Стратегические приоритеты развития экономики россии. Каковы приоритеты политики российского государства в экономике? От чего зависит богатство и процветание страны Экономические приоритеты

Современное социально-экономическое положение России обусловливает чрезвычайную актуальность целенаправленной деятельности государства в сфере обеспечения экономической безопасности страны, российского общества и каждого гражданина в отдельности.

Национальные интересы в своей основе опираются на стратегические цели и должны быть учтены при обеспечении конкурентоспособности страны на мировом рынке. Усиление международной конкуренции еще более обостряет проблему национальной экономической безопасности.

С учетом отечественного и мирового опыта, собственных возможностей и тенденций глобального развития необходимо разрабатывать и корректировать экономическую политику. Она должна быть направлена на обеспечение экономического роста и его поддержку основной частью населения, которое должно понять выгоды отечественного развития для социальной стабилизации. Другими словами, требуется переход к экономической политике развития.

При восстановлении воспроизводства и переходе к экономическому росту России предстоит определить и соблюсти трудный баланс между степенью открытости отечественной экономики и сохранением государственного суверенитета.

Экономическая политика, решающая эти проблемы общего характера, призвана:

Выражать стратегические интересы развития основных политических и экономических групп интересов и их объединений;

Обеспечивать согласование интересов различных слоев и групп населения, а также различных поколений;

Учитывать и гарантировать суверенитет гражданских прав;

Считаться с социально-культурными особенностями страны; избавиться от любых форм доктринерства и мифотворчества в целях идеологического и политического манипулирования поведением субъектов рыночной экономики;

Сочетать все ценное, накопленное в зарубежной и отечественной политической и экономической мысли и практике;

Реабилитировать и раскрыть ценности подлинного правового государства и полезность государственного регулирования для общественного блага.



Экономическая политика развития государства должна опираться на практическое осознание перспектив устойчивого развития. От своевременного приложения искусных экономических решений, в которых задачи выхода из кризиса видятся сквозь призму точного и ясного видения будущего России, зависит прорывная модернизация, использующая все интеллектуальные возможности общества и наличный научно-производственный потенциал.

Новые начала внешнеэкономической стратегии (геоэкономический подход) базируются на другом принципе: включение национальной экономики либо ее составной части в мировые хозяйственные связи не может выжидать благоприятного момента, не должно следовать за мирохозяйственной конъюнктурой - национальная экономика вписывается в мирохозяйственную экономическую среду без предопределения каких-либо условий. Это стратегическая задача для национальной экономики и решается она активно, не выжидательно.

Обеспечение экономической безопасности - задача, по существу, долговременная, стратегическая. Ее решение предполагает разработку и утверждение государственной стратегии (доктрины экономической безопасности страны). Это должна быть именно государственная стратегия, отвечающая высшим национально-государственным интересам и имеющая нормативный характер.

Долговременный характер государственной стратегии экономической безопасности требует не только обозначения в ней конечных целей, но и выделения этапов их достижения.

При этом глубина современного кризиса и множество угроз делают необходимым концентрацию внимания на первоочередных неотложных мерах.

Разработка стратегии экономической безопасности, придание ей нормативного характера в процессе принятия политических и хозяйственных решений, включение в механизм управления общественными процессами индикаторов, сигнализирующих о появлении угроз, эффективные меры по их отражению - таковы главные направления деятельности государства как гаранта экономической безопасности страны.

Выработка концепции экономической безопасности всегда опирается на высшие долговременные национально-государственные интересы. Поэтому она неразрывно связана с представлениями о будущем страны, о той социально-экономической модели, которая должна сформироваться в итоге происходящих перемен и которая выступает в роли социального идеала. Только в этом случае концепции экономической безопасности и меры по ее достижению обретают свой смысл, становятся действенным началом массового сознания.

По набору основных среднесрочных приоритетов экономической политики в обществе вполне возможно достичь согласия. Такие приоритеты включают:

Восстановление государственных функций по целеполаганию и программированию развития;

Восстановление и сохранение равновесия между степенью открытости экономики и интересами отечественных товаропроизводителей в условиях, с одной стороны, крайнего превышения пороговых норм национальной экономической безопасности, а с другой - формирования новой архитектуры мировой экономики;

Осуществление инвентаризации, контроля и управления внутренними и внешними государственными долгами и активами;

Повышение доходов и на этой основе платежеспособного спроса населения и товаропроизводителей;

Усиление роли социального партнерства в обеспечении стабильной поддержки социальной и экономической политики;

Обеспечение социальных гарантий на базе минимальных социальных стандартов и социальной адресной помощи;

Обеспечение и защита экономической самодеятельности и предпринимательской инициативы населения;

Нормализация воспроизводственного процесса в основных производственных комплексах;

Реструктуризация конкурентоспособных отраслей отечественной промышленности с целью создания конкурентоспособных структур;

Развитие экономических основ федерализма не только на базе распределения предметов ведения, но и по пути формирования механизмов бюджетного регулирования.

Видимо, это стало одной из причин того, что в нашей стране была разработана и утверждена Концепция национальной безопасности, образующая систему взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.

В Концепции национальной безопасности широко освещаются вопросы экономической безопасности страны, высокий уровень экономической безопасности, который определяется уровнем экономического развития страны, позволяет:

Проводить независимую экономическую политику, в частности, самостоятельно осуществлять крупные экономические мероприятия, не связывая это с получением финансовой или иной помощи из-за рубежа;

Поддерживать стабильность действующих в стране экономических нормативов;

С минимальными потерями реагировать на мировые и региональные финансовые и иные кризисы, резкие геополитические изменения в мире и быстро восстанавливать утраченное равновесие;

Оказывать помощь другим странам, в частности сопредельным, в случае, когда сложившаяся там несбалансированная экономическая ситуация может негативно отразиться на экономических интересах государства.
Заключение

Понятие «экономическая безопасность» относительно новое в лексиконе российских органов управления экономикой. Это понятие, хорошо известное в практической деятельности управленческих структур западных стран, допускает весьма широкую интерпретацию. Экономическая безопасность – синтетическая категория политической экономики и политологии, тесно связанная с категориями экономической независимости и зависимости, стабильности и уязвимости, экономического давления, шантажа, принуждения и агрессии, экономического суверенитета и т.д.

На наш взгляд, экономическая безопасность – это такое состояние экономической системы, при котором она способна адекватно реагировать и эффективно противостоять всем угрозам критического характера, как внешним, так и внутренним.

Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Объекты безопасности – выделяемая субъектом часть материального мира для цели управления безопасностью. Основными объектами безопасности РФ являются:

Личность – ее права и свободы;

Общество – его материальные и духовные ценности;

Государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Сама экономическая безопасность имеет достаточно сложную внутреннюю структуру. Можно выделить три ее важнейших элемента:

Экономическую независимость, которая в условиях современного мирового хозяйства отнюдь не носит абсолютного характера;

Стабильность и устойчивость национальной экономики, предполагающие защиту собственности во всех ее формах;

Способность к саморазвитию и прогрессу, что особенно важно в современном динамично развивающемся мире.

Международная экономическая безопасность – это такое состояние международной экономической системы, при котором она способна адекватно реагировать и эффективно противостоять всем угрозам критического характера, то есть каждому государству – члену мирового сообщества обеспечивается:

Свобода пути экономического развития;

Защищенность от враждебного внешнего воздействия, закрепленная международным правом;

Устойчивость к глобальным внешним и внутренним экономическим потрясениям и кризисам.

Угрозы национальной экономической безопасности определены в Государственной стратегии экономической безопасности РФ, одобренной Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 года №608.

Наиболее вероятными угрозами экономической безопасности РФ, на локализацию которых должна быть направлена деятельность федеральных органов государственной власти являются следующие:

1. Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, что ведет к нарушению социального мира и общественного согласия.

2. Деформированность структуры российской экономики.

3. Возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов.

4. Криминализация общества и хозяйственной деятельности.

Однако, ситуация меняется, что предполагает возникновение новых угроз и, следовательно, требуется разработка новой Государственной стратегии экономической безопасности РФ, которая учитывала бы их в полной мере.

Ежегодно перед каждым государством ставятся определенные экономические задачи. В первую очередь они зависят от качеств рыночной экономики. Демократическая система правления имеет множество недостатков. Это требует своевременного вмешательства в экономику государства. В настоящее время это вмешательство подверглось серьезной переориентации. Рассмотрим, каковы приоритеты политики российского государства в экономике. Также постараемся найти ответы на вопрос, от чего зависит благосостояние граждан и страны в целом.

Социально-экономическая политика России и ее основные направления

Государство оказывает существенное влияние на экономическое развитие общества. Отсутствие его регулирования может привести к серьезным негативным последствиям. Главнейшей функцией государства в экономике страны является использование для обеспечения экономического развития всех существующих возможностей. Это существенно увеличивает эффективность экономики. Интерес государства состоит в обеспечении правовой надежности социально-экономической деятельности. Это необходимо для того, чтобы можно было в полной мере пользоваться ее результатами. В экономике Российской Федерации существует ряд негативных аспектов, которые и призвана устранить социально-экономическая политика РФ. К ним можно отнести:

  • Неспособность рыночной экономики сохранить ограниченные ресурсы.
  • Невозможность обеспечить в должной мере охрану окружающей среды от негативных последствий деятельности человека.
  • Отсутствие нормативов, регулирующих применение ограниченных ресурсов, которыми располагает природа.
  • Нехватка стимулов для создания товаров и услуг общественного пользования (строительство дорог и т. п.).
  • Отсутствие ответственности за последствия, которые влекут за собой принятые правительством решения.
  • Невозможность обеспечить гарантирование прав граждан на труд.
  • Ориентирование экономики на удовлетворение потребностей тех слоев населения, которые готовы платить за товары и услуги.
  • Нестабильность развития страны.

Необходимость проведения государством социально-экономической политики

Поскольку ежегодно масштабы производства увеличиваются, то возникает необходимость в постоянных глобальных инвестиционных вливаниях в экономику. Это не под силу даже самым крупным отечественным предприятиям. Именно поэтому крайне важно держать под контролем политики экономику страны. В Российской Федерации в настоящее время существует множество предприятий, деятельность которых контролируется государством. Они никак не могут быть переданы в частный бизнес. Государство при управлении экономикой преследует исключительно цели глобального масштаба. Это обеспечивает поддержание на должном уровне макроэкономического баланса. Кроме того, гарантируется общественное производство, чего никогда не обеспечит частный бизнес.

Цели и приоритеты государственной политики могут меняться. В первую очередь их определяют особенности экономического развития страны в данный период времени. Поэтому правильная постановка целей крайне важна для российского государства. Это определяет его дальнейшее развитие.

Правительство Российской Федерации ставит перед собой следующие приоритеты:

  • Обеспечение поддержки финансовой системы государства, формирование ее устойчивости к действию различных факторов, уменьшение инфляции.
  • Принятие мер по увеличению притока в страну инвестиций, уменьшение давления на частных предпринимателей, формирование конкуренции.
  • Поддержание на должном уровне социального развития, направление инвестиций в человеческий капитал.
  • Усовершенствование инновационных секторов экономики.
  • Улучшение оборонного комплекса.
  • Обеспечение сбалансированного развития регионов.
  • Диверсификация экономики.
  • Адаптация экономики России в соответствии с требованиями, предъявляемыми ВТО.

Долгосрочный план по экономическому развитию

Для обеспечения экономического роста государства крайне важно формирование долгосрочного плана по экономическому развитию, так как это помогает определить, каковы приоритеты политики российского государства в экономике.

Концепция, предусматривающая меры по социально-экономическому развитию государства до 2020 г., установлена в соответствующем распоряжении. Главными приоритетами, которые она закрепляет, являются:

  • Улучшение благосостояния граждан России.
  • Принятие мер по улучшению уровня национальной безопасности страны.
  • Высокая динамика развития экономики.
  • Укрепление позиций, занимаемых Российской Федерацией на мировом рынке.

Обеспечению нормального развития государства способствуют цели, которые ставятся перед российским правительством при определении своей политики. Четкое следование этим целям обеспечит положительную динамику в развитии государства. Можно выделить следующие основные цели экономической политики:

  • Формирование наиболее актуальной структуры общественного производства.
  • Стимулирование увеличения объема производства.
  • Обеспечение максимальной занятости населения.
  • Правильное распределение дохода.
  • Поддержание на рынке стабильных цен и формирование гибкой ценовой политики.
  • Уменьшение негативных последствий инфляции.
  • Обеспечение сохранности природных ресурсов.

Достижение этих целей позволит повысить уровень развития экономики России, от чего зависит богатство и процветание страны. Однако при таком раскладе могут появиться определенные противоречия. Например, наращивание объемов производства может привести к ухудшению состояния окружающей среды. Именно поэтому крайне важно определить, каковы приоритеты политики российского государства в экономике. Это будет способствовать устранению противоречий между целями и поможет выработать правильную методику управления государством.

Меры по реализации направлений, установленных социально-экономической политикой России

Проведение пересмотра программ, утвержденных государством, что поможет привести их в соответствие с финансовыми возможностями государства.

Утверждение «дорожных карт», что будет способствовать улучшению условий ведения бизнеса.

Принятие мер по совершенствованию налогового администрирования, что поможет снизить налоговую нагрузку на бизнес и привлечет дополнительные средства для развития отечественного предпринимательства в качестве инвестиций.

Разработка предложений, способствующих развитию моногородов в комплексе, ликвидация аварийного жилого фонда.

Принятие мер по усовершенствованию государственной долговой политики субъектов РФ.

Необходимо усовершенствовать закон о занятости населения.

Формирование более сплоченных межбюджетных отношений.

Ускорение процесса принятия федеральных законов.

Основные стратегические задачи, которые ставятся перед экономической политикой государства

Достижение макроэкономической стабильности.

Координирование стратегического и бюджетного планирования.

Обеспечение поддержания инноваций.

Улучшение качества человеческого капитала.

Рассмотрим их подробнее.

Обеспечение макроэкономической стабильности, как одна из основных целей экономической политики

Данная цель предполагает создание сбалансированного бюджета, постепенное ежегодное снижение дефицита бюджета и сведение его к минимуму, возможность предсказания параметров инфляции.

В перспективе предусматривается ограничение использования доходов от добычи нефти и газа, обеспечивая сбалансированность бюджета РФ при разумных прогнозных показателях стоимости нефти.

Меры по обеспечению координации бюджетного и стратегического планирования в долгосрочной перспективе

Стратегические задачи государства в обязательном порядке необходимо оценивать в соответствии с приоритетами. Для этого их следует сопоставить с имеющимися реальными возможностями, от чего зависит богатство и процветание страны. Лишь применение комплексного подхода с учетом всех прошлых проблем позволит эффективно распределить ресурсы государства по направлениям экономической политики.

При этом любое решение должно приниматься лишь после предварительного анализа возможностей его финансового обеспечения и того, как оно повлияет на достижение главных стратегических целей, которые стоят перед государством.

Разработка и внедрение инструментов, необходимых для обеспечения поддержки инноваций

Государство в обязательном порядке должно применить комплексный подход при формировании благоприятной инвестиционной среды. Для этого необходимо обеспечить в стране макроэкономическую стабильность, повысить конкурентоспособность отечественной продукции, а также устранить имеющиеся административные барьеры.

Улучшение качества человеческого капитала

При осуществлении модернизации крайне важно наличие квалифицированных специалистов, а потому государство должно уделять внимание качеству образования и контролировать проведение профессионального обучения.

Помимо образования необходимо совершенствовать систему отечественных научных школ, привлекать к процессу обучения иностранных специалистов. Также нужно направить силы на создание достойных условий труда и повышение работоспособности, для этого следует внести ряд поправок в "Закон о занятости населения".

Таким образом, основные приоритеты экономической политики России определяются спецификой переходного периода на новый инновационный уровень, который ориентируется на социальные потребности. Для выхода российского государства на новую ступень развития необходимо установить правильные долгосрочные цели и приоритеты, которые будут определять весь необходимый комплекс преобразований в экономике государства.

Russian

English

Arabic German English Spanish French Hebrew Italian Japanese Dutch Polish Portuguese Romanian Russian Turkish

These examples may contain rude words based on your search.

These examples may contain colloquial words based on your search.

Translation of "экономические приоритеты" in English

See examples translated by economic priorities
(18 examples with alignment)

"> economic priorities

Other translations

Участие населения - это инструмент, позволяющий установить политические, социальные и экономические приоритеты на основе широкого согласия всех слоев общества.

Public participation is instrumental to ensuring that the political, social and economic priorities are based on a broad societal consensus.

Economic priorities are based on a broad societal consensus.">

Мое правительство убеждено, что ключевое значение для ускорения процесса возвращения беженцев и внутренне перемещенных лиц теперь имеют приватизация и другие экономические приоритеты .

My Government continues to believe that privatization and other economic priorities are now key to accelerating the return of refugees and internally displaced persons.

Economic priorities are now key to accelerating the return of refugees and internally displaced persons.">

Говоря конкретнее, нам необходимо включать экологические факторы, которые являются неотъемлемым условием устойчивого развития, в экономические приоритеты .

To be more specific, we must integrate environmental factors - a precondition for sustainable development - into economic priorities .

Economic priorities.">

Они могут охватывать социальные и экономические приоритеты , участие заинтересованных кругов и транспарентность информации;

These would cover social and economic priorities , participation of stakeholders and transparency of information;

Economic priorities, participation of stakeholders and transparency of information;">

Кроме того, социальные и экономические приоритеты , а также серьезная ограниченность капитала приводят к снижению стратегического значения каких-либо конкретных и дополнительных мер по смягчению экологических последствий или адаптации.

Additionally, urgent social and economic priorities and severe capital constraints lead to low policy priority for any specific and additional mitigation or adaptation measures.

Economic priorities and severe capital constraints lead to low policy priority for any specific and additional mitigation or adaptation measures.">

Необходимо уделить приоритетное внимание реформе в экономической, социальной и других областях, с тем чтобы более эффективно решать задачи и учитывать экономические приоритеты развивающихся стран на фоне глобализации.

Priority must be given to reform in economic, social and other areas so as better to meet the challenges and take account of the economic priorities of developing countries against the backdrop of globalization.

Economic priorities of developing countries against the backdrop of globalization.">

Необходимо, чтобы страны привели свои крат-косрочные экономические приоритеты в соот-ветствие с долгосрочными целями, оптими-зировали структуру энергетики, содействовали промышленному развитию. переходили к эколо-гически чистой экономике и способствовали созданию новых хозяйственных механизмов в целях обеспечения устойчивого экономического развития.

Countries must align their short-term economic priorities with long-term prospects, optimizing the energy mix, promoting industrial advancement, developing green economies and fostering new economic mechanisms for generating sustainable economic growth.

Economic priorities with long-term prospects, optimizing the energy mix, promoting industrial advancement, developing green economies and fostering new economic mechanisms for generating sustainable economic growth.">

Выводы этих форумов имеют для стран - членов важное практическое значение, поскольку они позволяют наиболее полно и четко сверить свои внутренние экономические приоритеты и подходы с тенденциями и проблемами современного промыш-ленного развития.

The results of those meetings would be found useful by Member States in bringing their domestic economic priorities more closely into line with current trends in industrial development.

Economic priorities more closely into line with current trends in industrial development.">

В рамках центрального правительства необходимо создать институциональный механизм на высоком уровне, с тем чтобы обеспечивать скоординированное и эффективное сокращение государственных расходов, полностью осознавая социальные и экономические приоритеты в условиях острого экономического кризиса в стране.

There is need for an institutional mechanism at a high level within the central government to enforce coordinated and effective curtailment of public expenditure, with full awareness of social and economic priorities , when the country faces an acute economic crisis.

Economic priorities, when the country faces an acute economic crisis.">

Индустрия услуг может испытывать нехватку капитала в силу того, что национальные экономические приоритеты требуют перераспределения таких ресурсов в другие секторы (например, сельское хозяйство или обрабатывающая промышленность) или лишь потому, что в данной стране их просто не хватает.

Service industries may be starved for capital because national economic priorities tend to direct such resources towards other sectors (e.g., agriculture or manufacturing), or simply because of general shortages in a given country.

Economic priorities tend to direct such resources towards other sectors (e.g., agriculture or manufacturing), or simply because of general shortages in a given country.">

При эффективном управлении принимаются меры для обеспечения того, чтобы политические, социальные и экономические приоритеты строились на широком консенсусе в обществе и чтобы при принятии решений о распределении ресурсов на цели развития учитывался голос самых бедных и наиболее уязвимых слоев.

Good governance ensures that political, social and economic priorities are based on broad consensus in society and that the voices of the poorest and the most vulnerable are heard in decision-making over the allocation of development resources .

Economic priorities are based on broad consensus in society and that the voices of the poorest and the most vulnerable are heard in decision-making over the allocation of development resources .">

Сознавая экономические приоритеты , рекомендованные новым правительством территории, а именно снижение расходов, сокращение бюджетного дефицита, замедление темпов роста до поддающегося контролю уровня и активизация деятельности в секторе туризма,

В любом обществе, в том числе и российском, существуют десятки острейших хозяйственных проблем, из-за которых власти периодически оказываются поставленными в условия, когда многие задачи надо разрешать одновременно. Однако в чисто экономическом плане есть несколько проблем, доставляющих во все времена наибольшую головную боль членам кабинета министров. Обычно государство нацелено на выбор оптимального баланса серии основных макроэкономических целей.

Рассмотренные основные цели, которые конечно же не исчерпывают содержания многозвенной целевой функции государства, тесно взаимосвязаны. Так, в случае наращивания обеспечивающих экономический рост той или иной страны инвестиций, например в модернизацию предприятий автомобилестроения, снижаются издержки производства в автомобильной промышленности, что способствует сокращению импорта транспортных средств и тем самым расширяет занятость на отечественных предприятиях, которая в свою очередь снимает социальную напряженность в обществе и способствует дальнейшему ускорению экономического роста.

Содержание целевой функции экономической политики во многом определяется типом хозяйственной системы, сложившейся в определенном обществе. Так, если национальная экономика базируется на рыночных отношениях, государство решает в основном лишь те проблемы, перед которыми отступает механизм рынка. В нерыночной же хозяйственной системе правительство стремится решать все и нередко доходит до обещаний накормить население, модернизировать основные фонды предприятий, убрать урожай, предоставить каждой семье квартиру и т.п. При выдвижении основных целей развития должны, кроме того, учитываться доминирующие в данном обществе ценности, исторические традиции народа, геополитическое положение страны и др.

При построении целевой функции, имеющей обычно достаточно сложную конфигурацию, правительство должно в первую очередь ответить на вопрос, следует ему стремиться к одновременному достижению многих целей или же нужно выработать некую очередность в их реализации, расставив целевые установки по степени важности. Накопленный к настоящему времени мировой опыт доказывает бесспорные преимущества второго варианта. Причины этого выбора таковы:

Дело в том, что сокращение безработицы (движение вверх по кривой) достигается путем ускорения темпов экономического роста с помощью мер стимулирующей государственной политики, использующей дешевый кредит, масштабные долгосрочные государственные инвестиции, социальные пособия и другие инструменты, что обычно порождает рост общего уровня цен. И наоборот, борьба с инфляцией (движение вниз), «охлаждая экономику» посредством удорожания кредита или урезания социальных программ одновременно, провоцирует падение ВВП, сопровождающееся вынужденной безработицей. В связи с этим одной из важнейших задач государства является не столько удержание инфляции и безработицы на низком уровне, сколько поиск ответа на вопрос, какая комбинация этих двух зол наилучшим образом способствует устойчивому росту экономики страны в обозримой перспективе.

Цели экономического роста и справедливого распределения доходов также могут противоречить друг другу: стремление достичь большего равенства в распределении может заметно ослабить стимулы к труду, инвестированию, научно-техническому прогрессу (НТП) и предпринимательскому риску. Более справедливое распределение доходов тождественно повышению налогов для высокодоходных групп населения, что сдерживает их мотивацию. Жесткой связи между усилением общего неравенства в доходах и темпами хозяйственной динамики мировая статистика не обнаруживает. Так, в Венгрии, Польше, Словакии доходы 10% самых бедных граждан отстают сегодня от доходов 10% наиболее обеспеченных жителей всего в 4,5-5,5 раза, в то время как в Болгарии и Румынии - более чем в 10 раз. Между тем экономика первой группы стран развивается на постсоциалистическом пространстве более успешно. Научное объяснение подобного соотношения темпов можно получить, разложив общее неравенство на две его составляющие - нормальное и избыточное. И если нормальная дифференциация населения оказывает, безусловно, позитивное, стимулирующее воздействие на экономический рост, то избыточное (несправедливое) расслоение порождает бедность широких масс населения и ограничивает его платежеспособный спрос, что резко тормозит хозяйственную динамику современного общества.

Противоречивым выглядит и.соотношение между целями достижения полной занятости и экономической эффективности. Так, в СССР у работников не было страха потерять работу, что являлось немаловажным фактором невысокой производительности труда. С другой стороны, если безработица излишне велика, то возникает вопрос, как достичь эффективного использования производственных (прежде всего трудовых) ресурсов. Связь экономического роста и экономической свободы столь же неоднозначна. Бесспорно, что наивысшие темпы роста благосостояния в XX в. обеспечивали те страны, в которых оказались наиболее защищенными демократические свободы во всех сферах общественной жизни, включая и экономику, где на деле была реализовано право выбора форм и видов хозяйственной деятельности, приобретения и продажи недвижимости, участия в забастовках и т.п. И наоборот, как отмечал видный немецкий экономист В. Ойкен, тоталитарное государство, лишая людей свободы экономического выбора, тем самым освобождает их от ответственности и в конечном счете приводит к бедности. Правда, в СССР в период индустриализации оказался возможным рост объема производства в обстановке резкого подавления свободы выбора сферы экономической деятельности, жесткого ограничения предпринимательской активности, отсутствия рынка жилья, формализации профсоюзного движения. Китайское «экономическое чудо» в последние 30 лет тоже произошло в далеко не самом демократическом государстве мира. Как отмечала еще в XVIII в. президент Российской академии наук княгиня Е.Р. Дашкова, если свобода шествует впереди просвещения, то это приводит к хаосу. Экономическая свобода, видимо, является благом для роста национальной экономики далеко не всегда, а лишь при условии достижения страной определенного уровня социально-экономического развития, когда величина создаваемого в стране национального продукта в расчете на душу населения превышает, скажем, 5 тыс. дол. в год. Именно после достижения данного порогового значения благосостояния начали разрастаться демократические процессы в странах Латинской Америки (Бразилия, Аргентина, Чили и др.). Перестройка времен М.С. Горбачева в нашей стране тоже, с позиций данной теории, началась вовсе не случайно, а была экономически обоснована достижением страной некоего рубежа процветания. Дело в том, что на определенном этапе - в условиях, когда резко возрастают роли субъективного фактора производства, уровня образования и общей культуры населения в развитии общества, - ограничение экономических прав личности вполне может стать главным тормозом дальнейшего прогресса. Австрийский экономист, лауреат Нобелевской премии Ф. Хайек сформулировал перед Второй мировой войной альтернативу; свобода или благосостояние. Он считал, что во имя повышения уровня жизни человечество может принести в жертву даже некоторые из своих экономических свобод. К тому времени мир еще не вкусил сполна от тоталитарного «благосостояния». Это была ошибка, признанная Ф. Хайеком в его книге «Дорога к рабству» уже в 1944 г. В общем случае свобода и благосостояние неразделимы, точно так же как тоталитаризм и нищета. По индексу экономической свободы, определяемому на основе сопоставления удельного веса продукции, производимой на государственных предприятиях, степени влияния государства на бизнес, величины налогового бремени, доли «черного рынка», степени защищенности прав собственности и ряда других показателей, Россия в 2002 г. занимала 131 место из 155 стран, пропустив вперед даже такие «свободные» страны, как Чад и Нигерию, не говоря уже о лидерах, например Гонконге, Сингапуре, Новой Зеландии, Эстонии, США, Голландии, Ирландии, Люксембурге, Австралии, Чили. Крупный спад, случившийся в нашей стране в 1990-е гг. и передвинувший ее далеко вниз по шкале хозяйственного развития, вполне может сопровождаться поиском властью возможностей ускорения экономического роста в арсенале средств не самого демократического характера. В бурно развивающейся рыночной экономике государство имеет в ряде случаев основания ограничивать экономическую свободу отдельных субъектов во имя процветания общества в целом.

Во всяком случае, серьезная утрата экономических основ демократического устройства общества характерна не только для Российской Федерации. Сходная ситуация сложилась и во многих восточно-европейских странах, где в настоящее время свыше 61 млн человек считаются нищими (т.е. живут на сумму, не превышающую 2,15 дол. в день). Немало здесь и так называемых незащищенных граждан, чей располагаемый доход ниже 4,3 дол. в день. В африканских странах уровень благосостояния еще ниже: многочисленные нищие «черного континента» проживают всего на 1 дол., а бедные - на 2 дол. в день. Однако в более холодных европейских странах не обойтись без дополнительных расходов на одежду и отопление жилья.

Опыт преодоления Великой депрессии 1929-1933 гг. подвел науку к выводу о том, что одновременное достижение даже трех главных макроэкономических целей (экономический рост, стабильность цен, полная занятость) подвластно только магу, волшебнику, и в экономической теории возникло понятие «магический треугольник». Этот треугольник после Второй мировой войны превратился в многоугольник. Все обозначенные в нем цели сразу достигались на практике лишь в нескольких случаях. Высокие темны роста экономики при сравнительно низком уровне инфляции и безработицы были зафиксированы в послевоенной Японии и Германии. Наглядным примером «экономического чуда» могут считаться реформы Л. Эрхарда, в результате которых за 15 лет, прошедших с момента их накала в 1948 г., ВВП Германии возрос более чем в 4 раза (а значит, была ликвидирована вынужденная безработица), в разрушенной войной стране быстро была решена жилищная проблема (и это несмотря на развернушиеся миграционые проблемы), погашены крупные иностранные кредиты, представленные в рамках плана Маршалла, а также развернута масштабная денежная помощь ряду развивающихся государств. Такое же «экономическое чудо» произошло позднее в новых индустриальных странах Восточной и Юго-Восточной Азии, а в конце 1990-х гг. - в США и отдельных государствах Западной Европы (например, во Франции). Эти страны вступили в XXI в. в обстановке высоких темпов экономического роста и занятости экономически активного населения, с годовой инфляцией менее 2%, относительно стабильными валютными курсами и неуклонно улучшающимся качеством жизни. Однако эта успешность не устраняет противоречия в системе экономических целей, а лишь свидетельствует об искусстве поиска властями адекватных форм разрешения глубинных противоречий экономической системы.

Макроэкономические цели развития общества и характеризующие их показатели могут быть не только взаимосдерживающими и конкурирующими, но и несовместимыми. В этой ситуации правительство должно выработать систему приоритетов, определив, что важнее для страны в данный момент. В ходе разработки приоритетов и нахождения целевых компромиссов обычно происходит острая политическая борьба партий. Так, если социал-демократы и другие партии левой ориентации, опирающиеся на рекомендации кейнсианской теории и доказывающие необходимость государственного вмешательства в регулирование рыночной экономики, традиционно выступают за полную занятость, то правые партии консервативного толка, отстаивающие на практике либеральные ценности неоклассиков, способность рыночного механизма самостоятельно разрешать возникающие проблемы, - за преодоление инфляции. При этом проблемы несправедливости в деятельности последних уходят в тень. Не случайно всего 1% домохозяйств США располагают 33% совокупных активов, а в Великобритании, с учетом уникальной концентрации земельных ресурсов в руках горстки лиц, дифференциация оказывается еще более высокой. Поэтому приход, уход и возвращение во власть тех или иных политических партий в немалой степени предопределяются ситуацией, сложившейся в национальной экономике. Например, если темпы инфляции в стране замедляются за счет нарастания безработицы, то резкий социальный протест против нее закономерно приводит к власти кейнсианцев. Однако последствия проводимой ими зачастую проинфляционной политики обычно возвращают в кресло президента сторонника классической экономической теории.

По мнению норвежского экономиста, лауреата Нобелевской премии Р. Фриша, процесс формирования целей экономической политики должен разделяться на два этапа. Первый обеспечивается высшими правительственными чиновниками. Их обязанность - на основе любой политической процедуры (демократической, связанной с изучением мнения различных социальных сил и стремлением достичь консенсуса в обществе, либо авторитарной, при которой целевые установки жестко задаются центральной властью) четко определить предпочтения, очередность решения тех или иных народно-хозяйственных проблем. Наиболее типичные примеры таких предпочтений в последние десятилетия являются сдерживание инфляции, переход к новому качеству экономического роста, снижение вынужденной безработицы. Эффективность прохождения второго этапа зависит от макроэкономистов, призванных обеспечивать разработку и предоставление политикам более или менее широкого набора альтернативных вариантов развития, каждому из которых соответствуют определенные значения целей регулирования. При этом принципиально важно, чтобы эти варианты не выходили за рамки имеющихся в распоряжении государства ресурсов, отвечали складывающейся в стране социально-политической ситуации, учитывали фазу экономического цикла, через которую проходит страна, и наконец, просто соответствовали здравому смыслу (как это случилось, например, при принятии решения об отказе от поворота сибирских рек в Среднюю Азию или от размещения крупного нефтепровода вблизи озера Байкал). В демократическом обществе президент, законодательная и исполнительная власть просто обязаны выслушивать рекомендации экономической науки, решительно избавляясь от келейности при формировании экономической политики. Вследствие этого предложение академика Л.И. Абалкина закрепить «за Российской академией наук роль эксперта при принятии важнейших стратегических решений» заслуживает немедленной реализации.

После проведения взвешенной научной экспертизы функция политиков состоит в обеспечении осуществления какого-либо одного из предложенных вариантов в практике хозяйствования. Вместе с тем нередки ситуации, когда члены кабинета министров бракуют весь спектр возможных альтернатив. Тогда дело чести для научного сообщества - предупредить, что они проявляют некомпетентность, так как желают невозможного. Впрочем, более вероятным является смещение приоритетов между макроэкономическими целями в ходе итеративной процедуры. Как следствие, появляется новый набор вариантов и т.д. Внутренние и внешние условия развития национальной экономики далеки от постоянства, поэтому экономисты должны периодически обновлять число вариантов хозяйственной эволюции общества, а также иметь в запасе еще несколько альтернатив.

В последние десятилетия во всем мире по мере укрепления субъектов рыночных отношений и решения механизмами рыночной конкуренции многих, ранее считавшихся сугубо правительственными, задач (повышения эффективности, социальной защищенности, развития фундаментальной науки и т.п.) происходит обратный процесс неуклонного снижения размерности целевой функции экономической политики. Известный теоретик экономической политики голландец Я. Тинберген в 1955 г. выдвигал восемь целей, характеризующих: объем государственных расходов, темп изменения реальной заработной платы, уровень занятости, индикатор распределения доходов, размеры инвестиций, совокупный спрос, уровень производства, сальдо платежного баланса. В целевых функциях, которыми руководствовались правительства индустриально развитых стран в 1970-е гг., остались четыре компонента: полная занятость, стабильность цен, отсутствие неуправляемых дефицитов платежного баланса, устойчивый уровень экономического развития. В настоящее время многие правительства ограничиваются двумя целями: достижение нового качества экономического роста (связанного с НТП и достижением экологического равновесия) и борьба с неуправляемой инфляцией. При этом выдвижение правительствами тех или иных целей в разряд приоритетных в немалой степени детерминируется не столько внутренними факторами, сколько необходимостью выполнения ими тех или иных международных соглашений. Например, вступление страны в Европейский Союз (ЕС) специально оговаривается недопустимостью чрезмерной инфляции на ее территории. Главный приоритет российского государства в 1990-е гг. - достижение относительной стабильности цен - являлся внешним требованием Международного валютного фонда (МВФ) и условием предоставления им нашей стране масштабных кредитов.

Уменьшение числа одновременно реализуемых правительством целей свидетельствует о бесспорных достижениях современной рыночной экономики, которая оказалась способной самостоятельно, без вмешательства государства обеспечить стихийно действующими механизмами саморегулирования разрешение многих сложных проблем. Сокращение размерности целевой функции выступает и как реакция властей на известное правило осуществления экономической политики (называемое неравенством Тинбергена). Его экономический смысл состоит в следующем: во избежание подрыва доверия со стороны населения государству не следует возлагать на себя то, что оно не в состоянии сделать; число целей не должно превосходить числа имеющихся в его распоряжении инструментов экономической политики. Иначе говоря, всякому желательному состоянию национальной экономики следует придавать статус политической цели не раньше, чем будут найдены ресурсы, необходимые для ее достижения.

Контрольные вопросы

  1. Каков предмет экономической теории? Назовите функции, выполняемые этой наукой.
  2. Чем отличаются объекты макро- и микроэкономического анализа?
  3. Какова роль Дж. Кейнса в становлении и развитии макроэкономики? В чем состоит суть «кейнсианской революции» в экономической науке?
  4. С какой целью различают микроэкономические проблемы при анализе вопросов макроэкономики, и наоборот, макроэкономические проблемы в ходе исследования проблем микроуровня?
  5. Какие восемь-десять актуальных для современной России и всемирного хозяйства проблем исследуются в макроэкономике?
  6. Докажите необходимость понимания изучаемых макроэкономикой проблем:

    а) предпринимателем;

    б) менеджером;

    в) премьер-министром;

    г) избирателем;

    д) юристом - депутатом Государственной Думы;

    е) студентом экономического и неэкономических факультетов;

    ж) банкиром;

    з) безработным.

  7. Каковы основные макроэкономические цели? Попытайтесь разместить их по степени важности для современной России.
  8. Каково содержание понятия «экономическая свобода»? Что побуждает правительства рассматривать экономическую свободу в качестве одной из важнейших целей проводимой ими макроэкономической политики?
  9. Продемонстрируйте свое знание истории при ответе на вопросы: всегда ли экономическая свобода способствует экономическому росту страны? Поможет ли некоторое ущемление свободы выбора в современной России достичь удвоения создаваемого в ней национального продукта?
  10. Какое содержание вы вкладываете в понятие «справедливое распределение доходов»? В чем состоят значимость построения кривой Лоренца и исчисления коэффициента Джини?
  11. Какова взаимосвязь между экономическим ростом и экономической эффективностью? В чем состоят отличия между экстенсивным и интенсивным типами роста? В каком направлении должны изменяться известные вам показатели экономической эффективности для достижения интенсивного роста национальной экономики?
  12. Какой вариант действий правительства вы считаете предпочтительным: стремление к одновременному достижению нескольких целей или движение по приоритетам в экономической политике?
  13. Используя свои представления о кривой Филлипса, раскройте соотношение между целями достижения полной занятости и стабильности общего уровня цен.
  14. Раскройте соотношение следующих макроэкономических целей (под углом зрения их взаимодополнения или взаимоисключения):

    а) экономический рост и полная занятость;

    б) экономический рост и стабильный общий уровень цен;

    в) экономический рост и экономическая свобода;

    г) экономический рост и справедливое распределение доходов;

    д) экономический рост и социальная защищенность;

    е) полная занятость и социальная защищенность;

    ж) экономическая свобода и экономическая эффективность;

    з) справедливое распределение доходов и экономическая эффективность.

  15. В чем заключается проблема «магического треугольника (многоугольника)»? Встречались ли в мировой хозяйственной истории случаи разрешения данной проблемы?
  16. Действие каких факторов определяет размерность целевой функции проводимой государством экономической политики?
  17. Каковы политические процедуры, посредством которых правительство определяет приоритеты экономической политики в плановой и рыночной экономике?
  18. Каким вам видится «разделение труда» между политиками и учеными-экономистами при формировании целей экономической политики?

Национальные интересы РФ на долгосрочную перспективу будут заключаться:

В развитии демократии и гражданского общества, повышении конкурентоспособности национальной экономики;

В обеспечении незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета РФ;

В превращении РФ в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.

Основными приоритетами национальной безопасности РФ будут являться национальная оборона, государственная и общественная безопасность.

Для обеспечения национальной безопасности РФ, наряду с достижением основных приоритетов национальной безопасности, будет сосредоточивать свои усилия и ресурсы на следующих приоритетах устойчивого развития:

Повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения;

Экономический рост, который достигается прежде всего путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал;

Наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, которые развиваются путем укрепления роли государства и совершенствования государственно-частного партнерства;

Экология живых систем и рациональное природопользование, поддержание которых достигается за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны;

Стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство, которые укрепляются на основе активного участия России в развитии многополярной модели мироустройства.

Основной Стратегической целью в рамках совершенствования национальной обороны ставят предотвращение глобальных и региональных войн и конфликтов, а также осуществление стратегического сдерживания в интересах обеспечения военной безопасности страны. Государственная политика РФ в области национальной обороны и военного строительства, в том числе в рамках Союзного государства, на долгосрочную перспективу будет нацелена на совершенствование Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, призванных при любых условиях развития военно-политической обстановки обеспечить безопасность, суверенитет и территориальную целостность государства. Главной задачей укрепления национальной обороны в среднесрочной перспективе будет являться переход к качественно новому облику Вооруженных Сил РФ с сохранением потенциала стратегических ядерных сил. Предусмотрена реструктуризация, оптимизация и развитие оборонно-промышленного комплекса РФ в среднесрочной перспективе.

Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности названы защита основ конституционного строя РФ, основных прав и свобод человека и гражданина, охрана суверенитета РФ, ее независимости и территориальной целостности, а также сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе.

РФ при обеспечении национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу будет исходить из необходимости постоянного совершенствования правоохранительных мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию актов терроризма, экстремизма, других преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, конституционный строй РФ. Наряду с этим, главными направлениями государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу должны стать усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности, прежде всего детей и подростков, совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, коррупцией, терроризмом и экстремизмом, повышение эффективности защиты прав и законных интересов российских граждан за рубежом, расширение международного сотрудничества в правоохранительной сфере.

На региональном уровне стабильному состоянию национальной безопасности отвечает сбалансированное, комплексное и системное развитие субъектов Российской Федерации. Одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности на региональном уровне на среднесрочную перспективу определяется:

Создание механизмов сокращения уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации путём сбалансированного территориального развития.

В долгосрочной перспективе угрозы национальной безопасности, связанные с диспропорцией уровней развития регионов России, предотвращаются путём развертывания полномасштабной национальной инновационной системы за счёт формирования перспективных территориально-промышленных районов в южных регионах и Поволжье, на Урале и в Сибири, на Дальнем Востоке и в других регионах Российской Федерации.

С одной стороны, четко обозначилась группа экономически развитых регионов : Москва и Санкт-Петербург с наиболее диверсифицированной отраслевой структурой и высоким удельным весом сферы услуг; ряд субъектов РФ с мощным и достаточно конкурентоспособным машиностроительным комплексом (Московская, Нижегородская, Самарская, Свердловская области, Пермский край), а также группа преимущественно сырьевых регионов, специализирующихся на производстве продукции топливно-энергетического комплекса, нефтехимии, черной и цветной металлургии (Тюменская область, Красноярский край, республики Коми, Татарстан, Башкортостан и Саха (Якутия), Белгородская, Липецкая, Вологодская, Оренбургская, Томская, Сахалинская области).

С другой стороны, на противоположном полюсе экономической активности представлены территории, наиболее пострадавшие за 1990 е годы от разрушительных последствий экономического кризиса: республики Северного Кавказа, большинство приграничных районов юга Сибири и Дальнего Востока, а также ряд старопромышленных регионов европейской части страны (Псковская, Брянская, Ивановская, Пензенская области и др.), испытавших в кризисные годы наиболее глубокий спад материального производства.

Развитие экономики субъектов Российской Федерации, расположенных в Центрально-Черноземном регионе, связано прежде всего с использованием его главного конкурентного преимущества- плодородных земель.

Северо-Зап регион - экономич и инновац потенциал Санкт-Петербургской городской агломерации, выход к важнейшим морским коммуникациям, наличие ресурсной базы для топливной, металлургической, химической, лесной и рыбной отраслей.

Развитие юга России основано на использовании конкурентных преимуществ- наиболее благоприятных природно-климатических условий для с/х, высокого рекреационного потенциала.

В приморских и горных регионах, обладающих высоким природно-рекреационным потенциалом(Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Краснодарский край и Ставропольский край), необходимо сконцентрировать усилия на приоритетном развитии туристической отрасли рекреационных услуг.

В регионах, обладающих потенциалом развития перерабатывающих отраслей промышленности (Астраханская, Волгоградская и Ростовская области), экономическое развитие направлено на внедрение в этих отраслях новой техники и технологий.

Урал-добычей минеральных, прежде всего нефтегазовых, ресурсов на основе современных технологий; модернизацией индустриального потенциала Урала, развитием глубокой переработки сырья; развитие деловых, инновационных, образовательных и других услуг; освоение природных ресурсов и их переработке, создание новой транспортной инфраструктуры.

5. Понятие «ЭкБез»: ее определение, категории и содержание

В постсоветской России формирование системы национальной безопасности началось с принятия 5.03.92 г. Закона РФ «О безопасности». В нём определено, что безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Апрель 96 г. Указ Президента РФ «Государственная стратегия ЭкБез-ти РФ.

Декабрь 97 г. Указ Президента РФ «Концепция национальной безопасности РФ»

10.01.2000 г. Президент РФ В.В.Путин утвердил «Концепцию национальной безопасности РФ»

ЭкБез-состояние экономики и институтов власти, при которых обеспечивается гарантированная защита социальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже в условиях неблагоприятных внутренних и внешних процессов.

Именно благодаря безопасности , основу которой составляет трудовая деятельность, то или иное сообщество может жить, изменяться и развиваться. Тесная взаимосвязь в обеспечении безопасности социального и экономического означает, что сама безопасность в обществе представляет собой объективно необходимое социально-экономическое явление и в этом смысле выступает предметом экономической теории.

Важнейшие виды ЭкБез-ти – финансовая, энергетическая, оборонная, оборонно-промышленная, продовольственная.

Критерии ЭкБез-ти – это оценка состояния экономики по следующим показателям: ресурсный потенциала (общая совокупность ресурсов, которые используются в настоящее время или могут быть привлечены для экономич деятельности ), эффективность использования ресурсов(такой уровень организации экономики, при котором общество извлекает максимум полезности из имеющихся ресурсов-принцип Парето,итальян экон-т ), целостность территории (В пределах своей территории государство осуществляет верховенство, которое называется территориальным и является составной частью суверенитета государств ).

Показатели ЭкБез-ти:

Уровень жизни-уровень жизни выраж-ся в кол-ве и в кач-ве потребляемых человеком благ и услуг/отношение уровня доходов населения к стоимости жизни ,

Качество жизни-субъектив оценка степени удовлетвор материальных и духовных потребностей

Инфляция-повыш общ уровня цен на тов и услуги ,

Безработица-соц-эк ситуация, при которой часть активного, трудоспособного населения не может найти работу, которую эти люди способны выполнить ,

Экономический рост-увелич объема произ-ва продукции в нац эк-ке за определ период времени ,

Состояние золотовал резервов-внешние высоколиквидные активы, представленные в виде иностранной валюты и золота ,

Объём теневой экономики-эк деят-ть, скрываемая от общества и гос-ва,нах вне гос контроля и учёта ,

Состояние бюджета,

долг и др.

Уровни безоп: глобальная, региональная, национальная (федеральная, региональная, частная).

Угрозы ЭкБез-ти России.

ЭкБез-состояние экономики и институтов власти, при которых обеспечивается гарантированная защита социальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже в условиях неблагоприятных внутренних и внешних процессов. (Стратегия нац без-ти РФ до 2020)

12.05.2009 г. Президент РФ Д.А.Медведев утвердил «Стратегию национальной безопасности РФ до 2020» года», который признал утратившими силу «Концепции национальной безопасности РФ» 1997 и 2000 г.

Угроза – наиболее конкретная и непосредственная форма опасности, т.е. актуализированная (уже действующая опасность), характеризуемая конкретной формой проявления и способом воздействия

экономические угрозы - это угрозы экономическим системам, порождаемые экономическими отношениями и явлениями

Источники угроз: кризисы мировой и региональных финансово-банковских систем, усиление конкуренции в борьбе за дефицитные сырьевые, энергетические, водные и продовольственные ресурсы, отставание в развитии передовых технологических укладов, повышающие стратегические риски зависимости от изменения внешних факторов

Главными стратегическими рисками и угрозами национальной безопасности в экономической сфере на долгосрочную перспективу являются:

Сохранение экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики;

Снижение конкурентоспособности и высокая зависимость ее важнейших сфер от внешнеэкономической конъюнктуры;

Потеря контроля над национальными ресурсами;

Ухудшение состояния сырьевой базы промышленности и энергетики;

Неравномерное развитие регионов и прогрессирующая трудонедостаточность;

Низкая устойчивость и защищенность национальной финансовой системы;

Сохранение условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений, а также незаконной миграции.

Для противодействия угрозам ЭкБез-ти силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества нацелены на поддержку государственной социально-экономической политики, направленной:
-на совершенствование структуры производства и экспорта, антимонопольное регулирование и поддержку конкурентной политики;
-на развитие национальной инновационной системы в целях реализации высокоэффективных проектов и приоритетных программ развития высокотехнологичных секторов экономики;
-на укрепление финансовых рынков и повышение ликвидности банковской системы;
-на сокращение неформальной занятости и легализацию трудовых отношений, повышение инвестиций в развитие человеческого капитала;
-на обеспечение баланса интересов коренного населения и трудовых мигрантов с учетом их этнических, языковых, культурных и конфессиональных различий, включая совершенствование миграционного учета, а также на обоснованное территориальное распределение трудовых мигрантов исходя из потребностей регионов в трудовых ресурсах;
-на формирование системы научного и технологического прогнозирования и реализацию научных и технологических приоритетов, усиление интеграции науки, образования и производства;
-на создание условий для развития конкурентоспособной отечественной фармацевтической промышленности;
-на развитие индустрии информационных и телекоммуникационных технологий, средств вычислительной техники, радиоэлектроники, телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения.