Средняя группа детского сада. Занятия в средней группе

Построение и содержание занятий

На каждом занятии необходимо осуществлять и оздо-ровительные, и воспитательные цели: укреплять организм ребёнка, развивать движения детей, воспитывать ряд по-лезных и ценных качеств и черт характера.

Каждое занятие должно дать определённое удовлетво-рение занимающимся, «чувство мышечной радости» — как называл это ощущение И. П. Павлов, которое появляется вследствие физиологического воздействия правильно по-добранных и чередующихся физических упражнений и подвижных игр. Это чередование предусматривает посте-пенное повышение подвижности, активности ребёнка.

Мы считали необходимым обратить особое внимание на подбор и расположение материала в занятии.

Занятия мы строили согласно указаниям «Руководства для воспитателя детского сада». В начале занятия прово-дили игры и упражнения, способствующие организации детского коллектива. Обычно мы начинали занятие, как в старшей, так и в средней группе, с построения детей в шеренгу. При таком построении все дети находятся в по-ле зрения воспитательницы: она имеет возможность бы-стро проверить их осанку, положение ног, рук и пр., дети тоже хорошо видят и слышат воспитательницу.

Построившимся в шеренгу детям воспитатель сразу же даёт какое-нибудь простое по выполнению задание. Чаще всего это бывает бодрая, энергичная ходьба под бубен-погремушку, иногда и под музыку. По сигналу дети дол-жны переменить направление, изменить темп ходьбы, бы-стро остановиться и т. д.

В начале занятий мы проводим упражнения и игры с разнообразными заданиями на ориентировку в простран-стве, например: «Чей отряд скорее соберётся», «Птицы и звери». В первой игре после ходьбы или бега в разных направлениях надо быстро построиться в определённом порядке (в круг, в шеренгу); во второй — по сигналу надо остановиться и принять определённое положение: встать, подняв руку, или опуститься на четвереньки и т. п.

Нас не смущало, что дети немного шумят при выпол-нении подобных заданий. После них они обычно охотно и быстро переключались на выполнение следующего зада-ния, так как были уверены, что всё занятие будет таким же интересным, как и начало.

Практика нашей работы в ряде детских садов показы-вает, что детский коллектив в результате систематической работы приобретает умение быстро организовываться по указанию воспитателя не только на занятиях гимнасти-кой и подвижными играми, но и вне этих занятий. Это вы-является на прогулках, когда разбежавшиеся на полянке дети быстро подбегают к воспитателю при условном сиг-нале, во время массовых детских праздников, когда вне-запно соскочившие с мест дети бегут поближе рассмот-реть приехавший с подарками поезд или деда Мороза, заглянувшего в окно, но по первому же указанию воспи-тателя быстро возвращаются на свои места.

Продолжительность таких заданий в начале занятия занимает в средней группе примерно 3—4 минуты, в стар-шей от 4 до 6 минут. Сюда же входит и подготовка к сле-дующим упражнениям: раздача мячей, флажков, палок; построение для проведения гимнастических упражнений.

Гимнастические упражнения для укрепления отдель-ных групп мышц, т. е. упражнения, связанные с движе-ниями рук, ног, наклонами и поворотами туловища, мы чаще всего проводили с мелкими пособиями (мячами, флажками и пр.), что повышало заинтересованность де-тей. Детям понятней и интересней поднимать и опускать флажки, наклоняться, класть мяч на пол и поднимать его, поворачиваться и смотреть через обруч, чем делать все эти движения (наклоны, повороты) без пособий.

Мы старались подбирать такие пособия, которые обеспечива-ли бы одновременное проведение упражнений всем кол-лективом: флажки, мячи, обручи, палки, длинные рейки, длинный, круглый шнур, индивидуальные коврики. Все эти упражнения проводились с детьми не только стоя, но и из положения сидя и лёжа. Сначала делали упраж-нения для рук (потягивание, кругообразные движения), затем упражнения для мышц туловища, сгибания, по-вороты; далее для мышц ног — полуприседания, присе-дания, сгибание в колене. В заключение давали детям попрыгать на месте.

Длительность таких упражнений для средней группы 3—4 минуты, для старшей — 5—6 минут.

В средней группе каждое упражнение повторяли 3—4 раза; в старшей — 4—6 раз.

Основное время занятий мы использовали для обу-чения детей правильным навыкам основных движений: бега, прыжков, метания, лазания; для развития и воспи-тания морально-волевых качеств: смелости, решительно-сти, активности.

Материалом для этой части в значительной степени служат упражнения в преодолении препятствий. Лазать по гимнастической стенке, проползать, не задевая рейки или верёвки, перепрыгивать в длину или высоту, бросать предметы в цель и как можно дальше — всё это увле-кательно для детей.

Учитывая неспособность дошкольников к длительно-му ожиданию, мы старались подбирать и комбинировать упражнения с крупными приборами так, чтобы их одно-временно выполняло большее количество детей, используя 2 доски, 3—4 доски и т. п.

Помимо упражнений, мы обязательно проводили и подвижную игру с бегом, ловлей, прыжками, лазанием.

В подвижных играх с правилами мы старались за-крепить ранее полученные детьми навыки движений. Например, в игре «Птицы в бурю», где дети после сво-бодного бега в разных направлениях, по сигналу «Ветер, буря!» должны быстро прятаться на «крышах», т. е. влезть наверх гимнастической стенки, закрепляли уменье детей лазать по гимнастической стенке.

Продолжительность упражнений и подвижных игр со средней группой равнялась примерно 10—12 минутам, в старшей — 13—16 минутам.

В конце занятий необходимо успокоить детей после полученной ими нагрузки. Для этого мы проводили спо-койные игры и ходьбу, на которую следует постепенно пе-ревести занимающихся, прежде чем окончить занятие.

Неоднократно приходится наблюдать, как многие вос-питатели пытаются резко перевести детей от живой, интересной игры к размеренной, всегда одинаково по-строенной маршировке. Обычно этим они достигают об-ратного результата: вместо успокоения дети возбуж-даются ещё больше. Мы стремились сделать и эту часть занятия занимательной, интересной, чтобы она оставляла у детей чувство приятного удовлетворения и вместе с тем хорошо успокаивала их. Это удалось нам при помощи специально подобранных спокойных игр.

Например, во время подвижной игры мышки несколько раз убегали в норки от кота, который не успевал их поймать. Затем мы предлагали им пройти мимо кота так тихо друг за другом, чтобы он не услышал и не проснулся. Или, об-ращаясь к детям, воспитатель говорит: «Вы должны выбраться из леса так тихо, чтобы не шумели ветки, не хрустели сучья, не летели листья. Иначе вас услышит медведь» (этому предшествовала игра «У медведя во бору»).

Однако этот игровой приём не всегда обязателен, особенно в старшей группе. Организованный коллектив может легко перейти к обычным успокаивающим упраж-нениям, если они, как правило, разнообразятся: детям нравится идти через ворота, идти цепочкой, взявшись за руки и пр.

Спокойные игры и заключительная ходьба занимали у нас не более 3—4 минут.

Мы постоянно работаем над обновлением и обога-щением практического материала для занятий. Некото-рые игры, указанные в сборниках, приходилось изменять, часть игр составляли заново.

Пробовали мы несколько разнообразить и характер самих занятий, так строить и проводить их, чтобы, не снижая педагогической ценности, всегда вызывать у де-тей заинтересованность ими.

Изредка мы проводили занятия, содержание которых преимущественно составляли игры.

Так, вначале занятия давали игры средней подвиж-ности, с очень простым правилом, с заданиями на вни-мание: «Найди себе пару», «Два круга», «К флагу» и т. п. Использовали игры-упражнения и на укрепление от-дельных групп мышц: «Заводные игрушки», «Ровным кругом» и пр. Для упражнений в основных движени-ях проводили игры с более сложными правилами и раз-нообразными движениями: бег с лазанием или проле-ганием, прыжки, например «Пчелы и медвежата», «Мышки из норок» и др. Занятие заканчивали спокой-ными играми: «Найди котенка», «Угадай по голосу», «Кто позвонил?» и др.

Хотя эти занятия и вызывают у детей большой инте-рес, однако мы проводили их не часто. Наблюдения за детьми во время занятий показали, что, увлечённые иг-рой, дети с трудом слушают указания воспитателя, не всегда правильно их выполняют.

Мы строили такие занятия лишь на материале, хоро-шо освоенном детьми; в таких случаях мы получали воз-можность проверить, насколько дети владеют получен-ными навыками движений.

Методика проведения занятий

Вопрос о том, как проводить занятия, как объяснять и показывать детям игры и упражнения, был одним из труднейших в нашей практике.

Длительная работа с детьми ещё раз подтвердила, что на занятиях гимнастикой и подвижными играми де-ти нуждаются и в показе, и в словесных указаниях.

Показ облегчает ребёнку правильное выполнение упражнения, помогает осуществить требования воспита-теля. Мы широко пользовались показом при введении новых упражнений, подкрепляли им повторение некото-рых движений, если замечали, что дети делают их непра-вильно. Когда же мы убеждались, что упражнение в основном уже усвоено, то применяли главным образом словесные указания.


Объяснение, слово воспитателя улучшало качество выполнения движения. В связи с этим очень важно было решить, как объяснять детям игры и упражнения. Мы убедились, что недостаточно эмоциональная речь воспи-тателя непригодна для детей дошкольного возраста, команда, принятая в школе, непонятна и чужда воспи-танникам детского сада. Однако наблюдения показывают, что и простая разговорная речь, особенно медлитель-ная, вялая, неблагоприятно влияет на детей: они начи-нают выполнять упражнения вяло, снижается их интерес к занятиям, падает дисциплина. Мы пришли к выводу, что объяснения воспитателя должны быть краткими и точными; они должны помогать детям правильно выпол-нить задание.

Мы совершенно отказались от таких сухих объясне-ний, как: «Будем делать упражнения для рук; раз, два, три, четыре», или: «Надо разучить игру «У медведя во бору» — учите слова» и т. д. Вместо этого мы стали применять более эмоциональное и понятное для детей объяснение, сопровождая его показом, например: «Под-нимем руки в стороны, как птицы — крылья; опустим их», «ещё раз, ещё раз, подняли — опустили». Применяя подобные образные, но в то же время краткие и точные

объяснения, мы заметили, что дети стали правильнее и с большим удовольствием выполнять упражнения.

Попутно перед нами встал вопрос, какими приёмами можно добиться улучшения выполнения движений деть-ми. В средней группе мы применяли иногда образно-игровые замечания. Например, желая приучить детей не опускать голову при упражнениях, говорили: «Посмот-рим в высокое окно», и дети выпрямляли спину. Впо-следствии, особенно по отношению к детям старшей группы, мы ставили конкретнее требования: «Сгибайте колени, когда спрыгиваете», «Крепко беритесь за рейку, когда лазаете: четыре пальца вместе и один отдельно» и т. п.

Улучшение качества движений во многом зависит от количества повторений, от дозировки каждого упраж-нения.

Вначале, боясь утомить детей, мы повторяли движе-ние один-два раза. Понятно, что такое количество повто-рений не могло оказать существенного воздействия. Впо-следствии мы стали повторять упражнение по 5—6 раз в средней группе и по 6—8 раз в старшей группе. Попут-но приходилось решать вопрос и об отдыхе в процессе занятий. С этой целью мы использовали такие приёмы: старались чаще менять позу детей; чередовали исходные положения в упражнениях (стоя, сидя, лёжа); давали отдых перед игрой, во время её объяснения, а также во время упражнений, требующих очерёдности движений.

Для этого заранее приготовлялись ковры или гимнасти-ческие скамейки, стулья, на которых дети могли поси-деть. Мы использовали эти моменты не только для отды-ха, но и для упражнения во внимании и пр. Обычно, пока дети сидят, им предлагается наблюдать за действия-ми своих товарищей, оценивать их. «Посмотрите, как хо-рошо идут по доске Оля и Лёва, — они держатся сов-сем прямо и ноги ставят твёрдо на узкую доску». Или: «Вова влезает правильно, он не пропустил ни одной рей-ки», — подмечают сами дети.

Чтобы не затягивать время ожидания, мы старались проводить упражнения так, чтобы дети выполняли их один за другим.

Умелое сочетание двигательных заданий с отдыхом, чередование того и другого сохраняет силы, внимание детей на более продолжительное время. Мы не подхо-дим формально к дозировке занятий: в зависимости от характера упражнений и игр, состояния детей, занятие иногда бывало у нас на несколько минут длиннее или короче.

Занятия гимнастикой и подвижными играми в старшей группе мы проводили два раза в неделю. Кроме того, во время прогулки проводили подвижные игры и физические упражнения в метании, равновесии, беге со всеми детьми, иногда с небольшими группами. Индивидуальную работу приходилось вести с более робкими детьми, с новичка-ми, только что пришедшими в детский сад. Мы замети-ли, что на занятиях такие дети смущаются, иногда отказываются выполнять упражнения. Оказать им инди-видуальную помощь необходимо. Обычно это даёт быст-рый положительный результат.

Во время прогулки мы оказываем индивидуальную помощь и тем детям, у которых что-нибудь не удаётся: прыжок в высоту, лазанье, метанье в цель и пр.

Систематическое проведение занятий гимнастикой и подвижными играми, игры во время прогулок, индиви-дуальная помощь отдельным детям оказали своё благотвоное влияние на развитие детей. Дети стали более сознательно относиться к выполнению физических уп-ражнений, у них появилось желание выполнять движе-ния как можно лучше. «Пойдём, Коля, и будем прыгать через верёвку пока не научимся», — говорит Олег свое-му товарищу.

«Научите меня бегать с наклонной доски», — просит Лора воспитательницу. Мы радовались, когда замечали сознательное отношение детей к занятиям, их большое удовлетворение достигнутыми успехами. «Посмотрите, я научился перелезать», «У меня не падает мячик», — слы-шатся голоса. «Раньше я ничего не умел и боялся лазать, а теперь перелезаю через верхнюю рейку и хожу по узкой доске на высоте, могу по лестнице лазать, на горку, и с горки сбегать — это я всё на физкультуре вы-учил», — заявляет с гордостью Владик.

Чувство глубокого удовлетворения испытывали и мы, наблюдая, как разносторонне развиваются дети под влиянием систематической работы с ними по физическому воспитанию.

«Забавные котята»

Цель: закрепление порядкового счёта в пределах 10; развитие памяти, глазомера.

Материал: (цветные полоски); рисунок с изображением котёнка или его условное изображение.

Вариант 1.

Игровые действия: педагог предлагает составить «лесенку». Затем сообщает, что к ним в группу прибежали котята, которые решили посчитать, сколько ступенек на лесенке, но всё перепутали и просят помощи. Педагог ставит на любую «ступеньку» «котёнка» и спрашивает: «На какой по счёту ступеньке находится котёнок?» (Для каждого ребёнка местонахождение «котёнка» меняется.) Педагог предлагает взять «котёнка» и «пройтись» с ним по всем «ступенькам» по порядку (считая вслух), чтобы «котёнок» больше ничего не путал.

Вариант 2.

Игровые действия: педагог предлагает каждому ребёнку поставить «котёнка» на разные ступеньки (четвёртую, седьмую и т.д.) и «прогуляться» с ним вверх, считая ступеньки по порядку, например: вниз; от четвёртой до восьмой; от девятой до пятой и т.д.

«Едем на поезде»

Цель: закрепление порядкового счёта и понятия, которое обозначает синтаксическая конструкция «который, по счету…»; развитие внимания, глазомера, речи.

Материал: набор палочек Кюизенера (цветные полоски).

Игровые действия: педагог предлагает детям отправиться в путешествие. Для этого необходимо составить поезд из палочек-«вагонов» от самой короткой до самой длинной, цепляя каждый «вагон» слева направо. Затем предлагает сосчитать «вагоны» по порядку. Уточняет какой по счёту красный «вагон» (чёрный, фиолетовый и т.д.); «вагон» какого цвета стоит шестым (вторым, седьмым и т.д.); какой по счёту «вагон» стоит между розовым и красным? и т.д.

Раздел математики «Величина»

«Мосты через реку»

Цель: развитие представления о ширине (широкий, узкий) и длине (длинный, короткий), умения сравнивать предметы этим признакам; выполнять задания согласно правилам; развитие глазомера; воспитание самостоятельности.

Материал: палочки голубого, красного, жёлтого цветов; схематическое изображение извилистой реки.

Вариант 1.

Игровые действия: педагог показывает детям схематическое изображение извилистой реки и совместно с ними определяет самое узкое место и самое широкое.

Затем просит «построить» мосты через реку: длинные и широкие, короткие и узкие. Ребята «строят» соответствующие мосты, самостоятельно подбирая палочки нужного цвета и размера. После выполнения задания педагог предлагает детям показать и рассказать, какие мосты они «построили», чем они отличаются.

Вариант 2.

Игровые действия: педагог предлагает «построить» короткие и широкие мосты, подлиннее и поуже, длинные и узкие.

«Коврики для котят»

Цель: развитие у детей представления о ширине (широкий, узкий) и длине (длинны», короткий), умения сравнивать предметы по двум признакам: ширине и длине; глазомера; воспитание самостоятельности.

Материал: палочки голубого, красного и жёлтого цветов.

Вариант 1.

Игровые действия. Педагог предлагает сложить коврики для котят, разные по ширине и длине: самый узкий и короткий, широкий и длинный, самый широкий и длинный.

После выполнения задания предлагает показать и рассказать, какие коврики были сложены и чем они отличаются.

Раздел математики «Форма»

«Поймай тройку»

Цель: формирование умения сравнивать; развитие внимания.

Материал: логические блоки Дьенеша.

Игровые действия: педагог перемешивает фигуры и складывает их, затем снимает две верхние фигуры и кладёт на стол. Первый участник берёт из стопки фигуру, прикладывает её к паре, лежащей на столе, и ищет, что общего у этих фигур. Если находит подобие, забирает все три фигуры, как выигрыш, если сходство не обнаружено, то выбранную фигуру кладут вниз стопки. Следующий игрок берёт из стопки очередную фигуру, ищет признаки сходства с двумя имеющимися фигурами. Выигрывает тот, кто соберёт больше фигур.

«Угощение для медвежат»

Цель: развитие умения сравнивать предметы по двум-трём признакам, формировать представления о понятий слов «разные», «одинаковые».

Материал: логические блоки; игрушки «медвежата», подносы.

Вариант 1.

Игровые действия: Педагог обращает внимание детей, что в гости к ним пришли медвежата и предлагает разложить на подносы «печенье» - блоки (блоки отличаются формой и цветом или цветом и размером, или формой и размером) и угостить им медвежат.

Вариант 2.

Игровые действия: угостить медвежат «печеньем», отличающимся по трём свойствам.

Раздел математики «Пространство»

«Составь узор»

Цель: развитие умения определять положение предметов относительно других объектов, выполнять задание по инструкции воспитателя, внимания.

Материал: геометрические фигуры, лист бумаги.

Игровые действия: педагог предлагает составить узор из геометрических фигур. Дети работают по инструкции:

  1. Возьми круг и положи его посередине листа.
  2. Над кругом положи треугольник.
  3. Справа от треугольника положи квадрат.
  4. Слева от круга положи прямоугольник.
  5. Под прямоугольником положи овал, и т.д.

«Поезд»

Цель: формирование пространственных представлений: «справа», «слева», «между»; развитие умения определять положение одних предметов относительно других, развитие внимания.

Материал: цветные палочки (полоски): розовая, белая, красная, жёлтая, голубая.

Игровые действия: педагог предлагает положить красную палочку слева от жёлтой. Справа от жёлтой - голубую, а слева от красной – белую. Слева от белой палочки добавьте розовую палочку. Педагог уточняет: Какой «вагон» находится справа от жёлтого? Слева от розового «вагона» и справа от красного? Между красным и голубым? Слева от красного «вагона», но не белый? Какие «вагоны» находятся справа от розового и слева от голубого? И т.д.

Анастасия Васильевна Беспалова
Домашние задания по лексическим темам в средней группе

Лексическая тема : Осень. Признаки осени.

1. Побеседуйте с ребёнком о времени года, которое наступило. Закрепите в речи ответ на вопрос - Какое сейчас время года? - Сейчас осень. Расскажите ребёнку, что на улице СТАЛО ХОЛОДНО, часто ИДУТ ДОЖДИ, ЛИСТЬЯ на деревьях СТАЛИ КРАСНЫМИ ИЛИ ЖЁЛТЫМИ, они ОПАДАЮТ, СТАЛО МЕНЬШЕ БАБОЧЕК, ЖУКОВ, УЛЕТАЮТ ПТИЦЫ, в садах и огородах УБИРАЮТ ОВОЩИ И ФРУКТЫ.

Произнесите вместе с ребёнком эти словосочетания, попросите его самостоятельно рассказать об осени.

2. Побеседуйте с ребёнком об осени на прогулке, понаблюдайте с ним приметы осени.

3. Вместе с ребёнком найдите яркую картинку по теме «ОСЕНЬ» и наклейте её в тетрадь.

Объясните ему, почему на картинке осень, затем пусть он вам это расскажет.

4. Вместе с ребенком найдите небольшие яркие листики берёзы, тополя, дуба, клёна. Приклейте по одному листику каждого дерева в тетрадь. Ребенок должен узнавать эти листья.

5. Упражнение «Найди ошибку» . Определи, бывает ли это осенью.

Набухают почки, появляются зеленые листочки.

Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.

Дети купаются и загорают.

Люди собирают урожай. И. т. п.

6. Упражнение «Назови ласково» .

Солнце – солнышко

Туча – тучка

Дождь – дождик

Ветер – ветерок

Лист – листик и т. п.

7. Упражнение «Посчитай» .

(загибаем пальчики и считаем)

Одна туча, две тучи, три тучи, четыре тучи, пять туч.

Аналогично считаем : лист, гриб, дерево.

Лексическая тема : Сад. Фрукты.

1. Расскажите ребенку, что фрукты растут в саду на деревьях, их убирают осенью.

2. Наклейте в тетрадь картинки с изображением фруктов : яблоко, груша, слива, лимон, апельсин. Потренируйте ребенка в назывании фруктов. Произнесите названия сами, затем вместе с ребенком, потом попросите его проговорить названия самостоятельно. Рассмотрите вместе с ребенком картинки с изображениями фруктов. Пусть малыш покажет и назовет фрукты. Если он затрудняется, помогите ему - назовите фрукты и предложите повторить названия за вами. Обратите внимание малыша на цвет и форму каждого фрукта : «Видишь, это слива. Она синяя, овальная. А это яблоко. Оно красное, круглое. А это что? Ты узнал? Какого цвета и формы лимон?» и т. п.

3. Выполните задания по картинкам :

Покажи яблоко. Покажи грушу. Покажи сливу. Покажи лимон. Покажи апельсин. (Пусть малыш покажет и назовет фрукты.)

Покажи синий фрукт, оранжевый фрукт, зеленый фрукт, желтый фрукт, красный фрукт. (Пусть ребенок опять показывает и называет фрукты.)

Покажи круглые фрукты, овальные фрукты. (Ребенок опять показывает и комментирует : «Яблоко круглое. Апельсин круглый. Слива овальная.» и т. п.)

4. Объясните ребёнку загадки и выучите их с ним :

В ШКУРКЕ ЗОЛОТИСТОЙ, СЛАДКИЙ И ДУШИСТЫЙ. (Апельсин) .

КРУГЛОЕ, РУМЯНОЕ, С ДЕРЕВА УПАЛО, ДЕТЯМ В РОТ ПОПАЛО. (Яблоко) .

5. Упражнение «Мой, моя, мое» .

Взрослый называет фрукт, а ребенок добавляет подходящее местоимение и называет получившееся словосочетание.

Слива – моя слива

Яблоко – мое яблоко

6. Упражнение «Посчитай» .

Загибаем пальчики и считаем фрукты.

Лексическая тема : Лес. Грибы. Ягоды.

1. Побеседуйте с ребенком о том, что в лесу растут ягоды и грибы. Ягоды растут на кустах или на кустиках, грибы растут под деревьями, во мху, в траве.

2. Наклейте и рассмотрите вместе с ребенком картинки с изображениями черники, малины, земляники и научите его четко произносить эти названия, узнавать ягоды на картинках. Сначала пусть малыш показывает ягоды по вашей просьбе, а потом не только показывает, но и называет. Обратите внимание ребенка на цвет и форму ягод : «Посмотри, это малина. У нее красные овальные ягоды.

3. Побеседуйте с ребенком о том, что можно приготовить из ягод : «Из малины, черники, земляники варят варенье, компот, джем, делают соки. Все это полезное и вкусное». Если вы имеете возможность, покажите малышу, как готовятся блюда из ягод.

4. Выучите с ребенком стишок.

На кустах и на кусточках,

На сухих болотных кочках

Ягоды растут в лесу,

Быстро зреют на весу.

5. Наклейте и рассмотрите вместе с ребенком изображения мухомора, белого гриба, подберезовика. Пусть малыш показывает грибы по вашей просьбе, а потом не только показывает, но и называет. Объясните ребенку, что мухомор есть нельзя. Обратите его внимание на цвет, форму ножек и шляпок грибов : «Это белый гриб. У него круглая коричневая шляпка и овальная толстая белая ножка» и т. п.

Прочитайте ребенку стишок.

Мухомор красив на вид,

Но опасен, ядовит.

6. Побеседуйте с ребенком о том, какие блюда можно приготовить из грибов : «Из грибов варят суп, делают жаркое» .

7. Помогите ребенку ответить на вопросы :

Что растет в лесу? (В лесу растут грибы и ягоды.)

Где растут ягоды? (Ягоды растут на кустиках и кустах.)

Где растут грибы? (Грибы растут под деревьями.)

Какие ягоды ты знаешь? (Черника, малина, земляника.)

Какие грибы ты знаешь? (Белый гриб, подберезовик.)

Что готовят из грибов? (Суп, жаркое.)

Что готовят из ягод? (Варенье, компот, сок.)

Лексическая тема : Части тела.

1. Покажи и назови части тела и лица сначала на себе, а затем на кукле.

Части тела : голова, шея, туловище, плечи, живот, спина, руки, пальцы, ноги.

Части лица : глаза, нос, рот, уши, щёки, лоб, подбородок.

2. Ответить на вопрос : «Что мы делаем этой частью тела?»

Что мы делаем ушами? (Слушаем)

Что мы делаем ртом? (Едим, пьем, разговариваем)

Что мы делаем носом? (Дышим)

Что мы делаем глазами? (Смотрим.)

Что мы делаем головой? (Думаем)

Что мы делаем руками? (Хлопаем, берем, трогаем, гладим)

Что мы делаем ногами? (Ходим, топаем, бегаем)

3. Игра «Назови ласково» .

Нога - ножка

Живот – животик

Спина – спинка и т. п.

4. Игра «Один – много» .

Зуб – зубы нога -

Ухо – рука -

Глаз – голова -

Щека - палец -

4. Игра : «Четвёртый лишний»

Нога, рука, перчатка, палец.

Голова, лоб, щёки, шапка

Ухо, глаз, платок, нос

5. Предложите ребёнку выполнить задание по словесной команде :

Потопай ножками. - Потрогай носик.

Подними ручки. – Открой ротик.

Закрой глазки. – Возьми себя за ушки.

Погладь животик. – Погладь лобик.

6. Отгадай загадки. Отгадки нарисуй или приклей картинки.

а) У двух матерей б) Один говорит, двое глядят,

По пять сыновей. А двое слушают.

Лексическая тема : Семья. Здоровый образ жизни.

поговорить с ребенком о семье (получить ответы на вопросы : С кем ты живешь? Сколько человек в твоей семье? Назови всех членов твоей семьи. Кто самый младший, кто самый старший в семье? Кто старше всех? Кто младше всех); (Ответы запишите в тетрадь)

поговорить с ребенком о том, что нужно делать чтобы сохранить здоровье : закаляться, чистить зубы, правильно питаться, умываться, делать зарядку и т. п.

2. Дидактическая игра «Назови ласково» .

Мыло – мыльце

Мочалка, расчёска, мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра и т. д.

3. Дидактическая игра «Чей - чья?» .

У мамы мыло – мамино мыло.

У папы мочалка -

У Тани щётка -

У меня расчёска –

4. «Хитрые вопросы» .

Зачем нужно мыться?

Что будет, если не будет мыла?

Для чего мы чистим зубы?

Для чего мы делаем зарядку? (Ответы ребенка записать в тетрадь)

5. Пальчиковая гимнастика.

Этот пальчик - дедушка,

этот пальчик - бабушка,

этот пальчик - папочка,

этот пальчик - мамочка.

а это я. Вот и вся моя семья! Руку сжать в кулак, поочередно разгибать пальцы, начиная с большого.

Сжать руку в кулак несколько раз.

6. Выучить стихотворение.

Для чего нужна зарядка? Если кто-то от зарядки

Это вовсе не загадка – Убегает без оглядки -

Чтобы силу развивать Он не станет нипочем

И весь день не уставать. Настоящим силачом.

Лексическая тема : Обувь. Одежда.

1. Потренируйте ребенка в произнесении слов :

ботинки, туфли, сапоги, тапки, босоножки. Объясните ребенку, что все это - обувь;

пальто, плащ, куртка, шапка, брюки, кофта - одежда.

Побеседуйте с ним о том, какую одежду носят осенью, почему осенью тепло одеваются.

Наклейте в тетрадь картинки одежды и обуви.

2. Помогите ребенку ответить на вопросы :

Что надевают на ноги? (Обувь.)

Какую обувь ты знаешь? (Тапки, туфли, ботинки, сапоги, босоножки.)

Во что обуваются осенью? Почему? (Осенью надевают ботинки или сапоги. На улице сыро и холодно.)

Что люди надевают на себя? (Одежду.)

Какая одежда есть у тебя? (Пальто, куртка, шапка, брюки, кофта.)

Почему осенью надо тепло одеваться? (Осенью холодно.)

3. Пальчиковая гимнастика.

Посчитаем в первый раз,

Сколько обуви у нас. Попеременно хлопать ладонями обеих рук и кулачками по столу.

Туфли, тапочки, сапожки

Для Наташки и Сережки,

Да еще ботинки

Для нашей Валентинки.

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки.

Загибать пальчики, начиная с больших, на обеих руках одновременно.

4. Игра «Назови ласково»

Туфли – туфельки;

Куртка – курточка и т. д.

5. Игра «Один – много» .

Ботинок – ботинки

Шапка – шапки и т. д.

6. Выучить стихотворение.

Туфли новые для Вали,

Их еще не надевали.

Для Аришки - босоножки,

Чтобы бегать по дорожке.

Лексическая тема : Посуда.

1. Побеседуйте с ребёнком о том, для чего нужна посуда. Покажите, какая посуда есть у вас дома . Расскажите, что посуда бывает металлическая, стеклянная, фарфоровая.

2. Найдите с ребёнком и наклейте в тетрадь изображения ЧАЙНИКА, КАСТРЮЛИ, СКОВОРОДКИ, ТАРЕЛКИ, ЧАШКИ. Научите произносить эти слова и объяснять, для чего эти предметы нужны. Ребенок начала показывает посуду по вашей просьбе, а потом называет ее. Если ему трудно, произнесите слова сами, потом хором с малышом, затем предложите ребенку сделать это самостоятельно. Обратите внимание малыша на материалы, из которых сделана эта посуда, а также на названия посуды под картинками : «Это чашка. Она фарфоровая» и т. п.

3. Помогите малышу ответить на вопросы :

В чем мама варит суп? (В кастрюле.)

На чем жарят картошку? (На сковороде.)

В чем кипятят воду для чая? (В чайнике.)

Из чего ты ешь суп? (Из тарелки.)

Из чего ты пьешь чай? (Из чашки.)

4. Упражнение «Посуда» - способствует развитию творческого воображения ребенка.

Вот большой стеклянный чайник, Очень важный, как начальник. Надуть животик, одну руку поставить на пояс, другую изогнуть, как носик чайника.

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки. Присесть, поставить руку на пояс.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни - разобьются. Покружиться на месте.

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке. Потянуться вверх, сомкнуть руки над головой.

Вот пластмассовый поднос.

Он посуду нам принес.

Лечь на пол, вытянуться.

5. Игра «Один - много» .

чашка - чашки кастрюля - кастрюли

чайник - чайники сковородка - сковородки

тарелка - тарелки

6. Игра «Жадина» : Представь, что это твоя посуда Ответь на вопрос : Чья это чашка? (Моя чашка.) Чей чайник? (Мой чайник.) Чьё блюдце? (Моё блюдце.) И т. д.

7. Выучите с ребёнком загадку : «Из горячего колодца

Через нос водица льётся».

(Чайник) .

Лексическая тема «Продукты питания»

показать ребенку продукты, из которых готовится пища;

закрепить названия обеденных блюд (борщ, суп, каша и т. д., названия продуктов, а также слова, обозначающие способы приготовления пищи (варить, жарить, печь) . При этом следует спросить у ребенка : «Что готовят из мяса? картофеля? капусты? Из чего готовят винегрет?»

в качестве экскурсии сводить ребенка в магазин, где продают продукты.

2. Рассмотрите с детьми содержимое холодильника. (Ответы запишите в тетрадь)

Назовите молочные продукты :

Молоко, ___, ___, ___,.

Мясные продукты :

Фарш, ___, ___, ___,.

Хлебобулочные продукты :

Пирог, ___, ___, ___,.

Макаронные и крупяные изделия :

Рис, ___, ___, ___, ___,.

3. Игра «Один – много»

Котлета - котлеты

Суп – супы и т. д.

4. Игра «Назови ласково»

Суп – супчик

Торт – тортик и т. д.

5. Игра «Посчитай»

Одна котлета - две котлеты - пять котлет,

один пирог - два пирога - пять пирогов и т. д.

6. Игра «Назови по образцу»

Жарить картофель - значит, он какой? - жареный;

варить свеклу - значит, она какая? - вареная;

морозить клюкву -. (мороженая) ;

мариновать помидоры -. (маринованные) ;

солить капусту -. (соленая) .

7. Отгадываем загадки.

Скажи-ка, кто так вкусно Летом папа наш привез

Готовит щи капустные, В белом ящике мороз.

Все завтраки, обеды? И теперь мороз седой

Пахучие котлеты, салаты, винегреты, У нас летом и зимой.

(Повар.) Бережет продукты :

Мясо, рыбу, фрукты. (Холодильник.)

8. Выучить Продукты

Холодильник открываем,

Пачку масла вынимаем,

Колбасу, сметану, сыр,

Творог, ряженку, кефир,

Не забудем торт и фрукты,

Что достали мы? Продукты!

Лексическая тема : Мой дом. Мебель.

1. Рассмотрите вместе с ребёнком мебель, которая есть у вас дома . Поупражняйте ребёнка в названии мебели. Показывайте и называйте её: «Это стол. Это шкаф. Это кровать» . Побеседуйте о назначении мебели. Объясните ребёнку : «На стуле сидят. На кровати спят. В шкафу хранят одежду» . Обратите внимание ребенка на то, из каких материалов сделана мебель.

2. Наклейте в тетрадь картинки с изображением СТОЛА, СТУЛА, ШКАФА, КРОВАТИ, КРЕСЛА. Наверху напишите крупно : МЕБЕЛЬ, ВНИЗУ – названия. Научите ребёнка чётко произносить их. Уметь назвать части мебели (спинка, ножка, сиденье, ручка, подлокотник, дверца и т. д.)

3. Выучить с ребенком домашний адрес . Уметь назвать помещения в доме (Спальня, ванная, кухня, гостиная, прихожая и т. д., их предназначение. Ответить на вопросы : Где мы кушаем? Где умываемся? Где мы спим? и т. п.

4. Игра «Назови ласково» .

стол - столик, кровать - кроватка, шкаф - шкафчик, стул - стульчик, кресло - креслице.

5. Игра «Один – много» (Стол – столы)

Шкаф -, кровать -, стул -, диван - и т. д.

6. Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире» .

Раз, два, три, четыре, Загибать пальчики, начиная с больших, одновременно на обеих руках.

Много мебели в квартире. Сжимать и разжимать кулачки.

Загибать пальчики, начиная с больших, одновременно на обеих руках.

Чай с вареньем дружно пили. Много мебели в квартире! Попеременно хлопать в ладоши и стучать кулачками.

7. Выучите с ребенком стихотворение, которое поможет закрепить в речи названия мебели.

В нашей комнате столовой

Есть отличный стол дубовый.

В детской комнате - кроватка.

Дети спят в кроватке сладко.

А в гостиной кресло есть,

Телевизор смотрят здесь.

Лексическая тема : Игрушки.

1. Помогите ребенку правильно произнести названия пяти игрушек, которые у него есть. Объясните, что все это игрушки. Помогите ему рассказать, как можно играть с каждой из них : «Это грузовик. Его можно катать, в нем можно возить песок, камни, другие игрушки. Это мяч. Его можно бросать, катать, им можно играть в футбол» и т. п.

Ростом разные подружки, Кинешь в речку – не тонет.

Но похожи друг на дружку. Бьешь о стенку – не стонет.

Все они сидят друг в дружке, Будешь об пол кидать –

А всего одна игрушка. (Матрешка) Станет к верху летать. (Мяч)

Куклу я кладу в кровать,

Но не хочет кукла спать.

Я тогда её качаю,

Одеялом укрываю.

Кукла же лежать не хочет,

Поет песни и хохочет.

Удивляется кот Яшка :

«Что за кукла?» (Неваляшка)

2. Рассмотрите с ребенком картинки с изображениями игрушек (рис. 5) . Потренируйте ребенка в их назывании. Пусть малыш сначала показывает их по вашей просьбе, а потом не только показывает, но и называет. Обратите внимание малыша на цвет каждой игрушки, а также на их названия, написанные под картинками : «Это мяч. Он разноцветный, красный, синий, желтый. Здесь написано мяч» и т. п. Привлеките внимание малыша к слову игрушки, написанному над картинками.

3. Помогите ребенку рассказать о любимой игрушке. Например : «Это мяч. Он круглый, красный, резиновый, большой. Я играю мячом в футбол».

4. Выучите с ребенком двустишия, которые помогут ввести в активный словарь малыша названия игрушек.

Вот машина для игрушек,

Для сестренкиных зверюшек.

Разноцветная улитка -

Из колечек пирамидка.

5. Поиграйте с ребенком в подвижную игру «Кубики» . Показывайте и рассказывайте, как нужно выполнять движения. Делайте гимнастику вместе с малышом. Радуйтесь за ребенка, если у него появилось желание проговаривать текст вместе с вами.

Кубики лежат горою,

Башню я из них построю. Выполнять хлопки в ладоши и удары кулачками друг о друга попеременно.

Раз, два, три, четыре, пять, Загибать пальчики одновременно на обеих руках, начиная с больших.

Начинаю я играть. Выполнять хлопки в ладоши и удары кулачками.

Поиграйте с ребенком в игру с мячом «Назови ласково» : бросьте ребенку мяч и назовите предмет; ребенок, возвращая мяч обратно, называет предмет «ласково» . Например : мяч - мячик, кукла - куколка, погремушка - погремушечка, машина - машинка и т. д.

1. Ответь на вопросы :

Зачем нужны игрушки?

Где их продают?

Какие есть у тебя игрушки дома ?

Как нужно обращаться с игрушками?

2. Отгадай загадки, а отгадки нарисуй или наклей картинки.

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. …

Кинешь в речку – не тонет.

Бьешь о стенку – не стонет.

Будешь об пол кидать –

Станет к верху летать. …

Куклу я кладу в кровать,

Но не хочет кукла спать.

Я тогда её качаю,

Одеялом укрываю.

Кукла же лежать не хочет,

Поет песни и хохочет.

Удивляется кот Яшка :

«Что за кукла?»

3. Как называется игрушка сделанная из разных материалов :

из резины – резиновая

из стекла –

из пластмассы –

из дерева –

из бумаги –

из картона –

из меха –

из железа –

из глины –

из плюша –

4. «Один - много и ласково» :

кукла – куклы – куколка

машина –

К четырем годам завершается формирование ребенка как личности, проходит кризисный период трех лет, происходит осознание своей самостоятельности и значимости: «Я хочу», «Я не буду» и т.д. В этот период у малыша появляется большая потребность в общении, познании и самостоятельности. Язык на данном этапе продолжает оставаться важнейшим условием ознакомления дошкольников с окружающим миром и культурными ценностями общества.

Взрослые - хранители многовекового опыта человечества, его знаний, умений, культуры. Передать этот опыт нельзя иначе как с помощью языка — важнейшего средства человеческого общения. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в познании им окружающего мира.

С помощью взрослого и самостоятельно ребенок устанавливает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делится своими впечатлениями, принимает участие в разговоре, совершенствует умение пользоваться установленными формами вежливого общения.

Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, побуждает не только смотреть, но и видеть, малыши захотят узнать еще больше.

Дидактические игры, стихотворения, пословицы, загадки, приведенные в этом разделе, помогут дошкольникам расширить свои знания об окружающем мире.

Увлекательные наблюдения на прогулках, самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям среднего возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы, совершенствовать свои навыки в экспериментальной и опытнической работе, сделать свои первые выводы причинно- следственных связей и закономерностей. Все это поможет формированию нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, школьника, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала ПРИРОДА.

Отсюда и главные задачи по знакомству дошкольников с окружающим миром детей пятого года жизни:

Вызвать творческий интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, явлений природы и т.д.);

Формировать представления о себе, о ближайшем окружении («Я и моя семья», «Я и мой город», «Я и моя страна», «Я и моя планета»), устанавливать родственные отношения (бабушка, дедушка, мама, папа, сестра, брат и т.д.);

Формировать и систематизировать представления о предметах быта, необходимых человеку (одежда, посуда, мебель, транспорт и т.д.);

Формировать и систематизировать представления о деятельности людей, профессиях, рукотворном мире;

Знакомить с разными местами обитания человека, животных (вода, земля, воздух), с их функциональными свойствами;

Воспитывать уважение к взрослым;

Формировать умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей;

Развивать коллективные взаимоотношения и индивидуальные способности каждого дошкольника.

Занятия в ДОУ. Средний дошкольный возраст

Занятие для детей среднего дошкольного возраста по правилам безопасного поведения в группе, на улице, домаВозраст: 4-5 лет Цели и задачи: - закрепить у дошкольников представления о правилах безопасного поведения в группе, на улице, дома - формировать умения и навыки, необходимые для поддержания здоровой жизнедеятельности; - развивать внимание, память; - воспитывать чувство осторожности и дружеские взаимоотношения. Материал и оборудование: кукла (девочка-Айяйяйка), сумка с опасными предме...

Развивающее занятие для детей дошкольного возраста (4-5 лет) «Азбука здоровья вместе со смешариками» Актуальность занятия: Нет времени болеть! Нужно закаляться и заниматься спортом вместе со смешариками. Копатыч, Совунья и Карыч научат беречь здоровье, соблюдать правила гигиены и регулярно выполнять зарядку. Наше занятие ориентировано на активизацию интереса у ребенка к своему здоровью, также на осознание ребенком важности ведения здорового образа жизни, занятия спортом и соблюдение гигиениче...

Интегрированная НОД по формированию элементарных математических представлений сказка-игра «Теремок» (для детей 4-5 лет)Цель: Закрепление и обобщение представлений детей о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник. Задачи: - Закреплять умения узнавать и называть круг, квадрат, треугольник; обследовать форму этих фигур зрительно, находить сходство и различия между геометрическими фигурами, группировать их по цвету и форме. - Развивать познавательный интерес, воображение, мышление; ум...

Беседа с дошкольниками 4-5 лет о правилах поведения в магазине. Игра-путешествие «Мы идем в магазин»Возраст: 4-5 лет Цели: - Напомнить детям правила поведения в магазине - Познакомить детей с разными видами магазинов и категориями товаров - Развивать речевые навыки и мышление - Воспитывать вежливость - Вызвать интерес к окружающему миру Материалы: Презентация Ход беседыВоспитатель поочередно демонстрирует детям слайды презентации, комментируя их: 1. Знакомство с видами магазинов Вос...

Конспект тематического музыкального занятияпо развитию творческих способностей дошкольников «Ложки русские, музыкальные»Автор: Хабибова Н.З, музыкальный руководитель, ГБОУ АО "Школа-интернат №3 для обучающихся с ОВЗ" На занятии дети знакомятся деревянными расписными ложками. Деревянные ложки - это отражение самобытности нашей русской культуры и ее наших культурных традиций. Деревянные ложки пришли к нам из глубины веков, очаровывая всех своей неповторимост...

НОД по ФЭМП в средней группе «Путешествие в математическое королевство»Программные задачи: Обобщить полученные знания. Закрепить умения по всему пройденному материалу: количество и счет в пределах 5; умение сравнивать предметы по величине, ориентировка во времени и в пространстве; различать геометрические фигуры. Развивать восприятие и представления детей через накопление и расширение сенсорного опыта. Развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление за счет обучения приемам умс...

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему «Волшебная вода»Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Программное содержание: совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, растений, животных (вода источник жизни и обеспечения здоровья, о свойствах воды (прозрачная, без вкуса, без запаха, не имеет формы). Задачи: Образовательные: ф...

Конспект занятия Образовательная область «Художественно эстетическое развитие. Лепка» на тему: «Как ребята помогли насекомым»Описание работы:данный конспект занятий пригодится педагогам дошкольных учреждений, это занятие комплексное и его можно использовать на занятиях "Лепка", "Речевое развитие", "Познание" (ознакомление с миром природы) Автор разработки: Питаева Наталья Анатольевна Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад № 10 «Дубравушка», воспитатель. Цель: ...

Конспект занятия в средней группе по основам безопасности жизнедеятельности на тему: "Как Иванушка помог Хилячку и Толстячку стать здоровыми"Автор разработки: воспитатель Питаева Наталья Анатольевна. Описание работы: Данный конспект пригодится воспитателям средней группы, осваивающим технологию классический сторителлинг, основанную на принципе "Учи, не уча". Цель: познакомить детей с правилами здорового образа жизни посредством использования классического сторителлинга. Задачи: воспиты...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в средней группе ДОУ «Как осенний листик нашёл друзей». Автор: Питаева Наталья Анатольевна, воспитатель МБДОУ детский сад №10 "Дубравушка"Конспект занятия образовательной области «Художественно – эстетическое развитие. Рисование» в средней группе на тему:«Как осенний листик нашёл друзей».Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования, получение положительных эмоций. Задачи: воспитывать умение слушать и сопереживать, направ...

Конспект ООД конструирование из бумаги в детском саду на тему: «Змейка». Средняя группа.Автор: Погудина Ольга Александровна, воспитатель МКДОУ №220, г. Киров. Описание материала: Конструирование из бумаги «Змейка» для детей 4-5 лет будет интересным для воспитателей, педагогов дополнительного образования, родителей и детей. Цель: Создать условия для развития познавательного и творческого интереса. Задачи: Способствовать развитию интереса к исследованию бумаги, учить сминать бумагу в комочки,...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе «ДЕНЬ РОЖДЕНЬЕ КОЛОБКА» с использованием технологий сказкотерапии и ТРИЗСодержание работы: представленный материал содержит конспект занятия для детей средней группы (4-5 лет) на тему "День рождения колобка". Данный материал интересен тем, что он использует нетрадиционную форму преподнесения материала. Цель: учить ставить игровые цели, выполнять соответствующие игровые действия. Развивать интерес к различным видам игр с и...

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию рисование «Желтый одуванчик». Средний дошкольный возрастОбразовательные области: познание, художественное творчество, коммуникация. Программное содержание: формировать умение передавать образ цветка, его строение и форму, посредством рисования пальчиками; актуализировать знания о цветке, его строении и форме, знания о цвете. Развивать у детей восприятие, воображение, мелкую моторику пальцев ру...

Конспект ООД по художественно - эстетическому развитию для детей средней группы «Я рисую море»Тема: «Я рисую море». Цель: Формирование у детей навыков рисования спокойного и беспокойного моря. Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, физкультурное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие. Задачи: Развивающие: - приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему. - закрепить представление детей...

Среднюю группу детского сада посещают дети четырёхлетнего возраста. Такие воспитанники понимают отношения, которые существуют между предметами. В деятельности они пытаются изображать действия взрослых. При возникновении затруднительных ситуаций дети самостоятельно пытаются с ними справиться. Общение со сверстниками и взрослыми существенно обогащает их речь.

Особенности средней группы

В деятельности детей четырёхлетнего возраста важное место занимает обучение правильному поведению дома и в общественных местах. При этом у них формируется организованность и ответственность. Воспитатели объясняют детям, как поступать в определённых ситуациях и как делать нельзя. Во время занятий и в свободной деятельности воспитатель проводит работу по развитию воспитанников средней группы детского сада.

Средняя группа детского сада: образ воспитанника

В этом возрасте ребёнок полностью сформирован. Каждый отличается своим характером, определёнными предпочтениями и вкусами. Четырёхлетние дети очень активные, они желают завести много друзей. Часто их активность приводит в замешательство не только воспитателей, но и родителей. Дети четырёх лет практически покоряют одну высоту за другой. Сегодня была спинка дивана, завтра - подоконник, потом полотенцесушитель в ванной, компьютерный стол. Дети хотят исследовать всё подряд. Нередко подобные действия бывают разрушительны. Многие родители именно в такие моменты начинают отдавать своих детей в группы детского сада, где деятельность малышей наполняется общением со сверстниками и разнообразными занятиями, на которых они могут выпустить свою энергию.

Занятия по математике

Со всеми воспитанниками детского сада организуются разные занятия. Если говорить о математике, то можно отметить, что в младшей группе воспитатели дают детям базовые знания в этой области, тогда как усложнение задач по формированию элементарных математических представлений предполагает средняя группа. Занятия по математике включают в себя обучение в различении составляющих частей определённой группы предметов и формирование понятий сходства и различий между ними. Воспитатель формирует знания о том, что группа предметов больше, чем отдельная вещь, которая входит в её состав. Уже в этом возрасте детей учат считать до десяти.

Физкультура с детьми четырёхлетнего возраста

В средней группе детей учат бегать легко и ритмично. Внимание уделяется формированию правильной осанки. Программа для детского сада предполагает обучение детей прыжкам с небольшой высоты на мягкую поверхность. Также малышей учат перемещаться по шведской горке и прыгать через скакалку. Руководитель физической культуры даёт первые представления о метании, обучает строиться в шеренгу по росту и выполнять повороты в строю.

Развитие речи

Средняя группа детского сада предполагает планирование деятельности воспитателя таким образом, чтобы дать детям базовые знания о звуках и слогах, а также о предложениях. В рассказах из личного опыта детей побуждают использовать не только прямую, но и Внимание уделяется тому, чтобы дети активно использовали при общении разные Средняя группа детского сада предполагает формирование умений по пересказу несложных по сюжету литературных произведений.

Эмоциональное самочувствие воспитанников

Средняя группа планирует свою деятельность таким образом, чтобы сформировать в коллективе доброжелательные отношения не только между педагогом и детьми, но и между сверстниками. Воспитатель заботится о том, чтобы каждый ребёнок проявлял активность на протяжении всего времени пребывания в детском саду во всех видах деятельности. Он обеспечивает устойчивое эмоционально-положительное самочувствие каждого воспитанника.

Воспитательные, развивающие и обучающие задачи

Функции разнообразны. Среди главных хотелось бы отметить обеспечение физического развития детей. Педагог должен своевременно обучить детей выполнять основные движения. Особое внимание уделяется формированию элементарных культурно-гигиенических навыков. Средняя группа детского сада предполагает такой режим дня, в который гармонично вписываются задачи по развитию познавательной активности воспитанников. Работа педагога предполагает расширение знаний малышей о людях, явлениях и предметах. Также он обучает выделению особенностей предметов путём сенсорного обследования, элементарного анализа и сравнения.

Чему обучает педагог четырёхлетних детей

У воспитанников средней группы формируют навыки самостоятельности. Проводятся занятия по обучению их разным способам деятельности. Постепенно формируют у детей навыки самообслуживания. Особое внимание уделяется обучению игровым действиям. Все задачи можно найти в программе, найдя там раздел "Средняя группа". Игры представлены блоками. Указано, какие из них необходимо планировать на физкультурных занятиях, какие - на прогулке и во время свободной деятельности. Ручной труд в средней группе детского сада также занимает важное место. Во время его организации воспитатель решает многие образовательные, развивающие и Такие занятия способствуют формированию в коллективе доброжелательной атмосферы. Ручной труд в средней группе привлекателен для детей тем, что даёт возможность проявить индивидуальность и творческие способности. Занятия по развитию речи организуются по программе, соответствующей данной Также воспитатели формируют у детей представления о здоровом образе жизни. Программа для детского сада предполагает планирование деятельности воспитателя таким образом, чтобы она способствовала полноценному развитию каждого воспитанника. Это удаётся благодаря соблюдению режима, который составлен для средней группы с учётом особенностей её воспитанников.

Атмосфера в средней группе детского сада

Среди задач, которые решает воспитатель, особое место занимает развитие взаимоотношений между детьми четырёхлетнего возраста. Он учит их согласовывать действия, принимать общую цель и строго следовать ей. Педагог заботится о том, чтобы каждый ребёнок умел переживать радость от результатов совместной деятельности и доброжелательно относиться ко всему окружающему. Он учит малышей эмоционально отзываться на состояния других людей и проявлять добрые чувства к растениям и животным. В ходе совместной деятельности педагог развивает творческие проявления детей, воспитывает интерес к участию в разных играх. Также он побуждает воспитанников к занятиям художественной деятельностью, учит переживать успех и радость от того, что им удалось реализовать свои планы.

Как организуется развивающая среда

Для полноценного развития четырёхлетних детей оснащаются социально-бытовая, общественная, духовная и материальная обстановка. Правильное оборудование необходимо для того, чтобы побудить детей к игровым действиям и развить их воображение. Предметную среду можно сравнить с мыслительной деятельностью, поэтому она так важна для всестороннего развития личности каждого ребёнка. Предметная среда представляет собой внешние условия педагогического процесса, дает возможность правильно организовать самостоятельную деятельность воспитанников и способствует их саморазвитию под наблюдением педагога.