Проблема коррупции в сфере образования. Коррупция в образовании

Уровень коррупции в системе современного российского образования уже давно приблизился к критической отметке.

«Для свободного, демократического и справедливого общества враг номер один - это коррупция» Интернет-Издание «Агентства по борьбе с коррупцией в Российской Федерации» Объединяя усилия. -2009. // http://www.korrup.ru/index.php?s=2&id=756, - сказал Д.А. Медведев на своем выступлении в Москве в Большом Кремлевском дворце.

Сейчас на образование детей и на поддержку учителей денег в бюджете не хватает - из-за того, что финансовые потоки от работающих промышленных предприятий и от продажи природных ресурсов попадают теперь, большей частью, не в госбюджет, а в частные руки. Второй причиной нехватки средств является то, что расходы на образование от валового внутреннего продукта (ВВП) в России все последние годы не поднимались, а наоборот, снижались.

Коррупция в системе образования многоуровневая. Она начинается с дошкольных учреждений, набирает силу в школе и достигает своего апогея во время приёма в вузы. Иркутские социологи провели любопытное исследование, в ходе которого именно вступительные экзамены, как наиболее коррупционный этап учебного процесса, считают более 2/3 опрошенных студентов и преподавателей. Как свидетельствуют результаты опроса, более 40% студентов, 30% преподавателей и почти 30 % родителей сталкиваются с проявлениями коррупции в вузах. Каждому четвертому преподавателю предлагали взятки (в основном, в форме подарков). Каждый третий студент и каждый пятый родитель считают, что лучше дать взятку представителю администрации или преподавателю, чем платить за обучение в установленном порядке. Аванесов В.С. Коррупция - это порча власти // Педагогические Измерения// http://testolog.narod.ru/Obrasov28.html

Известны факты продажи различных контрольных, курсовых, дипломных работ и самих дипломов в переходах и метро, что является также причиной снижения уровня знаний. Впоследствии из покупающих эти работы, вполне вероятно, вырастут такие же коррумпированные «специалисты».

Если же в стране хронически не хватает средств на зарплату учителям, то понятно, что все учреждения, государственные и негосударственные, обязаны, как это давно делается в развитых странах, публиковать свои отчеты о расходах и доходах. Может быть, эти страны потому и развиты, что там сообщают гражданам о реальном положении дел, особенно в тех случаях, когда дело касается расходов бюджетных средств.

Коррупция существует там, где не принято открыто отчитываться о доходах и расходах. Что и происходит на данный момент в нашей стране. Например, за период с 1 января 1999 г. по 1 мая 1999 г. в Минобразовании России издано 1186 приказов, из них министром подписано только 187 (16% от общего количества), а остальные - другими лицами. Возникает вопрос: кто вместо министра реально командует финансовыми потоками в Министерстве образования? Реальный ответ на этот вопрос мы вряд ли сможем узнать, остается лишь догадываться.

Правоохранительные органы отмечают, что значительное влияние на рост уровня коррупции в нашей стране оказало введение на территории нашей страны Единого государственного экзамена. Специалисты же отмечают, что ЕГЭ способствовал переходу коррупции из приемных комиссий ВУЗов в школы. Многие школы, как стало известно, заранее информируются о заданиях, педагоги помогают учащимся с решением экзаменационных заданий, намеренно неверно заполняются карточки с результатами, подделываются свидетельства ЕГЭ. И в прошлом году были выявлены преступления по всем этим фактам, что приводит нас в крайнее недоумение и недовольство. Аванесов В.С. - http://testolog.narod.ru/Obrasov28.html

Из общей суммы коррупционных денежных средств в сфере образования равной 5,5 млрд долларов порядка 1,5 млрд россияне ежегодно платят на этапе поступления в ВУЗы (по данным Департамента экономической безопасности России). Такая же сумма тратится нашими гражданами на коррупционные платежи за каждый год учебы в высших учебных заведениях. Столь грустная статистика подтверждается в том числе и последними событиями, произошедшими в МГУ им. М.В.Ломоносова. За гарантированное поступление на кафедру госуправления главного ВУЗа страны взяли 35 тысяч евро. Данная взятка была оформлена через механизм олимпиад.Муравьева Л. Коррупция в образовании России: как общество легализует собственное незнание». -28 мая 2010. // http://deti-moskvy.ru/korrupciya-v-obrazovanii-rossii/

С каждым годом это «зло»Сатаров Г. Коррупция - 3. Отстраненно//Ежедневный Журнал.- 2008.- С.15. // http://www.ej.ru/?a=note&id=8268 (как говорил о коррупции президент Фонда ИНДЕМ Георгий Сатаров) все больше распространяется в нашей образовательной системе как вширь, то есть охватывая все большие территории страны, так и вглубь, проникая и в другие образовательные процессы. Более того, коррупция приобретает все новые и новые формы, а коррупционеры модернизируют свои схемы и подходы, что еще больше усложняет обнаружение факта коррупции и его искоренения.

На сегодняшний день в систему образования поступает огромное число взяток, совершается неимоверное количество коррупционных преступлений. «Уже второй год с 1 мая по 1 сентября мы проводим спецоперацию «Образование-2010», - заявил начальник 3-го отдела Оперативно-розыскного бюро по борьбе с коррупцией ДЭБ МВД РФ Александр Бланков. - В прошлом году выявлено в два раза больше должностных преступлений и случаев получения или дачи взятки, чем годом ранее. Давали взятки от 22 тысяч рублей до 1,4 миллиона рублей. Но мздоимство - это лишь 8% от всего объема незаконных денег в образовании. Дуэль А. Размах Коррупции в российском образовании-5,5 миллиардов долларов в год//Комсомольская правда. -2010. // http://kp.ru/daily/24495/649764/

По данным Роспотребнадзора, в России за год изготовляют до 500 тысяч фальшивых дипломов о высшем образовании. Каждый пятый из них - «с проводкой», то есть все необходимые записи вносятся в реестры и списки. Если кто-нибудь захочет «пробить» такой диплом, выявить «липу» не получится. Стоит такой документ 20 - 50 тысяч долларов, в отдельных случаях - до 180 тысяч долларов. Просто бумажная подделка обойдется всего в 1 тысячу долларов…» Дуэль А. Размах // http://kp.ru/daily/24495/649764/

Регулярно проводятся мероприятия с привлечением общественных организаций. 29 апреля состоялся круглый стол, в котором приняли участие представители 12 общественных организаций из различных регионов страны. Главной проблемой, обозначенной на встрече, стало отсутствие в нашем обществе заявителей, которые бы сообщали о фактах взятки. Многие люди в силу недоверия правоохранительным органам боятся обращаться за помощью. Поэтому призываются общественные организации, которые должны провести разъяснительную работу среди студентов и абитуриентов. Это привлечет заявителей. Но ничего подобного до сих пор не произошло. За последний месяц не было ни одного обращения через общественные организации, связанного с проблематикой коррупции в сфере образования.

Коррупция становится определяющим фактором в вопросе, кто в России получит высшее образование, а кто нет. "Сегодня в вузы поступают не самые одаренные, а самые богатые" Цита Аффентранчер Российские школы погрязли в коррупции.- 2005.//http:www.inopressa.ru.

Все это очень печально, и то, контроля антикоррупционного в учреждениях фактически нет, и то, что люди боятся обращаться в правоохранительные органы. Но, возможно, последнее - это лишь отговорка отдельных чиновников, директоров ВУЗов, преподавателей и всех, кто их покрывает.

Как видно, проблема коррупции в современном российском образовании многогранна. С введением новых образовательных норм меняются и механизмы коррупционных преступлений. Что же делать обществу? Специалисты советуют каждому быть бдительными и не допускать со своей стороны никаких экономических нарушений в такой важной и определяющей сфере жизнедеятельности государства как образование.

Сравнительная характеристика борьбы с коррупцией в России и Великобритании

Возьмем в пример коррупцию на дорогах. В Москве, если ты безобразно водишь машину, это стоит ощутимо дорого, а в Западной Европе достаточно вежливо извиниться, чтобы услышать в ответ: «good guy, You can go» (хороший парень, вы можете ехать дальше). Например, пообщавшись с одним британским полицейским, мы можем понять как много различий в политике и взаимоотношениях в Великобритании и России, а в частности, в отношениях между водителем и дорожным полицейским. Кстати сказать, дорожной полиции как таковой в Великобритании нет. Это обычные патрульные полицейские, которые выезжают на вызовы и присматривают за порядком на дорогах. Поговорив с одним таким служащим, мы поймем, что взятки им давать бесполезно. Более того, это принесло бы нам море проблем. Конечно, первый раз лишением свободы это не грозило бы, но арестом и передачей дела в суд, вполне. Но прежде патрульный постарался бы объяснить, что это просто глупо и ничего из этого не выйдет, намекнул бы о возможности забыть об этом нелепом предложении.

Видимо, решать все свои проблемы с помощью взяток - это наша, российская, национальная черта характера. Наш менталитет, заложенный на генетическом уровне когда-то очень и очень давно. Например, во времена татаро-монгольского ига. Бакшиш и все такое.

Но все же в устойчивости коррупции жители туманного Альбиона, всей Западной Европы, США ничем не крепче носителя традиционной русской культуры.

Что же касается традиций, то, к примеру, президент любой европейской страны, и Россия здесь не исключение, не должен жениться на собственной сестре. Если хочет досидеть до следующего срока и быть избранным на следующий. Египетский фараон, напротив, был обязан жениться на собственной сестре. Не надо быть ученым-социологом, чтобы понять: и от президента, и от фараона требуется соблюдение местных правил. И это справедливо для всех народов.

Так, может, то, что для европейцев называется коррупцией, для россиян - необходимая составляющая для развития производственных и жизненных отношений?

В ряде регионов России в коррупционные отношения вовлечены до двух третей предпринимателей, а организованные преступные формирования расходуют взятки для должностных лиц до половины своих криминальных доходов. Нургалиев Рашид Две трети бизнесменов в РФ вовлечены в коррупционные отношения. -2009.// http://top.rbc.ru/incidents/30/10/2008/257078.shtml Об этом заявил глава ведомства Рашид Нургалиев в Челябинске на Координационном совещании с руководителями правоохранительных органов Уральского федерального округа. Также министр подчеркнул, что более 70 % россиян согласно опросам в той или иной форме сталкивались с вымогательством взяток. Суммарный ущерб, наносимый экономике России коррупцией, достигает 40 млрд руб. в год. В то же время некоторые зарубежные эксперты называют цифру в 20 млрд долл. Там же. Мы понимаем, что «в ряде регионов» - значит везде, за исключением разве что некоторых районов Заполярья с плотностью населения один человек на тысячу квадратных километров.

В Великобритании другая история, другой менталитет, многие законы сегодня остались неизменными со времен Вильгельма Завоевателя. Сплошная эволюция. А у нас, в России, только за XX век случилось три революции: в 1905, 1917 и 1991 годах. Свыше семи десятилетий народы СССР отучали от частной собственности. Даже кооперативные квартиры, которые появились, по сути, только в последней четверти существования Советского Союза, нельзя было купить и продать, только кооперативный пай. Государство, то есть чиновники, регулировали практически все. Любая проблема решалась не на горизонтальном уровне между независимыми участниками свободного рынка, а на вертикальном, в иерархическом чиновничьем обществе. Народ, привыкший, что даже цены повышали «по требованию трудящихся», не привык добиваться каких-либо привилегий, сплотившись против какого-либо государственного института.

В Великобритании же существует реальная практика контроля за служебными расследованиями фактов недостойного и противоправного поведения работников полиции. Законность и права человека держатся на определенных судах или административных трибуналах, как они называются в Великобритании. Спорными делами и отношениями в связи с государственным управлением занимаются эти административные суды и трибуналы. В нашей стране таких судов нет. Казанцев Н.М. Государствообразующим институтом у нас является коррупция// Pro et Contra. -2010. -№ 9. -С.76-77.

В системе МВД Великобритании действует Управление жалоб на действия полиции, сотрудники которого не являются работниками полиции, более того, они вообще не являются юристами, но назначаются на свои посты министром внутренних дел из числа наиболее авторитетных и уважаемых в стране лиц.

Этот своеобразный совет старейшин осуществляет контроль за рассматриванием жалоб на действия полиции, с тем, чтобы дела такого рода рассматривались объективно и добросовестно.

Эффективность деятельности данной формы общественного контроля такова, что многие полицейские предпочитают досрочно уйти на пенсию, если перед ними встает перспектива стать объектом подобного разбирательства. Комитет по борьбе с коррупцией Международная коррупция и опыт борьбы с ней. - 2009.// http://www.com-cor.ru/node/895

Они так же, как и другие служители Закона, как и самые разные служащие госучреждений, когда чувствуют, что им мало платят, организуют, например, забастовки с требованием повысить зарплату, увеличить льготы. Но само учреждение обычно озабочено упрощением жизни своих клиентов, как какое-нибудь частное коммерческое предприятие.

У нас же в России госучреждения, похоже, с утра до вечера думают, как бы больше усложнить жизнь людям. Ведь запрещают всегда бесплатно и для всех, а разрешают в индивидуальном порядке и за деньги. И все чаще за большие.

Следует приглядеться к опыту соседних государств.

Таким образом, коррупция в системе образования разрушая нравственные устои общества, представляет серьезную угрозу не просто социально-экономическому положению страны, но и национальным интересам страны, безопасности государства.

Парадокс ситуации в том, что только через образование в принципе можно остановить разрастание коррупции в обществе, уменьшить ее опасность.

ФОРМЫ КОРРУПЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Коррупция в системе отечественного образования имеет самые разнообразные формы, которые постоянно видоизменяются, совершенствуются и мимикрируют.

Наиболее распространенными формами коррупционных и экономических преступлений в образовании являются следующие:

  1. Нецелевое использование и хищение бюджетных средств.
  2. Злоупотребление и превышение должностных полномочий.
  3. Мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения.
  4. Получение и дача взятки.
  5. Изготовление и сбыт поддельных документов об образовании.
  6. Использование заведомо подложных дипломов о высшем образовании.
  7. Совмещение государственной и муниципальной службы с учредительством и замещением должностей в коммерческих организациях.

ПРИЧИНЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ КОРРУПЦИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Существует много причин, которые так или иначе способствуют распространению и дальнейшему росту коррупции в сфере отечественного образования:

Например, коррупцию в детских садах и школах помимо прочего питает острейший дефицит мест (даже в сравнительно благополучной Москве официальная очередь в дошкольные учреждения в 2009г. составила 16тыс.человек). Тем, кто отчаялся дождаться места, в администрации образовательного учреждения или в органе управления образованием уже традиционно «настойчиво рекомендуют» «на добровольной основе» перечислить «благотворительные пожертвования» на образование в один из созданных для этих целей внебюджетных фондов.

И все же основные причины коррупции в образовании перечислены ниже:

  1. Несовершенство законодательства и пробелы в правовом регулировании в области образования.
  2. Наличие недостатков организационно-контрольных механизмов.
  3. Наличие ряда социально-экономических проблем не разрешаемых на протяжении нескольких лет.
  4. Отсутствие последовательного и системного подхода в борьбе с коррупцией в отрасли.
  5. Неразвитость институтов гражданского общества, гражданская пассивность (инфантилизм), правовой нигилизм граждан.
  6. Непрозрачность системы образования в целом, эффективности расходования бюджетных средств (отсутствие общественной экспертизы принимаемых решений).
  7. Отсутствие реальных механизмов участия общества в реализации принципа государственно-общественного характера управления образованием.
  8. Очевидная разобщенность школы в широком понимании и общественных организаций, призванных обогатить опыт детей и молодежи реальной практикой гражданского служения обществу.

Одной из серьёзнейших проблем, обусловившей рост коррупции в образовании, явился моральный кризис, поразивший общество ввиду обвального характера социально-экономических и политических преобразований, возникшего вакуума ценностей.

Основными направлениями антикоррупционной деятельности правоохранительных структур в сфере образования (по мнению автора данного обзора) должны стать:

  1. Выявление и пресечение деятельности именно организованных преступных сообществ, а не просто отдельных нарушителей закона.
  2. Проведение масштабных проверок обоснованности и законности распределения и расходования бюджетных денежных средств, выделяемых на реализацию государственных программ, использования государственного имущества, с последующим подробным анализом полученных результатов.
  3. Содействие формированию системного законодательства по борьбе с коррупцией в отрасли (закрепление на всех уровнях полномочий институализированных общественных организаций по обеспечению функционирования системы антикоррупционного воздействия).

ропагандистские мероприятия:

  • стимулирование деятельности общественных организаций, отслеживающих случаи, практику и методологию коррупции в образовании России, распространяющих полученную ими информацию;
  • разработка, постоянное применение и использование в средствах массовой информации индексов уровня коррумпированности в образовании, позволяющих сравнивать между собой регионы, образовательные учреждения, решения ветвей власти и деятельность конкретных их представителей;
  • создание системы "локальной гласности" для информирования населения о действиях наиболее "выдающихся представителей" низовой коррупции (главным образом - силами общественных организаций);
  • постоянное информирование общества о ходе реализации антикоррупционной программы в образовании (выпуск бюллетеней, информационных материалов и т.п.).

На законодательном уровне необходимо провести ревизию действующий нормативно-правовых актов по следующим направлениям:

  • распутывание противоречий и прояснение «туманностей», поскольку все это создает возможность для чиновного произвола и коррупции;
  • "закрытие" многочисленных отсылочных норм в действующих законах;
  • ревизия шкалы наказаний за коррупционные действия с учетом того, что большая часть из них требует ужесточения ответственности;
  • дифференцирование в Уголовном кодексе коррупционных действий в сфере образования;
  • целесообразно ужесточить контроль над ведомственным нормотворчеством и ввести постоянно действующую экспертизу законодательства на "антикоррупционность".

8.с труктура содержания воспитательной деятельности

Содержание воспитания – одна из наиболее спорных и противоречивых проблем в педагогической теории. Гуманистическая педагогика обогащает современную теорию воспитания представлениями о том, что содержанием воспитательной деятельности педагога является изучение ребенка; создание условий его самореализации, саморазвития и самовоспитания; организация активной и творческой жизнедеятельности детей; педагогическое обеспечение комфортного самочувствия ребенка, принятия его детским сообществом.

Изучение ребенка

Изучение ребенка предполагает наблюдения и специально организованные исследования физического состояния и духовного развития детей и определение на этой основе рациональных путей организации воспитательного процесса. Специфичным для гуманистического воспитания является то, что педагог стремится изучать ребенка в его внутренней целостности: изучает возрастные особенности детей, знакомится с каждым ребенком как представителем определенной социальной и культурной среды. Чтобы лучше понять ребенка, он ставит себя на его место, погружается в воспоминания о собственном детстве, использует сравнительно-эволюционный метод, который позволяет ему фиксировать динамику развития каждого ребенка, анализирует предметы детского творчества, систематически наблюдает за детьми в их свободном проявлении в разнообразной деятельности, совмещая воспитательную деятельность с исследовательской.

В теории гуманистического воспитания сформулированы принципы исследовательской деятельности, которые имеют стратегическое, долгосрочное значение. Речь идет об интересе к ребенку, принятии его таким, какой он есть, уважении его самоценности, о педагогическом оптимизме, понимаемом как опора на положительное, об отношении к ребенку как к целостной личности и т. д. Важный принцип в исследовании - отказ от сравнения успехов и неудач детей. Сравнение возможно лишь с его собственным опытом прежних лет .

Создание условий самореализации ребенка как цель и результат воспитательной деятельности педагога

На рубеже XIX-XX веков была признана ценность личности ребенка. Педагоги-гуманисты согласились с Аристотелем, утверждавшим, что самореализация человека - это реализация сущности, которая имеется в нем с самого рождения, признали уникальность ребенка, радовались его непохожести на других детей, стремились создать условия для реализации этой непохожести - уважили ребенка. Таким образом, в XX веке уважение к ребенку стало одним из принципов воспитания. Подчеркивалось, что уважение ребенка со стороны педагога важно потому, что оно является основанием для возбуждения уважения ребенка к самому себе. Содержанием воспитательной деятельности по реализации этого принципа стало создание условий для целенаправленного систематического развития личности ребенка, утверждение в нем самосознания, воспитание в ребенке убежденности в том, что он сам является как творцом самого себя, так и творцом своих обстоятельств .

Важная идея теории гуманистического воспитания, помогающая педагогу глубже понять ребенка, состоит в том, что поведение ребенка не тождественно его сущности. Помогать развивать духовный потенциал, не глушить "сырой материал личности" и есть создание условий самореализации ребенка.

Организация активной жизнедеятельности детей и вовлечение их в творчество XX век привнес в педагогику интерес к активной деятельности ребенка. Активность ребенка рассматривалась как обязательное условие развития способностей ребенка, его дарований, как средство достижения успеха. С другой стороны, активность рассматривали как жизненную потребность ребенка и показатель его достижений. И наконец, в активности ребенка видели проявление его мыслительной деятельности, воззрений, приобретенных самостоятельно.

В педагогических исследованиях отмечалось, что активность ребенка не может быть сформирована в условиях автократической педагогики, она не совмещается ни с чрезмерной опекой взрослого, ни с излишним вмешательством взрослых в содержание жизни детей. Гуманистическая педагогика видит воспитательную задачу в постепенном превращении деятельности детей, которую они организуют совместно со взрослыми, в их самодеятельность; дисциплину - в самодисциплину. Таким образом, активность ребенка рассматривалась как предпосылка его развития, а с другой стороны, как результат воспитания. Смыслом воспитательной деятельности, направленной на развитие активности детей, является помощь ребенку в строительстве собственной личности посредством созидательной деятельности. Педагог-воспитатель придает большое значение характеру межличностного общения детей в процессе этой деятельности. В организации трудовой деятельности, игры, театральных постановок, художественного творчества: музыки, рисования, лепки и т. д. - педагог ориентируется на интересы детей и на их способности. Опыт показывает, что именно такая деятельность способствует смягчению нравов, предотвращает их огрубение, формирует нравственность детей.

Педагогические условия утверждения чувства защищенности ребенка в детских сообществах

Одной из главных тенденций развития гуманистического воспитания в педагогике XX века была тенденция к разрешению противоречия между личностью ребенка и детским сообществом, стремление к утверждению самочувствия защищенности ребенка в системе межличностных отношений. Большинству педагогов-гуманистов удалось создать детские сообщества, в которых обеспечивалось развитие уникальности каждого ребенка - члена коллектива, соблюдалось право ребенка на уважение, формировалось чувство собственного достоинства детей. Гуманизация воспитания связывалась с процессом социализации личности, наиболее эффективной средой для которой является детское общество. Процесс социализации в трактовке педагогов-гуманистов означает недопустимость неоправданного подавления активности личности, навязывания общественных функций вопреки склонностям и стремлениям индивида. Гуманизацию социализации они рассматривают как процесс поддержания оптимального для развития личности состояния среды. Существенным фактором самореализации ребенка, воспитания его в духе взаимопомощи, взаимоуважения, ответственности и личного достоинства педагоги-гуманисты считали развитие у него социального чувства. В решения этой задачи особое значение они придавали детскому коллективу. Решающее значение для свободного, уверенного самочувствия детей в коллективе педагоги-гуманисты придавали детскому самоуправлению и здоровому общественному мнению, в котором видели регулятор внутриколлективных отношений. В то же время подчеркивалось, что средствами коллективного воздействия надо пользоваться весьма осторожно, только в случае, если в них есть крайняя необходимость. Основными условиями формирования гуманистических отношений в детском коллективе являются: самореализация ребенка. в разнообразной деятельности; самопознание детей - членов коллектива, наполнение деятельности детского коллектива гуманистическим содержанием; систематическая диагностика состояния межличностных взаимоотношений и прогнозирование их дальнейшего развития; введение гласности в жизнь детского учреждения; формирование благоприятного для личностного развития ребенка эмоционального климата; обеспечение через систему законов общежития гарантии защищенности каждому ребенку; организация жизни детского учреждения на законах равноправия.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03

24.10.2012
КОРРУПЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ. КАК С НЕЙ БОРОТЬСЯ?
Валерия ПЕРЕСЫПКИНА

Считается, что коррупция в сфере образования начинается с детского сада, продолжается в школе и достигает апогея при приеме в вузы. Но в эпоху ЕГЭ, по оценкам российских экспертов, коррупция в школах выросла в 20-25 раз, частично переместившись из приемных вузов. А так как в сферу образования вовлечено все население, то и ситуация в каждом конкретном детском саду, школе или вузе волнует нас всех. Правительство Ставропольского края на основе федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» приняло закон от 4 мая 2009 года № 25-КЗ «О противодействии коррупции в Ставропольском крае». У каждого краевого министерства есть свой план мероприятий по реализации этого закона. Работа ведется. А недавно в рамках такого плана в министерстве образования СК выпущена памятка для родителей «О противодействии коррупции», где дается информация по привлечению и расходованию средств образовательными учреждениями Ставропольского края. Но сначала о самом понятии коррупции в образовании, проблему которой во всем мире принято считать непобедимой.
Заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по образованию Виктор Шудегов привел в недавнем своем интервью такие цифры: «черные обороты» в высшем образовании нашей страны составляют около одного миллиарда (!) долларов в год, 25 процентов от этой цифры приходится на репетиторство в целях поступления в вуз. По данным зарубежных экспертов, эта сумма в России равна 520 миллионам долларов. И тем не менее при поступлении в высшее учебное заведение взятки платят только 5-7 процентов семей, а подавляющая масса студентов поступает в институты и университеты, не вступая в коррупционные отношения. Наиболее характерными видами преступлений, связанных с коррупцией в сфере образования, являются следующие: 1. Получение взятки за поступление в вуз, репетиторство преподавателей вуза в целях поступления в этот вуз (по некоторым оценкам, здесь кроется 80% преступлений). 2. Получение взятки за сдачу экзаменов и зачетов в учреждениях среднего и высшего профессионального образования. 3. Получение взятки за заключение договора аренды помещений в образовательном учреждении и превышение должностных полномочий путем незаконной сдачи в аренду государственного имущества. 4. Продажа дипломов и аттестатов лицам, не прошедшим обучения в образовательном учреждении. 5. Получение взятки за устройство детей в детские сады и общеобразовательные школы.
Однако не надо думать, что коррупция расцвела пышным цветом в образовании только нашей страны. В недавнем докладе ЮНЕСКО говорится о том, что в 60 странах мира на незаконные цели используется до 80 процентов средств, предназначенных для школ, коррупция процветает также в области выделения грантов и стипендий, продаются оценки, дипломы, аттестаты и места в лицеях, колледжах и вузах. Наиболее широко все это распространено в США. Увеличилось и число фальшивых дипломов, предлагаемых через Интернет.
Коррупция - это улица с двухсторонним движением: если есть те, кто берет, то обязательно есть те, кто дает. Бороться необходимо на всех направлениях. Об этом в начале XXI века задумались представители стран, входящих в ООН. По инициативе ООН 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией. В этот день в 2003 году на политической конференции в Мексике была открыта для подписания «Конвенция ООН против коррупции», принятая Генеральной Ассамблеей 1 ноября 2003 года.
Вернемся, однако, к сфере образования у нас, на Ставрополье. И конкретно к наиболее болезненным проблемам ставропольской школы. В ведомстве министерства образования Ставропольского края находится 628 школ. За последние два года, благодаря федеральному проекту модернизации образования, на новое оборудование в ставропольских школах выделено более двух миллиардов рублей. Теперь в школах оборудованы так называемые автоматизированные места, и наши современные дети уже с начальной школы получают навыки «добывать знания» (конечно, с помощью учителя) из огромного потока информации, обрушивающегося на них в повседневной жизни. Оборудование установлено и работает, школьники не только учатся, но и развивают свой творческий потенциал. А вот на обслуживание оборудования, да и на многое другое в школах средства из бюджета не выделяются. И получается, как сказала недавно в одном из интервью министр образования Ставропольского края Ирина Кувалдина, что без помощи родителей школа сейчас, к сожалению, не выживет.
Тут-то и начинается своеобразная вакханалия самых разнообразных сборов с родителей, в которой и раньше (лет 10-15 назад), и сейчас главную роль играли и играют активисты из родительских комитетов. Создаются «фонды поддержки», собираются «добровольные взносы на развитие», на ремонт и благоустройство, на охрану, дополнительные занятия и т.д., и т.п. Ну а если кто-то из родителей не в состоянии выделять деньги на все эти нужды, то ребенка начинают травить и унижать. А ведь средства родителей являются все-таки благотворительной помощью образовательному учреждению и должны жертвоваться добровольно, без всякого принуждения. К тому же родители (и другие благотворители) имеют право знать, куда направлены средства и использованы ли они по назначению. Чтобы исключить всякие негативные моменты, в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», для упорядочения процедуры привлечения добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц образовательными учреждениями края, установления надлежащего контроля за их целевым использованием, исключения коррупционной составляющей в действиях руководителей образовательных учреждений, министерство образования Ставропольского края разработало «Памятку», в которой даются разъяснения по порядку привлечения благотворительных средств. Думается, этот документ поможет родителям ставропольских школьников разобраться в каждой конкретной ситуации с благотворительными взносами, избежать коррупционных отношений и знать, куда им можно обратиться в случае принуждения к «добровольному» пожертвованию.
Итак, в «Памятке» министерства образования Ставропольского края дается само понятие добровольных пожертвований образовательным учреждениям. Это - добровольные взносы родителей, спонсорская помощь организаций, учреждений, предприятий, любая добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Кроме того, добровольные пожертвования физических или юридических лиц привлекаются образовательными учреждениями края в целях восполнения недостающих учреждению бюджетных средств для выполнения уставной деятельности. Осуществляться благотворительная помощь, как от родителей учеников данной школы, так и от других граждан или организаций, должна в соответствии с заключенными на основании законодательства РФ договорами «О благотворительной деятельности».
Администрация образовательного учреждения в лице уполномоченных работников (директора, его заместителей, педагогических работников) вправе обратиться за оказанием спонсорской помощи образовательному учреждению как в устной форме (на родительском собрании, в частной беседе), так и в письменной (в виде объявления, письма). Но привлекаться пожертвования физических или юридических лиц могут только НА ДОБРОВОЛЬНОЙ ОСНОВЕ. Отказ в оказании спонсор-ской помощи или внесении добровольных пожертвований не может сопровождаться какими-либо последствиями для детей. Не допускается принуждение родителей в каких-либо формах, в частности путем: внесения записей в дневники, тетради учеников, воспитанников; принятия решений родительских собраний, обязывающих внесение денежных средств; занижения оценок обучающимся, воспитанникам в случае неоказания их родителями (законными представителями) помощи в виде денежных средств.
При обращении за оказанием помощи образовательное учреждение обязано проинформировать благотворителя о целях привлечения помощи (текущий ремонт, укрепление материальной базы, проведение мероприятий по укреплению здоровья детей и т.д.). В свою очередь, спонсорская или благотворительная помощь может выражаться в добровольном безвозмездном личном труде родителей по ремонту помещений образовательного учреждения, оказании помощи в проведении различных мероприятий.
Очень важный момент - целевое назначение благотворительного взноса. Использование привлеченных средств должно производиться образовательным учреждением в соответствии с целевым назначением взноса. Прием же средств производится на основании письменного заявления благотворителя на имя руководителя образовательного учреждения и договора пожертвования, заключаемого в установленном порядке, в котором должны быть отражены сумма взноса, конкретная цель использования средств, реквизиты благотворителя, дата внесения средств. Добровольные пожертвования могут быть переданы учреждению в наличной форме, по безналичному расчету, в натуральном виде, в форме передачи объектов интеллектуальной собственности, с обязательным отражением в учетных регистрах. Передача денег в наличной форме осуществляется по письменному заявлению благотворителя. При передаче денежных взносов по безналичному расчету в платежном документе должно быть указано целевое назначение взноса. Добровольные пожертвования родителей и различных организаций вносятся через учреждения банков, бухгалтерию школы, централизованную бухгалтерию органа управления образованием и должны учитываться на текущем счете по специальным средствам с указанием целевого назначения взноса.
Большую роль во всей этой благотворительной деятельности играет контроль за переданными учебному заведению средствами. Этот контроль могут осуществлять, в соответствии с их компетенцией, общественные органы, органы школьного самоуправления. Как рассказала заместитель министра образования Ставропольского края Наталья Лаврова, во всех школах края сейчас есть органы государственно-общественного управления. В большинстве случаев это управляющие советы, в которые входят родители, спонсоры, старшеклассники. В других случаях это советы школ. Но все они имеют право утверждать образовательные программы школ, контролировать финансовые потоки, даже решать вопросы о стимулирующих выплатах учителям. На том же управляющем совете можно решить, кто из родителей может помочь школе материально, кто покрасит стену или преподаст школьникам навыки, предположим, какого-нибудь вида декоративно-прикладного творчества. По требованию органа общественного самоуправления, который существует для того, чтобы обеспечить открытость и публичность деятельности учебного заведения, администрация образовательного учреждения обязана представить отчет об использовании добровольных пожертвований. Ежегодно такой публичный отчет об использовании средств администрация школы дает на общешкольном родительском собрании, размещает на официальном сайте образовательного учреждения. Любой родитель должен полностью владеть информацией не только об использовании добровольных взносов, но и о профилях школы, о дополнительном образовании, которое в ней проводится. В соответствии с Положением, принятым образовательными учреждениями, ответственность за целевое использование добровольных пожертвований несет руководитель школы, контроль же за этой деятельностью осуществляет орган управления образованием.
Если же в какой-либо школе Ставрополья возникнет ситуация, когда родителей принуждают сдавать определенные суммы на самые различные цели, то можно подать заявление в отдел контроля в сфере исполнения законодательства министерства образования Ставропольского края. Единственное условие - заявление должно быть не анонимным. В любом случае в той школе, о которой пишет заявитель, его имени не узнают (если он этого не хочет). А сотрудники министерства проведут там проверку, выяснят все обстоятельства и сделают все, чтобы исключить коррупционную составляющую в действиях руководителей образовательных учреждений края.

Можно долго спорить какая из сфер жизни государства является главной. Бесконечно рассуждать о степени важности экономики и политики. Дискутировать о том, что безопасность, промышленность, здравоохранение являются основами общественной жизни. Однако не стоит забывать о том, что политиками, экономистами, военными, инженерами люди не рождаются. Профессиональные навыки приобретаются лишь в процессе обучения. Формирование личности происходит в стенах учебных заведений. Именно образование является фундаментом для построения успешного государства. В настоящее время перед российским образованием стоит обширный круг вопросов, требующих незамедлительного решения:

Число студентов вузов растет, а бизнес страдает от нехватки квалифицированных кадров. Выпускается огромное количество экономистов и менеджеров (причем, к сожалению, имеющих образование весьма низкого качества), которые просто не нужны рынку;

В стране нарушен баланс между количеством, качеством и реальной потребностью в определенных трудовых ресурсах, в том числе с высшим профессиональным образованием;

Очевиден огромный разрыв в качестве образования между ведущими и всеми остальными вузами России;

Нашему образованию не хватает не только финансовых средств, но и современных образовательных технологий;

Во многих вузах страны преподают люди, которые не способны дать студенту современное видение мира и обеспечить возможность быть на уровне требований сегодняшнего дня;

Вузы не в состоянии самостоятельно дать сегодняшнему выпускнику специальные знания .

Последствия перечисленных проблем разрушительны не только для самого образования, но и для государства в целом. Существует и еще одна немаловажная проблема – проникновение коррупции в сферу образования. Коррупция является сложным многоаспектным явлением, представляющим собой преступное поведение должностных лиц с использованием своего служебного положение направленное на удовлетворение своих личных корыстных интересов. Не смотря на очевидную противозаконность, коррупция это не просто преступление – это антисоциальное явление подобное безработице, наркомании, проституции. Она влияет не только на искажение межличностных отношений отдельных граждан, коррупция ведет к разрушению общества в целом. Наличие коррупции в той или иной сфере общественной жизни, является признаком ее системного кризиса. «В вузах сегодня происходит социализация взяточников: здесь выращивают людей, привычных к взятке как к норме. Из-за коррупции образование не выполняет свои функции. На рынок труда выбрасывается все больше молодых энергичных ребят, все менее профессиональных, все менее талантливых. От таких кадров государство слабеет. Поэтому образование - первое, на что надо обратить внимание, разрабатывая антикоррупционную политику» . Коррупция является причиной и одновременно следствием всех перечисленных выше проблем. Пройдя «высшую школу коррупции» студент привносит опыт преступных взаимоотношений и в свою дальнейшую «взрослую» жизнь, считает коррупцию нормой поведения, строит коррупционное государство.

Получение диплома о высшем образовании стало основным пунктом, который, по мнению родителей, обеспечит безбедное светлое будущее их детям. Мысль о том, что «без высшего образования в этой жизни – никуда» закладывается в головы детей чуть ли не с пеленок. Теперь любой двоечник видит себя не иначе как в стенах какой-нибудь академии или университета. Не ради знаний и хорошего образования: не иметь диплома (а еще лучше - двух) сегодня просто неприлично. И не важно, каким путем этот диплом получен. В стране создан маниакальный ажиотаж вокруг престижности высшего образования, и эта сфера местами превратилась в прибыльный бизнес. Великими комбинаторами придумано множество способов опустошения родительских кошельков ради светлого будущего их любимых чад. Подавляющее число родителей за счастье увидеть фамилию своего ребенка в списках зачисленных на первый курс платят неимоверно щедро. В период подготовки к вузу сумма затраченных средств составляет в среднем 700 долларов. Однако репетиторство обогащает только 15-20 % преподавателей вузов, да и то не все они имеют доступ к вступительным экзаменам. Российские семьи (свыше 90 %) очень стремятся к тому, чтобы их дети получили высшее образование. Примерно 90 % из них готовы даже идти на высокие материальные траты в связи с этим. Всего в вузы поступают не менее 55 % выпускников школ. Но общеизвестно, что такое количество лиц, имеющих высшее образование не в состоянии потребить наша экономика. Ее нужды составляют всего лишь 25 % от общего числа . Однако мало кто из родителей задумывается о том, что масса юристов, экономистов, психологов работает по окончанию вуза не по специальности, а в лучшем случае за прилавком супермаркета. Безусловно, нельзя не уделить внимание действительно низкой оплате труда профессий, входящих в так называемую сферу обслуживания, но ведь и не каждый «белый воротничок», получает зарплату, позволяющую жить на «широкую ногу». Для того чтобы «выбиться в люди» требуется зачастую не один год, а иногда и десятки лет. Высшее образование это еще не гарант стабильности в жизни, но менталитет российских граждан не изменить. Мало того «покупное образование», и вовсе, не гарантирует работы. Студент, поступивший в вуз и проучившийся там, в среднем 5 лет за взятки, не в состоянии показать, придя на рабочее место, хоть сколько-нибудь достойных знаний. Работодатель, взявший такого работника на работу, постарается избавиться от него сразу же по окончанию испытательного срока, и, без сомнения, нерадивый студент, а ныне работник не получит положительных рекомендаций.

Коррупция в сфере образования принимает различные формы. Прежде всего, следует разделить коррупцию и чистое мошенничество. Мошенники, по сути дела, коррупционерами не являются: они обманывают родителей, собирая с них деньги «на поступление», хотя на самом деле не состоянии повлиять на прием. Что же касается настоящей коррупции, то я бы выделила несколько ее разновидностей:

1. чистые взятки, которые берет преподаватель за «успешно» сданный экзамен, будь то вступительный, выпускной или промежуточный;

2. «благотворительный взнос на развитие» ВУЗа. Куда на самом деле деваются эти деньги, непонятно, поскольку их расходование совершенно непрозрачно;

3. «подготовительные курсы при вузах», гарантирующие стопроцентное поступление в ВУЗы. Например, при подаче документов абитуриентам не просто сообщают о возможности посещать такие курсы, а «настоятельно рекомендуют». При сдаче вступительных экзаменов спрашивают, посещали ли. Если нет, то абитуриент вступительные испытания не проходит. Такие курсы не только являются источником коррупции, но и дискредитируют законно функционирующие;

4. Продажа дипломов. Дипломы на сегодняшний день продаются не только в переходах метро, но и в самих ВУЗах. Опасность данного вида коррупции заключается, прежде всего, в том, что вопрос о продаже диплома может быть решен лишь на самом высоком уровне (ректор, проректора). Следовательно, если руководство ВУЗа замешано в коррупционных отношениях, то и рядовые сотрудники будут вести себя подобным образом .

В 2003 году Государственным университетом - Высшей школой экономики было начато социологическое исследование «Мониторинг экономики образования». Мониторинг 2003 года, проведенный при содействии фонда «Общественное мнение», ВЦИОМа (Всероссийский центр изучения общественного мнения) и межрегионального центра Госкомстата России свидетельствовал, что реальные образовательные программы поглощают только 63 % средств, направляемых семьями на образование своих детей. Более 100 млрд. рублей в учебные заведения не попадают, они тратятся на съем частного жилья, репетиторов и взятки. Высшее образование, таким образом, недополучает 50 млрд. рублей в год. Таким образом, одна из основных проблем, которая стоит перед образованием – проблема коррупции. Самых больших масштабов данное антисоциальное явление достигло в высшей школе . Согласно данным, полученным в 2004 году, 16% семей были готовы дать взятку за успешное поступление ребенка в вуз. В коррупционные отношения связанные с получением образования была втянута примерно пятая часть населения страны. По данным экспертов, общая сумма взяток при поступлении в вуз, включая оформление документов и медкомиссию, составляет 10,6 млрд. рублей, столько же тратят студенты и их родители за протекцию во время учебы в вузе. Выяснилось, что размер средней по стране взятки за прием равен 35 тысячам рублей. Средняя взятка за поступление в обычный московский вуз составляет 119 тысяч рублей (4 тыс. долл.), а в престижный - 183 тысячи (более 6 тыс. долл.). Регулярно взятки берут 10% преподавателей .

В начале 2005 года данное исследование, проводившееся в течение трех лет, было закончено. Основной информацией для исследования служили затраты домохозяйств на образование детей: ежегодно опрашивалось 9000 семей по России в целом (включая Москву) и отдельно 4500 семей по Москве. Отбирались семьи, в которых есть дети разного возраста, и фиксировалось, сколько они тратят в той или иной форме на дошкольное, школьное, все виды среднего специального и высшего образования.

Все затраты на образование делились на три основных вида: так называемые «белые», официальные затраты; «серые» затраты – неофициальные, но не связанные с нарушением закона, например, плата за репетитора или дополнительные занятия с учителем; и теневые, «черные» затраты, связанные непосредственно с коррупцией. «Черные» обороты в высшем образовании составляют около $1 миллиард в год. На стадии поступления в вуз «черные» затраты составляют 21,0%, при обучении в вузе на бюджетной основе – 13,1%, а на платной основе 2,9% от общей суммы годовых затрат семей на образование. Надо пояснить, что в целом при поступлении взятки платят далеко не все, порядка 5–7 % семей. Остальная масса студентов принимаются в вузы, не вступая явно в коррупционные отношения. Этот показатель достаточно низок. И даже несмотря на то, что взятки за поступление достаточно дорогие, в общем, они не столь велики, как казалось бы: средняя сумма взятки в Москве составляет $4,2 тысяч, по России (кроме Москвы) – $1,8 тысяч. Намного шире «серый» сектор в высшем образовании, особенно на стадии поступления в вуз, где на него приходится 28,3% от затрат на образование.

Что касается коррупции при поступлении в вузах, то ею фактически является и часть «серых» затрат. Это не прямые взятки, которые даются тем, кто решает вопросы приема, а косвенные взятки, формально заплаченные за репетиторство, но реально обеспечивающие поступление абитуриента. Не секрет, что преподаватели, которые занимаются репетиторством, ставят своей целью не подготовить человека к честной сдаче экзаменов, а получить деньги за обеспечение протекции при его поступлении. Расходы семей на репетиторов из многих вузах составляют до $10-15 тысяч в год. В среднем по Москве взносы репетиторам из требуемого вуза равняются $2,2 тысяч. Для сравнения, другим репетиторам в Москве платят всего $0,8 тысяч. Часть этой разницы в оплате, несомненно, представляет собой скрытую коррупцию .

О взятках предельно откровенно высказался ректор МХТУ Павел Саркисов: «Взятки за поступление в скрытой или явной форме, конечно, были, есть и будут. По России 20-30 % абитуриентов поступает таким образом. Может быть, даже до 50 %. Но, по-моему, 50 % поступают честно ».

Действительно, представить себе российские государственные вузы, да еще с «громким именем», без «спецнабора» трудно.

Проблемы, однако, на этом не заканчиваются. С внедрением рыночной экономики в России появилось такое явление как платное образование. В этой системе человек совершенно официально, минуя «черную кассу», вносит определенную, немалую сумму и получает образование. Какие же минусы и плюсы есть у этого способа получения диплома о высшем образовании? Плюсов, на мой взгляд, достаточно много. Во-первых, с суммы, заплаченной за образовательный процесс государству, отходит определенный процент в виде налогов, во-вторых, меняется сама психология студента. Многие, обучающиеся в платных вузах, рассуждают примерно таким образом: «Если я заплатил внушительную сумму денег – значит, и знаний мне должны дать достаточно, а если их, на мой взгляд, будет не достаточно, я, как потребитель, вправе потребовать улучшения качества предоставляемых образовательных услуг». Бесспорно, так рассуждают не все, некоторые думают иначе: «Если я уже заплатил, то почему я должен платить еще раз», то есть само отношение студента к обучению не предполагает дачи взятки. Позиция самих же преподавателей, работающих в платных вузах, также меняется. Получая большую зарплату, в сравнении с коллегами из госвузов, они предпочитают не минутное обогащение за счет взятки, а постоянный стабильный доход. По словам ректора МосГУ профессора Ильинского Игоря Михайловича в университете за 10 лет своей работы в этой должности он не имел информации ни об одном факте взяточничества, ведь атмосфера в университете такая, что человеку, который будет замечен в нечистоплотности, здесь не работать . И, тем не менее, в платном образовании существует огромная проблема. Слишком много охотников образовывать марионеточные институты, которые не дают, по сути, никакого образования. Многие абитуриенты, которые могли бы, в силу своих способностей, стать высокопрофессиональными специалистами, попадая по незнанию в такой вуз, обречены быть обманутыми в своих надеждах.

Деятельность негосударственных образовательных учреждений регулируются целым рядом документов. Платная образовательная деятельность государственных, муниципальных и негосударственных ОУ регулируется Законом РФ «Об образовании», Федеральным законом от 22.08.96 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» . К правоотношениям, возникающим при оказании платных образовательных услуг, в части, не противоречащей ГК РФ и Закону РФ «Об образовании» , применяется Закон РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей» . Остановимся на ключевых требованиях законодательства в области образования к организации образовательной деятельности. В уставе ОУ должны быть указаны перечень платных образовательных услуг (типы и виды реализуемых образовательных программ) и порядок их предоставления на договорной основе. Филиалы ОУ во взаимоотношениях с потребителем выступают от имени этого учреждения (поскольку не являются юридическими лицами) и действуют на основании устава ОУ и положения о данном филиале, а их руководители - на основании доверенности ОУ. Филиалы проходят лицензирование самостоятельно, а государственную аккредитацию - в составе ОУ. В приложении к свидетельству о государственной аккредитации ОУ указываются аккредитованные образовательные программы филиала.

Право на ведение образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам у ОУ возникает с момента выдачи ему лицензии (разрешения) при соблюдении зафиксированных в ней контрольных нормативов и предельной численности контингента обучаемых. Лицензия выдается на основании заключения экспертной комиссии при выполнении лицензионных требований и соответствующих условий по обеспечению образовательной деятельности. Перечень образовательных программ, по которым ОУ имеет право ведения образовательной деятельности, указывается в приложении к лицензии. Право на выдачу выпускникам документов государственного образца о соответствующем уровне образования у ОУ возникает с момента его государственной аккредитации. Свидетельство о государственной аккредитации ОУ подтверждает его государственный статус, уровень реализуемых образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов.

Перечень аккредитованных образовательных программ, по которым ОУ имеет право выдачи выпускникам документов об образовании государственного образца, указывается в приложении к свидетельству о государственной аккредитации. Правила оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования прописаны в постановлении Правительства РФ от 05.07.2001 № 505 . Взаимоотношения между исполнителем и потребителем (обучающимся) или его родителем (законным представителем) по предоставлению платных образовательных услуг оформляются договором (в простой письменной форме), который относится в соответствии с ГК РФ к договору о возмездном оказании услуг.

Примерная форма договора на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образования введена приказом Минобразования России от 28.07.2003 № 3177 . Примерные формы договоров об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования введены приказом Минобразования России от 10.07.2003 № 2994 . Этим документом утверждены примерные формы договоров об оказании платных образовательных услуг государственными и муниципальными общеобразовательными учреждениями, негосударственными образовательными организациями и индивидуальными предпринимателями. Указанные законодательные и нормативно-правовые акты, регулирующие образовательную деятельность, к сожалению, далеко не всегда используются руководителями ОУ. Поэтому кардинального улучшения правоотношений между потребителями и исполнителями платных образовательных услуг не произошло.

Существует ряд типичных нарушений присущих нечистоплотным негосударственным ВУЗам:

Вуз в договоре ссылается на лицензию и государственную аккредитацию, показывает потребителю титульный лист, но позже оказывается, что вашей специальности нет не только в приложении к свидетельству о государственной аккредитации, но и в приложении к лицензии;

(филиал) в договоре ссылается на лицензию и государственную аккредитацию, гарантирует диплом государственного образца, но при переводе студента в другой вуз оказывается, что государственной аккредитации по данной специальности у вуза нет;

В договор включается условие о невозврате суммы, уплаченной за текущий семестр, при отчислении по неуспеваемости, по собственному желанию или по состоянию здоровья;

Дипломы выдаются несвоевременно;

Обязательства по договору на оказание платных образовательных услуг не выполняются, занятия откладываются на неопределенный срок, изменяются учебные планы в сторону сокращения или ликвидации тех или иных предметов включенных в учебный план по специальности;

При последующей переаккредитации ВУЗа в случае неаккредитации той или иной специальности студентам предлагается перевести на другую. В случае отказа студента, деньги затраченные на обучение ему не возвращаются .

И именно из-за таких псевдообразовательных заведений страдает имидж платных вузов, дающих действительно ценные знания. По словам ректора МосГУ, 15-20 % из 570 негосударственных вузов России ничуть не хуже, а в некоторых случаях лучше части государственных. Для объединения тех, кто исповедует стратегию нового качества высшего образования, адекватного вызовам ХХI века был создан Национальный союз негосударственных вузов России. Он объединяет уже состоявшиеся вузы с хорошей деловой репутацией. Подобные объединения позволят и абитуриентам и их родителям не быть обманутыми .

За первую половину 2004 года в российских образовательных учреждениях было выявлено более 5000 преступлений экономической направленности. Одним из самых громких дел стало задержание ректора Московского государственного университета культуры и искусств, торговавшего дипломами . Криминогенным участком в области образования является разрыв между школой и вузом. Требования для получения аттестата зрелости и требования к поступлению в вуз существенно оторваны друг от друга. Здесь возник институциональный разрыв. И этот разрыв заполнили три института: белый – подготовительные курсы, серый – репетиторство, черный – взятки и использование социальных связей. Между ними зачастую очень трудно провести четкую границу. Например, если репетиторством занимается человек, который каким-то образом влияет на результаты приемных экзаменов, то непонятно, к какой сфере относится его деятельность – серой или черной.

Коррупция внутри вузов в ее нынешних масштабах – явление сравнительно новое. Оно связано с резко возросшей эффективностью высшего образования. Сейчас наличие у специалиста высшего образования может повлиять на его доходы значительно больше, чем это было в советское время, когда люди с любым образованием зарабатывали примерно одинаково. В последнее время эффективность высшего образования заметно повысилась, а потому многие хотят получить заветные «корочки».

Для противостояния этому виду коррупции необходимо как можно шире распространять объективную информацию о том, что дают дипломы различных вузов. Рейтинги вузов, основанные на данных о зарплатах и местах работы их выпускников, понизят котировки тех институтов, которые торгуют своими дипломами, и наоборот, укрепят репутацию по-настоящему сильных учебных заведений. Это тоже один из методов борьбы с коррупцией.

Определение стоимости диплома и престижности того или иного вуза должно происходить рыночным путем. В развитых странах каждый вуз отслеживает последующую биографию своих выпускников, размещая данные об их зарплате в первые пять лет после окончания вуза в открытом доступе в интернете. Так и формируется рейтинг вузов, определяемый не министерством, а рынком. Кроме того, в западных странах активно работают ассоциации выпускников, которые следят за работой своего вуза, составляют его программы, берут оттуда людей к себе на работу, будучи капитанами промышленности. В России же ассоциации выпускников раз в год собираются, чтобы выпить. Впрочем, российские бизнесмены уже сейчас начинают понимать необходимость подготовленных, квалифицированных кадров, а потому так или иначе начинают влиять на программы, присматривается к различным вузам. В нынешней демографической ситуации, когда в скором времени количество выпускников будет равняться количеству мест в вузах, учебные заведения будут вынуждены сражаться за студентов. Тогда сами вузы будут создавать ассоциации выпускников и публиковать данные об их дальнейшей карьере .

С коррупцией надо бороться не только традиционными административными методами. Не менее важен тщательный анализ ситуации и применение методов, позволяющих ликвидировать криминогенные зоны.

В данный момент, власти пытаются найти выход. С ведением ЕГЭ (единого государственного экзамена) ситуация, казалось бы, должна была коренным образом измениться, но на самом деле произошло лишь смещение и даже расширение круга лиц, имеющих доступ к незаконному обогащению. При старой системе было несколько способов поступить в вуз за деньги – пойти в этот вуз на подготовительные курсы, нанять вузовского репетитора и дать взятку. Оказывается, все эти способы работают и после введения ЕГЭ.

Подготовительные курсы не только не свернулись, но, напротив, переживают бурный подъем. По словам профессора Пермского госуниверситета Трошевой, аудитории переполнены, и связанно это, в первую очередь, именно с ЕГЭ. Абитуриенты и их родители стали более ответственно относится к поступлению в вуз. Репетиторство, ранее скрытое, теперь совершенно свободно практикуется преподавателями. Проректор по учебной работе Вятского государственного университета Вениамин Рыков охарактеризовал ситуацию таким образом: «Этот способ подработки сейчас буквально процветает. Ведь раньше, по крайней мере, у нас, с этим было очень строго: раз был репетитором у абитуриента, то участвовать в приеме у него вступительных экзаменов не можешь, а в прошлом году особых проблем при приеме студентов по результатам ЕГЭ у нас не возникло» .

Существует еще один немаловажный фактор, влияющий на распространение коррупции. Официальные данные свидетельствуют, что зарплата педагога составляет лишь 66 % от средней по стране . Государство должно перестать вынуждать преподавателей брать взятки, то есть начать по-человечески им платить. Педагог – это всегда человек, который, неся знания студентам, сам пытается совершенствоваться в своей области. Для истинного ученого не бывает окончания исследования проблематики его специализации. Это обстоятельство требует и финансовой поддержки в том числе. Стоимость книг зачастую достигает 20-30 % от ежемесячной заработной платы, и такие затраты преподаватель несет не раз в год, а гораздо чаще. Но ведь кроме расходов на науку существуют и общечеловеческие, потребительские нужды. Таким образом, оплата тяжкого труда педагога не соответствует его потребностям. Не ровен час, и, кроме «оборотней в погонах», в нашем государстве укрепится схожий термин «оборотень с указкой».

Кроме низкой оплаты труда, большую роль в распространении коррупции имеет и низкая этика, как студентов, так и преподавателей. Этика в образовании – это этика образования, т.е. принципы и правила взаимоотношений в образовательном сообществе вообще и в каждой отдельном учебном заведении, в преподавательском коллективе, в отношениях между преподавателями и студентами. Сфера высшего образования в силу своей коррумпированности стала крайне неблагоприятной для общественной нравственности средой. Как следствие, происходит изменение действительной роли учреждений образования в обществе. При «специально педагогическом» понимании образование может представать двояко – как а) деятельность по передаче и освоению знаний и опыта или б) деятельность по передаче знаний и опыта с целью формирования личности - полноценного члена данного общества. Однако на фоне социально-критических и деструктивных тенденций в образовании эти различия в понимании миссии образования теряют свою актуальность .

На сегодня вопрос о том, можно ли победить коррупцию, а главное как это сделать, остается открытым. По мнению Андрея Фурсенко «Единственный способ борьбы с коррупцией это опять же требования к качественной подготовке. Если молодые люди будут понимать, что с качеством их образования связано их будущее (а сегодня они очень слабо связывают эти две вещи, они связывают свое будущее, может быть, с дипломом, с бумажкой, но не с качеством подготовки), если они поймут, что качество подготовки действительно может обеспечить их успех в будущей жизни, то они все-таки будут требовать знаний. А если преподаватель будет поставлен в такие условия, что от того, насколько качественно он подготовит студентов, он останется преподавать в вузе или не останется, если вуз будет поставлен в условия, когда в зависимости от того, насколько успешно устраиваются после окончания вуза его выпускники, он будет сохранен как вуз, он получит более высокий рейтинг, он будет более востребован. Вот если руководство вуза будет это знать, то оно будет бороться с коррупцией гораздо эффективнее любых правоохранительных органов»

В статье 43 Конституции РФ «гарантируется каждому гражданину право на образование, устанавливая при этом обязательность основного среднего образования, его общедоступность и бесплатность в государственном или муниципальном образовательном учреждении, а также возможность на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении». Коррупция в сфере образования постепенно отменяет действие данной статьи.

Но при этом, преодоление коррупции в Российской Федерации усложняется тем, что в системе образования коррупция стала нормой существования, а в некоторых случаях и единственной возможностью приобрести номинально бесплатные услуги, которые государство должно предоставлять своим гражданам.

Бейсембаева Н.А. отмечает, что «коррупционные проявления в сфере образования можно встретить на всех ступенях российского образования - от дошкольного до послевузовского. К основным формам проявления коррупции в образовании можно отнести: нецелевое использование бюджетных средств; взятки при аккредитации учебных учреждений; незаконное получение свидетельств и документов об образовании; неправомерное зачисление в учебное заведение без учета результатов конкурса; вымогательство преподавателей во время сессии (завышенные требования при сдаче экзаменов и зачетов); давление студентов, не желающих учить предмет, на преподавателей (навязывание взятки); давление на преподавателей со стороны коллег или руководства с целью сдачи студентами экзамена или получения зачета и другие».

Юхачев С.П. в своей работе характеризует следующим образом: «коррупция в системе образования имеет более опасные социальные последствия, чем, например, в политике или бизнесе. Учебное заведение, получившее аккредитацию за счет дачи взятки, будет выпускать специалистов низко - профессионального уровня. Совершая мошенничество, вузы обманывают общество, так как они получают незаконную ренту и совершают преступления в стенах учреждения, которое было создано на справедливой и объективной основе».

На сегодняшний день коррупции в наиболее крупных масштабах распространена в тех сферах, где происходит выделение бюджетных средств на развитие системы образования. К уголовной ответственности привлекаются проректоры, помощники ректора, заведующие кафедрами, преподаватели и директора школ.

Изучив данное явление в системе образования можно разграничить его на две ступени: первичную и вторичную. Коррупция на первичной ступени проявляется непосредственно в процессе обучения: прием в учебные заведения, вступительные испытания, сдача промежуточных и выпускных экзаменов и другие. Коррупция на вторичной ступени связана с системой аккредитации, лицензирования образовательных учреждений и, также, с системой распределения бюджетных средств на финансирование системы образования.

В работе Стефана Р. Хайнема «Образование и коррупция» содержится обоснование системы образования, свободной от коррупции. Он пишет: «равенство доступа к получению образования; честность при распределении учебных программ и материалов; честность при проведении аккредитации, в которой все учебные заведения равно оцениваются по системе стандартов, открытых для общественной огласки; честность и прозрачность критериев выбора высшего образования; честность при получении образовательных услуг и товаров; поддержание системы профессиональных стандартов теми, кто возглавляет учебные учреждения, кто осуществляет преподавательскую деятельность, независимо от форм собственности учреждения». Но, к сожалению, на сегодняшний день такой нашу систему образования описать нельзя.

Согласно данным опроса, 39% опрошенных граждан ответили, что давали деньги и подарки работникам образования. Для сравнения: 57% - работникам медицины, 41%- инспекторам ОБ ДПС ГИБДД. Можно сделать вывод, что образование входит в тройку наиболее подверженных коррупции сфер.

Одним из способов борьбы с коррупцией было введение ЕГЭ. Но в итоге по результатам работы случаи получения и дачи взяток усилилось почти в два раза. Такие показатели выставили процедуру ЕГЭ не в лучшем свете, т.к. главным ее лозунгом все-таки была борьба с коррупцией.

Удивительные итоги показала данная процедура. Средний балл оказался выше на многих национальных окраинах (Чечня, Ингушетия, Калмыкия). В соответствии с такими данными ЕГЭ, в таких районах математику и русский язык знают лучше, чем в признанных образовательных центрах, таких как Москва или Санкт - Петербург.

Всего правоохранительными органами было зафиксировано 3117 правонарушений, включая взятки. Помимо этого, выявлено 1343 факта служебного подлога, более 300 фактов злоупотребления должностными полномочиями, 74 - превышения должностных полномочий, 33 - нецелевого расходования бюджетных средств.

Многие эксперты связывают резкий рост показателей по выявлению правонарушений в сфере образования в связи с ужесточением проверок.

Широкомасштабные проверки объясняются повышенным внимание со стороны общества к ЕГЭ. Кроме того, Рособрнадзор предпринял выборочную переоценку 100-бальных работ из нескольких регионов, которая показала, что результаты экзамена были завышены в 25% случаев.

В ходе исследования было обращено внимание на практику применения ЕГЭ, пересмотреть систему, либо дополнить ее промежуточными экзаменами. На мой взгляд, экзамен - это умение мыслить, анализировать, сопоставлять, а ЕГЭ этому не учит.

60% принятых по результатам ЕГЭ студентов не обладают элементарными школьными знаниями, а это означает, что коррупционный рынок в вузах будет расти.

Предлагаю рассмотреть виды вузовской коррупции.

Первый такой вид - это коррупция в связи с поступлением абитуриентов в вуз. Данный вид предполагает плату за получение необходимых баллов по ЕГЭ, плату за получение нужных оценок на олимпиадах, дающих право поступления в вузы без экзаменов, репетиторство для сдачи дополнительных экзаменов, которые устанавливают наиболее престижные вузы для контроля качества оценок, полученных в результате ЕГЭ.

Второй вид проявляется непосредственно в процессе обучения студентов. Здесь подразумевается вымогательство взятки у студентов во время сессии или навязывание им платных консультаций.

Третий вид - покупка диплома у ответственных лиц вуза или через посредника. По некоторым данным в России ежегодно продается около 100 поддельных дипломов. Кроме того, 10 тысяч кандидатских степеней и до 5 тысяч дипломов доктора наук.

Следующий вид - нецелевое использование федеральных средств. Выделенные денежные средства используют на другую цель «в нужные карманы».

Еще один вид, такой как взятка проверяющему органу в процессе лицензирования или аккредитации университета.

Балезина И.В. выделяет несколько групп коррупционных практик. Она указывает: «Использование связей. Под данными практиками понимается обращение за помощью к администрации вуза и ее подразделениям (деканат, ректорат), авторитетным преподавателям с целью получения определенных преференций (зачет, экзамен).

Денежные практики. Под данными практиками понимается получение преподавателем денег в обмен на зачет или оценку на экзамен, покупка бюджетного места в вузе, платные курсы, вымогательство денег преподавателями, предоставление возможности студентам альтернативной сдачи экзамена, покупка диплома.

Бартерные практики. Под ними понимаются: вымогательство подарков, дарение подарков».

Существует много причин, которые могут заставить студента прибегнуть к коррупционным практикам. Что касается преподавателей, то у них причинами является желание хорошо жить, а также отсутствие моральных принципов и на мой взгляд одной из основных причин - попытка повысить свой материальный статус.

Таким образом, профессиональные навыки приобретаются в процессе обучения, формирование личности происходит в стенах учебных заведений. И именно образование является фундаментом для построения успешного государства.

Борьба с коррупцией, укрепление законности, надежная защита прав и свобод граждан и борьба с бюрократическим произволом остаются основными задачами прокуратуры. От эффективности прокуратуры и всей правоохранительной системы зависит стабильное и уверенное развитие общества и России, как правового, экономически сильного, социально - ориентированного государства.

В современном обществе информация об ужесточении мер по борьбе с коррупцией в ВУЗах, школах и других учреждениях звучат с экранов телевизоров довольно регулярно. Чиновники придумывают все новые и новые способы борьбы с данным явлением. Но многие подобные меры оказываются абсолютно не эффективными, и коррупция в учебных заведениях развивается все больше и больше.

Рассматривая коррупционные явления в ВУЗах, можно сделать вывод о том, что учреждения образования являются прекрасной кормушкой для многих преподавателей и работников ВУЗов. Многие студенты рассказывают о том, что они сталкиваются со случаями коррупционных действий. Многих такое положение устраивает, но другие не готовы платить и категорически против различных поборов.

Например, в городе N прокуратурой города была проведена проверка соблюдения законодательства в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения федеральных нужд одного из ВУЗов. Установлено, что федеральное государственное образовательное учреждение осуществляет свою деятельность с нарушением требований действующего законодательства, а именно невыполнение работ по ремонту душевых, замене сантехнического оборудования в спорткомплексе.

Или, например, в городе N возбуждено уголовное дело в отношении преподавателя, который за определенную сумму предложил выполнить дипломный проект студента и покровительство при защите на положительную оценку комиссии, в состав в которой преподаватель входит.

Способы обогащения самые различные. А начинаются они с момента знакомства абитуриента с учебными заведениями. Абитуриентам предлагают заплатить за вступление, особенно на популярные специальности. Затем идет череда сборов за сдачу экзаменов, зачетов, курсовых, дипломов и т.д. Кроме того, много случаев продажи различных должностей и научных степеней. Существует практика создания должности или целой кафедры под конкретного человека. Главное, чтобы он смог обеспечить достаточную финансовую мотивацию. Таким образом, многие влиятельные политики или бизнесмены могут стать образовательной элитой. Каждый ВУЗ располагает определенной материально - технической базой, поэтому и возможны махинации с ремонтом, строительством, закупкой мебели, оборудования и т.д.

Я бы выделила разнообразные формы коррупции, которые постоянно видоизменяются и совершенствуются. Рассмотрим наиболее распространенные. Злоупотребление должностными полномочиями. «Российские государственные образовательные и научные учреждения владеют изрядной недвижимостью - земля, здания, инфраструктура. Всевозможные действия различных должностных лиц, направленные на незаконное использование данного имущества в собственных корыстных интересах и составляют основу данного вида преступления».

Взятки в образовании: «Взятки в образовании являются основной возможностью для решения практически любых вопросов. Их берут и дают за все: за устройство ребенка в детский сад (школу, ВУЗ), за хорошую оценку, за «особое» отношение к ребенку и т.д. В основном используется денежная форма взятки, в том числе так называемые «благотворительные взносы» (на охрану, уборку, техническое оснащение школы и класса и т.д.)» 59. С виду оформляется все официально, но на деле деньги не идут по назначению, а расходуются по усмотрению руководителей образовательных учреждений. Завуалированной формой взятки являются: плата за репетиторство, приобретение учебных пособий, оборудования, подарки ко всем возможным праздникам, оказание трудовых услуг.

Поводом для возбуждения уголовных дел о взяточничество в образовании в 70% случаев являются заявления студентов, их родителей, законных представителей.

Изготовление и сбыт поддельных документов об образовании - торговля всевозможными документами: аттестатами, дипломами, справками. Ежегодно по данным Рособнадзора покупается до 5000 тысяч дипломов о высшем образовании.

Мошенничество. Преступники выстраивают целые схемы запутанных взаимоотношений с участием образовательных учреждений, позволяющих извлекать личную выгоду путем мошеннических действий.

Один из видов мошенничества - это создание фиктивного коммерческого образовательного учреждения, которое существует только «на бумаге», а на практике не ведет никакой образовательной деятельности.

Также исследования показали, что 29% граждан считают деятельность правоохранительных органов по пресечению и выявлению коррупционных преступлений эффективной. Исходя из этого можно сделать вывод, что необходимо шире освещать антикоррупционную деятельность, тем самым повышать интерес граждан к данной проблематике.

Необходимо укреплять межведомственное взаимодействие и принимать дополнительные профилактические и превентивные меры, а также крайне внимательно вести правовую статистику.

Кроме того, я считаю, что необходимо надлежащим образом контролировать вопросы обеспечения социальных гарантий, более эффективно отстаивать права населения, следить за соблюдением законодательства.

Рассматривая более подробно такое явление, как коррупция, необходимо обратить внимание на источники информации. Один из главных источников информации коррупционных проявлений - народ, использующий свое положение для достижения своих личных и групповых целей.

Другой источник - карманы граждан и предпринимателей, у которых есть правомерные и противоправные актуальные потребности, и интересы, реализация которых возможна лишь через те или иные решения чиновников.

Полагаю, что существует необходимость привлечения общественных организаций к полноценному сотрудничеству при решении данной проблемы. Привлекая общественные организации, государство получает шанс повысить доверие граждан, а значит, что есть шанс на достижение поставленных целей. Для этого необходимо укрепить обеспечение эффективного доступа населения к информации, проведение мероприятий по информированию, способствующих созданию нетерпимости в отношении коррупции, уважение, поощрение и защита свободы поиска, получения, опубликования и распространение информации о коррупции.

Многие специалисты считают, что многое зависит от умения властей выстраивать диалог с обществом, как в целом, так и в отдельных его сферах. С точки зрения В. Козлова, часто случается, что создание новых законодательных норм, которые направлены на противодействие коррупции, сопровождается появлением лишней бюрократии в сферах, где подобного рода явления нежелательны. Например, в области образования. Противодействие коррупции в школе или детском саду - это явления, которые не всегда уместно ставить в один ряд с политикой превентивных мер в отношении органов власти, связанных, например, с бюджетно-распорядительными задачами.

В. Козлов предлагает несколько вариантов решения указанной проблемы: «Во-первых, отслеживание любой прямой или косвенной заинтересованности чиновника в распределении бюджетных средств какой-либо определенной организации (исключение родственной связи между чиновником и работником издательства);

Во-вторых, выборочная экспертиза выпускаемой литературы на предмет соответствия указанной цены продукта его качеству;

Третий путь - ограничение срока приобретения исключительных прав на издание;

Четвертый - совершенствование процедуры открытых конкурсов на издание школьной и профессиональной литературы за счет бюджетных средств;

Пятый - возможное ограничение предельной рентабельности изданий за счет бюджетных средств».

Таким образом, в сфере образования фиксируется весьма высокий уровень коррупционных проявлений. Эту сферу отличает наличие стимулов к даче взяток, убежденность в невозможности или крайней трудности получения должной услуги, желание застраховаться на случай неудачи. Особую тревожность вызывает то, что сегодня значительная часть общества не только знает о случаях взяточничества в сфере образования, но и не скрывает своей склонности решать возникающие проблемы коррупционным путем.

Воспитание, пропаганда и образование - комплекс мер, который должен реализовываться в следующих направлениях: популяризация примеров успешных антикоррупционных программ в других странах; борьба в СМИ с мнением о том, что Россия обречена на коррупцию; стимулирование деятельности общественных организаций, отслеживающих случаи, практику и методологию коррупции в России и распространяющих полученную информацию; создание системы «локальной гласности» для информирования населения о действиях наиболее распространенной коррупции; изучение в рамках образовательных программ (в школах, вузах) такого явления, как коррупция, ее опасности, причины и условия, а также меры противодействия и предупреждения.

Чем эффективнее и крепче будет контроль институтов гражданского общества, тем меньше шансов для злоупотребления должностными полномочиями и в личных, и в групповых корыстных интересах.