – познавательную и практическую. Люди занимаются наукой как для раскрытия тайн и загадок природы, так и для решения практических задач. Наука позволяет удовлетворять потребность человечества в познании существенных связей о мире.

Поэтому наука – элемент человеческого достоинства, отсюда и её чары, посредством которых она проникает в тайны мироздания.

1. Композиция научной работы

Жесткого стандарта по выбору композиции научной работы быть не может. Автор волен сам избирать любой строй и прядок организации научных материалов, чтобы получить внешнее расположение их и внутреннюю логическую связь в таком виде, какой он считает лучшим и наиболее убедительным для раскрытия своего творческого замысла.

В последнее время сложилась традиция формирования структуры научного произведения, основными элементами которой стали следующие:

Титульный лист;

Введение;

Главы основной части;

Заключение;

Список используемой литературы

Приложения;

Вспомогательные указания.

1. Титульный лист.

1.1. Титульный лист является первой страницей научной работы и заполняется строго по правилам:

1.2. В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения. Верхнее поле с текстом отделяется от остальной части титульного листа сплошной чертой.

1.4. В среднем поле даётся заглавие научной работы, но без слова тема и в кавычки не заключается.

1.5. Заглавие должно быть по возможности кратким и соответствовать основному содержанию, не допускается в заглавии неопределённых формулировок.

1.6. Ниже и ближе к правому краю титульного листа указывается фамилия и инициалы научного руководителя, а также учёное звание и учёная степень.

1.7. В нижнем поле указывается место выполнения работы и год её написания (без слова "год").

3. Введение - это важная часть к научной работе, она обосновывает;

3.1 Актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач. Актуальность-это обязательное требование к любой научной работе (1-2 страницы).

3.2. Объект и предмет исследования (указываются избранные методы исследования).

3.3. Объясняется теоретическая значимость и прикладная ценность полученных результатов.

3.4.Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмет исследования, как категории научного процесса.

3.5. Указываются методы исследования, которые служили инструментом в добывании фактического материала для достижения поставленной цели.

3.6. Приводятся характеристики источников по данной теме литературы. Список используемой литературы используется для того чтобы было видно степень разработки выбранной темы, составляется краткий обзор литературы, который может привести к выводу, что данная тема ещё не раскрыта (или раскрыта лишь частично). Обзор литературы показывает знакомство исследователя со специальной литературой и его умение систематизировать источники давая им оценку.

3.7. В конце введения раскрывается структура научной работы.

4. Основная часть научной работы подобно раскрывает методику и технику исследования, а так же обобщенные результаты. В главах должно быть показано умение сжато, логично и аргументировано излагать материал.

5. Заключительная часть, как и всякое заключение носит форму синтеза накопленной части научной информации, т.е. последовательное, логическое стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами.

Заключительная часть предполагает наличие итоговой оценки с указанием в чём заключается её главный смысл, какие получены результаты в связи проведением исследования дополняя характеристику теоретического уровня, а также показывает уровень профессиональной зрелости и научной квалификации её автора.

6. В библиографическом списке используемой литературы автор делает ссылку на заимствованные факторы, цитирует работы других авторов, указывает в подстрочной ссылке откуда взяты приведённые материалы.

7. Приложения бывают очень разнообразны, например могут быть копии подлинных документов, выдержки из материалов, производственные планы и протоколы, отдельные положения инструкций и правил, ранее неопубликованные тексты, таблицы, карты. Каждое приложение должно начинаться с нового листа с указанием в правом верхнем углу слова "Приложения" и иметь заголовок. Каждое приложение нумеруется арабскими цифрами. Научную работу желательно оформлять вспомогательными указателями, которые помещаются после приложения или на их месте. Наиболее распространёнными являются алфавитно-предметный указатель.

Рубрикация научной работы представляет собой деление текста на составные части, графическое отделение части от другой, а также использование заголовков, нумерации, отражает логику научного исследования и в связи с этим предполагает чёткое подразделение рукописи на отдельные логические части.

Абзац рассматривают как композиционный приём, используемый для объединения ряда предложений, имеющих общий предмет изложения. Абзацы делятся для того, чтобы смысл текста выступал более зримо, а их изложение носило более завершённый характер. Поэтому правильная разбивка текста научной работы на абзацы существенно облегчает её чтение и осмысление. Число самостоятельных предложений в абзаце различно и колеблется от одного до пяти – шести.

В первом предложении следует лучше всего обозначить тему абзаца, делая такое предложение как бы заголовком к остальным предложениям абзацной части. При этом первое предложение должно даваться так, чтобы не терялась смысловая связь с предыдущим текстом.

Абзац следует выдерживать в систематичной последовательности в изложении факторов, соблюдая внутреннюю логику их подачи, которая определяется характером текста.

В повествовательных текстах – излагающих последовательность событий порядок определяется хронологической последовательностью факторов.

В описательных текстах, когда предмет или явление раскрывается путём перечисления его признаков и свойств, вначале дают характеристику фактора, взятого в целом и затем характеристику отдельных его частей.

Правила деления текста на абзацы заключается в том, чтобы причислить все виды делимого понятия т.е. глава по своему смысловому содержанию должна точно соответствовать суммарному смысловому содержанию относящихся к ней параграфов.

На протяжении всего деления признак деления должен оставаться одним. Члены деления должны исключать друг друга. Процесс деления нужно приводить к ближайшим видам.

Заголовки разделов глав и работы должны точно отражать содержание относящегося к ним текста. Не рекомендуется в заголовок включать слова, отражающие общие понятия или не вносящие ясность в смысл заголовка. Не следует включать в заголовок слова являющимися терминами узкоспециального профиля, а также сокращённые слова, аббревиатуры и формулы.

Любой заголовок в научном тексте должен возможно кратким – не содержать лишних слов. Но и чрезмерная краткость нежелательна. Особенно нежелательны заголовки, состоящие из одного слова.

Возможные системы нумерации:

Использование знаков разных типов, римских и арабских цифр, прописных и строчных букв, сочетающихся с абзацными отступами;

Использование только арабских цифр, расположенных в определённых сочетаниях.

Научная работа является важной сферой деятельности социолога. В зависимости от конкретной цели и задачи ученый может осуществлять научный поиск на основе имеющихся знаний, которые еще не получили проверки или искать то, что еще пока не известно, но может быть спрогнозировано.

Научная деятельность предполагает овладение основными терминами, понятиями и категориями, такими как анализ, аспект, верификация, генезис, гипотеза, дефиниция, доказательство, закон, закономерность, идея, истина, классификация, концепция, метод, методика, методология, научная теория, научное исследование, научный факт, парадигма, принцип, проблема, синтез, система, теория, фактор.

Социология объединяет несколько групп научных категорий. Первая группа включает базовые категории теоретической социологии (общество, социальные отношения, социальные структура, социальная мобильность и т.п.). Вторая группа включает дефиниции общества, находящегося на той или иной стадии развития (традиционное, индустриальное, общество модерна, общество постмодерна и т.п.). Третья группа интегрирует понятия, связанные со специальными социологическими теориями и отдельными отраслями социологического знания (социология образования, социология организации и т.п.). Четвертую группу категорий составляют те, которые раскрывают суть социологического исследования (объект, предмет, цель, задачи, техника, процедура, генеральная и выборочная совокупность, социальные показатели и индикаторы и т.п.).

Социология является многопарадигмальной наукой, что затрудняет возможность однозначно оценивать все общественные явления с точки зрения единой методологии. Но, тем не менее, социологическое познание в отличие от обыденного основано на научном методы, что подразумевает: наличие специальных методов исследования, точности получаемых данных, воспроизводимость полученных результатов не только сами исследователем, но и другими людьми, воспользовавшимися той же методикой в сходных условиях и некоторую новизну полученных результатов.

В социологии используют три основных принципа реализации научного подхода. Первый – принцип эмпиризма – предполагает обязательное использование эмпирических процедур. Второй – принцип объяснения или теоретического обоснования полученных опытных данных – позволяет раскрыть причины, лежащие в основе, вывести закономерности и вкобчить их в систему знания. Третий принцип – объективности – подразумевает независимость исследователя от идеологических воздействий.

Наиболее распространены в науке формальный, содержательный, качественный, количественный, сущностный и деятельностный подходы.

Формальный подход позволяет вскрывать устойчивые связи между элементами рассматриваемого процесса или явления, которые рассматриваются вне связи со всем процессом или явлением в целом.

Исторический подход предусматривает рассмотрение конкретного происхождения и развития какого-либо объекта или явления. Качественный подход направлен на выявление совокупности признаков, свойств, особенностей изучаемого явления, исследователи собирают конкретные исторические факты.

Качественный подход позволяет выявить совокупность признаков, свойств, особенностей изучаемого явления, или процесса, определяющих его своеобразие и принадлежность как к самому себе, так и классу однотипных с ним явлений и процессов.

Количественный подход направлен на выявление характеристик различных явлений, процессов по степени развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемых в числах и величинах. В предметах, явлениях и процессах выделяются общие свойства, независимо от природы их однородности/разнородности.

Сущностный подход выявляет внутренние, глубинные стороны каких-либо предметов и явлений.

Все вышеуказанные подходы являются взаимосвязанными, но независимыми друг от друга. Каждое конкретное исследование может включать их комбинации.

Исследовательский подход может рассматриваться и как базовый принцип, основное положение. Наиболее часто в социологии используются системный, комплексный и деятельностный подходы.

Системный подход позволяет рассмотреть объект в целостности, выявить многообразие типов его внутренних связей. Реализация системного анализа предполагает изучение его в разных аспектах. На практике часто применяется системно-компонентный аспект, в рамках которого выявляются элементы или компоненты системы, ее подсистемы и анализируется их функциональное назначение. При использовании системно-структурного аспекта предполагается рассмотрение системы через компонентные взаимосвязи, отношения между элементами, а также между элементами и системой в целом. Одновременно оба аспекта используются только во время реорганизации системы, но самостоятельное применение эффективно в условиях относительной стабильности исследуемого объекта и окружающей среды.

Комплексный подход основан на идее многогранности каждого изучаемого явления, что обуславливает применимость знаний всех дисциплин, участвующих в изучении объекта, направленных на достижение единой цели – получить всесторонне знание о нем.

Деятельностный подход апеллирует к социальной деятельности людей, которая, с одной стороны, осуществляется по независимым от людей законам и закономерностям, с другой – сами люди ее реализуют сообразно своему социальному положению, знаниям и способностям. Согласно деятельностному подходу, сфера деятельности, социальные последствия деятельности характеризуют социальную жизнь представителей разных социальных слоев и конкретной личности. На основе этого подхода социологи, изучая различные виды деятельности социальных групп и индивидов, разрабатывают систему социальных показателей (качественных и количественных характеристик отдельных свойств и состояний социальных объектов и процессов, совокупность которых отражает их существенные особенности в статике и динамике) и социальных индикаторов (характеризующих состояния и процессы функционирования и развития социальных объектов), с помощью которых можно анализировать тенденции и предлагать перспективы развития современного общества.

В основе исследовательских подходов лежат разные теории и парадигмы. Научная парадигма – совокупность мировоззренческих и методологических принципов, принятая в данной науке в качестве образца постановки и решения исследовательских задач, модель познавательной деятельности, в соответствии с которой организуются и проводятся научные исследования. Категория «парадигма» шире понятия теории. Теория представляет собой комплекс взглядов, идей, направленных на истолкование какого-либо явления. Парадигма может объединять несколько теорий и развивать их на новом уровне обобщения.

Становление социологической науки начиналось с мифологического, механистического и статистического осмысления общественных явлений.

Современноесоциологическое мышление опирается на парадигмы, имеющие системный, диалектический и диатропический характер. К числу основных системных парадигм следует отнести функционализм, структурализм, структурный функционализм и институционализм, между которыми много схожего, обусловленного их нацеленностью на анализ социальных систем. Диалектическое видение социальной проблематики четче всего прослеживается в парадигмах, сформировавшихся в рамках марксистской парадигмы, неомарксистской парадигмы, критической социологии (Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Г. Маркузе и др. представители так называемой франкфуртской школы). Диатропическое осмысление социальной жизни проявляется в разнообразных интерпретативных парадигмах, к которым относят понимающую социологию, символический интеракционизм, феноменологию и этнометодологию.

Современные социологи пытались создать теоретико-методологические конструкции, которые имеют объединительный характер и синтезированное содержание, пригодные для исследования любого социального явления и процесса как на микро- так и на макро-уровне. Например, «общую теорию социального действия» Т. Парсонса, «интегральную социологию» П.А. Сорокина, учения П. Бурдье, Э. Гидденса, П. Монсона, П. Штомпки, В.А. Ядова, Г.В. Осипова и В.Г. Немировского. Но, как замечают ученые, все теории, претендующие ныне на роль объединительно-универсальных парадигм, кардинально противоречат друг другу и отвергают друг друга в большей мере, чем несинтезированные парадигмы системного, диалектического и диатропического характера. Поэтому их появление не привело к монопарадигмальности социологии. Однако, разделяемой всеми социологами (или хотя бы большинством) парадигмы до сих пор нет и, надо полагать, еще долго не будет. Ни одна из ныне действующих социологических парадигм не дает всеобъемлющего знания социальной реальности, но вносит свой вклад в ее понимание. В связи с этим важно заметить, что выбор исследовательской парадигмы осуществляется не произвольно, не по прихоти социологов. Оно предопределяется прежде всего замыслом исследования, его темой, целью и задачами.

Итак, современная социология полипарадигмальна, предполагает возможность и необходимость использования разных подходов к осознанию изучаемых ею явлений и процессов. Это обстоятельство имеет как позитивные, так и негативные следствия.

Позитивные следствия выражены в том, что полипарадигмальность обеспечивает разносторонность социологических исследований, создает возможность рассмотрения одного и того же явления в разных аспектах, обнаружения в нем многих граней.

Негативные следствия выражаются в осложнении сопоставления полученных в разных исследованиях данных и выводов в ситуациях, когда эти исследования основаны на разных парадигмах.

Научное знание обычно разделяют на теоретическое (система логически взаимосвязанных понятий и принципов анализа изучаемых процессов) и эмпирическое (призванное проверять исходные теоретические положения на основе конкретных данных, полученных опытным путем). Различие в основных уровнях научного знания заключается в способах воспроизведения объективной реальности, в подходах и методах построения системного знания.

Метод – сознательный и последовательно применяемый способ достижения цели. Научные методы подразделяются на общие и специальные. Общие используются на протяжении исследовательского процесса самыми разными науками и обычно могут быть объединены в большие группы: методы теоретического исследования; методы, используемые на теоретическом и эмпирическом уровне и методы эмпирического исследования.

В теоретическом исследовании применяют метод восхождения от абстрактного к конкретному, метод идеализации и формализации и аксиоматический метод.

Самый важный из вышеперечисленных – метод восхождения от абстрактного к конкретному, согласно которому процесс познания разбивается на два самостоятельных этапа. На первом этапе происходит переход от чувственно-конкретного в действительности к абстрактным определениям. Единый объект расчленяется, описывается при помощи множества понятий и суждений и превращается в совокупность абстракций. На втором этапе мысль движется напротив от абстрактных определений объекта к конкретному в познании и мышлении. На этом этапе восстанавливается исходная целостность объекта, который воспроизводится в мышлении во всей многогранности.

Идеализация – мысленное конструирование идеальных объектов, которые не существуют в действительности и абстрагирование от воздействия на идеальные объекты внешних сил, что позволяет упростить сложные системы и применять математические методы исследования.

Формализация – метод изучения разнообразных объектов путем отображения их в специальной символике.

Аксиоматический метод использует аксиомы, предположения без доказательств. Все остальные предложения теории выводятся из аксиом на основании логических правил данной теории.

Специальные методы в каждой науке свои и определяются характером предмета и конкретного обследуемого объекта. Социологический метод как собирательное понятие характеризует основные онтологические и методологические установки социолога во время проведения социологического исследования. К социологическим метода относятся: микро- и макроподход, изучение частного случая или массовое обследование, свободное интервью или формализованный опрос.

В теоретической социологии применяются генетический, гипотетико-дедуктивный, сравнительно-исторический методы.

Генетический метод основан на анализе происхождения социальных явлений и процессов, анализирует их происхождение и развитие, устанавливает начальные условия, этапы и тенденции развития объекта исследования.

Сущность гипотетико-дедуктивного метода заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводится утверждение о фактах. Его применяют для создания теоретической модели изучаемого социального объекта, истинность которого устанавливается в процессе социологических исследований и социальной практики.

Сравнительно-исторический метод выделяет общее и специфическое в социальных явлениях при сравнении одного и того же явления на разных ступенях исторического развития или двух разных сосуществующих явлений. Этот метод может реализоваться путем сравнения-сопоставления, посредством которых выявляется природа разнородных объектов; историко-типологического сравнения с помощью которого объясняется сходство не связанных по своему происхождению явлений одинаковыми условиями их генезиса и развития; сравнение, при котором фиксируются элементы взаимовлияния различных явлений.

Общенаучные методы, используемые как в теоретическом, так и в эмпирическом исследовании включают абстрагирование, анализ, синтез, индукцию, дедукцию, моделирование и т.п.

Анализ – расчленение целого на составные элементы для изучения их в отдельности. Он помогает выяснить различные связи между фактами, что придает исследованию логическую цельность и завершенность.

Синтез – соединение полученных при анализе частей в целое, что может предварять анализ или следовать за ним.

Индукция – умозаключение от частного к общему, когда на основании знания о части предметов класса делается вывод о классе в целом.

Дедукция – умозаключение, в котором вывод о некотором элементе множества делается на основании знания общих свойств всего множества.

Моделирование – исследование объектов познания на моделях реально существующих предметов для улучшения характеристик последних и прогнозирования.

Социологическое исследование – это способ получения знаний о современном мире, основанный на строгом сборе фактов и их социологическом объяснении. В социологическом исследовании выделяются следующие виды: теоретические/эмпирические/методологические, фундаментальные/прикладные, описательные/анамнестические/ прогностические, полевые/лабораторные, экспериментальные/ сравнительные; лонгитюдные/панельные/повторные, биографические/поколенные/когортные. К современным методам социологического исследования относят изучение отдельного случая, монографическое обследование, массовое статистическое наблюдение.

Для изучения социолог, прежде всего, ищет проблему, заслуживающую внимания. Научная проблема должна более или менее точно отображать проблемную социальную ситуацию. Цель социологического исследования предназначена для поиска ответа на вопрос: на получение какой информации и какого конкретного результата ориентируется данное исследование. Достижение цели должны соответствовать задачи исследования: теоретические, методологические и прикладные. Цель и задачи обязательно формулируются в выпускной квалификационной работе бакалавра. Как правило, социологическое исследование представляет гипотезу – научно обоснованное предположение о структуре социальных объектов, характере их связей, механизме их функционирования и развития. Гипотеза также указывается в выпускной квалификационной работе бакалавра. В результате исследования гипотеза либо отвергается, либо подтверждается и тогда становится положениями теории.

В эмпирическом исследовании социологи широко используют количественные (опрос: интервьюирование и консультирование) и качественные методы (анализ данных, контент-анализ, наблюдение, эксперимент).

ПЛАНИРОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ БАКАЛАВРА

Подготовительная работа начинается с выбора темы выпускной квалификационной работы бакалавра (примерная тематика выпускных квалификационных работ бакалавра приведена в Приложении 7) Тематика выпускных квалификационных работ ежегодно разрабатывается выпускающей кафедрой, обсуждается и утверждается на ее заседании. Тема выпускной квалификационной работы бакалавра должна соотноситься с проблематикой научной школы «Социология знания», концептуально развивающейся на факультете. В тематику выпускных квалификационных работ бакалавра включаются наиболее актуальные, наименее разработанные, имеющие прикладное значение темы. Тема выпускной квалификационной работы бакалавра определяется общественными запросами, запросами производственных организаций и задачами экспериментальной деятельности, решаемыми преподавателями ВШССН. Выпускная квалификационная работа бакалавра включает результаты научно-исследовательской деятельности кафедр, факультета и сторонних научно-производственных и/или научно-исследовательских организаций.

После ознакомления примерной тематикой выпускной квалификационной работ, предлагаемой кафедрой студентом самостоятельно осуществляется выбор темы в соответствии с его научными интересами и возможностями привлечения для написания работы практического материала, в т. ч. полученного в ходе производственной практики. Выпускная квалификационная работа бакалавра включает самостоятельные исследовательские материалы автора, собранные или полученные при прохождении производственной практики и выполнении курсовых работ.

Результаты выпускной квалификационной работы бакалавра рекомендуются к использованию и/или могут быть внедрены в современное производство. Не допускается написание выпускной квалификационной работы на одну и ту же тему студентами на одной базе практики. Студенты, которые начали работу над определенной темой на первых курсах и продемонстрировали результаты в курсовых работах, докладах и выступлениях на студенческих научных конференциях, имеют преимущества при закреплении данной темы выпускной квалификационной работы.

Закрепление темы выпускной квалификационной работы производится на основании заявления студента на имя директора ВШССН (см. Приложение 2). Одновременно с заявлением темы выпускной квалификационной работы студент пишет заявление о соблюдении профессиональной этики при написании выпускной квалификационной работы бакалавра (см. Приложение 3).

Студент выполняет выпускную квалификационную работу под руководством научного руководителя из числа преподающих в Высшей школе современных наук МГУ имени М.В. Ломоносова (ВШССН МГУ), имеющего ученую степень кандидата или доктора наук и рекомендованных учебно-методической комиссией ВШССН МГУ (УМК ВШССН МГУ) преподавателей. Для решения практических задач могут привлекаться соруководители-практики для решения производственных задач на конкретном предприятии. На рассмотрение учебно-методической комиссией ВШССН МГУ выносится заявление студента об утверждении темы выпускной квалификационной работы бакалавра (с указанием ее перевода на английский язык) (см. Приложение 2), а также краткая аннотация, подписанные предполагаемым научным руководителем. Изменение темы выпускной квалификационной работы бакалавра осуществляется по заявлению студента, подписанного научным руководителем, и после соответствующего обсуждения и утверждения учебно-методической комиссией ВШССН МГУ. После 10 февраля четвертого года обучения смена темы выпускной квалификационной работы бакалавра не допускается.

Студент несет ответственность за качество и своевременную сдачу выпускной квалификационной работы. Сроки представления этапов подготовки выпускной квалификационной работы содержатся в Приложении 1.

Промежуточная аттестация студента по подготовке выпускной квалификационной работы бакалавра осуществляется в три этапа: 1) не позднее 10 февраля 4 года обучения на основании предоставления в научно-методический отдел первой главы/раздела выпускной квалификационной работы бакалавра; 2) не позднее 30 марта 4 года обучения студента на основании представления студентом в научно-методический отдел ВШССН отчета о ходе ее выполнения с подписью научного руководителя; 3) не позднее 25 мая 4 года обучения студент проходит предварительную защиту в присутствии заведующего и членов кафедры выпускной квалификационной работы бакалавра, по результатам которой принимается заключении о допуске/не допуске выпускной квалификационной работы бакалавра для представления к защите.

Отчет о ходе выполнения выпускной квалификационной работы бакалавра должен содержать: краткое введение в проблематику работы. В том числе обоснование актуальности выбранной темы, формулировку изучаемой проблемы, определение объекта и предмета исследования, постановку цели и задач выпускной квалификационной работы бакалавра, объяснение планируемого вклада студента в разработку изучаемой темы; краткое описание источников информации, как для теоретической, так и для практической части, а также методологию анализа данных; характеристику практической части работы, данные об апробации работы на различных круглых столах, конференциях и т.п. В том числе необходимо ясно указать, какой объем запланированной работы уже проделан на момент составления отчета, к каким результатам это привело, и какую работу еще предстоит сделать с тем, чтобы достичь цели выпускной квалификационной работы бакалавра; прогноз практической значимости работы; краткое изложение структуры выпускной квалификационной работы бакалавра. Объем отчета не должен составлять более 3 страниц. Описание практической части выпускной квалификационной работы бакалавра должно составлять не менее половины объема отчета.

Написание выпускной квалификационной работы начинается с подбора литературы по исследуемой проблеме. Для поиска литературы необходимо пользоваться библиографическими справочниками, компьютерными каталогами библиотек, информационно-поисковыми системами Интернета. Параллельно с подбором теоретических источников необходимо собирать материалы эмпирических исследований, проводимых учеными по данной проблематике.

План выпускной квалификационной работы составляется на основе изученных литературных источников. В названиях работы отражаются ключевые вопросы темы, в названиях параграфов – более конкретные вопросы. Каждая глава и параграф должны иметь свое название и нумерацию. Названия глав не должны дублировать название темы, а названия параграфов – название глав. Формулировки должны четко и ясно отражать суть рассматриваемой проблемы. По мере написания выпускной квалификационной работы названия ее составных частей уточняются, но не изменяются принципиально. На завершающей стадии написания работы на основе плана оформляется Содержание выпускной квалификационной работы (см. Приложение 5). Список литературы и план выпускной квалификационной работы согласовываются с научным руководителем и утверждаются им.

Выпускная квалификационная работа бакалавра должна содержать следующие структурные элементы и в следующем порядке:

· титульный лист по форме Приложения 4;

· заявление о соблюдении профессиональной этики при написании выпускной квалификационной работы бакалавра по форме Приложения 3

(только для двух подписанных именем студента экземпляров работы);

· аннотации выпускной квалификационной работы бакалавра на двух языках (русском и английском) объемом не более 150 слов каждая;

· введение;

· основная часть;

· заключение;

· список литературы;

· приложения (при необходимости)

Введение (1,5-2 стр.) содержит:

· обоснование выбора темы выпускной квалификационной работы бакалавра и ее актуальность;

· формулировку цели и задач исследования;

· определение объекта и предмета исследования;

· краткий обзор литературы по теме, позволяющий определить положение работы в общей структуре публикаций по данной теме;

· характеристику методологического аппарата исследования;

· формулировку основных вопросов и гипотез исследования;

· обоснование теоретической и практической значимости результатов исследования;

· сведения об апробации представленного исследования;

· краткую характеристику структуры работы.

Основная часть работы состоит из двух Глав (четырех параграфах) или в трех Разделах. Объем одного параграфа может составлять от 10 до 17 страниц. Объем одного Раздела может составлять до 25 страниц. Главы/разделы и параграфы должны быть сопоставимы по объему. Структурирование выпускной квалификационной работы на Главы целесообразно в том случае, если она имеет преимущественно фундаментальную направленность. В первом параграфе делается теоретическая разработка Теоретического объекта исследования, во втором параграфе - Предмета исследования, раскрываются механизмы воздействия состояния Предмета исследования на состояние Объекта исследования, в третьем параграфе раскрывается подход к методике проведения эмпирического исследования, в четвертом параграфе раскрываются содержательные результаты авторского эмпирического исследования. Структурирование выпускной квалификационной работы на Разделы целесообразно в тех случаях, когда материал сложно разделить на четыре параграфа и выпускная квалификационная работа имеет преимущественно прикладную направленность. В первом Разделе делается теоретическая разработка Теоретического объекта и Предмета исследования, во втором Разделе раскрывается подход к методике проведения эмпирического исследования, в третьем Разделе раскрываются содержательные результаты авторского эмпирического исследования. Тем самым, методическая и эмпирическая часть разрабатывается более полно и детально. При т еоретической разработке Объекта и Предмета исследования дается обоснование теоретического подхода к анализу исследуемого явления, определение используемого понятийного аппарата, посредством которого описываются исследуемые явления, их содержательные характеристики, выделяется система переменных, на основе которых строится концептуальная модель исследования, Даная модель выступает конечным результатом теоретической разработки Объекта и Предмета исследования. При этом дается аргументированное изложение выбора тех или иных подходов, собственной точки зрения на теоретическое описание исследуемых явлений, использование тех или иных понятий. Текст выпускной квалификационной работы строится в рассуждающем, логически-доказательном стиле. Необходимо избегать обзорного стиля изложения и включать в содержание теоретической части исследования анализ только тех теорий,- которые в той или иной степени необходимы для построения концептуальной модели исследования. Умение полно и глубоко провести теоретическую разработку Объекта и Предмета исследования является важнейшим критерием оценки уровня выпускной квалификационной работы, ее соответствия квалификационным требованиям и условием получения высокой положительной оценки.

В методической части выпускной квалификационной работы, исходя из выделенных переменных исследования, необходимо обосновать построение системы социальных и социально-психологических показателей эмпирического исследования, позволяющих оценить состояние исследуемых явлений, дать анализ достоинств и недостатков методов сбора первичных данных применительно к проблеме исследования и обосновать выбор метода измерения, который будет использоваться для оценки выделенных показателей. В случае необходимости, в методической части следует дать содержательную характеристику инструмента измерения с описанием его составных частей (блоков индикаторов) и их роли в оценке состояния эмпирического объекта исследования.

В эмпирической части выпускной квалификационной работы основное внимание следует уделить обобщению полученных первичных данных, выявлению взаимосвязей между показателями. На этой основе необходимо выделить наблюдаемые тенденций в стоянии объекта и предмета исследования и характер взаимообусловленности их стояний. Полученные эмпирические данные являются лишь средством установления взаимосвязей и приводятся только в качестве подтверждения обоснованности сделанных обобщений. При этом необходимо дать содержательный анализ первичных данных с описанием характера распределения значений индикаторов исследования, способов построения на их основе показателей и распределения их значений. При анализе нет необходимости приводить все значения индикаторов и показателей, а давать только значения, в определяющей степени характеризующие состояние исследуемого явления.

В конце каждого из Параграфов, Глав или Разделов выпускной квалификационной работы обязательно делаются Выводы, которые представляет собой совокупность всех основных содержательных результатов (промежуточных выводов), полученных в рамках данного параграфа или Раздела. При этом Выводы обязательно включают в себя те положения выпускной квалификационной работы, которые, по мнению автора, составляют её новизну. Выводы следуют сразу же за текстом Параграфа или Раздела.

Выводы по каждой Главе представляют собой сводные результаты, полученные по каждому Параграфу, которые будут использоваться в последующих Параграфах и Главах выпускной квалификационной работы.

Заключение отражает обобщенные результаты проведенного исследования в соответствии с поставленной целью и задачами исследования, а также раскрывает значимость полученных результатов. При этом оно не может подменяться механическим повторением выводов по отдельным главам. Заключение не должно составлять более 2 страниц.

Список литературы оформляется в соответствии с Приложением 6.

В приложения включаются материалы, имеющие дополнительное справочное или документально подтверждающее значение, но не являющиеся необходимыми для понимания содержания выпускной квалификационной работы бакалавра, например, копии документов, выдержки из отчетных материалов, отдельные положения из инструкций и правил, статистические данные. Приложения не должны составлять более 1/3 общего объема выпускной квалификационной работы бакалавра.

ОФОРМЛЕНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ БАКАЛАВРА.

К защите принимаются только сброшюрованные работы, выполненные с помощью компьютерного набора. Рекомендуемый объем выпускной квалификационной работы бакалавра – от 60 до 75 страниц печатного текста без титульного листа, оглавления, списка литературы, приложений.

Текст выпускной квалификационной работы бакалавра должен быть напечатан на одной стороне стандартного листа формата A4 (270 x297 мм) с соблюдением следующих характеристик:

· шрифт Times New Roman;

· размер 14;

· интервал –1,5;

· верхнее и нижнее поля –20 мм, левое –30 мм, правое –10 мм;

· заголовки разделов печатаются жирным шрифтом Times New Roman, размер 14. После заголовка раздела оставляется одна пустая строчка;

· заголовки второго и третьего уровня (параграф и пункт) печатаются жирным шрифтом Times New Roman, размер 16 и 14 соответственно.

Логически законченные элементы текста, объединённые единой мыслью, должны выделяться в отдельные абзацы. Первая строка абзаца должна иметь отступ. Сдвиг вправо первой строки абзаца должен быть одинаковым для всего текста дипломной работы бакалавра и равняться 1,5.

Все страницы выпускной квалификационной работы бакалавра должны быть пронумерованы арабскими цифрами сквозной нумерацией по всему тексту, включая приложения. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц, но на нем номер страницы не проставляется.

Главы, параграфы, пункты (кроме введения, заключения и списка использованной литературы) нумеруются арабскими цифрами (например, глава 1, параграф 1.1, пункт 1.1.1).При этом слова: «параграф» и «пункт» не пишутся перед номером, следом за номером идет название соответствующего подраздела.

Заголовки разделов всех уровней, слова Введение, Заключение, Список

литературы, Приложения пишутся без кавычек, без точки в конце и выравниваются по левому краю страницы. Слово Оглавление выравнивается посередине страницы. Перенос слов в заголовках не допускается.

Каждая глава, оглавление, введение, заключение, список литературы, каждое приложение начинаются с новой страницы.

Графики, схемы, диаграммы располагаются в работе непосредственно после текста, имеющего на них ссылку (выравнивание по центру страницы). Название графиков, схем, диаграмм помещается под ними, пишется без кавычек и содержит слово Рисунок без кавычек и указание на порядковый номер рисунка, без знака №, например: Рисунок 1. Название рисунка.

При построении графиков по осям координат вводятся соответствующие показатели, буквенные обозначения которых выносятся на концы координатных осей, фиксируемые стрелками.

Таблицы располагаются в работе непосредственно после текста, имеющего на них ссылку (выравнивание по центру страницы). Таблицы нумеруются арабскими цифрами сквозной нумерацией в пределах всей работы. Номер таблицы следует проставлять в левом верхнем углу над заголовком таблицы после слова Таблица, без знака №. В каждой таблице следует указывать единицы измерения показателей и период времени, к которому относятся данные. Если единица измерения в таблице является общей для всех числовых данных, то ее приводят в заголовке таблицы после ее названия.

Если таблицы, схемы, графики и т. д. приводимые в работе по своему объему не превышают 1\2 страницы, то их надо проводить непосредственно по тексту работы. Если они превышают указанный объем - выносить отдельно в приложения к работе. Приводимые таблицы должны иметь название и обозначение единиц (% или иные). При анализе практического материала, название таблицы должно содержать наименование организации, материал которой исследуется и временной период исследования.

Пример правильно оформленной таблицы по тексту выпускной квалификационной работы:

Таблица 1

Коэффициенты раскрытых преступлений в расчете на 100 тыс. населения в возрасте 14 – 17 лет и преступлений несовершеннолетних в Москве и Московской области за 2010 г.

Продолжение Таблицы 1

Выбор темы осуществляется студентом самостоятельно из списка рекомендованных тем, составленного на кафедре. Название темы дипломной работы согласовывается с научным руководителем. Закрепление за студентом темы работы осуществляется по его личному заявлению (см. приложение Б) и представлению кафедры, и оформляется приказом ректора университета.

Тематика дипломной работы может быть продолжением разработки курсовых работ, обобщением материалов, полученных во время производственных практик и, как правило, связана с местом будущей профессиональной деятельности выпускников.

Выбор темы научной работы имеет исключительно большое значение. Практика показывает, что студент, правильно выбравший тему, уже наполовину обеспечил успешное выполнение научной работы.

Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем нередко имеет не меньшее значение, чем их решение. По существу именно выбор проблем, если не целиком, то в очень большой степени определяет стратегию исследования вообще и направление научного поиска в особенности. Не случайно принято считать, что сформулировать научную проблему – значит, показать умение отделить главное от второстепенного, выявить то, что уже известно и что пока неизвестно науке о предмете исследования. Таким образом, если студенту удается показать, где проходит граница между знанием и незнанием о предмете исследования, то ему будет несложно четко и однозначно определить научную проблему, а, следовательно, и сформулировать ее суть.

4.2. Изучение литературы, отбор фактического материала

Важной составляющей подготовки научной работы является знакомство с опубликованной по данной теме литературой и анализ имеющегося фактического материала. Необходимо целеустремленно искать литературные и фактические источники по выбранной теме и глубоко осмысливать тот материал, который содержится в публикациях специалистов, т.к. основные вопросы изучаемой темы всегда заложены в более ранних исследованиях. Для полноценного исследования необходима научная преемственность, то есть студент, работая над исследованием, обязан пользоваться опытом, уже накопленным наукой по данной проблеме, в данной сфере знаний. Необходимо обратить внимание на дискуссионные и неразрешенные аспекты темы, на противоречия, имеющиеся во взглядах разных авторов, несогласованность различных нормативных и инструктивных материалов, рекомендаций практиков, ученых по тому либо иному вопросу.

Обзор источников по теме работы включает такие их виды: теоретические, научно-прикладные и научно-публицистические литературные источники, в том числе, периодические издания; законодательно-нормативные акты, которые регулируют функционирование предмета и объекта исследования; организационные документы, которые действуют на объекте исследования (устав, положение и др.); учебно-методические сборники.

Обзор – высшая форма обобщения информации. Он систематизирует содержание многих документов по основным направлениям их использования. При этом должна даваться аргументированная оценка использованных сведений. Общая методика составления обзора: выяснение состояния вопроса, ознакомление с темой и определение ее границ, составление предварительного плана обзора; отбор наиболее ценного минимума из имеющегося в наличии материала; анализ собранных источников, их оценка и сопоставление; группировка сведений, их обобщение; выводы и рекомендации на основе данного обзора.

В обзоре нужно полно и систематизировано показать предмет в состоянии исследования. Сведения, которые содержатся в нем, помогут объективно оценить научно-прикладную значимость исследуемой проблемы, правильно избрать средства для достижения цели, поставленной в работе.

Работу над обзором стоит начинать с информационного поиска, список источников, которые рекомендуются, студент может составить самостоятельно или при помощи руководителя работы. Изучая материал темы, студент может зафиксировать основные положения, выписать цитаты, которые заинтересовали его, со ссылкой на источники. Отобранные данные студент сгруппировывает по разделам каждого из направлений работы. По каждому из вопросов излагаются мысли различных авторов, дается их сравнительный анализ, выясняются возможные противоречия, формулируются обобщающие заключения из обзора.

При написании научной работы важно использовать статистические материалы. Один из наиболее доступных источников информации по статистике различных отраслей экономики Украины – статистические ежегодники, которые издаются на уровне государства, областей и крупных городов. Будут полезны также специальные словари и энциклопедии, в которых даны краткие обозначения понятий и терминов.

Для ознакомления с современными публикациями отечественных и зарубежных авторов, связанных с тематикой работы, целесообразно также воспользоваться базами данных компьютерной сети Internet.

Необходимо помнить, что минимальное требуемое количество литературных источников для дипломной работы не меньше 30.