Понятие подходящей работы. Какова максимальная удаленность подходящей работы от места жительства Подходящей считается такая работа которая соответствует

В соответствии с Федеральным законом «О занятости населения в Российской Федерации» государство гарантирует безработным гражданам:

— Право на выбор места работы при посредничестве службы занятости или путем прямого обращения к работодателю;

— Право на бесплатную консультацию, получение информации и услуг, связанных с профессиональной ориентацией;

— Право на психологическую поддержку;

— Право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости;

— Право на профессиональную деятельность за пределами территории Российской Федерации.

Безработные граждане обязаны:

— активно искать работу (в том числе регулярно посещать информационный зал между обязательными (назначаемыми не реже 2-х раз в месяц) перерегистрациями).

— соблюдать условия и сроки перерегистрации в качестве безработного;

— посещать работодателя по выданному направлению на работу в течение 3-х рабочих дней с момента получения направления (при этом, первым днем данного срока считается рабочий день, следующий за днем выдачи направления на работу);

— информировать центр занятости о своем трудоустройстве (В ТОМ ЧИСЛЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОМ, ВРЕМЕННОМ, СЕЗОННОМ, ПО ДОГОВОРУ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА и т.п.), о регистрации ИП, о вхождении в число учредителей организаций и о прочих формах занятости, назначении пенсии и т.д.

ПОМНИТЕ:

Одновременное получение пособия по безработице и дохода от трудовой или иной приносящей доход деятельности, пусть даже временной (за исключением заработной платы, получаемой от участия в общественных работах без снятия с учета в качестве безработного), – является мошенничеством и преследуется по закону!

Безработные граждане, не явившиеся на перерегистрацию в качестве безработных в установленные центром занятости сроки, для подтверждения уважительных причин неявки могут предъявить оправдательные документы (например: листок нетрудоспособности; повестку о прохождении медицинской комиссии при призыве на военную службу, на военные сборы, привлечении к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе; документы, подтверждающие смерть близких родственников (свидетельство о смерти и документы подтверждающие родство); документы, подтверждающие выезд из места постоянного проживания в связи с обучением в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по очно-заочной и заочной формам обучения и др.

Работу с какими условиями, имеют право предлагать, после сокращения в центре

документы, предусмотренные законодательством).

Явка гражданина во избежание нарушения сроков перерегистрации должна состояться не позднее рабочего дня, следующего после окончания периода, за который представлен оправдательный документ

Выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до 3-х мес. в случаях:

  • отказа в период безработицы от 2-х вариантов подходящей работы;
  • отказа по истечении 3-х месячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих квалификации, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
  • явки безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ;
  • увольнения с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также отчисления гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия;
  • нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного (приостановка выплаты пособия по безработице производится со дня, следующего за днем последней явки безработного на перерегистрацию);
  • самовольного прекращения гражданином обучения по направлению органов службы занятости.

Период, на который приостанавливается выплата пособия по безработице, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице.

Размер пособия по безработице может быть сокращен на 25% на срок до 1 месяца в случаях:

  • НЕЯВКИ без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение 3-х рабочих дней со дня направления центром занятости;
  • ОТКАЗА без уважительных причин явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (обучение).

Выплата пособия по безработице не производится в периоды:

  • отпуска по беременности и родам;
  • выезда безработного из места постоянного проживания в связи с обучением в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования и организациях дополнительного профессионального образования по очно-заочной или заочной форме
  • призыва безработного на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей.

Указанные периоды не засчитываются в общий период выплаты пособия по безработице и продлевают его.

Выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях:

  • признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в статье 2 Закона о занятости;
  • прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии;
  • длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин;
  • переезда или переселения безработного в другую местность;
  • попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем ;
  • осуждения лица, получающего пособие по безработице, к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы;
  • назначения пенсии, предусмотренной п. 2 ст.32 Закона о занятости, либо назначения страховой пенсии по старости (в том числе досрочно), либо назначения пенсии по старости или пенсии за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
  • отказа от посредничества органов службы занятости (по личному письменному заявлению гражданина);
  • смерти безработного.

Что такое ПОДХОДЯЩАЯ РАБОТА?

  • Подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его квалификации, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.
  • Оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, считается подходящей для граждан:
  • впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих квалификации;
  • уволенных более 1-го раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия;
  • прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность, вышедших из членов крестьянского (фермерского) хозяйства в установленном законодательством РФ порядке;
  • стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более 1 года) перерыва;
  • направленных центром занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;
  • отказавшихся пройти профессиональное обучение или получить дополнительное профессиональное образование после окончания 1-го периода выплаты пособия по безработице;
  • состоящих на учете в центре занятости более 18 месяцев;
  • более 3-х лет не работавших;
  • предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы.

Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения по Республике Крым. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума.

ВНИМАНИЕ: Гражданам, имеющим несколько профессий (специальностей), подбор подходящей работы осуществляется по каждой из них!

ПОМНИТЕ: Одновременно гражданам выдается не более 2-х направлений на работу!

Статья 4. Подходящая и неподходящая работа

(см. текст в предыдущей)

2. Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется органами службы занятости с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей

(в ред. Федеральных законов от 17.07.1999 N 175-ФЗ, от 10.01.2003

(см. текст в предыдущей

(в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 , от 27.12.2009 N 367-ФЗ, от 02.07.2013)

Какая работа считается подходящей (Служба занятости)

текст в предыдущей)

(в ред. Федерального от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей)

обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.

она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;

условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;

(в ред. Федерального закона от 17.07.1999 N 175-ФЗ)

Во-первых, она наполняет конкретным содержанием общую конституционную формулировку о свободе выбора рода занятий и профессий, закрепляя критерии занятости, в отношении которых необходим учет индивидуальных особенностей и требований работника.

В-третьих, она переводит абстрактную возможность трудиться в избранной сфере деятельности и по избранной профессии в конкретное правомочие безработного на содействие в получении работы определенного качества и на материальное обеспечение на период поиска такой работы.

Критерии, учитываемые при определении подходящей работы, установлены и Конвенцией МОТ № 168 "О содействии занятости и защите от безработицы", принятой 21 июня 1988 года.

В соответствии со ст. 4 Закона о занятости подходящей считается работа постоянного или временного характера, соответствующая профессиональной пригодности работника, условиям последнего места его работы, состоянию здоровья; находящаяся в пределах транспортной доступности рабочего места, не связанная с переменой места жительства без согласия гражданина; с условиями труда, соответствующими правилам и нормам по охране труда, с заработком не ниже среднего заработка работника, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Кроме граждан, среднемесячный заработок которых превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленного в субъекте РФ в установленном порядке. В этом случае предлагаемый заработок не должен быть ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ в установленном порядке.

Одной из основных характеристик подходящей работы, как видно из содержания приведенной нормы, является ее соответствие профессиональной пригодности работника, его профессии (специальности), квалификации. Поэтому при выборе подходящей работы, на которую может претендовать безработный и которую может предложить ему орган службы занятости, в первую очередь обращается внимание на наличие у работника профессиональных и квалификационных качеств.

При отсутствии работы, соответствующей профессиональной пригодности безработного, он вправе в течение всего первоначального периода безработицы ожидать соответствующей вакансии, реализуя право на пособие по безработице.

Вместе с тем безработный может дать согласие и на предоставление ему работы, несходной по характеру и выполняемым функциям с прежней работой, или работы по более низкой квалификации, а также на участие в общественных работах, переподготовку или повышение квалификации.

Устанавливая определенные гарантии содействия в поиске подходящей работы со стороны органов службы занятости, Закон также направлен и на активный поиск самим безработным удовлетворяющей его работы, на материальную и моральную заинтересованность работника в быстром приобретении нового места работы и на конструктивное сотрудничество с органами службы занятости.

Для некоторых категорий граждан Законом о занятости предусматривается, что подходящей работой может быть любая оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных или иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям трудового законодательства.

Информация населению

К числу таких граждан относятся:

  • граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности);
  • уволенные более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
  • прекратившие индивидуальную предпринимательскую деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленные органами службы занятости на обучение и отчисленные за виновные действия;
  • отказавшиеся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;
  • состоящие на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавшие;
  • обратившиеся в органы службы занятости после окончания сезонных работ (п. 3 ст. 4 Закона).

Подбор работы таким гражданам требует их предварительной трудовой адаптации, и поэтому для них признается подходящей любая оплачиваемая работа, отвечающая требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Вместе с тем следует обратить внимание на то, что граждане, уволенные более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, а также прекратившие индивидуальную предпринимательскую деятельность, не утрачивают своих профессиональных навыков. У них сохраняется прежняя профессиональная подготовка. Причины, по которым они стали безработными, никак не влияют на уровень их профессиональной подготовки, поэтому представляется, что для таких граждан подходящей должна признаваться работа, соответствующая их профессиональной пригодности с учетом уровня профессиональной подготовки.

Тем же, кто стремится возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, состоит на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работал, т.е. тем, кто утратил мотивацию и навыки к трудовой деятельности, целесообразно прежде всего предложить восстановить (повысить) квалификацию или получить смежную специальность и только в случае отказа — предлагать работу, не требующую предварительной подготовки. Иначе говоря, подходящей работой для этой категории граждан должна считаться любая, в том числе неквалифицированная работа при условии, что им предлагалось восстановить (повысить) квалификацию, получить смежную специальность, но они отказались.

Важным критерием подходящей работы является ее соответствие состоянию здоровья потенциального работника. При подборе подходящей работы с учетом состояния здоровья принимается во внимание возраст гражданина, его физические особенности, наличие хронического заболевания, а также предрасположенность к определенным видам заболеваний. Для того чтобы состояние здоровья гражданина было учтено органами службы занятости при подборе подходящей работы, необходимы соответствующие медицинские документы. Однако представление таких документов по Закону о занятости не требуется. Исключение составляют лишь лица, признанные инвалидами. Они должны представлять индивидуальную программу реабилитации инвалида, содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда (п. 2 ст. 3 Закона о занятости). Таким образом, граждане, не относящиеся к категории инвалидов, но имеющие ограничения в трудовой деятельности по состоянию здоровья, не представившие соответствующие документы, не могут требовать учета состояния здоровья при предложении им подходящей работы.

Еще одним важным критерием подходящей работы является учет условий последнего места работы. Как правило, в первую очередь сюда включаются условия охраны и оплаты труда. В соответствии с п. 4 ст. 4 Закона о занятости подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы гражданина. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. Иными словами, не может считаться подходящей работа, если предлагаемый по ней заработок ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.

В соответствии с Законом о занятости не считается подходящей работа , если условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда. Описание характеристик условий труда имеет особое значение при работе в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях. Потенциальный работник должен заранее знать, выполняются ли работодателем возложенные на него обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда, перечень которых содержится в ст. 212 Трудового кодекса РФ. Иные условия труда (работа в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях, наличие компенсаций и льгот за работу в таких условиях), которые Трудовым кодексом РФ отнесены к разряду существенных (ст. 57 ТК РФ), при определении подходящей работы во внимание не принимаются. В связи с этим неправомерным будет считаться отказ безработного от работы во вредных условиях труда, если ему такая работа не противопоказана по состоянию здоровья, или от работы с частыми и продолжительными командировками, многосменной работы и т.п.

При определении подходящей работы используется также представляющий жизненно важный интерес для потенциального работника критерий максимальной удаленности предлагаемой работы от места жительства безработного. Статьей 4 Закона о занятости предусмотрено, что смена постоянного места жительства возможна только с согласия безработного. Кроме того, новое место работы должно находиться в пределах транспортной доступности. В соответствии с Законом о занятости максимальную удаленность подходящей работы от места жительства безработного предписано определять органам службы занятости с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности с учетом нормативных актов по данному вопросу органов местного самоуправления.

Закон о занятости не обязывает органы службы занятости при подборе подходящей работы учитывать особенности личного, в том числе семейного положения безработного, однако на практике органы службы занятости учитывают пожелания безработных граждан, а также в определенной степени принимают во внимание соответствие предлагаемой работы особенностям личного и, прежде всего, семейного положения граждан.

Главная / Закон о занятости населения / Статья 4 - Подходящая и неподходящая работа

ст 4 Закона о занятости населения РФ

1. Подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его квалификации, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.

Что такое «подходящая» работа в Центре занятости?

Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется органами службы занятости с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.

3. Оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее — трудовое законодательство), считается подходящей для граждан:

впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих квалификации; уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность, вышедших из членов крестьянского (фермерского) хозяйства в установленном законодательством Российской Федерации порядке; стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;

отказавшихся пройти профессиональное обучение или получить дополнительное профессиональное образование после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;

состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших;

обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.

она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;

условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;

предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения (далее — прожиточный минимум), исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.

В статье 4 Закона о занятости населения дается определение подходящей и неподходящей работы. В соответствии со статьей 4 подходящая работа должна соответствовать профессиональной пригодности работника, состоянию его здоровья, транспортной доступности рабочего места и условиям последнего места работы. На основании статьи 4 работа считается неподходящей, если она связана с переменой места жительства без согласия гражданина, условия труда не соответствуют нормам, а зарплата – меньше среднего по сравнению с заработком по последнему месту работы.

В п. 1 ст. 4 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" дано понятие подходящей работы. Подходящей считается такая работа, в том числе временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности. В соответствии с п. 4 ст. 4 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" подходящей не может считаться работа, если:

1) она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;

2) условия труда не соответствуют нормам и правилам по охране труда;

3) предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, за исключением случаев, когда средний месячный заработок гражданина превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Сказанное позволяет выделить следующие обстоятельства, доказанность которых позволяет признать подходящей предлагаемую гражданину работу.

Во-первых, таким обстоятельством является предоставление гражданину работы, которая соответствует профессиональной пригодности гражданина с учетом уровня его профессиональной подготовки.

Во-вторых, предлагаемая работа должна соответствовать условиям последнего места работы. В связи с этим при предложении подходящей работы должны быть учтены профессия, должность, специальность по последнему месту работы, размер получаемой заработной платы в сумме, не превышающей прожиточный минимум на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В-третьих, обстоятельством, характеризующим правовое понятие подходящей работы, является соответствие состояния здоровья гражданина предлагаемым условиям для будущей трудовой деятельности.

В-четвертых, обстоятельством, входящим в правовое понятие подходящей работы, является транспортная ДОСТУПНОСТЬ предлагаемого гражданину рабочего места. Рабочее место, которое предлагается гражданину в качестве подходящей работы, должно находиться в том же населенном пункте.

В-пятых, обстоятельством, характеризующим правовое понятие "подходящая работа", является соответствие условий труда по предлагаемой гражданину работе действующим требованиям по охране труда.

Доказанность перечисленных обстоятельств позволяет сделать вывод о том, что предлагаемая гражданину работа является для него подходящей. При возникновении спора между гражданином и органом службы занятости по поводу предлагаемой гражданину работы обязанность доказать перечисленные обстоятельства лежит на представителях соответствующего органа службы занятости.

Из рассмотренных правил признания работы подходящей сделано исключение. В соответствии

с п. 3 ст. 4 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" оплачиваемая работа,

включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с

учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая

требованиям действующего законодательства, является подходящей для следующих граждан:

1)впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности),

уволенных более одного раза в течение одного года, предшествующего началу безработицы, за

нарушение трудовой дисциплины и иные виновные действия, предусмотренные

законодательством Российской Федерации, занимавшихся предпринимательской деятельностью,

стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года)

перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за

виновные действия;

2) отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности); получить смежную профессию или пройти переобучение после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы;

3) состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших;

4) обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.

Однако и предлагаемая перечисленным гражданам работа должна соответствовать требованиям действующего трудового законодательства, а также их состоянию здоровья. Предлагаемая им работа не может быть признана подходящей, если она противопоказана по состоянию здоровья. Предлагаемая перечисленным гражданам работа для ее признания подходящей должна соответствовать установленным требованиям транспортной доступности.

Подходящая работа

Однако при предоставлении перечисленным гражданам подходящей работы не учитываются их профессиональные навыки, а также условия последнего места работы. С очевидностью возникает вопрос о соответствии перечисленных ограничений прав граждан требованиям ст. 19, 55 Конституции РФ, решение которого относится к подведомственности Конституционного Суда РФ.

Еще статьи по теме

Подходящая работа

В п. 1 ст. 4 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" дано понятие подходящей работы. Подходящей считается такая работа, в том числе временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности. В соответствии с п. 4 ст. 4 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" подходящей не может считаться работа, если: 1) она связана с переменой места жительства без согласия гражданина; 2) условия труда не соответствуют нормам и правилам по охране труда; 3) предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, за исключением случаев, когда средний месячный заработок гражданина превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Сказанное позволяет выделить следующие обстоятельства, доказанность которых позволяет признать подходящей предлагаемую гражданину работу. Во-первых, таким обстоятельством является предоставление гражданину работы, которая соответствует профессиональной пригодности гражданина с учетом уровня его профессиональной подготовки. То есть при предоставлении работы гражданину должны быть учтены имеющаяся у него профессия, а также навыки работы по этой профессии. При предоставлении подходящей работы учитываются и профессиональные навыки гражданина, полученные по последнему месту работы.

Во-вторых, предлагаемая работа должна соответствовать условиям последнего места работы. В связи с этим при предложении подходящей работы должны быть учтены профессия, должность, специальность по последнему месту работы, размер получаемой заработной платы в сумме, не превышающей прожиточный минимум на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Из данного правила сделано исключение для выполнения общественных работ, к которым граждане могут привлекаться и без учета условий последнего места работы. В-третьих, обстоятельством, характеризующим правовое понятие подходящей работы, является соответствие состояния здоровья гражданина предлагаемым условиям для будущей трудовой деятельности. Не может считаться подходящей работа, которая противопоказана гражданину по состоянию здоровья. В-четвертых, обстоятельством, входящим в правовое понятие подходящей работы, является транспортная доступность предлагаемого гражданину рабочего места. Рабочее место, которое предлагается гражданину в качестве подходящей работы, должно находиться в том же населенном пункте. Предоставление работы в другом населенном пункте связано с переменой места жительства. Поэтому предоставление работы в другом населенном пункте может быть признано подходящей работой исключительно с согласия гражданина. Такое согласие должно быть выражено в простой письменной форме. В пределах населенного пункта максимальную удаленность подходящей работы от места жительства гражданина определяет соответствующий орган местного самоуправления с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности. При превышении установленных органом местного самоуправления нормативов удаленности предлагаемой работы от места жительства гражданина такая работа не может быть признана подходящей. В-пятых, обстоятельством, характеризующим правовое понятие "подходящая работа", является соответствие условий труда по предлагаемой гражданину работе действующим требованиям по охране труда. Доказанность перечисленных обстоятельств позволяет сделать вывод о том, что предлагаемая гражданину работа является для него подходящей. При возникновении спора между гражданином и органом службы занятости по поводу предлагаемой гражданину работы обязанность доказать перечисленные обстоятельства лежит на представителях соответствующего органа службы занятости.

Из рассмотренных правил признания работы подходящей сделано исключение. В соответствии с п. 3 ст. 4 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям действующего законодательства, является подходящей для следующих граждан: 1) впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), уволенных более одного раза в течение одного года, предшествующего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины и иные виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, занимавшихся предпринимательской деятельностью, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия; 2) отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переобучение после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы; 3) состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших; 4) обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ. Однако и предлагаемая перечисленным гражданам работа должна соответствовать требованиям действующего трудового законодательства, а также их состоянию здоровья. Предлагаемая им работа не может быть признана подходящей, если она противопоказана по состоянию здоровья. Предлагаемая перечисленным гражданам работа для ее признания подходящей должна соответствовать установленным требованиям транспортной доступности. Однако при предоставлении перечисленным гражданам подходящей работы не учитываются их профессиональные навыки, а также условия последнего места работы. С очевидностью возникает вопрос о соответствии перечисленных ограничений прав граждан требованиям ст. ст. 19, 55 Конституции РФ, решение которого относится к подведомственности Конституционного Суда РФ.

Учебник "Трудовое право России" Миронов В. И.

Рассказываем, по каким критериям подбирают вакансии для безработных и почему вас могут снять с учёта.

– Хотелось бы уточнить, что означает «подходящая» работа? У меня высшее экономическое образование, специализация «бухгалтер», стаж работы более 10 лет, но не по профессии. Хотелось бы найти работу по специальности и с заработной платой не менее 30 тысяч. Если мне предлагают за меньшую плату, это считается, что я отказываюсь от подходящей работы? И снимут ли в этом случае с учёта по безработице?

Для получения пособия по безработице и поиска подходящей вакансии (если вы не можете найти работу самостоятельно) нужно встать на учёт в Центр занятости населения (ЦЗН). При этом в числе прочих документов вам нужно будет предоставить трудовую книжку и документы об образовании, обучении на курсах, учёных степенях и званиях, если они есть. Именно по ним в Центре занятости и будут определять, какая работа является для вас подходящей.

Критерии определения подходящей работы прописаны в закона «О занятости населения в Российской Федерации».

Во-первых, подходящей может быть и временная работа, главное, чтобы она соответствовала вашей профпригодности. Иными словами, учитывается ваше профессиональное образование, квалификация и имеющийся опыт.

Во-вторых, учитываются условия на последнем месте работы, в частности, размер заработной платы. Так, если предлагаемая зарплата ниже, чем средний заработок на предыдущем месте (справку о средней заработной плате за три месяца нужно обязательно подавать при обращении в ЦЗН), то работа считается неподходящей. Правда, есть одно «но»: если ваша средняя зарплата на прошлой работе была выше прожиточного минимума, то подходящей будет считаться работа с зарплатой, даже равной ему, на сегодня это 10 286 рублей.

В-третьих, учитывается ваше состояние здоровья, ограничения и показания к труду, если они есть. При этом они должны быть подтверждены официальными медицинскими справками.

И наконец, в-четвёртых, в расчёт берётся транспортная доступность рабочего места. Этот критерий определяется непосредственно службой занятости с учётом развития транспортной системы конкретной местности.

Обратите внимание: при подборе вакансии вам не имеют права предлагать одно и то же место дважды.

Что происходит, если вы согласились на вакансию, предложенную в Центре занятости?

Если подобранная вакансия вас устраивает, вам выдают направление на работу (максимум могут дать два направления одновременно). Далее кандидат согласовывается с работодателем и проходит собеседование. Если вас примут на работу, то в течение пяти дней наниматель должен вернуть в ЦЗН направление с указанием даты, когда вы были приняты на работу.

Если же работодатель отказывает вам в месте, то в направлении должна быть проставлена отметка о дне вашей явки на собеседование с указанием причины отказа, подписью уполномоченного лица и печатью организации. Вернуть направление в этом случае в ЦЗН должны будете вы сами.

А если подходящей работы нет?

Если вакансий, подходящих для вашей профподготовки, нет на рынке труда, то по вашему согласию вам могут предложить работу по смежной профессии, участие в общественных работах, пригласить на ярмарку вакансий или же профориентацию.

Если по истечении 10 дней со дня регистрации ЦЗН не смог предложить вам подходящего варианта, то начиная со дня подачи документов вас официально признают безработным.

Могут ли не признать безработным?

Могут. Происходит такое в следующих случаях:

    если вы отказались от двух предложенных вариантов подходящей работы (в том числе и временных) в течение 10 дней со дня постановки на учёт;

    если в течение 10 дней со дня постановки на учёт вы не явились в ЦЗН для подбора вакансии без уважительной причины (уважительная причина должна быть подтверждена документально, например, больничным листом);

    если вы не явились в ЦЗН в назначенный срок для признания вас безработным;

    если предоставленные вами документы содержали недостоверные сведения.

При этом уведомить вас об отказе должны письменно или по почте в течение суток с момента принятия такого решения. Однако, если вас не признали безработным, то через месяц со дня отказа вы имеете право повторно обратиться в службу занятости.


Ещё раз коротко о главном:

1. Подходящая работа определяется по вашей профпригодности.

2. Размер зарплаты на предлагаемом месте не должен быть ниже вашего среднего заработка на предыдущей работе, если вы получали меньше прожиточного минимума. Если же вы получали больше, то предлагаемая оплата может равняться ему.

3. Также учитывается транспортная доступность рабочего места.

4. Если вы согласны на предложенную вакансию, вам должны выдать направление на собеседование.

5. Если подходящей работы нет, вам могут предложить работу по смежной профессии.

6. Если вам ничего не предложили в течение 10 дней, то вас официально признают безработным со дня подачи документов.

7. Если вы отказались от двух подходящих вакансий, не явились в ЦЗН в назначенный срок или предоставили недостоверные документы, то безработным вас не признают.

И не забывайте, что мы отвечаем на ваши вопросы, оставленные в нашем разделе « ».

Фото: шаховскаямо.рф

То, какой может быть максимальная удаленность подходящей работы от места жительства, устанавливает исполнительный орган отдельных субъектов РФ. Максимально возможная отдаленность, прежде всего, зависит от конкретного населенного пункта, ведь учитывается уровень развития его транспортной инфраструктуры, количество населения и другие факторы, что влияют на транспортную доступность. Её может установить городская администрация населенного пункта, где действует прописка гражданина.

Уважаемые читатели! В статьях содержатся варианты решения типовых проблем.
Бесплатно помочь найти ответ на Ваш персональный вопрос помогут наши юристы. Для решения Вашей проблемы, звоните:

Вы можете также получить .

При подборе подходящих вакансий учитывается транспортная доступность рабочего места, а также его максимальная отдаленность от работы. Согласно общим рекомендациям, время поездки на работу не должно быть более 90 минут. Для граждан, которым по результатам прохождения медико-санитарной экспертизы была присвоена группа инвалидности, разработаны другие нормы, касающиеся транспортной доступности места работы.

Важно! Нормы могут быть другими, если работодатель сам обеспечивает работников транспортным средством. В таком случае доставка к нужной местности персонала должна обеспечиваться в обоих направлениях.

  • 90 минут в одну сторону от места проживания для всех граждан (общая рекомендация);
  • 60 час для несовершеннолетних граждан, которые не достигли восемнадцати лет, а также для женщин с детьми;
  • 40 минут для инвалидов.

Если отсутствует государственной или частный транспорт, с помощью которого рабочий может добраться до рабочего места (включая маршрутные такси), то максимальное расстояние между местожительством гражданина и его рабочим местом не может превышать 5 километров. Если речь идет о безработных, которые пребывают на учете в центре занятости для поиска вакансий, то для них граничное расстояние от места пребывания не может превышать 1,5 километра.

Работа, что не может считаться подходящей

Предложение по трудоустройству является неподходящим в одном из следующих случаев:

  • изменение местожительства без получения разрешения самого гражданина (в отдельных случаях работодатель может предложить сотруднику жилищную площадь для дальнейшего трудоустройства, что обязательно нужно предусмотреть в договоре);
  • условия труда, которые включают новые вакансии, не соответствуют нормам российского трудового законодательства (все условия труда также нужно указать в рабочем контракте);
  • заработная плата, которую работнику предлагают на новом месте, меньше среднемесячного заработка на его предыдущем рабочем месте.

Что касается последнего пункта, то заработная плата на новой работе также не может быть меньше МРОТ, установленного на региональном уровне или по месту проживания.

Если нетрудоустроенный гражданин предъявил на биржу труда по месту прописки все необходимые документы, то при отсутствии подходящего рабочего места после 10 суток с момента регистрации заявитель получает статус безработного. В таком случае гражданин может рассчитывать на получение пособия по безработице на протяжении шести месяцев до получения новой должности в районе, где действует его прописка. Центр занятости по месту проживания может предложить рабочим пройти переквалификацию. Если лицо не захочет работать по полученным вакансиям и не получит новый профессиональный опыт, то выплаты по безработице будут прекращены до повторной регистрации.

  • Понятие, предмет, метод и система трудового права
    • Понятие права на труд в его историческом развитии
    • Регулирование труда на различных этапах общественного развития
      • Регулирование труда на различных этапах общественного развития - страница 2
      • Регулирование труда на различных этапах общественного развития - страница 3
    • Понятие трудового права как отрасли права
    • Предмет трудового права
    • Метод трудового права
    • Система отрасли трудового права
    • Сфера действия норм трудового права
    • Юридически значимые обстоятельства в трудовом праве
    • Соотношение трудового права с другими смежными отраслями
    • Предмет, методы и система науки трудового права
    • Цели и задачи трудового законодательства
    • Функции трудового права
  • Источники трудового права
    • Понятие источников трудового права и их особенности
    • Классификация источников трудового права
    • Единство и дифференциация правового регулирования трудовых отношений
    • Факторы дифференциации
    • Федеральное, региональное, местное и локальное регулирование отношений в сфере труда
    • Конституция Российской Федерации в системе источников трудового права
      • Конституция Российской Федерации в системе источников трудового права - страница 2
    • Международно-правовое регулирование труда
      • Международно-правовое регулирование труда - страница 2
    • Федеральные законы и подзаконные акты в системе источников трудового права
      • Федеральные законы и подзаконные акты в системе источников трудового права - страница 2
    • Законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации в системе источников трудового права
      • Законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации в системе источников трудового права - страница 2
    • Роль Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ в регулировании трудовых отношений
      • Роль Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ в регулировании трудовых отношений - страница 2
    • Нормативные правовые акты органов местного самоуправления
    • Соглашения, коллективные договоры, иные локальные акты организации как источники трудового права
  • Принципы трудового права
    • Понятие правовых принципов и их виды
    • Отраслевые принципы трудового права
      • Отраслевые принципы трудового права - страница 2
      • Отраслевые принципы трудового права - страница 3
      • Отраслевые принципы трудового права - страница 4
    • Принципы институтов трудового права
      • Принципы институтов трудового права - страница 2
    • Соотношение общих, межотраслевых, отраслевых и внутриотраслевых принципов
    • Реализация принципов трудового права через права и обязанности субъектов
  • Субъекты трудового права
    • Понятие субъектов трудового права
    • Классификация субъектов трудового права
    • Правовой статус субъектов трудового права
    • Граждане как субъекты трудового права
      • Граждане как субъекты трудового права - страница 2
    • Работодатели как субъекты трудового права
      • Работодатели как субъекты трудового права - страница 2
    • Представители работников как субъекты трудового права
    • Представители работодателей как субъекты трудового права
    • Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений
    • Органы государственной власти и местного самоуправления как субъекты трудового права
    • Юрисдикционные органы как субъекты трудового права
  • Права профсоюзов в сфере труда
    • Понятие профсоюзов, право на объединения в профсоюзы
    • Защита трудовых прав работников профсоюзами
      • Защита трудовых прав работников профсоюзами - страница 2
    • Основные права профсоюзов, их классификация
      • Основные права профсоюзов, их классификация - страница 2
      • Основные права профсоюзов, их классификация - страница 3
    • Гарантии осуществления профсоюзных прав
      • Гарантии осуществления профсоюзных прав - страница 2
  • Трудовые отношения
    • Система отношений в трудовом праве
    • Понятие, содержание и субъекты трудового отношения
      • Понятие, содержание и субъекты трудового отношения - страница 2
      • Понятие, содержание и субъекты трудового отношения - страница 3
    • Отличие трудового отношения от других отношений, возникающих при использовании труда
    • Общая характеристика отношений по трудоустройству
    • Отношения по организации труда и управлению трудом
    • Отношения по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации
    • Отношения по ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений
    • Отношения по участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства
    • Отношения по материальной ответственности работников и работодателей
    • Отношения по обязательному социальному страхованию работников
    • Отношения по надзору за соблюдением трудового законодательства
    • Отношения по разрешению индивидуальных трудовых споров
    • Отношения по урегулированию коллективных трудовых споров
    • Отношения по самозащите трудовых прав
  • Коллективные договоры и соглашения
    • Сфера действия законодательства о коллективных договорах и соглашениях
    • Принципы заключения и разработки коллективных договоров и соглашений
      • Принципы заключения и разработки коллективных договоров и соглашений - страница 2
    • Оформление полномочий при ведении коллективных переговоров
      • Оформление полномочий при ведении коллективных переговоров - страница 2
      • Оформление полномочий при ведении коллективных переговоров - страница 3
    • Понятие коллективного договора, его стороны и субъекты-исполнители
      • Понятие коллективного договора, его стороны и субъекты-исполнители - страница 2
    • Порядок заключения и сроки действия коллективного договора
    • Структура и содержание коллективного договора
    • Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений: порядок формирования и основные направления деятельности
      • Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений: порядок формирования и основные направления деятельности - страница 2
      • Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений: порядок формирования и основные направления деятельности - страница 3
      • Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений: порядок формирования и основные направления деятельности - страница 4
    • Структура и содержание соглашений
    • Контроль за выполнением коллективных договоров и соглашений
      • Контроль за выполнением коллективных договоров и соглашений - страница 2
    • Соотношение законодательства с положениями коллективных договоров и соглашений
      • Соотношение законодательства с положениями коллективных договоров и соглашений - страница 2
    • Ответственность за нарушение законодательства о коллективных договорах и соглашениях
  • Занятость и трудоустройство
    • Общая характеристика законодательства о занятости населения
    • Понятие занятости и занятых граждан
      • Понятие занятости и занятых граждан - страница 2
    • Понятие безработного гражданина
      • Понятие безработного гражданина - страница 2
    • Правовой статус безработного гражданина
    • Понятие подходящей работы
    • Порядок и сроки выплаты пособий по безработице
      • Порядок и сроки выплаты пособий по безработице - страница 2
    • Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан
    • Права и обязанности органов службы занятости в сфере труда
    • Содействие занятости граждан, нуждающихся в особой социальной защите
    • Понятие общественных работ
    • Понятие массового увольнения и его правовые последствия

Понятие подходящей работы

В п. 1 ст. 4 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" дано понятие подходящей работы. Подходящей считается такая работа, в том числе временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности.

В соответствии с п. 4 ст. 4 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" подходящей не может считаться работа, если:

  1. она связана с переменой места жительства без согласия гражданина
  2. условия труда не соответствуют нормам и правилам по охране труда
  3. предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, за исключением случаев, когда средний месячный заработок гражданина превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации

Сказанное позволяет выделить следующие обстоятельства, доказанность которых позволяет признать подходящей предлагаемую гражданину работу. Во-первых, таким обстоятельством является предоставление гражданину работы, которая соответствует профессиональной пригодности гражданина с учетом уровня его профессиональной подготовки.

То есть при предоставлении работы гражданину должны быть учтены имеющаяся у него профессия, а также навыки работы по этой профессии. При предоставлении подходящей работы учитываются и профессиональные навыки гражданина, полученные по последнему месту работы.

Во-вторых, предлагаемая работа должна соответствовать условиям последнего места работы. В связи с этим при предложении подходящей работы должны быть учтены профессия, должность, специальность по последнему месту работы, размер получаемой заработной платы в сумме, не превышающей прожиточный минимум на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Из данного правила сделано исключение для выполнения общественных работ, к которым граждане могут привлекаться и без учета условий последнего места работы. В-третьих, обстоятельством, характеризующим правовое понятие подходящей работы, является соответствие состояния здоровья гражданина предлагаемым условиям для будущей трудовой деятельности.

Не может считаться подходящей работа, которая противопоказана гражданину по состоянию здоровья. В-четвертых, обстоятельством, входящим в правовое понятие подходящей работы, является транспортная доступность предлагаемого гражданину рабочего места. Рабочее место, которое предлагается гражданину в качестве подходящей работы, должно находиться в том же населенном пункте.

Предоставление работы в другом населенном пункте связано с переменой места жительства. Поэтому предоставление работы в другом населенном пункте может быть признано подходящей работой исключительно с согласия гражданина. Такое согласие должно быть выражено в простой письменной форме. В пределах населенного пункта максимальную удаленность подходящей работы от места жительства гражданина определяет соответствующий орган местного самоуправления с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.

При превышении установленных органом местного самоуправления нормативов удаленности предлагаемой работы от места жительства гражданина такая работа не может быть признана подходящей. В-пятых, обстоятельством, характеризующим правовое понятие "подходящая работа", является соответствие условий труда по предлагаемой гражданину работе действующим требованиям по охране труда.

Доказанность перечисленных обстоятельств позволяет сделать вывод о том, что предлагаемая гражданину работа является для него подходящей. При возникновении спора между гражданином и органом службы занятости по поводу предлагаемой гражданину работы обязанность доказать перечисленные обстоятельства лежит на представителях соответствующего органа службы занятости.

Из рассмотренных правил признания работы подходящей сделано исключение. В соответствии с п. 3 ст. 4 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям действующего законодательства, является подходящей для следующих граждан:

1) впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), уволенных более одного раза в течение одного года, предшествующего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины и иные виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, занимавшихся предпринимательской деятельностью, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;

2) отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности); получить смежную профессию или пройти переобучение после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы;

3) состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших;

4) обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ. Однако и предлагаемая перечисленным гражданам работа должна соответствовать требованиям действующего трудового законодательства, а также их состоянию здоровья.

Предлагаемая им работа не может быть признана подходящей, если она противопоказана по состоянию здоровья. Предлагаемая перечисленным гражданам работа для ее признания подходящей должна соответствовать установленным требованиям транспортной доступности.

Однако при предоставлении перечисленным гражданам подходящей работы не учитываются их профессиональные навыки, а также условия последнего места работы. С очевидностью возникает вопрос о соответствии перечисленных ограничений прав граждан требованиям ст. 19, 55 Конституции РФ, решение которого относится к подведомственности Конституционного Суда РФ.