Образец исследовательской работы по краеведению. Исследовательская работа по краеведению не названьем славятся деревни

Отечество - 2012

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество»

Номинация «Земляки»

Подготовил:

Нецветаев Максим , 347628, ул.Железнодорожная 100, п.Гигант, Сальский район Ростовская область, телефон 89185381897, учащийся 4 класса МБОУ СОШ №2 п.Гигант 347628, ул. Горького, 11, Сальский район Ростовская область.

Руководитель:

Олейникова Ольга Владимировна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 п.Гигант, 347628, ул. Горького, 11, Сальский район Ростовская область.

Телефон:

Содержание

I . Введение.

1. Цель исследования.

2. Задачи исследования.

3. Объект исследования

4. Предмет исследования

5. Гипотеза

6. Методы исследования

II . Основная часть

III . Заключение.

IV . Литература

Введение

О человеке надо говорить,

Когда детей идет учить,

Дома возводит, книги пишет,

О человеке надо говорить,

Пока он слышит.

Время выдвигает своих героев. Это не обязательно герои военных действий. В мирное время героями можно назвать людей, которые оставляют после себя, а может и при жизни, что-то важное, то, благодаря чему их будут помнить потомки. Знание истории малой родины, знание и память о своих земляках, их делах-долг каждого.

Издревле водится так, что русский человек, русская душа, будучи вдали от

своей Родины, от своего места проживания, нескрываемо радуется при встрече

земляка. Что означает это слово, которое вмиг роднит чужих людей.

Обратимся к словарю Ожегова: «Земляк – уроженец одной с кем-нибудь местности».

«Землячество – принадлежность по рождению к одной местности;

объединение уроженцев одной местности».

Толковый словарь русского языка.

В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведова дается такое объяснение слова «земляк»:

ЗЕМЛЯ́К, -а, м. Уроженец одной с кем-н. местности. Мы с ним ~и.

В словаре русских синонимов близкими по значению к слову «земляк» являются слова: единоплеменник, товарищ; соземец, соотечественник, своеземец, зема, земеля, единоземец, землячок.

В своей работе я хочу рассказать о своем земляке, о беззаветном труженике, всегда заботящемся о подрастающем поколении, человеке, которым гордится мои поселок.

Актуальность темы исследования. Мотивом выбранной темы послужила любовь и уважение к моему учителю физкультуры, Бурову Анатолию Петровичу, хотелось подробнее узнать историю его жизни, спортивных побед и достижений.

Цель исследования:

Рассказать о человеке интересной судьбы, который прославил своим трудом, мастерством свою малую родину.

Задачи исследования:

    Проанализировать различные виды источников информации по теме проекта.

    Систематизировать и обобщить собранный материал, передать его в школьный музей и школьную библиотеку.

Гипотеза исследования:

Могу предположить, что знание о людях, прославивших мою малую родину, может качественно повысить уровень патриотизма,положительно повлиять на формирование личности.

История жизни нашего земляка может стать образцом для каждого, кто бы хотел добиться успехов в жизни и прожить свою жизнь достойно, может научить высшим жизненным ценностям: духовному родству, доброте, трудолюбию.

Объект исследования : А.П.Буров (земляк), его личный пример, вклад в развитие современного общества.

Предмет исследования : Информация, полученная во время встреч и бесед с А.П.Буровым, людьми, знающими А.П.Бурова; семейный архив А.П.Бурова, архивы газет «Сальская степь», «Гигант».

Методы исследования:

    анализ источников информации;

    личная беседа;

    наблюдение;

    интервью;

    работа с семейными архивными материалами, удостоверениями, справками;

    обработка полученных результатов.

Основная часть

Если учитель соединяет в себе любовь

к делу и ученикам - он совершенный учитель.

Л.Н.Толстой

Анатолий Петрович Буров родился 26 июля 1940 года в селе Жуковском

Песчанокопского района Ростовской области. В Гигант семья Буровых переехала

осенью 1945 года, куда его отца Петра Николаевича, военного водителя, участника

советско – финской и Великой Отечественной войн, дошедшего с Победой до

Берлина, направили восстанавливать хозяйство.

В школе Анатолий особенно ничем не выделялся. Как и все помогал

старшим и родителям в работе, участвовал в спортивных соревнованиях.

После окончания местной школы – интерната №2 стал работать помощником

киномеханика на передвижке.

В 1959 году призвали служить в Черноморский флот , в учебный отряд подводного плавания. Начинал службу в г. Севастополе в учебном отряде.

Служил на подводной лодке 613 – го проекта. Был командиром отделения радиотелеграфистов.

После перенесенного воспаления легких вышел из госпиталя. В то время проходили соревнования по легкой атлетике и он решил участвовать в кроссе между ротами. Выиграл забег на 3 километра. За четыре с половиной года службы на флоте ежегодно становился чемпионом Черноморского флота на стайерских дистанциях на 3, 5 и 10 километров. До конца службы входил в состав сборной команды Черноморского флота, а затем и Крыма по легкой атлетике. Его рекорды в беге на 3, 5 и 10 километров держались 17 лет!В 1963 году в Киеве проводилось первенство Украины по легкой атлетике. А через неделю должен был состояться матч СССР – США. Чемпион Олимпийских игр легендарный Петр Болотников готовился принять участие в том матче. В качестве прикидки решил пробежать стайерскую дистанцию на 10 тысяч метров.

Событие неординарное и знаменательное. И хотя чемпион Олимпиады всех обогнал на целый круг (а это 400 метров) все участники того действа, в том числе и А. Буров, с особым восхищением вспоминают об этой значительной вехе в своей спортивной судьбе.

Анатолий Петрович во время спортивных соревнований в г. Мукачево познакомился с еще одним чемпионом Олимпийских игр, тоже моряком – черноморцем Владимиром Куцем.

Закончив службу на флоте, вернулся Анатолий Буров в Гигант . В 1963г назначили его тренером футбольной команды завода «Сальсксельмаш». Тренировал ребят основательно, да и играл вместе с ними в качестве играющего тренера. Команда в 1968 году сделала победный дубль - стала чемпионом Ростовской области и обладателем кубка газеты «Молот» по футболу. Причем выиграла у всех городских команд. На следующий год сельмашевцы стали вторыми призерами в области. Тренер стал понимать, что ему не хватает теоретических знаний и о поступает учиться на заочное отделение ГЦОЛИФКа. Лучшего в стране. Его избирают старостой группы. На курсе вместе с ним учились заслуженные мастера спорта по футболу Владимир Маслаченко и олимпийский чемпион Анатолий Крутиков. В 1970 году закончил Московский государственный центральный ордена Ленина институт физической культуры.

В 1970 году Бурова назначают директором Гигантовской детско – юношеской спортивной школы. Стал тренировать не только взрослых, но теперь уже и детей. Занялся организаторско – хозяйственной деятельностью. При его активном участии бывший клуб имени Горького был преобразован в Дворец спорта, проведена реконструкция поселкового стадиона, футбольного поля и спортивных площадок «Сальсксельмаша».По – прежнему, играл сам на позиции полузащитника. В 1972 году гигантовцы добились еще одного успеха, став обладателями Кубка Октября.

В 1975 году Анатолия Петровича приняли на работу учителем физкультуры в школу – интернат, которую он когда – то закончил.

За большой вклад в развитие физкультуры и спорта, подготовку спортсменов массовых разрядов ему было присвоено звание «Отличник физической культуры СССР». Пришлось Анатолию Петровичу и три года поработать там же директором, где ему было присвоено еще одно почетное звание «Отличник народного просвещения СССР». Ему – дипломированному тренеру и спортсмену поступали заманчивые предложения переехать работать в Ростов, другие города области, соседние регионы. Но он остался верен Гиганту. Да и не мог оставить на произвол судьбы своих мальчишек и девчонок.

Спортивная жизнь в школе и в поселке бурлила, благодаря Бурову. В 1980 году класс, с которым работал Анатолий Петрович, стал победителем областных, а затем и российских соревнований по пионерскому четырехборью. Двадцать мальчишек и девчонок с 20 августа по 1 октября жили, учились и соревновались во всесоюзных соревнованиях «Старты надежд» в лагере «Орленок».

Почти два десятилетия А. Буров руководил методическим объединением учителей физической культуры.

Решением Государственного Комитета СССР по физической культуре и спорту от 25 июля 1990 года Анатолию Петровичу присвоено почетное звание «Отличник физической культуры и спорта».

Еще в годы занятий спортом Анатолий Петрович очень высоко поднял планку и неуклонно следует своим жизненным принципам всю жизнь.

Славу учителям и тренерам приносят ученики. Есть такие и у А. П. Бурова. Чемпионом Европы 1976 года по футболу среди молодежи стал его воспитанник, мастер спорта международного класса, игрок национальной сборной СССР В. Гончаров. Валерий родился и жил на 3 отделении совхоза «Гигант». Учился у Бурова. Много сил и внимания ему уделял наставник. Когда юноша лишился родителей, направил учиться в Ростовский спортивный интернат №10.

Владимир Лесовой стал чемпионом Советского Союза по футболу, выступал за «Сальсксельмаш» и сборную области. Абдусалан Магомедов был разносторонним спортсменом, увлеченно занимался борьбой. Завоевал звание чемпиона Европы по классической борьбе, выполнил норматив мастера спорта международного класса. А его брат Ремезен Магомедов был тоже «международником». И чемпионом Европы, но по тяжелой атлетике.Кстати, сам Анатолий Петрович за время выступлений на беговых дорожках стал кандидатом в мастера спорта, а на футбольных полях перворазрядником. В то время нормативы были очень высокими!

Формально 17 лет назад А.Буров ушел на пенсию. Но долго не смог сидеть без

дела, ставшего смыслом жизни. Вновь стал тренировать мальчишек в

Гигантовском филиале ОДЮСШОР № 21, учить их футболу и уму – разуму.

В настоящее время Анатолий Петрович, по-прежнему, работает в школе № 2.Вновь его воспитанники высоко держат марку, выданную Тренером.

Его ученик Алексей Калашников, 1982 года рождения в 2007 году стал мастером спорта, чемпионом России по футболу.

Игорь Гвоздиков и Алексей Алейников играют в футбол. Волгоградскому «Ротору» приглянулся Иван Шапкин, а затем они пригласили к себе и Николая Новикова.

Анатолий Петрович и его супруга Ольга Вадимовна родили и воспитали двух прекрасных сыновей. Старший сын,Вадим , 1970 года рождения, окончил Ростовский спортинтернат №10. Дважды становился чемпионом СССР по зимнему многоборью среди учащихся. После окончания среднего училища гражданской авиации в г. Красный Кут Саратовской области стал служить в спецназе «Разведка» в составе 22 бригады. Полгода был в Чеченской Республике. Имеет два звания «кандидат в мастера спорта» по легкой атлетике и парашютному спорту. Совершил около 200 прыжков с парашютом, в училище был инструктором по парашютному делу.

Младший сын Буровых , Петр на четыре года младше своего брата. Вместе с ним одновременно учился и окончил училище гражданской авиации. Был чемпионом Сальского района по многоборью. Служил в Зеленокумском спецназе, является обладателем крапового берета. Воевал в Чечне в первую и во вторую военные кампании. Дважды был ранен. За мужество и героизм, проявленные при защите конституционного строя в Северо – Кавказском регионе, был награжден правительственными наградами, в том числе Орденом Креста второй степени. По распоряжению губернатора Ростовской области В.Ф. Чуба ветерану боевых действий, спецназовцу Петру Анатольевичу Бурову в городе Ростове – на – Дону выделили квартиру для его семьи.

У Аналолия Петровича есть два внука: Максим, ученик 9 класса, и Алеша, ученик 2 класса школы в г.Ростов на Дону. Они очень гордятся своим замечательным дедом.

В нашей школе не найдется ни одного человека ни среди детей,ни среди учителей, которые бы не любили уважаемого, строгого, но справедливого, доброго, самого спортивного учителя-нашего Анатолия Петровича-Учителя с большой буквы! Его отличает глубокое знание своего предмета, увлеченность своим делом, мастерство. Уроки учителя интересны, их отличает эмоциональность проведения, использование активных форм обучения и воспитания, удивительные интересные открытия для учащихся в мире спорта. Анатолий Петрович особое внимание обращает на развитие и совершенствование двигательных качеств, подбирает наиболее эффективные упражнения, добивается четкого их выполнения.

Учитель на каждом уроке развивает силу, быстроту, ловкость и выносливость, воспитывает смелость, настойчивость, дисциплинированность, добивается, чтобы все дети ушли с урока во всем разобравшись, не потеряв интереса к изучаемому Спортсмены школы принимают активное участие в спортивной жизни, а также участвуют во всех крупных соревнованиях районного масштаба как среди школьников, так и среди взрослого населения. Он является наставником молодых специалистов, охотно делится опытом со своими коллегами. Анатолия Петровича– учителя и педагога высокой культуры, знают не только в поселке, но и в области, как опытного учителя и тренера, как человека большой души, пользующегося заслуженным авторитетом в коллективе учителей, учащихся, родителей и жителей поселка. Он активно пропагандирует здоровый образ жизни.

Заключение

В мире все связано. Изучая историю своего района, мы волей – неволей, знакомимся с людьми, жившими в ту или иную эпоху, людьми, родившимися на этой земле или переехавшими по каким – то причинам.

Работая над проектом, я узнал о жизни человека, живущего со мной рядом, моем земляке, который своим каждодневным трудом приносит пользу многим людям, работает на благо своего края и процветания всей страны. Долг каждого человека уважительно относится к истории родного села, края, России, научиться хранить память о земляках. Мы должны помочь себе найти дорогу к добру, справедливости, милосердию, испытывать чувство гордости и гражданского достоинства.

Завтра мы вступим в жизнь, и судьба России будет в наших руках. Мы должны знать историю нашей страны, ее особенности и понимать, черты национального русского характера. Задача нынешнего молодого поколения - не превращаться в равнодушных, бесчувственных людей. Делать правильные ориентиры в жизни помогают простые люди, мои земляки, которые по- своему делают историю, внося свой посильный труд в наследие моей большой страны».

Описывая жизнь А П, я понял, что она находи т с я в единстве с жизнью страны. Вся его жизнь – СЛУЖЕНИЕ РОДИНЕ. Поэтому она вызывает восхищение, уважение.

В нашем краю много интересных людей, о судьбах которых можно рассказать, но это мои планы на будущее. В дальнейшем, я планирую продолжить работу в этом направлении. Многое еще мной не открыто, поэтому мне есть над чем работать.

Список использованной литературы

1.Материалы из семейного архива Буровых.

2.Трофименко И.С. «Зовет детей на физкультуру.»// Сальская степь. -№18.24.10.2010.

3..Безнощенко Анатолий. «Самородок из гиганта или дети и детища Анатолия Бурова»

//Сальский спорт.15.07.2010.

Мария Муксунова
Исследовательская работа по краеведению

Исследовательская работа школьников по краеведению

Привлечение учащихся к научно-исследовательской работе по краеведению – один из видов многогранной внеурочной деятельности учителя родного языка и литературы.

Краеведение нацеливает учащихся на познание истории и культуры своей малой родины и вводит региональный компонент образования. Краеведческие знания углубляют представления учащихся об исторических и культурных связях родного края с жизнью страны, а вековые традиции народной культуры осмысливаются глубже именно на занятиях краеведением .

Для исследовательских работ характерно использование научной методики и собственного экспериментального краеведческого материала . В работах содержатся обязательные элементы научного исследования : постановка цели, формулирование задач, определение объекта и предмета исследования , выдвижение гипотезы, выбор методов сбора и обработки фактического материала, проведение наблюдений, опытов, экспериментов, анализ и обсуждение полученного материала, выводы (ответы на поставленные вопросы, презентация полученных результатов.

Следует отметить, что на современном этапе развития школьного образования исследовательский метод обучения необходимо рассматривать как средство развития познавательных возможностей школьника.

Исследовательская деятельность учащихся в современной школе приобретает все большую значимость, так как приобщает их к миру слова, развивает культуру мышления, интеллектуальный потенциал школьника через самостоятельную деятельность, свободное самовыражение, создание собственного продукта творчества. Для того чтобы ученик захотел участвовать в научно-исследовательской работе , необходимо разбудить желание, сформировать исследовательскую мотивацию .

Исследовательские работы по краеведению ведутся по направлениям : культура, этнография, фольклор, литература и язык. Формы исследований : проектные, поисковые, информационные, творческие, прикладные. В процессе формирования исследовательских умений учащиеся получают : четкое представление о цикле познания, основных методах исследования (как теоретических, так и экспериментальных) ; возможность овладеть приемами самостоятельной постановки проблем и нахождения способов их решения. Тематика исследовательской работы зависит от возраста , интересов и способностей ученика.

В результате научно-исследовательской работы школьники должны быть знакомы с методами поиска научной информации, уметь делать обзор литературы по интересующемуся вопросу, систематизировать информацию, составлять план работы , применять теоретические навыки, анализировать и обобщать полученные результаты. Помимо теоретических знаний требуется от ученика творческий подход, усидчивость, упорство для достижения конечного результата, так как над темой приходится работать 2-3 года , постоянно совершенствуя и дополняя.

В воспитании исследовательской грамотности и культуры активную роль играет школьное научное общество учащихся, располагающее уникальными возможностями для школьников черпать исследовательские знания . Учителями-руководителями проводятся беседы, обзоры исследовательской литературы , исследования .

Оригинальная композиция доклада, эмоциональность и убежденность выступающих учащихся, свободное владение необходимыми понятиями, готовность ответить на заданные вопросы – аспекты, над которыми должен работать руководитель научно-исследовательских работ .

Успехи в исследовательской работе приходят после скрупулёзной, обучающей работы , в тесном сотрудничестве с учащимися и их родителями, с сотрудниками краеведческого музея им . П. Х. Староватова, школьной и городской библиотекой. Результатом такого сотрудничества, к примеру, стало исследование учащихся Сыромятниковой Христины «Вооружение и доспехи Кыыс Богатырки Дьырыбына Дьырылыатта» , Муксуновой Марии «Берестяные изделия – национальное творчество якутов» , Унаровой Сардааны «Поэтика олонхо В. О. Каратаева «Могучий Эр Соготох» , Михайловой Марины «Народная мастерица М. И. Михайлова» , «Хаппар – нарядная сумочка якутов» , «Туесок – комплект современной девушки» , Андреева Виталия «Игры на хомусе» , Кириллина Никиты «Выдающийся сын якутского народа П. А. Ойунский» , Андреевай Агафьи «В. О. Каратаев «Модун Эр Соотох» олохото», Игнатьева Григория «Понятие о духах в якутском веровании» и др.

Ежегодно учащиеся нашей школы являются победителями и призерами научно-практических конференций «Шаг в будущее» , «Тюркский мир» , «Саха саарыннара» и др. Учащиеся являются участниками республиканских, всероссийских, международных научно-практических конференций тюркологических экспедиций в г. Москве, Санкт-Петербурге, Монголии, Республике Алтай.

В заключении хотелось бы отметить, что краеведение является наиболее эффективной формой работы организации исследовательской деятельности учащихся, так как : у учащихся формируется ценностно-смысловые, общекультурные, информационные и коммуникативные способности; углубляются краеведческие знания , представления об исторических и культурных связях родного края с жизнью страны. Осмысливаются вековые традиции народной культуры глубже на занятиях краеведением .

Публикации по теме:

Исследовательская работа Слайд 1 «Добрый день!» Меня зовут Волова Валерия. Мне 6 лет. Я посещаю подготовительную группу, детский сад «Василёк», деревня Юрятинская.

Исследовательская работа «Мир бумаги» С самого раннего детства мы знакомимся с бумагой. Это происходит тогда, когда ребёнок тянется к красивой книжке или к белому альбомному.

Исследовательская работа об участнике ВОВ Здравствуйте, уважаемые читатели! В данной презентации речь пойдет об отце, дедушке и прадедушке, участнике ВОВ Зенченко Александре Федосеевиче.

Исследовательская работа «Одуванчик» Введение Цель работы: «Вызвать эмоции и желание любоваться красотой природы, поддержать любопытство при встрече с одуванчиком и его необычайными.

Уровни краеведческой работы в ОУ

    Первый уровень - получение учащимися «готовых» знаний о крае.

    Второй уровень - самостоятельное приобретение знаний. Источниками могут быть научная литература, публикации в периодической печати, материалы школьных и государственных музеев, ресурсы Интернета.

    Третий уровень - изучение истории родного края в ходе исследовательского поиска. В этом случае ученики фактически выступают в роли юных ученых-исследователей.

Цели занятий исследовательской работой

  • Выявление учащихся, способных к исследовательской работе.

    Развитие творческих способностей учащихся.

    Формирование аналитического и критического мышления.

    Содействие в профессиональной ориентации.

    Воспитание целеустремленности и системности в учебной деятельности.

    Самоутверждение учащихся.

Алгоритм подготовки исследовательской краеведческой работы на конкурс

    Ознакомить учащихся с требованиями Положения о конкурсе.

    Объяснить отличие исследовательской работы от реферативной.

    Оказать помощь в выборе темы. Определить проблему.

    Определить актуальность, практическую значимость исследования.

    Сформулировать цель, определить задачи, методы исследования.

    Составить рабочую программу подготовки исследовательской работы.

    Ознакомиться с литературой, расспросить людей, имеющих отношение к Вашей теме. Опросить старожилов.

    Организовать работу в архивах, музеях. С периодическими изданиями.

    Описать процесс исследования.

    Обсудить результаты исследования.

    Сформулировать выводы.

    Оформить работу и отправить ее на конкурс.

    Подготовить текст выступления и наглядность к защите.

    Подготовить ответы на вопросы.

Правила выбора темы

    Правильно выбрать тему – это значит наполовину обеспечить успешное ее выполнение.

    При выборе темы следует учитывать:

    Актуальность.

    Новизну.

    Практическую значимость.

    Степень изученности.

    Возможность найти необходимые источники.

    Такие темы, как история села, школы, храма являются широкими, обзорными. Для полного обзора бывает недостаточно материала.

    Узкие темы дают большую возможность глубокой и детальной проработки.

    Тема должна звучать четко и ясно. Количество слов в названии – от 8 до 16, включая предлоги, союзы и то, что указывается в скобках.

    Чем меньше слов в названии темы – тем большую область исследования она охватывает.

Название работы

Объект и предмет исследования

    Объект исследования – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранные для изучения.

  • Предмет исследования – все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения. Изучая предмет, мы познаем объект. Один и тот же объект м.б. предметом изучения разных исследований. Например: объект «учебный процесс» может изучаться методистами, психологами, физиологами и т.д.

    Предмет исследования чаще всего совпадает с определением темы или очень близок к нему.

    В исследовании должно быть сказано о предмете что-либо, чего еще не говорилось, или должны быть как-то переосмыслены идеи, уже кем-либо высказывавшиеся.

Формулировка цели

    Сравнить…

    Определить…

    Классифицировать…

    Проанализировать…

    Оценить…

    Описать…

    Обобщить…

    Опознать…

    Восстановить…

    Составить список и т.д.

Формулировка задач

  • После выделения цели необходимо указать на конкретные задачи, которые предстоит решать (изучить, описать, установить, выяснить, вывести формулу и т.п.).

    Общая цель, в свою очередь, распадается на выполнение ряда исследовательских задач.

    Неправильно выдавать этапы исследования за задачи.

    Задачи вычленяются не по хронологическому принципу, а по структурному, как компоненты общей проблемы.

Введение

    Чему посвящена исследовательская работа?

    В чем состоит актуальность работы?

    Какие работы посвящены исследованию данной проблемы.

    Краткий обзор – аннотация в хронологической последовательности.

    Хронологические рамки исследования.

    Что является объектом исследования?

    Что является предметом исследования?

    Цель работы.

    Задачи (3-4).

    В чем состоит практическая значимость работы?

    Какие методы исследования использовались в работе?

    Какова структура работы?

    Сколько наименований включает в себя библиография?

Виды источников

    Письменные: печатные и рукописные книги, журналы, газеты, мемуары, документы личные и общественные.

  • Изобразительные: фотографии (кто или что изображено на снимке, выяснить ФИО), рисунки, плакаты, географические карты и др.

    Вещественные: предметы быта, изделия народных промыслов, семейно-вещевые реликвии и др.

    Устные: беседы, интервью и т.д.

    Технотронные (аудиовизуальные, видеовизуальные, мультимедийные или компьютерные);

    Комплексные: предметы, содержащие элементы источников разных видов (некрополь, жилище, семейный альбом, коллекции, собираемые отдельными членами семьи).

Работа с литературой

    Библиографию составляют в школьной, городской, районной и областной научной библиотеке.

    На каждое издание заполняют библиографическую карточку, используя Правила библиографического описания.

    В верхнем левом углу карточки отмечают название библиотеки и шифр.

    На оборотной стороне карточки кратко фиксируют факты, которые представляют интерес. Если не хватает места – делают ссылки к тетради №, стр. №.

    Цитаты заключаются в кавычки, чтобы потом не спутать с конспективной записью.

Требования к записи воспоминаний и рассказов

    Карточка респондента:

    ФИО респондента.

    Год рождения, дата.

    Место рождения.

    Национальность.

    Образование.

    Профессия (род занятий).

    Социальное положение.

    Адрес.

    Дата записи.

    Данные о составителе карточки.

Этапы написания исследовательской работы по родословию

    Получение информации от родственников через беседы, интервью, переписку.

    Составление генеалогических карточек на каждого родственника.

    Составление родословной схемы.

    Изучение документов семейного архива.

    Поиск материалов в Интернете и их изучение.

    Поиск и изучение документов в государственных музеях, архивах, библиотеках.

Генеалогическая карточка

    Фамилия (для замужних женщин указать девичью).

    Имя, отчество (если изменялись, указать какие были раньше).

    Дата и место рождения.

    Дата и место смерти (если похоронен в другом месте, указать местоположение могилы).

    Национальность.

    Фамилия, имя, отчество отца.

    Фамилия, имя, отчество матери.

    Место или места жительства, с указанием дат.

    Имена и даты рождения братьев и сестёр.

    Образование, что окончил.

    Место (места) работы или службы, должности.

    Участие в войнах, каких, где.

    Награды, звания.

    ФИО жены (мужа).

    ФИО детей, их даты рождения.

    Вероисповедание, принадлежность к сословию (до 1917 г.).

    Хобби (увлечение).

    Источники информации: документы, фотографии, письма, воспоминания, интервью и прочее с указанием дат.

    Дата заполнения.

Изучение персоналий

    Составление хронологии жизни изучаемого персонажа. Причем к каждой дате, событию желательно указывать имеющиеся источники.

    Вычленение этапов в жизни и деятельности героя исследования.

    Анализ профессиональной, общественной и творческой деятельности.

    Связь изучаемого с регионом.

    Описание (каталогизация) творческого наследия. Это действие может стать исследовательской задачей. Заслуга юного краеведа может заключаться в поиске и выявлении этих публикаций и обобщении их.

Требования к оформлению приложений

      Нумерация страниц – сквозная, включая Приложения.

      В работе должен быть Список приложений.

      В Приложениях помещают только те материалы, которые имеют отношение к работе.

      Приложения, также как и текст работы, располагаются в хронологическом порядке.

      Запрещается в качестве приложений использовать подлинники.

      Обязательно Приложения должны быть прокомментированы, подвергнуты критическому анализу.

      Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки словом см. (см. приложение 1).

      Приложения к работе необходимо аннотировать (подписи под фото, схемами, картами, воспоминаниями, иллюстрациями и т.д. делать с учетом принятых в исторической науке правил описания всех типов источников: письменных, вещественных, изобразительных, устных и т.д.)

Советы докладчику

    Речь должна быть простой и четкой, докладчик не должен быть "привязанным" к тексту.

    Необходимо назвать тему исследовательской работы, четко и ясно сформулировать ее цель, используя, например, такие ключевые слова и фразы как: "Цель работы заключается в том, что (чтобы)…", "Исследование (работа, эксперимент) ставит своей целью …" и т.п.

    Следует сформулировать наиболее важный результат работы в виде основного вывода или заключения по работе.

    Закончить выступление можно приблизительно так: "Доклад закончен. Благодарю за внимание";

    Задача презентации: показать результаты исследовательской работы максимально выгодно и обоснованно, подтверждая их графиками, статистикой, теоретическими выкладками и практическими результатами.

Критерии оценки исследовательской работы

    Актуальность и новизна исследования

    Четкость постановки целей и задач

    Соответствие достигнутого результата поставленным целям.

    Логичность выступления.

    Компетентность докладчика (в т.ч. умение отвечать на вопросы).

    Культура устного выступления.

    Глубина исследования

    Библиография (корректность в использовании литературных источников, количество источников)

    Целесообразность использования наглядного материала (иллюстративный материал, диаграммы, другие виды наглядности)

    Оформление.

Факторы успешности исследовательской работы

    Соблюдение принципа добровольности занятий учащихся исследовательской работой.

    Добровольность выбора темы учащимся.

    Максимальная самостоятельность учащихся в процессе проведения исследования.

    Компетентное руководство преподавателя ученической исследовательской работой.

    Учет возрастных и индивидуальных способностей учащихся при выборе темы исследования.

    Уважительное отношение к исследовательской деятельности учащихся со стороны родителей и педагогов школы.

    Системы мотивации и поощрения за исследовательскую работу.

    Увлечь учащихся историей родного края (этому способствуют экскурсии, встречи с интересными людьми, «общение» с предметами музейного значения, сбор тематического материала в СМИ, работа в школьном музее и т.д.).

    Дать учащимся «базовые» краеведческие знания.

    Дать представление об источниках, их видах.

    Научить описанию музейных предметов.

    Побывать с ними в библиотеке, архиве, музее.

    Провести занятия по методике сбора устных источников.

    Предложить на выбор темы для исследования.

    Предусмотреть в учебном плане индивидуальные занятия с учащимися по осуществлению научного руководства иссл. работой.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1» г. Поворино

Ойконимы города Поворино и Поворинского района

Выполнила: ученица 8 «б» класса Налетова А.

Научный руководитель: учитель истории Суязова А.Ю.

Поворино 2016 г.

железнодорожная станция

Из истории наименований поселений Поворинского района

Поворинский район - самая восточная окраина Воронежской области, расположен на Окско-Донской равнине. На востоке район граничит с Саратовской областью, на юге - с Волгоградской областью, на севере - с Борисоглебским районом, на западе - с Грибановским и Новохопёрским районами Воронежской области.

Располагаясь в лесостепной зоне, Поворинский район обладает умеренно-континентальным климатом.

Площадь района - 1090 км.

Основные реки - Кардаил, Хопёр, Свинцовка.

Село Байчурово. С ело было основано, как узловая железнодорожная станция, в начале 1895 года во время строительства железнодорожного перегона Харьков-Балашов. У ближайшего к месту строительства хутора было два названия – Байчуровка и Марьевка, первое из которых, более приглянувшись строителям, и было избрано, как название железнодорожной станции.

Село Вихляевка . Село располагается в 18 км от станции Байчурово и в 73 км от районного центра. Происхождение названия села, вероятнее всего, идет от старинного названия оврага с крутыми поворотами и краями – вихляйка. После крестьянской реформы 1861 года на богатые черноземные земли, на которых ныне располагается село, переехала группа зажиточных крестьян, пожелавших жить обособленно, из находившегося тогда по соседству села Тюковка, образовав хутор под названием Тюковский. При советской власти, окончательно утвердившейся в селе в начале февраля 1920 года, название Вихляевка было на постоянной основе закреплено за селом.

Село Мазурка . Располагается в 38 км от районного центра. В сельское поселение помимо административного центра также входят село Ильмень и село Кардаиловка. Основано село было в 1790 году крестьянами-однодворцами, которые переселились сюда из трех уездов Тамбовской губернии (Либедянского, Тамбовского и Кирсановского), а также из Пронского уезда Рязанской губернии. Селение было названо Мазуркой. Вероятных причин для такого названия две:

1) самая благозвучная, предполагает, что названо село было, как и знаменитый польский танец «мазурка».

2) более реалистичная, основана на том, что во время распутицы через село фактически невозможно пробраться. Мазуркой в те времена называлась очень липкая грязь, которой в этих местах очень много. Жители других районов и мест называли местное население мазунами, мазилами и мазурами. Вероятно, что именно от этих обидных прозвищ и произошло название села.

Село Октяборьское. Находится в 30км от районного центра. Возникло примерно в 1730 году на берегу небольшой реки Калмык. В разное время имело название: Верховой Калмык, Верховое, Верхний Калмык, Калмык. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 23.06.1948 года село было переименовано в Октябрьское, а Калмыкский сельсовет – в Октябрьский.

Село было основано крестьянами-однодворцами, позднее переведенными в разряд государственных.

Посёлок Октябрьский . Находится в одном километре от станции Макашевка и в 67 км от г. Поворино. В состав сельского поселения помимо его административного центра также входят поселки Калмычек (2 км до административного центра), Красное Знамя (4 км) и Кривченково (3 км), а также железнодорожный разъезд Макашевка. История создания рабочего поселка Октябрьский берет начало в 1930 году, когда на месте его нынешнего расположения создавался зерноводческий совхоз. Первоначально поселок входил в состав Полынковского сельского совета. По мере развития совхоза развивался и его административный центр.

Село Пески . Находится примерно в 30 км от районного центра. В составе сельского поселения помимо этого населенного пункта других нет. Существует легенда, согласно которой название селу дал Петр I . Проезжая место, где сейчас располагается село, он попал на песчаное место, где на несколько сотен метров вокруг не было видно ни единой травинки. Выглянув из окна застрявшей в песках кибитки, самодержец изумленно сказал: «Какие чудесные пески!». По легенде именно с этой фразы и берет название местность, а затем и расположенное на ней поселение. Село начала активно отстраиваться в первой четверти XVIII века. Названия частям села были даны по тем местам, из которых приезжали переселенцы.

Село Рождественское . Первые поселенцы на этих землях появились в период с1720 по1730 гг. Изначально село называлось Поворино, название его пошло с слова«Поворина»,что в словаре Даля обозначено, как«поперечная либо косая связь между двух досок или брусьев».Село, выстроенное на пересечении крупных торговых трактов, служило перемычкой между ними, отчего, скорее всего, и получило такое название. При постройке в 1870 году новой Рождественской церкви у села появилось новое название, которое вскоре за ней и закрепилось. В том же году по факту постройки новой железнодорожной станции название Поворино отошло к ней.

Село Самодуровка . Село было основано во второй половине XIX века солдатами из села Рождественское, закончившими военную службу и не пожелавшими оставаться в родном селе на постоянное жительство ввиду различных причин. Основной из них являлось то, что крестьянская реформа 1861 года не принесла местному населению желаемого заметного облегчения. Многим не хватало земли, чтобы прокормить постоянно растущие семьи, поэтому некоторые переехали жить на левый берег реки Свинцовка, образовав поселение, называемое местными, как Солдатские Выселки. Позже его прозвали Самодуровкой, вследствие того, что те, кто остался жить на обжитых местах, считали ушедших именно такими.

Город Поворино - центр Поворинского городского поселения и Поворинского муниципального района, находится в восточной части Воронежской области и граничит с Саратовской и Волгоградской областями, Новохоперским, Грибановскими Борисоглебским районами Воронежской области.

Возник как посёлок при станции Поворино (открыта в ); название дано по соседнему селу Поворино (оно же Рождественское).

Старое название села, давшее имя городу, могло произойти от слов, приведённых в «Толковом словаре» В.И. Даля: « Поворы, поворцы - переметины, ветреницы, хворостины на стогах, соломенных крышах, притужины от ветру». И ещё: « Поворина - поперечная либо косая деревянная связь, укрепа между двух досок или брусьев». Правда, трудно представить, как эти слова могли стать основой названия.

Предположительно от русского «повора», что означает «изгородь, прясельная городьба». Возможно, прозвищное имя Поворок позволяет реконструировать антропоним Повор, от которого можно предполагать образование Поворино.

Есть ещё одна версия названия города. По преданию Пётр I проезжал по Хопру и ему там понравились местные повара. Поэтому деревню так и назвали.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Заключение

Поставленные цели и задачи исследования были достигнуты. В ходе проделанной работы по изучению ойконимов города Поворино и Поворинского мы узнали много интересных фактов из истории нашей малой родины. Гипотеза подтвердилась. Действительно, названия населённых пунктов сформировались в результате географического расположения населённых пунктов и в связи с историей и событиями в жизни местного населения.

В ходе проделанной работы, мы расширили исторические знания о нашем городе и районе, познакомилась с его историей, с разнообразными названиями населённых пунктов и историей происхождения некоторых из этих наименований.

Мы в ходе исследования также установили, что наш район расположен на востоке Воронежской области, на Окско-Донской равнине, и граничит с Саратовской областью на востоке, на юге - с Волгоградской областью, на севере - с Борисоглебским районом, на западе - с Грибановским и Новохопёрским районами Воронежской области.

Топонимика – увлекательная наука, она может заинтересовать и краеведов, и всех, кто любит свой родной край и его историю. Региональная топонимия является уникальным историко-культурным памятником территории, которая соединяет историческую память и духовное наследие населяющих её народов.

Таким образом, нами были сделаны следующие выводы:

    поселения Поляна, Моховое, Пески - названы по природному признаку;

    Рождественское - в честь церкви;

    Макашевка, Чибизовка - в честь фамилии владельца;

    Октябрьское, Октябрьский - в честь происходивших событий.

Историю своей родины, как и историю своей семьи, должен знать каждый человек.

Материалы данной работы будут использованы для проведения экскурсий в школьном краеведческом музее, а так же на занятиях по истории, краеведению, географии на факультативных занятиях.

Список литературы

    Загоровский В.П. Историческая топонимика Воронежского края. – Воронеж, 1973.

    Загоровский В.П., Олейник Ф.С., Шуляковский Е.Г. История нашего края. – Воронеж, 1968.

    Загоровский В.П. Как возникли названия городов и сел Воронежской области / В.П.Загоровский. Воронеж, 1966.

    Зюбин М. Вся Лискинская земля. (Опыт историко-топонимического обзора). – Воронеж, 1998.

    Ковалёв В. Поворино, моё Поворино. – Борисоглебск, 1991.

    Прохоров В.А. Надпись на карте. – Воронеж, 1977.

    Прохоров В.А. Вся Воронежская земля. – Воронеж, 1973.

    Топонимические предания Воронежской области / Сост. Е.А. Орлова. Под ред. Т.Ф. Пуховой. – Воронеж, 2001

Интернет-источники

    Вантит. Воронежский эколого-исторический сайт. Топонимические предания Воронежской области. // http :// www . vantit . ru / toponymic - legends - of - the - voronezh - region . html .

    Вантит. Воронежский эколого-исторический сайт. Научное толкование названий населенных пунктов, упоминаемых в преданиях. // http :// www . vantit . ru / toponymic - legends - of - the - voronezh - region /80- nauchnoe - tolkovanie - nazvanij - naselennyh - punktov - upominaemyh - v - predanijah . html .

    http ://край36.рф/ index . php / toponimika .

    http :// slovardalja . net .

    Структурное подразделение юных туристов МБОУДОД Борисоглебского центра внешкольной работы БГО // http :// borisoglebskaya - spyutur . webnode . ru / kraevedenie - i - muzeevedenie / issledovatelskie - raboty /.

    Край воронежский. Топонимика // http ://край36.рф/ index . php / toponimika .

    Поворино. // http :// ru . wikipedia . org / wiki /Поворино.

    Поворинский район. // http :// ru . wikipedia . org / wiki /Поворинский район.

    Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля // .

    Топонимические предания Воронежской области. // http :// www . vantit . ru / toponymic - legends - of - the - voronezh - region . html .

Приложение

Состав Поворинского района (карта)

В состав района входит 9 поселений: городское поселение - город Поворино (обозначено на рисунке цифрой 1), а также Байчуровское (2), Вихляевское (3), Добровольское (4), Мазурское (5), Октябрьское (6), Песковское (7), Рождественское (8) и Самодуровское сельские поселения (9).

Поворино на карте Воронежской области

Главная > Исследовательская работа

МОУ Мирная Средняя общеобразовательная школа Зонального района

Исследовательская работа по краеведению

Не названьем славятся деревни

Выполнила Юраева Валерия,

ученица 9а класса

Консультант Морозова И.А.,

учитель истории

Введение. «Не названьем славятся деревни, а добротой и мудростью людей» …………………………...…..1 - 6 Глава 1.Начало пути …………………………………………….7- 9 Глава 2. Военное лихолетье…………………………….............. 10 – 12 Глава 3. Послевоенные годы………………………………........ 12 -15 Глава 4. Целинники………………………………………........... 15- 18 Заключение. «Полнее осознавая прошедшее, мы уясняем современное»………………………………………19 -20Приложения

И доказала поговоркой древней,

Которая важнее всех идей,

Что не названьем славятся деревни,

А добротой и мудростью людей!

М. Мокшин

Введение

Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и вырос. При изучении курса истории в средней школе Малая родина выпадает из нашего поля зрения. Данная исследовательская работа призвана помочь расширить знания о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. В 1957 году вышло постановление Совета министров СССР, по которому прекращалась хозяйственная деятельность колхозов, ликвидировались их банковские счета, а имущество продавалось совхозам. В это же время в связи с укрупнением совхозов, с карты Алтайского края пропало много населенных пунктов, в том числе и поселок со странным названием МТС, который был родоначальником современного поселка Мирный Зонального района. Интересно узнать, каким был этот поселок, чем интересен, знаменит, какие люди проживали на его территории. Ведь именно люди, которые трудятся на родной земле, растят детей и внуков, составляют основное богатство любого населенного пункта. Уже немного осталось в живых людей, способных рассказать о поселке МТС, который сыграл немалую роль в развитии Зонального района. В их сердцах еще живет память о маленьком поселке с населением чуть больше 100 человек поэтому, считаю данную исследовательскую работу актуальной и социально значимой. Аргументируя выше сказанное, можно привести анализ анкетирования, проведенного среди различных групп населения поселка Мирный Зонального района. Всего опрошено 130 человек. 1. Знаете ли вы о существовании в 30- 60 годы ХХ века на территории нашего населенного пункта поселка МТС. 2. Как вы считаете, достаточно ли материала в печати, СМИ и других источниках об истории нашего поселка и о жизни земляков?
3. Хотели бы Вы узнать об истории поселка МТС больше. 4. Для чего необходима информация о земляках, об истории населенного пункта, которого нет уже на карте? Среди ответов наиболее часто встречающимися были:

    для сохранения памяти о достойных людях; для использования информации при написании различных докладов, рефератов, исследовательских работ; для воспитания подрастающего поколения на примерах жизни уважаемых людей; для сохранения преемственности поколений; для пополнения материалов школьного музея.
Из анкетирования мы видим, что взрослое население поселка Мирного знают о существовании МТС. Школьники же мало знакомы с этой информацией. Но практически все респонденты хотели бы узнать о нем больше. Ведь у его истоков стояли их родители, бабушки, дедушки. В прошлом были предприняты попытки описать историю поселка. Первая такая попытка относится к 1972 году, когда из города Мирного Якутской области из редакции газеты «Мирнинский рабочий» пришло письмо в адрес председателя Новочемровского сельского совета с просьбой написать «историю возникновения вашего Мирного». Еремеев П.И., председатель сельсовета, написал ответ (1 страница машинописного текста) в Якутскую область, который содержал небольшие сведения и из истории исчезнувшего поселка (см. приложение 1,2). В книге «Зональный район: история, люди и судьбы» (2003 год) имеется небольшой очерк о становлении поселка. В отчетах историко-этнографической экспедиции БГПУ, проходящей в 2002 году в Зональном районе можно найти сведения о поселке, например, о типе его застройки. В юбилейной книге «Сквозь призму времени» (2008 год), есть публикация о нашем односельчанине герое Советского Союза Н. Н. Демине, который трудился в МТС. В районной газете «За урожай» встречаются статьи, заметки о наших земляках: о передовиках производства, о заслуженных учителях, о ветеранах Великой отечественной войны. В школьном музее имеются некоторые материалы о МТС. Исследованный нами материал - недостаточный, отсутствует систематизация, поэтому трудно представить картину жизни поселка 30-е - 60-е годы ХХ века. Планомерного исследования по истории МТС не предпринималось. Поэтому одной из задач исследовательской работы была систематизация материала, воспоминаний современников поселка, анализ имеющейся литературы. Таким образом, основной целью исследования становится расширение знаний о родном поселке, определение этапов его развития, установление его роли в общем ходе истории. Задачи:
    Изучить историю поселка и биографии земляков по публикациям, имеющимся в СМИ и других источниках. Собрать и систематизировать полученный материал. Выделить этапы развития, соотнести их с историей страны.
Объект исследования: исторические процессы развития поселка МТС Зонального района Алтайского в 30-60 годы ХХ века. Предмет исследования : содержание исторического развития поселка. Гипотеза: поселок МТС, просуществовавший около 30 лет, прошел традиционные этапы развития, которые тесно связаны с историческими процессами, происходящими в стране, внес значительный вклад в развитие, района, края, страны. Методы исследования:
    Анализ литературы по проблеме исследования. Статистическое обобщение данных. Анкетирование. Собеседование. Подворный обход.
Хронологические рамки работы можно определить следующие: 30-е – 60- е годы ХХ века: с возникновения МТС до его реорганизации. Исследования основывались на информации, представленной современниками поселка МТС (опрошено более 15 человек), архивных документах, широко представленными в книге «Зональный район: история, люди и судьбы», документах отдела кадров госплемптицезавода «Чемровский», предоставленных В.И. Михиной, работающей там в 60-е - 70- е годы. Следует отметить, что сохранилось очень ограниченное количество документов, поэтому материал исследования собирался буквально по крупицам. История складывается из разных человеческих судеб, и мы попытались представить историю поселка глазами его жителей. Постарались собрать как можно больше имен, фамилий людей, причастных к поселку МТС. Необходимо отметить, что данная работа не претендует на полное исследование истории становления поселка, жизнеописания его жителей. Поэтому остается поле деятельности для следующих исследований, по мере поступления материала или по мере подключения к работе других авторов.

Эту память умная природа

Нам дарует, как тепло и свет.

Без нее нет силы у народа,

Имени и будущего нет.

И должны в себе сберечь мы с детства

Память и любовь на все года,

чтобы их, как главное наследство,

передать потомкам навсегда.

М.Мокшин

Глава 1.

Начало пути

История исчезнувшего поселка начинается с 1928 г. строительством льнозавода на берегу реки Чемровка, в 5 километрах от села Новая Чемровка. К 1930 г. стройка была закончена, но использовать завод по назначению не пришлось. Этот период в стране известен как коллективизация, появляется большое количество колхозов. Для обслуживания техники необходимы были машинно-тракторные станции, которые содержали, ремонтировали технику для близлежащих колхозов. На территории и в зданиях льнозавода в 1930 г. было решено разместить Чемровскую машинно-тракторную станцию. По всей стране при многих МТС стали появляться свои особые поселки - начинается первый этап в развитии поселка. Первоначально персонал станции проживал в с. Новая Чемровка. В 30-е годы на берегу реки были возведены несколько бараков для жилья, рассчитанные на 4 семьи. Позже сами работники МТС стали строить новые дома. Среди первых - дома по улице Молодежной и Ленина. В архивах отдела кадров госплемптицезавода «Чемровский» сохранилось немного документов по Чемровской МТС. По ним МТС начала свою деятельность только в 1935 году. Её первым директором был Зюздинцев Т.В., который работал до 1938 года. Нам удалось найти в документах фамилии людей, которые работали вместе с ним.

    Белов Г.И. - заместитель директора Уткурцев М.Я. - старший агроном Степанов Г.С. - старший механик Тернеевский Григорий Никифорович - старший бухгалтер Коротеев М. П. - механик Михальцовв С.И. - механик Сафонов П.Ф. - счетовод Озер - заведующий гаражом Кречик И.К. - бухгалтер Сосновский - секретарь Беспалов В.С. - бригадир Вдовин Прокопий Иванович - бригадир Фролов Григорий Иванович - бригадир Востриков Егор Семенович - механизатор Голубцов Спиридон Егорович – механизатор (3. стр.2)
В сферу обслуживания МТС входило 15 колхозов: Красный Октябрь, Гигант, Новая жизнь, имени Крупской, имени Калинина, имени Ежова, Красная звезда, имени Молотова, Заветы Ильича, имени Кагановича, имени Куйбышева, имени Ворошилова, имени Кирова, Путь к коммунизму, Новый Быт. Эти колхозы находились в селах Новая Чемровка, Шубенка, Новый Быт с общей площадью пахотной земли около 100000 гектаров, общей численностью тракторного парка 56 единиц. В это время была построена еще одна деревянная мастерская по ремонту сельхозтехники, которая расположилась по улице, носящей в наше время имя Героя Советского Союза Н.Н. Демина. Эта мастерская обслуживала технику до 1950 года. Наряду с этими строились и другие объекты, бараки, дома для жилья. А поселок так и стали все называть МТС. Это название надолго прижилось к молодому поселку. С 1938 года директором Чемровской МТС стал работать Сидоров А.С. И вместе с ним: Ксиянов В.Д. (помощник по политической части), Самойлов А.Д (главный бухгалтер), Иванилов У.П. (старший агроном). По словам информатора до войны в МТС проживало не более 150 человек. Сидоров А.С. проработал около года и его сменил Часовских Александр Васильевич (1939-1941г.г.), а с 19 июля 1941 года по 16 июля 1942 года директором был уже Шередега Александр Деомидович. (3. стр. 4). Текучка директоров в те годы объясняется очень тяжелыми условиями труда. Техники было мало, работали на ней в основном женщины, поэтому, в документах тех лет мы читаем, не смотря на то, что рабочие прикладывали максимум сил, часто не выполнялся план работ. Нельзя забывать, что эти годы были годами страшных репрессий, поэтому любая оплошность в работе могла быть расценена как саботаж, пособничество контрреволюции. Всего в Зональном районе с 1938 по 22 июня 1941 года было репрессировании 37 человек. Среди них были рядовые колхозники, рабочие совхозов, МТС. Например, И.И. Мишкевич, тракторист колхоза имени Чапаева, который входил в зону обслуживания МТС, обвинялся в том, что «подготавливал диверсионный акт поджога гаража… Занимался сбором шпионских сведений о составе тракторного парка МТС». В октябре 1938 года судебной тройкой при НКВД он был осужден по ст. 58-6, 9, 11 УК РСФСР (шпионаж, разрушение сооружений государственного имущества и участие в контрреволюционной организации) и приговорен к 10 годам лишения свободы. В 1959 году был реабилитирован (2.стр. 360).

Глава 2.

Военное лихолетье

Часто вижу картину одну:

Как в деревне из каждого дома

Провожали отцов на войну,

Старших братьев, родных и знакомых.

Враг был злобен, жесток и силен.

Всей ордой и громадою стали.

Но не ведал характеров он

Мужиков, что солдатами стали.

М.Мокшин

С началом войны начинается второй этап в развитии поселка. Массовая демобилизация в ряды красной армии начинается в 1942 года, когда главнокомандующим стало понятно, что война затянется на долгие годы. Почти все мужичины были призваны на службу. Они показали себя настоящими героями, отстаивая свободу и независимость государства, многие были награждены орденами и медалями. Среди них Герой Советского Союза Н.Н. Демин и Полный кавалер Орденов Славы Силаев П.М. (см. Биографические справки №1, №2). Вдали от фронта, боевых действий жители МТС, ежедневно ощущали на себе действия войны. По воспоминаниям тружеников тыла, в военные годы в МТС, как и в других хозяйствах края, отмечался значительный кадровый голод. В поселке остались старики, женщины и подростки, именно на их плечи легла вся тяжесть военных буден. Поэтому руководство района старалось использовать все возможные резервы для решения кадрового вопроса. В постановлении бюро Зонального райкома ВКП(б) «О приеме и устройстве переселенцев из области немцев Поволжья и эвакуированных граждан СССР» от 6 октября 1941 года мы находим такие строки: «Бюро РК ВКП(б) требует от всех директоров МТС немедленно использовать механизаторские кадры из приехавших переселенцев по специальностям, обратив при этом внимание на теоретический уровень подготовки» (2. стр. 700). Выполняя постановление, Чемровская МТС тоже приняла переселенцев, среди них был Гаан Иван Иванович, который долгие годы проработал механизатором, вырастил вместе с женой Лидией Максимовной пятерых детей, навсегда обосновавших в поселке. В 1942 году 17 июля директором назначают Коротеева Михаила Павловича, который возглавлял МТС до 20 июня 1952 года. Вместе с ним руководили работой МТС Политковский (заместитель по политчасти), Коробов Филипп Иванович (главный инженер), Коротеев Василий Павлович (старший агроном), Донских И.В. (главный бухгалтер), Гринимаер Наталья Егоровна и Амалия Максимовна (бухгалтеры), Татарников Иван Федорович (заведующий гаражом), Зяблицкий Сергей Георгиевич (заведующий курсами), Бурилов (председатель рабочкома), Меньшов Г.Г. (механик по сельхозмашинам), Макаров (прораб) (3. стр.5). До своего назначения Коротеев М.П. работал старшим механиком, поэтому хорошо знал обо всей тяжести работы. На его долю выпали самые трудные годы: шла война, работать приходилось в основном с женщинами, которых готовили тут же на курсах при МТС, некоторые учились в Буланихинском училище, среди них Часовских Александра, Коровина Анна, Крючкова Нина, Бессонова Мария, Селезнева Анастасия. Много горьких слез, по словам информатора, пролили эти молодые девушки, готовя технику на морозе, когда пальцы примерзали к железу. Сутками не уходили с работы Лавренцова О, Буракова А.В, Меньшова С., Комков Александр, Рыжкова Агния Филипповна и многие другие (3. стр. 4). Информаторы рассказывали в основном о тяжелом физическом труде того времени. Условия жизни были тоже очень сложными. В вагончиках механизаторов и ремонтников не было мебели, в короткие передышки спали прямо на полу, подстелив старую солому. Питались в основном картофелем, который варили, пекли на кострах, жарили, делали драники, заменяющие хлеб. Телефонная связь отсутствовала по несколько месяцев (Постановление заседания бюро зонального райкома ВКП(б) «О состоянии телефонной связи от 5 октября 1942 года»). В ночное время велось обязательное дежурство директора МТС, учителей школы, счетоводов, ответственных работников (2. стр.713). Работающие в МТС в военные годы, воспоминают о минутах короткого отдыха. Когда заканчивалась работа, девушки, молодые женщины, подростки собирались на вечерки, где пели песни, частушки про фашистов, плясали под гармошку. А с утра снова шли в поле, сновапринимались за работу. В годы Великой отечественной войны (1942 г.) объявлялся сбор средств на строительство танковой колонны «Алтайский колхозник». Новочемровский сельский совет, куда входила и МТС, собрали в 1942 году 123, 8 тысяч рублей (2. стр. 715). Комсомольская организация из Новой Чемровки выступила с инициативой по сбору теплых вещей и картофеля для фронта. Почин поддержало все население района, в том числе и жители МТС. В места сбора несли все, что могли: продукты, вещи, в том числе ценные, вплоть до теплых полушубков (2. стр. 381). В военные годы развитие поселка несколько замедлилось. Все силы были брошены на выполнение главной задачи – больше дать фронту хлеба и другой сельскохозяйственной продукции.

Глава 3

Послевоенные годы

И тракторист, и агроном,

И педагог, и медик

Живут теперь в селе родном,

Как добрые соседи.

М. Мокшин

Третий этап развития поселка начинается после Победы в Великой Отечественной войне. После войны развитие поселка значительно активизировалось. (1. стр. 2) В поселок стали возвращаться демобилизованные воины. Их с радостью принимали на работу. В отчете военного отдела Зонального райкома ВКП (б) Алтайскому крайкому ВКП(б) за первое полугодие 1946 года мы узнаем об организации работы с демобилизованными (2. стр.736). Им читали лекции о международном положении, читали газеты, журналы, художественную литературу. Проводили митинги, вечера встреч. Для прибывающих солдат строили жилье, оказывали помощь продуктами, одеждой. Старались согреть вниманием бывших военнослужащих. В отчете отмечалось: «настроение демобилизованных веселое и бодрое. Все демобилизованные, прибывшие с сознанием своего долга, также самоотверженно работают на трудовом фронте, как сражались самоотверженно на фронтах Отечественной войны за свободу и независимость нашей Родины» (2. стр.736). Немного сохранилось документов о жизни МТС в 1945 - 1950 годы. Стране для восстановления разрушенного хозяйства требовалось много сельхозпродукции: зерна, сахарной свеклы, картофеля, мяса, молока. Борьба за получение высоких урожаев и дальнейшее развитие колхозов находились в прямой зависимости от работы МТС. Нужно отметить, что в отчетах и докладах тех лет мы можем найти сведения о хорошей работе Чемровской машинно-тракторной станции (в основном выполнялись планы тракторных работ, работали комбайны и весь тракторный парк). Информаторы говорят о строгой трудовой дисциплине в послевоенные годы. Не было опозданий на работу, прогулов, так как за все это были предусмотрены штрафы и наказания. В МТС велась большая культпросвет работа. В отчете районного отдела кинофикации о результатах работы за 1950 год (от 10.02 1951 года) мы читаем, что в МТС показано за год 43 сеанса художественных фильмов, среди них «Крейсер «Варяг», «Чапаев», «Александр Невский», «Человек с ружьем», «Партбилет», «Ленин в октябре», «Зоя», «Молодая гвардия» и многие другие (2. стр. 761). Перед началом сеансов читались лекции, проводились беседы на политические темы. С 23 июня 1952 года Чемровскую МТС возглавил бывший фронтовик Тихон Ефимович Востриков (см. биографическую справку №3). Вместе с ним работали Гайдин М.Я (заместитель директора по политчасти), Баженов И.А. (главный бухгалтер), Глазюк В.Д (главный агроном), Михин И.В. (гл. агроном с 1955 года), будущий директор МТС, Кухленко Ф.А (механик), Коваленко Н.И (зоотехник) и многие другие. В это время в обслуживание МТС входило 7 колхозов: «Мировой Октябрь», имени Кирова, «Путь к коммунизму», «Заветы Ильича», имени Ворошилова, «Слава», «Новый быт» (3. стр. 7). При новом директоре, по словам информатора, улучшились условия работы в мастерской по ремонту техники, построен гараж, котельная для отопления мастерской, контора, красный уголок, где в настоящее время находится ДК п. Мирный. Все предыдущие постройки находились на берегу реки Чемровки, а река хоть и небольшая, но своенравная – почти ежегодно все смывала. Пришлось заново строить мост, баню, медпункт, жилье. Много внимания уделял директор подсобному хозяйству – овощному участку, который снабжал столовые МТС свежими овощами. Школа в поселке была только начальной. Востриков решил вопрос об открытии в 1956 году 7-летки, ее перевели из поселка Сафоновка. Средняя успеваемость по району составляла 85% (из протокола Х партийной конференции Зонального района о развитии народного образования и здравоохранения за 1952 -1953 г.г. Школа размещалась в небольшом деревянном здании барачного типа. Через несколько лет школа стала восьмилетней. Первым директором школы работала Зоя Яковлевна Кожевникова, завучем – Григорий Федорович Пальчиков. Первые учителя: Вера Федоровна Будкова, Мария Васильевна Сухачева, Ольга Федоровна Пальчикова, А.Т. Шипулина, Е.Т. Свиридова, Е.А. Финаева, Ф.Н. Исаева, А.Т. Кутенов. Строго держался порядок в санитарном отношении. Медработники отвечали за его состояние вместе с заместителем директора по хозяйственной части. Одно время им работал Иван Васнев (3. стр. 10) Фельдшерско-акушерский пункт в поселке МТС открыт в начале 50-х гг. Одним из первых его работников была Петрова Надежда Александровна. Она вспоминает о работе в те годы: «В 1959 г. по направлению приехала на работу в Зональный район, и меня направили на работу заведующей ФАПом Чемровской МТС. Медицинский пункт располагался в 2-х комнатах небольшой квартиры. Оборудование состояло из навесного деревянного шкафа. После хорошей промывки и покраски в нем стали хранить медикаменты. В прихожей стоял небольшой стол, позаимствованный в мастерской, и две скамейки. Асфальтированных дорог ни до районного центра, ни до Бийска не было. В осенне-зимний период больных и рожениц доставляли на тракторных тележках, лошадях и на паровозе, к которому был прицеплен товарный вагон. В то время в экстренных случаях можно было вызвать паровоз. В те далекие годы были распространенны такие заболевания, как трахома, дифтерия, брюшной тиф, много было больных корью, коклюшем, скарлатиной, гепатитом. Первую медицинскую мебель приобрели только в 1964 г. и помещение медпункта стало походить на медицинское учреждение». Из доклада секретаря Зонального райкома КПСС тов. Крылова на VII пленуме о состоянии и мерах по улучшению культурно-просветительской работы в районе от 24 марта 1953 года даются разъяснения о культурно-просветительской работе того времени. В частности, о работе театральных и драматических кружков, которые были в каждом поселке и хозяйстве. Интересен репертуар этих кружков, если учесть время постановок пьес: в основном это был Чехов «Семейная история», «Лошадиная фамилия», «Сельские эскулапы», и конечно, они подвергались критике со стороны районного и партийного руководства. Глава 4. Целинники

И Родиной навек кому-то стал

Поселок, что по-новому зовется.

Для всех он, как священный пьедестал,

К которому душа любая рвется

М. Мокшин

Четвертый, заключительный этап в развитии поселка МТС – освоение целинный и залежных земель. На этом этапе отмечалось заметное укрепление материальной базы МТС. 2 марта 1954 года вышло Постановление Пленума ЦК КПСС «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и об освоении целинных и залежных земель». В этом же году в Зональный район прибыло 425 целинников, 80 из которых были направлены в Чемровскую МТС. К Концу 1954 года выбыли 33 человека: в СА -14 человек, по болезни -1, по семейным обстоятельствам -12, самовольно – 6 (Из отчета Зонального райкома КПСС о материально-производственном и бытовом устройстве новоселов, прибывших на целину от 7 февраля 1955 года (2. стр. 773-774). В основном это были молодые люди, которые трудоустраивались по своей специальности, а кто ее не имел, мог получить в Буланихинском училище механизации. Прибывшие обеспечивались жильем, кто-то жил в общежитиях, кто-то в ведомственных квартирах, а многие жили на квартирах специалистов МТС. В 1955 году Чемровская МТС получила кредит на строительство индивидуальных домов для целинников, в размере 65 тысяч рублей, поэтому были построено первое добротное жилье. В те годы поселок состоял из пяти небольших улочек. Постройки в основном были деревянными. Водопровода и централизованного электроснабжения не было. Электричество давали от дизеля с 6 часов утра до 24 часов. (1. стр. 2). Среди прибывших на освоение целины проводилась культурно-массовая и политическая работа, в бригады выписывались журналы, газеты. Для механизаторов читались лекции, доклады, в клубе МТС регулярно демонстрировались фильмы, организовывались молодежные вечера (2. стр.774) В отчете Зонального райкома КПСС о материально-производственном и бытовом устройстве новоселов, прибывших на целину от 7 февраля 1955 года указана заработная плата целинников в Чемровской МТС. Например, тракторист Качеев вместе с женой, работающей прицепщиком, заработали за 6 месяцев 20 тысяч рублей (2. стр. 774). Чемровкая МТС работала в эти годы очень хорошо. В 1954 году на ВДНХ была отправлена Степанова Таисия Ивановна, звеньевая по выращиванию свеклы. В 1956 году Михин Иван Васильевич (главный агроном) был участником Выставки достижений народного хозяйства, награжден медалью ВДНХ. А в 1957 году его наградили медалью «За трудовое отличие». В этом же году еще четверо работников МТС получают высокую правительственную награду медаль «За освоение целинных земель»: Толстов Иван Антонович (тракторист), Тишкова Лукерья Иларионовна, Михин Иван Васильевич (гл. агроном), Кухленко Федор Артемьевич (механик). По словам информаторов, коллектив МТС был молодой, работоспособный, дружный. Вместе работали, вместе отдыхали. Востриков много внимания уделял спорту и художественной самодеятельности. В МТС была своя футбольная команда, закупалась спортивная форма, лыжи и другой инвентарь. В футбольную команду МТС входили:

    Петров Геннадий Петров Виктор Коротеев Виктор Столяров Василий Поспелов Борис Дроздев Юрий Геращенко Виктор Назаров Аркадий Селиванов Юрий Смолкин Аркадий Борисенко Франц
Проводили соревнования по лыжному спорту, чаще всего в них побеждал Дроздев Юрий Николаевич, инженер МТС. На территории современной Мирной средней школы располагался стадион, там и проходили все соревнования, которые собирали все население поселка от мала до велика. Активными членами художественной самодеятельности в 50-60 годы ХХ века являлись Николотов Михаил (шофер), Ворошилова Нина (медработник), Кочергин Николай (инженер), Геращенко Виктор (шофер). По воспоминаниям информатора мы узнаем, что в основном ставились шуточные номера, инсценировки, частушки. Аккомпанировали М. Николотов и В. Геращенко. В клубе, здание которого было построено в 1959 году, держался строгий порядок, постоянно дежурили специалисты и рабочие МТС. В памяти информатора остался дежурный с красной повязкой на рукаве Иван Лаврентьевич Харлов, фронтовик, общественный деятель поселка. В апреле 1958 года машинно-тракторная станция была преобразована в ремонтно-техническую (РТС), но поселок жители, их насчитывалось около 400 человек, по-прежнему, называли МТС. Т.Е Востриков еще год работал ее директором, а в 1959 году был переведен на должность директора Бийского овоще-картофелеводческого совхоза в село Малоугренево. 15 декабря 1959 года директором Чемровской РТС назначается Воропаев Дмитрий Яковлевич. В феврале 1961 года в стране очередное новое веяние: колхозы реорганизуются в совхозы. Чемровская РТС на пике своего развития прекратила существование. Вся техника была продана новым совхозам. В 1959 г. в поселке, по словам информатора, был объявлен конкурс на лучшее название. Было предложено много вариантов, но остановились на Мирном. В это время появилось множество поселков с таким названием не только в Алтайском крае, но и по всей России. По решению Алтайского краевого Совета депутатов трудящихся в 1965 поселку было присвоено название «Мирный», хотя жители его называли так с 1959 г. И начинается новая жизнь нового поселка.

Заключение

Исследовательская работа «Не названьем славятся деревни», это своеобразная дань тем людям, которые жили в те далекие годы. Нам очень хотелось бы вспомнить всех, кто был причастен к становлению и развитию МТС. Это нужно для того, чтобы память о людях, населяющих поселок, жила в нас, их внуках и правнуках. Из работы следует, что поселок прошел традиционный путь развития: от небольшой ремонтной станции до крупного хозяйства, с населением около 400 человек. Мы выделили основные этапы в его развитии:

    Появление поселка. Развитие в военные годы. Восстановление хозяйства в послевоенные годы. Освоение целины.
Эти этапы тесно связаны со всеми теми процессами, которые происходили в стране: коллективизация, годы сталинских репрессий, Великая Отечественная война, послевоенное восстановление страны. Люди поселка вносили огромный вклад в развитие довоенного района, оказались самоотверженными защитниками родной земли в годы Великой Отечественной войны, своим трудом восстанавливали разрушенное хозяйство в 50-е годы. В работе представлены биографические справки о людях труда, о фронтовиках, тружениках тыла, которые могут рассказать об их непростой судьбе. Гипотеза, представленная в работе, нашла полное свое подтверждение входе исследования: поселок прошел традиционные этапы развития. Эти этапы тесно связаны с историческими процессами, происходящими в стране. Жители МТС внесли значительный вклад в развитие, района, края, страны. Свою работу я хочу закончить словами Герцена: «Полнее осознавая прошедшее, мы уясняем современное: глубже опускаясь в смысл былого – раскрываем смысл будущего, глядя назад – шагаем вперед».